Достопримечательности Стамбула самостоятельно: фото и описание с картами

Мекка для туристов

Туристической Меккой для новичков преимущественно служат районы европейской части города. Особой популярностью у приезжих пользуются ильче (муниципальные районы) Фатих и Бейоглу.

  1. На территории Фатиха, центра древнего Константинополя, расположены дворец Топкапы, мечеть Сулеймание, Голубая мечеть, собор Святой Софии, цистерна Базилика.
  2. Бейоглу, он же Пера, знаменит площадью Таксим, улицей Истикляль, Галатской башней, множеством мечетей, синагог и христианских церквей.

1 турецкая лира (TL) = 0,30 $

Именно поэтому тем, кто приезжает в Стамбул впервые, рекомендуют остановиться в их пределах: в отелях близ станций Султанахмет, Лалели, Гюльхане или Аксарая, рядом с важнейшими достопримечательностями.

Краткая история Стамбула

Археологические свидетельства говорят о существовании на месте Стамбула микенских поселений XIII века до нашей эры, но так как известно о них мало, то бытует мнение, что город был основан в VII веке до нашей эры Византием Мегарианом, откуда и произошло его первое название – Византий. По словам одного древнего историка, он представлял собой «ничтожную греческую колонию».

Следующую тысячу лет Византий был важным центром коммерции и торговли, но только в начале IV века нашей эры было принято решение, которое подняло его к вершинам благосостояния, силы и власти. Более 350 лет он оставался лишь римской провинцией в Азии, но в 305 году после ухода Диоклетиана в борьбу за контроль над империей вступили Константин и Лициниус.

Это был правильный выбор. Семь холмов, на которых Константин задумал построить новую столицу (намеренное подражание Риму, да и сам город первоначально собирались назвать Новый Рим), возвышались над Босфором и спускались к бухте Золотой Рог. С двух сторон город был защищён морем, а его внутреннюю часть легко было укрепить искусственно. Он также был удачно расположен недалеко от проблемных границ с Европой и Персией.

В 395 году Римская империя была разделена между двумя сыновьями Теодосиуса Первого, и Константинополь стал столицей восточной части империи. Он быстро сформировал свой характерный, отличный от римского стиль, принял греческий язык и христианство. В 532 году долгое и успешное правление было прервано при императоре Юстиниане восстанием Ника, после которого город (и особенно храм Айя-София) был перестроен и стал гораздо больше, чем раньше.

Однако ещё через полвека начался закат Византийской империи. С севера и востока ей грозили персы, авары и славяне. Император Гераклиус сумел остановить их, но в последующие века упадок не прекращался, хотя и происходил очень медленно. В VII и VIII веках по империи прокатились волны арабских завоеваний, в IX и X веках – болгарских, и только стены города спасли Константинополь от захвата.

Достопримечательности Стамбула самостоятельно: фото и описание с картами

Параллельно с этим увяданием происходило укрепление Османской империи, чья столица с 1362 года несколько раз переезжала из Бурсы в Эдирне, и чья территория постепенно сжималась вокруг Константинополя ещё задолго до того, как город был взят. В 1452 году Мехмед II захватил жизненно необходимую увядающему городу часть побережья Босфора и построил там крепость Румели Хисары. Это значило, что в любой момент он может помешать ввозить в город продовольствие и подчинить его, поставив на грань голодной смерти.

Осада города длилась 7 недель, а после его захвата и грабежей Мехмед II (Завоеватель) – Фатих Султан Мехмед – стал его восстанавливать, начав со строительства нового дворца, Мечети Завоевателя Фатих Джами и многочисленных комплексов сооружений меньшего размера. Однако к другим религиям мусульмане относились вполне толерантно, и Мехмед настойчиво приглашал жить в городе греков и армян. Эту политику продолжил его последователь Баязид II, который приютил еврейских беженцев из Испании, тем самым вдохнув новую жизнь в экономику.

В следующие сто лет после завоевания победа была закреплена великими военными достижениями Селима Грозного и Сулеймана Великолепного (1520-1566 годы), Законодателя. Этот величайший правитель Османской империи ставил перед собой задачу покорения всей Западной Европы, но был задержан уже у стен Вены. Однако того, что он добыл в своих походах, вполне хватило на финансирование работ самого выдающегося архитектора империи Мимара Синана.

После смерти Сулеймана прошло ещё сто лет, а затем империя стала демонстрировать первые признаки упадка. Территориальные потери на дальних рубежах сочетались с коррупцией, которая свила гнездо в самом сердце государства, самом дворце Топкапы. Престол занимали всё новые, часто бездарные султаны, которые предпочитали проводить время в гареме, а не на поле битвы.

Они часто принимали решения под влиянием женщин, которые всё более активно участвовали в дворцовых интригах. По мере утраты Османской империей территорий на западе, султаны стали интересоваться моделями устройства государств востока. Первый парламент 1876 года уже через год был распущен султаном Абдулхамидом II, но веяние реформ всё-таки привело к его образованию в 1909 году.

После окончания Первой мировой войны Стамбул был оккупирован союзниками, в основном британцами, которые задержались, чтобы оттянуть как можно на более долгий срок конец некогда великой империи. После войны за независимость эта проблема была быстро решена провозгласившим Республику Ататюрком. Столица была перенесена в Анкару. Однако Стамбул остался важнейшим центром коммерции и торговли, который до сих пор играет в стране очень серьёзную роль.

Население Большого Стамбула приближается сегодня к 15 миллионам жителей (это почти четверть населения всей страны), а поскольку каждый год прирост населения составляет ещё около 300 тысяч человек, то нет никаких признаков того, что оно будет уменьшаться. Заполненные до отказа низкокачественные строения были основной причиной массовой гибели людей во время землетрясения, которое произошло в августе 1999 года, когда большая часть зданий к западу от главного аэропорта и на востоке города было разрушено.

Неудивительно, что в Стамбуле самое маленькое среди большинства городов Европы количество зелёных насаждений на одного человека, а общественный транспорт всегда переполнен и с трудом продвигается по пробкам. Существуют грандиозные планы по изменению ситуации, в том числе строительство двадцати шести новых дорог, одиннадцати развязок, шестнадцати километров «лёгкого» метро и ещё пяти мостов через Босфор.

Итоги

Городской совет Стамбула рассмотрел программы по уборке улиц в самых нечистоплотных районах и облагораживанию периферии города, однако ещё не разработано легальных способов борьбы с растущими вокруг него барачными и палаточными поселениями. Основной проблемой там остаётся бедность, которая резко контрастирует с богатством раскинувшихся вдоль берега Босфора, быстро развивающихся пригородов, в которых селятся представители образованных классов.

Стамбул разделён на две части Босфором, границей между Европой и Азией, представляющей собой узкий 30-километровый пролив между Чёрным и Мраморным морем. Со стороны Европы от его южной части отделяется залив Золотой Рог, который начинается в семи километрах от устья Босфора двумя небольшими протоками.

Вдоль Золотого Рога сегодня располагаются предприятия лёгкой промышленности. Основные жилые районы находятся на побережье Мраморного моря и на холмах над Босфором. Стамбул имеет два центра, которые разделены Золотым Рогом, но оба находятся на европейской стороне города. Султанахмет – это историческое сердце Стамбула, а расположенный южнее Таксим – современный деловой центр. Их легко отличить друг от друга с воды: визитной карточкой одного является дворец Топкапы, второго – современная гостиница Marmara.

Приезжие большую часть времени проводят в Султанахмете, центре Византийской и Османской империй. Все его основные достопримечательности находятся в двух шагах друг от друга и недалеко от главной улицы с трамвайной линией Divan Yolu. Среди них дворец Топкапы, Айя-София, Султанахмет Джами (Голубая мечеть), Музей турецкого и мусульманского искусства и крытый базар Капалы Чарши.

Там же располагается Мысыр Чаршысы (рынок пряностей) и Галатский мост. К западу от крытого базара находится студенческий район Беязит со Стамбульским университетом и Сулеймание Джами. Ещё дальше на запад, вниз по главной улице Ordu Caddesi (продолжению Divan Yolu), размещается коммерческий район Лалели и транспортный узел Аксарай.

Далее лежат мусульманские районы Фатих и Зейрек с многочисленными мечетями. От Мраморного моря к Золотому Рогу, примерно в шести километрах от дворца Топкапы, проходит часть городской стены Теодосиуса II. Сюда легко добраться на автобусе или трамвае, чтобы погулять рядом с фортификационными укреплениями Йедикуле и посмотреть удивительные фрески и мозаики музея Карийе. Дальше располагается Эйюп с самыми красивыми мечетями мусульманского мира.

От Султанахмета и Эминёню вы переходите Босфор по Галатскому мосту и попадаете в портовый район Каракёй, а потом к крутым Галатским холмам, где, собственно, и начинался Константинополь. Недалеко от северной части моста находится вход в построенный французами железнодорожный Тюннель, который за восемьдесят секунд домчит вас до Бейоглу, изящный европейский квартал XIX века.

Площадь Султанахмет

К северу от Таксима, на одной из линий метро находятся новые деловые центры Стамбула – Харбийе, Этилер и Нишанташи с офисами многих посольств и авиакомпаний. В нижней части Таксима на берегу Босфора лежат внутренние районы города Бешикташ и Ортакёй с живописными видами на пролив и рядом исторических мест и парков.

Самостоятельное изучение города

На подробное изучение всего города вам не хватит и месяца, поэтому для первого знакомства со Стамбулом советуем по приезду заказать экскурсионные программы на русском языке.

Для начала — обзорная экскурсия под названием «Стамбул для своих» стоимостью 88 евро для двоих. За 3,5 часа вы узнаете о культурных традициях города, современной жизни горожан, лучших городских кафе, магазинах. Вместе вы осмотрите площадь Таксим, улицу Истикляль, Цветочный и Рыбный пассажи и другие достопримечательности.

Альтернативу этой экскурсии составит автобусный тур «Это Istanbul!» за 25 евро с человека. За 6 часов вы объедите лучшие достопримечательности, а русскоговорящий гид попутно будет рассказывать об истории великого города.

Экскурсия.

В непогоду отличная альтернатива пешим экскурсиям — автобусный тур.

«Вечерняя прогулка по Босфору» — вот здесь должен побывать каждый турист! Программа длится 5 часов, билет стоит 35 евро. Вас ждёт потрясающий ужин на корабле (он включён в цену), танцы, интересные истории и только отличное настроение.

Закат.

Путешествие по Босфору.

Хорошие отзывы туристов заслужила экскурсия «Стамбул с высоты: захватывающая фотопрогулка» с гидом-фотографом. Её цена — 80 евро, проводится для мини-группы от 1 до 3 человек. Программа состоит из девяностоминутной фотосессии на фоне городских пейзажей.

Стамбул — город, в котором очень вкусно готовят. Гурманам непременно нужно попасть на экскурсию «Стрит-фуд по-турецки» длительностью 4 часа. За 88 евро вместе с опытным гидом вы попробуете лучшую уличную еду, узнаете способы приготовления самых популярных блюд.

Перекус.

Бутерброды со скумбрией — дешёвый и вкусный перекус.

Мы рекомендуем выбирать экскурсии в интернете. Здесь богаче ассортимент, а цены на 15–20% ниже чем в оффлайне: в турагентствах, туристических киосках и у распространителей.

Вы можете заранее почитать описание экскурсии, её программу, отзывы уже побывавших на ней туристов, посмотреть фотографии, познакомиться с гидом. Кроме того, для бронирования места в экскурсионной группе не нужно никуда идти.

Погодные условия в феврале 2019 в Стамбуле.

Если вы решили изучать город самостоятельно по путеводителю: наша рекомендация — прежде всего отправляйтесь в Старый город. Здесь вы увидите десятки красивейших мест. На их осмотр нужно выделить весь день, но впечатлений хватит на всю жизнь!

Итак, место назначения — район Султанахмет. Его называют «Сердцем Стамбула». Он находится в самом центре города.

Вначале посетите Собор Святой Софии высотою 56 м. Это великолепный образец византийской архитектуры. Внутри храма много арок, колонн, огромный мраморный минбар. За входной билет нужно заплатить около 750 рублей.

Собор.

Собор Святой Софии.

Внимание! Информация касается цен. В Турции ходит национальная валюта — лира. Её курс по отношению к рублю 1: 12,27. Расплачиваться за покупки, обеды в кафе вы будете именно турецкой лирой. Советуем по прилёту в город сходить в банк и поменять деньги. Но для удобства в статье расходы написаны в российских рублях.

Деньги.

Национальная валюта.

Следующий памятник архитектуры, который мы вам советуем посетить в Султанахмете — Голубая мечеть. Это признанный символ города. По отзывам, более грандиозной и изысканной мечети нет нигде в мире! Храм возвели по приказу султана Ахмеда I. Работы длились 7 лет, и окончательно завершились в 1616. Всё здание декорировано белыми и голубыми керамическими изразцами, отсюда и пошло название. Вход в мечеть свободный.

Голубая мечеть.

Один из символов города — Голубая мечеть.

После храмов отдохните на площади Ипподром. Много веков назад здесь проходили лошадиные бега. Не пройдите мимо четырёх красивых объектов:

  1. Египетский обелиск Феодосия — самый старинный архитектурный артефакт Турции. Он стоит на мраморных кубах с изображениями жизни древнего Константинополя.
  2. Обелиск Константина Благородного высотою 32 м. Его основали в X веке.
  3. Змеевидная колонна. Её ствол напоминает трёх переплетающихся змей. Если верить преданиям, сооружение отлили из щитов поверженных когда-то персов.
  4. Каменный фонтан — подарок городу от императора Вильгельма в конце XIX века. Сделайте здесь несколько снимков на память!

«Друзья, если вы хотите лучше узнать Стамбул, отправляйтесь на Гранд базар, который находится возле Голубой мечети. Это целый город внутри города, самый большой рынок в мире! Здесь 61 улица, более 4000 лавок, школа, баня, десятки кафе. Небольшой совет: приходите сюда на экскурсию, но не за покупками. Цены очень завышены».

Рынок.

На Гранд Базаре вы найдёте сувениры и безделушки на любой вкус и кошелёк.

В Стамбуле довольно много видов городского транспорта – от лошадей до скоростных трамваев. Общественный транспорт обычно переполнен и кишит карманниками. Если вы почувствовали, что кто-то лезет вам в карман или делает попытки сексуального домогательства, привлеките к себе внимание других пассажиров (попытайтесь крикнуть imdat, «помогите!

»), и вам обязательно помогут. Система автобусного транспорта здесь очень запутанна, но если вы в ней разберётесь, то вы сможете легко перемещаться по городу за очень небольшие деньги. Поезда и трамваи удобны, а такси и маршрутные такси стоят вполне оправданно и имеют знающих – но не всегда осторожных – водителей. И всё же лучшим способом изучить город, исторически обращённый лицом к морю, – это паром с круглогодичными турами по Босфору.

Пробки – это неотъемлемая часть жизни современного города. Их нет только в исторической части Стамбула, относительно свободном от транспорта Султанахмете, который обычно осматривают пешком. С другой стороны, приготовьтесь к тому, что вам придётся тратить на проезд довольно много времени. Например, нормальным считается добраться из Султанахмета в Ортакёй за один час.

Автобусы – это самый дешёвый, но и самый медленный и обычно наиболее перегруженный вид городского общественного транспорта Стамбула. Они бывают разных цветов, но чаще всего встречаются красно-синие муниципальные автобусы. Частные автобусы, которые ходят по основным маршрутам, бело-зелёные и оранжево-зелёные и обычно выглядят гораздо обшарпаннее, чем муниципальные.

На всех основных остановках автобусов вывешены грандиозные карты их маршрутов и перечень предоставляемых услуг. Большинство автобусов работает с 6.30 до 23.30, однако последняя машина отправляется с конечной остановки гораздо раньше. Проезд на всех муниципальных автобусах оплачивается akbil или заранее купленными билетами, которые опускают в металлический ящик у входной двери рядом с кабиной водителя.

Площадь.

Билеты продаются в киосках рядом с остановками автобусов, трамваев и у станций метро. Обычно они стоят 1,50 турецких лир. Помимо киосков, билеты с небольшой наценкой можно приобрести у розничных продавцов. Стоит покупать билеты заранее, потому что в отдалённых районах города можно пройти несколько километров и не встретить ни одного ларька, в котором бы они продавались.

Основные конечные станции автобусов в европейской части Стамбула находятся в Эминёню, на площади Таксим, в Бешикташе и Аксарае, в азиатской части – в Ускюдаре и Кадикёе. Имейте в виду, что через Султанахмет проходят лишь несколько автобусных маршрутов, поэтому туда проще дойти пешком или проехать три остановки на трамвае от автобусной станции в Эминёню, которая расположена прямо напротив терминала парома.

Из Эминёню автобусы идут до Таксима, в Аксарай, Топкапы и Бебек. Там делают пересадку и едут дальше в пригороды, например в посёлок Румели Каваи. Автобусы с конечной остановки, которая располагается на площади Таксим, идут через Меджидийекёй в северные пригороды, вдоль берега Босфора через Бешикташ, Ортакёй и Аранвуткёй, а также через Золотой Рог в Топкапы и Аксарай.

Сеть муниципального железнодорожного транспорта находится в ведении Turkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryollari (TCDD) и имеет по одной линии на каждой стороне Босфора. Линии не связаны между собой, но существуют уже разработанные планы соединить их с помощью туннеля под Мраморным морем.

Поезда ходят часто и стоят дёшево, но в утренние и вечерние часы пик, как и положено, переполнены. Работает муниципальная железная дорога с 7.00 до 9.30. Одна линия идёт от Хайдарпаши в Гёзтепе и Бостанджи и вдоль Измирского залива в Гебзе, вторая – от Сиркеджи по берегу Мраморного моря в Ханкалу мимо известного своими рыбными ресторанами Кимкапы, знаменитого терминала морских паромов Йенкапы, крепости Йедикуле и расположенного недалеко от аэропорта Йешилкёя. На местных маршрутах принимаются akbil.

В Сиркеджи вы можете купить в ларьке жетон, который потом опускают в турникет, но на вокзале Хайдарпаша до сих пор для посадки используются простые билеты, которые тоже продаются в киосках. Помимо пригородных поездов существует подземная линия фуникулёра с двумя остановками, одна на площади Таксим, другая – на Istiklal Caddesi в Бейоглу, которую здесь называют Тюннелем. Поезда ходят по Тюннелю каждые пятнадцать минут, 8.00-21.00. Проезд оплачивается akbil или жетон, которые продаются в киосках при входе.

Главные трамвайные линии проходят по Зейтинбурну и Мертер, через ворота Топкапы в Аксарай, где они соединяются с линией метро, потом в Лалели, мимо университета, по Беязиту, Джемберлиташу, Султанахмету и дальше к Эминёню и через Галатский мост. Трамваи ходят часто и работают с 7.30 до 21.00. Подъезжающий трамвай оповещает о своём приближении звонком, а пассажиры ожидают его на бетонной платформе, выстроившись вдоль путей на определённом расстоянии друг от друга.

Как только будет завершено строительство туннеля под Золотым Рогом, метро, которое называют здесь hizli tramvay (скоростной трамвай), наконец-то объединит всю европейскую часть Стамбула. В настоящее же время существует всего две его линии – по одной на каждой стороне залива. Южная линия метро тянется на запад от Аксарая через otogar у Эсенлер, где она раздваивается.

Одна её половина направляется в сам Эсенлер, другая – к своей конечной станции в Йени Босна, которая находится всего в двух километрах от аэропорта. Линия метро на северной стороне бухты идёт от недавно открытой станции Таксим на площади Таксим в Левент через Омсманбей, Шишли и Гайреттепе. Поезда метро ходят каждые пятнадцать минут с 6.00 до 23.15. При посадке можно использовать и akbil.

  • Маршрутные такси и микроавтобусы

Приезд и информация о Стамбуле

Главными пунктами прибытия в Стамбул являются аэропорт Ататюрк, автовокзал Эсенлер – оба находятся довольно далеко от города – и расположенный гораздо ближе к центру железнодорожный вокзал Сиркеджи. Все эти терминалы располагаются в стороне от районов размещения туристов, поэтому добираться до них вам придётся на такси или общественном транспорте. В выборе места, где можно остановиться, вам помогут туристические офисы, главный из которых находится в Султанахмете.

Стамбульский аэропорт имени Ататюрка (Ататюрк Хава Лыманы) находится недалеко от Мраморного моря, в 12 километрах к западу от городского центра Йешилкёй. Он состоит из двух терминалов – для международных и внутренних рейсов, которые располагаются в километре друг от друга.

I). Автобусы компании Havac отправляются из Ататюрк Хава Лыманы в Стамбул каждые полчаса, 5.00-23.00. Его конечные остановки находятся у основного выхода из аэропорта и у офиса THY (Turkish Airlines) на севере площади Таксим. Время в пути – от 20 до 40 минут, в зависимости от интенсивности движения.

II). Метро довезёт вас из аэропорта до центра города. Первый поезд – в 6.00, последний – в 00.40, с интервалами в 10 минут. Ищите таблички с надписью «Hafif Metro/Rapid Transit». В киоске купите два жетона.

III). Такси от аэропорта до Султанахмета или Таксима обойдётся вам в 20-25 турецких лир (в два раза дороже с 00.00 до 6.00). На специальных туристических табличках есть расписание такси. До некоторых отелей можно доехать за 20 турецких лир.

В Стамбуле два основных железнодорожных вокзала. Один – Сиркеджи – находится в его европейской части, второй – Хайдарпаша – в азиатской. Они располагаются практически напротив друг друга и связаны между собой паромом через Босфор.

Обед.

В Сиркеджи, который находится в 250 метрах от паромного терминала Еминёню, ежедневно прибывают два поезда из Западной Европы: из Афин (время в пути 23 часа) через Салоники (время в пути 16 часов) и Юзюнкёпрю (время в пути 6 часов) и из Будапешта (время в пути 33 часа) через Софию (время в пути 14 часов) и Бухарест (время в пути 18 часов).

На вокзал Хайдарпаша, который находится в километре от Кадикёя, прибывают поезда из Азии. Чтобы добраться оттуда до Султанахмета, надо сесть на паром, который останавливается прямо напротив вокзала и идёт в Эминёню, до терминала недалеко от вокзала Сиркеджи. Можно поселиться и в какой-нибудь гостинице на азиатской стороне, которые находятся в одном километре по набережной Кадикёя, или сесть на автобус № 12 до Ускюдара. Такси можно взять у главного выхода с вокзала на дороге до набережной.

В Стамбуле два основных автовокзала, один в Эсенлере, в 10 километрах к северо-западу от центра на трассе Е-800 (платная дорога Стамбул-Эдирне), второй – на азиатской стороне города в Гареме на идущей вдоль берега дороге между Ускюдаром и Кадикёем. На этих вокзалах останавливаются автобусы всех компаний, независимо от направления их движения. Оба вокзала работают круглосуточно.

Автовокзал Эсенлер хорошо организован. Здесь продают билеты 150 компаний. Большинство из них предоставляют бесплатный проезд до/из Таксима. Те, у которых нет такой услуги, обычно организуют трансфер через другую фирму. Чтобы попасть из Эсенлера в Султанахмет, сядьте на метро (поезда ходят каждые 15 мин, 6.00-23.

Если обратно на вокзал вы поедете на метро, то имейте в виду, что вам надо выходить не на станции Esenler, а на станции Otogar. Если вы заказали билеты через агента или в одном из офисов автокомпаний, они организуют проезд в Эсенлер из Таксима или Султанахмета. В этом случае вы прибываете на автовокзал за час до отъезда вашего автобуса. Некоторые крупные компании организуют рейсы, которые отходят поздно ночью прямо от их офисов у площади Таксим.

Если вы прибываете в Стамбул на автобусе из Азии, вам лучше выйти из автобуса в Гареме. Таким образом, вы избежите мучительного переезда Босфора по одному из мостов и медленного движения по бесконечным пробкам. Из Гарема в Эминёню каждый час ходят паромы через Босфор (7.00-22.00), а также частные катера в Бешикташ и Кабаташ. Кроме того, каждые несколько минут от южной стороны комплекса отходят маршрутные такси в Кадыкёй и Ускюдар.

Остановка этих маршрутных такси находится за билетными кассами вокруг главного зала. В Кадикёе или Ускюдаре можно сесть на паром в Эминёню, а из Ускюдара – ещё и на паром в Бешикташ и Таксим. Дополнительной опцией являются вездесущие такси, но переезжать на них по мосту дорого, поскольку за въезд на мост надо платить отдельную пошлину, а с такси её берут по максимальному тарифу.

Паромы Турецких морских линий (Turkish Maritime Lines), на которых можно перевозить автомобили, ходят через Босфор из Гарема в Эминёню. Морские паромы из Яловы и Бандирмы (на маршруте из Стамбула в Измир) и с острова Авша в Мраморном море приходят в терминал морского вокзала Йеникапы недалеко от Kennedy Caddesi в Кумкапы, к югу от Аксарая.

Пассажиры круизных лайнеров проходят таможенный досмотр и иммиграционный контроль в Karakoy International Maritime Passenger Terminal (Международном морском пассажирском терминале в Каракёе), который находится от Эминёню за Галатским мостом. Для того чтобы попасть в Султанахмет, пересеките Босфор по мосту на автобусе или дойдите до остановки трамвая в Эминёню. До Таксима можно добраться по Тюннелю до Бейоглу, а потом на трамвае – до площади Таксим, но легче всего всё-таки взять такси.

Самым полезным туристическим офисом в городе является офис на Divan Yolu Caddeci в Султанахмете, который находится недалеко от Ипподрома и работает каждый день 9.00-17.00. Другие туристические офисы располагаются в пунктах прибытия иностранных туристов – в аэропорте Ататюрк (открыт каждый день, работает круглосуточно), на железнодорожном вокзале Сиркеджи (открыт каждый день с 9.00 до 17.

Во всех офисах вы найдёте большое количество карт города и рекламных листовок, а их сотрудники прекрасно владеют многими европейскими языками. Управление по туризму находится по адресу Suleyman Cad, 7, Besiktas и работает с понедельника по пятницу, 9.00-17.00. Там не будут решать внезапно возникшие проблемы, но если созвониться с ними заранее, то вам помогут в организации продолжительных поездок и могут рекомендовать надёжные компании по сопровождению туристов.

Об анатолийской части Стамбула

Тем, кто гостит в Стамбуле не в первый раз, будет интересно посетить его азиатскую, анатолийскую, часть. В первую очередь, район Кадыкей (Kadikoy), где сохранилась терпкая аутентичная атмосфера восточного города. Из европейской части сюда приплывают на пароходах или на маршрутке Хаваташ (Havatas) от аэропорта Сабихи Гекчен.

Первые поселения на месте Кадыкея основали дорийцы в 608 году до н.э., так что данный район самый древний в Стамбуле. Бывалые путешественники рекомендуют устроить прогулку по улицам Sogultu Cesme, заканчивающейся площадью Altiyol со знаменитой статуей Быку (автор Жюль Бонер), Ali Suavi (улица Ремесленников), полностью оправдывающей свое название множеством лавочек и мастерских. И, конечно же, нельзя упустить знакомство с улицей Moda, популярной у местной богемы.

В остальных районах азиатской части достопримечательностей не так много, как в европейской, чувствуется влияние западной культуры. Помимо Кадыкея, туристов наверняка заинтересуют Принцевы острова (Adalar), некогда место ссылки неугодных двору знатных особ, а сегодня место с развитой клубной инфраструктурой.

Городской транспорт Стамбула

Конечные пункты и фиксированные муниципалитетом тарифы указаны на ветровом стекле dolmus и микроавтобусов. Плата устанавливается для всего маршрута целиком, вне зависимости от того, где вы сойдёте. Спросите пассажиров, сколько они платят за проезд до той или иной остановки, или просто посмотрите, сколько денег они дают водителю.

В кафе.

Передавая деньги – обычно это 1-2 лиры, – громко скажите название места, где вам нужно сойти. Конечные остановки маршрутных такси и микроавтобусов помечены знаками с буквой «D», но их можно притормозить где угодно. В часы пик они ходят чаще, а работу заканчивают позже обычных автобусов, иногда даже в 2 часа ночи. Остановить dolmus можно словами «bir musait bir yerde» или просто «inecek var».

Такси в Стамбуле много. Их легко отличить по жёлтому цвету и по тому, что они начинают притормаживать около прохожего, стоит ему ненадолго остановиться. Во всех машинах есть счётчики, тем не менее, следует дважды проверить, чтобы водитель не подкрутил его при посадке или не взял с вас в десять раз больше, чем он показывает.

Если с водителем возникнут какие-нибудь проблемы, например, если он будет настаивать на каком-то фиксированном тарифе, запишите его регистрационный номер и позвоните в туристическую полицию. Проезд по мосту через Босфор в любом направлении стоит сегодня 3-5 турецких лир. Платит за это пассажир. Несмотря на высокую стоимость бензина, проезд на такси в Турции стоит умеренно. Например, дорога из Султанахмета или Таксима через Босфор обойдётся вам приблизительно в 10 лир.

  • Паромы, морские трамвайчики и морские такси

Большинство паромов находятся в ведении Turkish Maritime Lines. Сезонное расписание их движения можно изучить в терминалах и туристических офисах, но самые популярные маршруты, например из Эминёню в Кадыкёй или Ускюдар, обслуживаются с 6.00 до 00.00 тремя-пятью рейсами в час. Постепенно паромная переправа дополняется современными (и гораздо более быстрыми) морскими трамвайчиками (deniz otobusleri), но ходят они значительно реже, так как их расписание привязано к часам максимального наплыва пассажиров.

Проезд на них, в зависимости от расстояния, стоит 4-5 лир до Принцевых островов, 6 лир до Ялова. Как на паромах, так и на морских трамвайчиках к оплате принимают и jeton, которые нужно опускать в турникеты при входе, и akbil. Самые популярные маршруты обслуживаются ещё и небольшими частными паромами, билеты на которые продаются прямо на борту или в киосках на набережной.

Главный городской терминал TDI в Эминёню находится между железнодорожным вокзалом Сиркеджи и Галатским мостом. Он представляет собой ряд чётко помеченных причалов. Смотрите туристические карты, там должны быть отмечены номера терминалов. С причала № 1 отходит паром на Юскдар, с причала № 2 – на Кадыкёй.

В оба пункта с 6.00 до 00.00 отправляется по три-пять паромов в час. Воgas Haiti (туры по Босфору) отходят с причала № 3, а причал № 4 обслуживает рейсы скоростных паромов до Кадикёя и Бостанджи, которые ходят каждые полчаса, но только в часы пик. С западной стороны Галатского моста находится причал № 6, откуда паромы идут вверх по Золотому Рогу в Ейюп через Касимпашу, Фенер и Балат (7.00-20.

Реже ходят паромы маршрутов TDI из Каракёя (по другую сторону Галатского моста) в Кабаташ, Бешикташ, Ортакёй и Бебек. Даже в час пик оттуда отходят максимум два рейса. Из Бешикташа в Кадыкёй и Ускюдар паромы идут приблизительно раз в час и ходят с 8.00 до 21.00. Существует множество других маршрутов, в том числе из Бакиркёя в Бостанджи через Кадыкёй и Йеникапы (каждый час, 7.30-22.

Самой запоминающейся поездкой по Босфору может стать круиз на морском такси. На нём можно совершить поездку из Эминёню в эксклюзивный пригород Стамбула Бебек, который находится на европейской стороне в 8 километрах к северу от города. Рекомендуется заказывать билеты заранее, особенно если вы хотите воспользоваться их услугами вечером выходного дня.

С причала № 3 из Эминёню отходят популярные ежедневные рейсы TDI, которые называются «Турами по Босфору» (Bogaz Hatti). Конечным пунктом этого круиза является Румели Каваи и Анадолу Кавайи, самые отдалённые посёлки вверх по Босфору на его европейском и азиатском берегах. Летом (с июня по октябрь) паромы отходят в 10.35, 12.00 и 13.35 и возвращаются из Анадолу Кавайи в 15.00, 16.15 и 17.00 (19.00 в выходные дни).

В остальное время года паромы отходят раз в день в 10.35 и возвращаются обратно в 15.00. Дорога туда и обратно стоит 8 лир и занимает полтора часа в один конец. Остановки делаются в Бешикташе, Канлидже, Эмиргане, Йеникёе, Сарийере, Румели Каваи и Анадолу Кавайи. Вы можете сойти в любом из этих мест, но, чтобы снова сесть на паром, вам придётся купить новый билет.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм