Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Обитель на берегу Дона

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь изначально был мужским. Его основание относится к 1638 году. Место для будущей обители было выбрано вблизи Дона на низком, прилегающем к берегу степном участке. Забегая вперёд, следует отметить, что такое расположение монастыря оказалось чревато серьёзными бедами.

Основным населением тех краёв было казачество, сформировавшееся из осевших здесь на рубеже XV и XVI веков беглых крестьян, спасавшихся от крепостного гнёта, царившего в центральных районах России. Они заселили обширные участки, простиравшиеся по берегам рек Яика, Урала, нижней Волги и Дона. В 1570 году Иван Грозный придал им официальный статус, поручив охрану границ государства от его агрессивных соседей.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь, основанный по просьбе казаков, направленной в 1636 году государю Михаилу Фёдоровичу, предназначался для их собратьев, вышедших на покой по старости или ввиду ранений. Получив надлежащее дозволение, Войсковой округ выделил для постройки обители значительный земельный участок, располагавшийся на левом берегу Дона, неподалёку от устья реки Медведица, имя которой навсегда вошло в название монастыря.

Монастырь-крепость

Время, когда был основан Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь, было крайне неспокойным, и казачьи станицы часто подвергались набегам татар. В результате одного из них недавно возведённые братские кельи сгорели в огне пожара, и в 1652 году было решено перенести обитель на правый берег Дона, труднодоступный для кочевников, и потому более безопасный. С этой целью выбрали просторный и ровный участок, ограниченный высоким обрывистым берегом.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

О времени начала строительства нового монастыря сохранились весьма противоречивые сведения. Между тем точно установлено, что произошло это по распоряжению патриарха Никона, отпустившего на выполнение работ немалые средства, и что в 1565 году на высоком берегу Дона уже была возведена деревянная Преображенская церковь.

Из дошедших до нас исторических документов следует, что построенный на новом месте Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь был построен по всем правилам фортификации. От набегов кочевников со всех сторон его защищали мощный земляной вал и вырытый перед ним ров. Внутри же располагались, помимо храма и настоятельской кельи, трапезная и двенадцать братских келий. Всего на ту пору насельниками обители были четырнадцать человек.

История обители

Первый монастырь у реки Дон возле станицы Усть-Медведицкой построен по благословению патриарха Никона в 1552-1662 г. и освящен в 1670.

В 1752, из-за размытия и обрушения берегов реки, сооружение перенесли на нынешнее место, в устье балки. По легенде на комплекс хотел напасть бунтовщик Стенька Разин, но внезапно отказался от своих намерений и послал богатые подарки.

В 1785 г., по просьбе атамана Войска Донского А. И. Иловайского, монастырь из мужского преобразован в женский.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

В нем разместились 40 монахинь из Сиротского девичьего собрания. В 1871-1885 г. на территории был построен собор в честь Казанской иконы, оформленный в византийском стиле.

По благословению Патриарха Никона между 1652—1662 годами, начиналось строительство мужского монастыря, которое закончилось в 1665 году. Освящение храма по сложившимся обстоятельствам было совершено в 1670 году.

Первым строителями (настоятелями) монастыря были игумен Исаия, старцы Иосиф, Корнилий и Кирилл.

В 1752 году, в ночь под Пасху, берег был размыт Доном, храм разрушился и сполз в реку. После этого монастырь перенесли в устье балки.

В 1785 году по ходатайству войскового атамана А. И. Иловайского Усть-Медведицкий монастырь был преобразован в женский. В монастырь были переведены 40 девиц, составляющих Сиротинское девичье собрание, под руководством дьякона Сиротинской станицы Василия Михайлова. Первою настоятельницей была назначена вдова войскового старшины Карпова Мария Абрамовна. Последним наставником мужского монастыря был игумен Павлин — усть-хопёрский священник Петр Евтихиев.

В 1871 году игумения Арсения обратилась с прошением к архиепископу Платону о разрешении строительства храма в честь Казанской иконы Божией Матери и получила одобрение. Храм проектировал профессор Санкт-Петербургской академии художествИван Горностаев (1821—1874). Строительство храма было окончено летом 1885 года, освящен он был 8 сентября того же года преосвященным Митрофаном.

Этот храм построен в византийском стиле в форме креста и рассчитан на 5000 человек. Колонны с капителями в Казанском храме изготовлены из мрамора привезённого из Италии и обработанного в Санкт-Петербурге в мастерской Баринова.[1]

В 1928 году монастырь был закрыт, часть монахинь репрессировали. По воспоминаниям учительницы из Котово Тамары Владимировны Поляковой, часть монашек организовало «коммуну». Приобрели добротный домик где молились и зарабатывали на пропитание. Во Вторую Мировую Войну эти монашки попали к немцам, были увезены в Ростовскую область. После войны некоторые вернулись в родные места[2].

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

В 1992 году по благословению архиепископа Германа (Тимофеева), вступившего в управление Волгоградской епархией, начинается восстановление монастыря.

В августе 2001 году монастырь был преобразован в женский.

9 сентября 2012 году произошло Великое освящение храма Казанской Божией Матери в праздник 360-летия Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря[3]. Открыт верхний храм (верхняя часть Храма Казанской иконы Божией Матери), на реставрацию которого ушло более 20 лет.

Храм Преображения Господня с тридцатью тремя куполами строился заботами игумении Георгии в течение 10 лет и был освящён в 2014 году. Этот храм был задуман как монашеский. В 2014 году была построена часовня в честь святого преподобного Серафима Саровского.[1]

Монастырь считается самым посещаемым религиозным местом на правом берегу Дона. Его называют исторической жемчужиной края: постройки напоминают о духовном призвании, а стены своей белизной вызывают непомерный архитектурный восторг.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь

Своему первичному основанию обитель обязана донским казакам, заложившим первый камень в 1638 г. Так как монгольские неприятели совершали постоянные набеги на сооружение, монастырь решили перенести в более укрепленную местность. Второе строительство состоялось в период с 1652 по 1665 год.

Освящение новоявленного комплекса состоялось только в 1670 г., обитель получила название Преображения Господня. Архитектором сооружения являлся игумен Исайя, ему помогали три почетных старца.

Церковь Спаса Преображения на территории монастыря.jpg

В 1752 г. на Пасху воды Дона вышли из берегов и затопили Усть-Медведицкую обитель, она фактически полностью ушла в речное пространство. Монашеская братия приняла решение о переносе строений дальше от берега и на более высокую местность. Через семь лет комплекс был вновь полностью восстановлен.

Восстановление

Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь, история которого неразрывно связана с донским казачеством, со дня своего основания находился под опекой Войскового округа, командование которого прилагало все силы к тому, чтобы спасавшиеся в нём ветераны былых сражений ни в чём не нуждались. В то же время в военные годы обитель имела чисто практическое значение – на её территории, под защитой земляных укреплений устраивался госпиталь для раненых. Но главное заключалось в том, что на дальнем рубеже России монастырь служил оплотом православия и был его духовным центром.

В конце XVII и первой половине XVIII века Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь всесторонне укреплял своё хозяйственное положение. Значительно увеличился размер принадлежащих ему земельных наделов. Из документов 1705 года известно, что в собственности обители находилось более шестидесяти пяти с половиной тысяч десятин земли. Кроме пахотных участков, в них входили лесные угодья и рыбные ловли.

Поскольку в материальном отношении жизнь монастыря приобрела стабильный и устойчивый характер, то его братия стала пополняться не только за счёт престарелых казаков, но и всех, кто желал принять постриг. Соответственно, и численность насельников за этот период значительно увеличилась.

Когда же в 1707 году вспыхнуло восстание под предводительством атамана Булавина, вызванное политикой Петра I, направленной на ущемление прав Войска Донского, то в стенах монастыря нашли приют сироты казаков, погибших в схватках с правительственными войсками. Многие из них, достигнув надлежащего возраста, также принимали монашеский постриг.

Через десять лет, когда на российский престол взошёл сын Екатерины II, император Павел I, он отменил распоряжение матери, и Серафимовичский Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь был вновь восстановлен. Предполагалось сделать его, как прежде, мужским, чтобы в нём могли доживать век израненные в боях казаки, но затем от этой мысли отказались, и обитель была возвращена инокиням.

После её кончины, последовавшей в 1827 году, обитель возглавила новая настоятельница — Августа. Её игуменство продлилось восемь лет и было отмечено крайне важным нововведением. При ней местным казакам дозволялось отдавать своих малолетних дочерей на воспитание в монастырь. За годы, проведённые в его стенах, девочки не только обучались церковному пению и Закону Божьему, но, живя в одних кельях с монахинями, усваивали правила духовной чистоты и нравственности.

Возвращаясь после этого к мирской жизни, они являли собой образцы истинной добродетели. Это весьма благотворно влияло на духовный климат всего края и возвышало в глазах его жителей сам источник благочестия – Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь. В России тех лет подобная практика воспитания была ещё в новинку. Свой земной путь игуменья Августа завершила в 1835 году, и после её кончины обитель постигли неожиданные бедствия.

В 1992 началось восстановление обители. Первые 10 лет оно проходило очень медленно и финансировалось только на средства прихожан.

Только с начала 2000-х г., когда местность стала популярным туристическим объектом, работы значительно ускорились. После развала СССР обитель была мужской, и только с 2004 она стала женской.

Ныне монастырь вновь работает. Освящение и открытие для прихожан храма Казанской Божией Матери было совершено 9 сентября 2012 г. Тогда же были открыты обе его части: верхняя и нижняя.

С 2004 по 2014 г. были построены храм Преображения Господня и часовня в честь Серафима Саровского. Оба этих объекта дополнили комплекс и сделали его еще более прекрасным.

Святыня монастыря — чудотворный камень Девы Марии

Большинство паломников приезжают сюда, чтобы лицезреть чудотворный камень Пречистой Девы. Он представляет собой твердую монолитную плиту прямоугольной формы, на которой отпечатались следы женских коленей и ладоней.

Одна из легенд гласит, что отпечатки на камне принадлежать игуменьи Арсении, получившей реликвию с небес после горячей молитвы к Деве Марии.

Мироточащий камень Богородицы

В 70-е годы XX столетия отечественные ученые проводили исследования этой монолитной глыбы. Выяснилось, что каменная порода под следами будто бы запеклась, минералы здесь находятся более плотно, чем на краях плиты. К тому же ученые не смогли определить породу камня, они утверждали: наука не знает подобных минералов на нашей планете.

После того как в окрестностях распространился слух о чудотворных эффектах камня Богородицы, монахини несколько раз пытались вынести эту монолитную плиту из пещеры на поверхность. Однако реликвия не желала покидать своего укромного места, и у инокинь не получалась вытащить его на свет.

Интересно, что его находили в разных местах подземелья, будто бы он самолично разгуливал по катакомбам.

На заметку! Камень часто выделяет чудотворное миро, на нем проводят ритуалы освящения православной атрибутики. Монолитная плита избавляет от бесплодия и множества различных недугов.

Рассказывая о них, следует начать со знаменитых пещер, вырытых ещё в годы правления игуменьи Арсении. Они устроены таким образом, что каждый спустившийся в них становится как бы свидетелем последних дней земного служения Христа. Перед ним предстаёт Его Крестный путь, а также дорога, по которой шла к Голгофе Божья Матерь.

Несомненный интерес представляет звонница, стоящая на месте, где в XVIII веке был построен храм, взорванный в 1934 году по приказу властей. От него осталась лишь арка, сохранившаяся до наших дней. В её проёме по распоряжению игуменьи Георгии и были установлены колокола. Есть также иные достопримечательности, которыми по праву гордятся не только жители Серафимовича, но и вся Волгоградская область.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь после долгого периода реставрационных и строительных работ открыл двери двух своих храмов: одного — в честь иконы Казанской Божьей Матери, освящённого в 2012 году, и другого — посвящённого Преображению Господню. Его кровлю венчают тридцать три купола.

Беда, нагрянувшая в Пасхальную ночь

К середине XVIII века деревянная церковь, являвшаяся одной из первых монастырских построек, изрядно обветшала, и со всей очевидностью встал вопрос о возведении нового каменного храма. Но этим благим намерениям не суждено было осуществиться ввиду несчастья, причиной которого стало обрушившееся на обитель стихийное бедствие.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Как уже упоминалось выше, весенним ледоходом нередко запираются узкие участки русла Дона, в результате чего происходят его разливы, причиняющие немало бед местным жителям. Наиболее тяжёлыми последствия этого природного явления были в 1752 году. Вышли из берегов сразу две реки – Дон и Медведица. Талые воды до такой степени подмыли высокий и крутой берег, на котором находился Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь, что почва сделалась неустойчивой и во многих местах образовались оползни.

С каждым днём положение усугублялось. На стенах зданий появлялись и быстро увеличивались трещины, а сами они начали медленно оседать в грунт, неожиданно сместившийся в сторону реки и принявший подобие рыхлой и неустойчивой массы. В полной мере трагедия разыгралась в Пасхальную ночь, когда склон горы, на котором находилась обитель, со всеми возведёнными на нём постройками сдвинулся с места и рухнул в разлившийся Дон.

Поскольку события последних дней подготовили насельников монастыря к такому развитию событий, никто из них не пострадал. Более того, всё наиболее ценное, включая иконы старинного письма, книги и церковную утварь удалось заранее перенести в безопасное место. Но в эту холодную апрельскую ночь вода разметала по брёвнам всё, что было построено за долгие годы упорным трудом нескольких поколений, и что составляло основу жизни обители.

Примечания

  1. 1234567Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь. Путеводитель по монастырю. — Брошюра. — 403441, Россия, Волгоградская область город Серафимович, ул. Преображенская, 7, Год издания не указан. — 12 с.
  2. Т.В. Полякова. Моя семья. — Провинция, 2004. — С. 11-12. — 148 с.
  3. Воскресший свет лампады (неопр.). Дата обращения 30 сентября 2012.Архивировано 23 ноября 2012 года.
  4. Серебряная В.В. Культовое зодчество Волгоградской области. — ВолгГАСА. — Волгоград, 2005.

Обустройство на новом месте

Разумеется, восстанавливать монастырь на прежнем месте не имело смысла, так как подобное бедствие могло повториться. Поэтому для обители был выбран новый участок, отстоявший от прежнего на полверсты вверх по течению. Там, на возвышенности, недосягаемой для весенних вод, в 1754 году и был заложен Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь, сохранившийся до наших дней.

В течение последующих нескольких лет на его территории возвели каменный храм, освящённый в честь Преображения Господня, а также настоятельский корпус, братские кельи и целый ряд хозяйственных построек. Иноки же непрестанно молили Господа о прощении грехов, по которым он попустил им пережить столь тяжёлое несчастье.

Сёстры, руководимые монахиней Георгией (Боровик), развернули широкую хозяйственную деятельность. В помещениях, оставшихся от располагавшегося здесь некогда пионерского лагеря, ими были созданы пошивочная мастерская, рыбный цех и просфорня. Кроме того, с помощью городских властей удалось ввести в эксплуатацию банно-прачечный комбинат и построить цех по изготовлению бетонных конструкций, где по найму трудятся жители города Серафимович. Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий женский монастырь благодаря этим мерам обеспечил себе надёжную материальную базу.

Большая работа была проведена сёстрами и по восстановлению внешнего некогда цветущего облика монастыря. Были разбиты цветники, клумбы и обустроены садовые дорожки. Наибольшее же внимание уделено объектам, которыми исстари славился Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь. Достопримечательности, входящие в его комплекс, и святыни, хранящиеся в храмах, в наши дни, как и много лет назад, привлекают к себе тысячи паломников.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь, адрес которого — Волгоградская область, гор. Серафимович, ул. Преображенская, 7, сегодня, как и в прежние годы, привлекает к себе большое количество паломников. Они съезжаются сюда, чтобы поклониться его святыням, главной из которых считается чудотворный камень, о котором шёл разговор выше. Несмотря на то что обитель находится в стороне от крупных городов и трасс федерального значения, она всегда полна приезжих.

Commons-logo.svg

Ниже дана информация для тех, кто желает посетить Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Как доехать в Серафимович и увидеть этот возрождённый к жизни памятник русской православной старины, подробно описано в путеводителе по Волгоградской области. Вкратце же можем сообщить, что владельцам личного транспорта рекомендуется добираться до него по Ростовской трассе.

Кроме того, можно воспользоваться услугами многочисленных туристических агентств Волгограда, организующих поездки в Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь. Интересные факты и исторические сведения о его прошлом и сегодняшней жизни участникам поездок сообщат профессиональные гиды, рассказ которых приятно дополнит общее впечатление от экскурсии.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Новая страница в жизни монастыря открылась, когда десятилетие спустя распоряжением Святейшего синода он был преобразован в женскую обитель. Произошло это событие в июне 1785 года. Принято считать, что подвигло синодальных чиновников к такому решению ходатайство, направленное в Санкт-Петербург войсковым старшиной А. И. Иловайским, имевшим там немалые связи.

Так оно было или нет – доподлинно не известно, но только вскоре в кельях, оставленных прежними насельниками, разместились сорок девиц из находившейся неподалёку Сиротинской станицы, составлявших там женскую православную общину. Все они пожелали отказаться от образа жизни, приличествующего их полу, и навсегда затвориться от мира в стенах обители. Первой их настоятельницей стала родная сестра войскового старшины Мария Карпова, а духовником — семидесятилетний дьякон отец Василий (Михайлов).

Временное упразднение монастыря

Однако, не успели невесты Христовы хорошенько обжиться на новом месте, как стряслась беда, которую никто не мог предвидеть заранее, и которая оказалась для монастыря губительней весеннего разлива рек. Пришла она из столицы, где в те годы правила государыня Екатерина II, оставившая память о своём царствовании жёсткой политикой в отношении церкви.

В 1788 году она издала указ об упразднении целого ряда обителей Воронежской епархии, в числе которых оказался и Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь. Спасти его было уже невозможно. Находившийся на территории обители храм получил статус приходской церкви, насельницы были распущены на все четыре стороны, а имущество продано. В доме же, где раньше находились настоятельские покои, разместилось казённое учреждение.

Восстановление

Арка-звонница

С приходом советской власти святыня продолжила свое существование, но в 1928 г. власти добрались и до неё — закрыли, многие монахини подверглись репрессиям.

Сооружения частично разрушались сами, частично были взорваны или уничтожены советской администрацией. Значительные повреждения комплекс получил во время битвы за Сталинград.

Летом-осенью 1942 г. недалеко от здешних стен кипели жаркие бои и располагался штаб генерала Ватутина. После войны о храме никто не заботился и восстановительные работы на его территории не проводились. Из всего комплекса построек до 1992 года сохранился храм Казанской иконы Божией Матери.

Заступничество архиепископа Игнатия

Дело в том, что в тот год Святейший синод пересмотрел положение о монастыре, изданное им в 1798 году, и в новую редакцию не вошли пункты, дававшие ему право на получение государственного пособия. Это было настоящим ударом для сестёр. Отныне они не только лишались возможности заниматься благотворительностью (в том числе и воспитанием казацких дочерей), но и обрекались на голодное существование.

Выручил монахинь возглавлявший в те годы епархию архиепископ Игнатий. Он лично обратился с прошением на высочайшее имя, и благодаря распоряжению, отданному государем Николаем Павловичем, насельницы монастыря были восстановлены в своих правах и могли впредь не опасаться за будущее.

Игуменья – просветительница Донецкого края

С середины шестидесятых годов XVIII века жизнь обители отмечена периодом правления самой известной её игуменьи — Арсении, которая в 1864 году возглавила Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Фото её тех лет представлено в статье. Дворянка, дочь знаменитого военачальника тех лет генерала М. В.

Трудами игуменьи Арсении в стенах монастыря было открыто начальное четырёхгодичное училище, в котором обучались дети из семей самых различных социальных слоёв общества, включая дворянство и чиновничество. В нём, кроме Закона Божьего и славянского языка, преподавались также математика, русский язык, география и история.

Второе закрытие монастыря

В течение десяти лет после октябрьского переворота сёстры ещё как-то пытались спасти обречённый на неминуемое закрытие Спасо-Преображенский Усть-Медведицкий монастырь. Описание их жизни в те годы можно найти среди воспоминаний, оставленных очевидицей событий – местной учительницей Т.В. Поляковой. Она рассказывает о том, как инокини образовали сельскохозяйственную коммуну и взамен отобранных у них помещений приобрели маленький домишко, в котором жили все вместе и молились Богу.

Вспоминает она и о том, как в марте 1927 года вышло постановление о закрытии монастыря, и о том, как многие из его насельниц были арестованы и навсегда сгинули в арестантских вагонах, увозивших их в лагеря. Те же, кому удалось избежать этой участи, в годы войны были высланы в Ростовскую область, откуда некоторые из них затем вернулись в родные края.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

В 1933 году Усть-Медведицкая станица была преобразована в город и переименована в честь известного советского писателя Александра Серафимовича, в результате чего находившаяся на его территории обитель после своего возрождения, последовавшего в годы перестройки, стала упоминаться как Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (г. Серафимович).

Однако, прежде чем наступили в стране времена духовного возрождения, ей суждено было пережить много бед и несчастий, среди которых главной была война. Так случилось, что бывшая обитель оказалась в самой гуще боёв, и в результате этого были разрушены почти все её постройки. Чудом уцелело лишь здание храма Казанской Божьей Матери, дошедшее до наших дней в весьма плачевном состоянии.

Возрождение обители

В 1991 году, когда на волне перестройки верующим были возвращено многое из того, что у них незаконно отняли в годы многочисленных антирелигиозных кампаний, начала путь своего возрождения и обитель в бывшей казацкой станице, известной теперь как город Серафимович. Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь первоначально предполагалось сделать мужским, и ещё до начала восстановительных работ на его территории поселились четыре монаха и несколько послушников.

Им суждено было провести в обители лишь десять лет, так как в дальнейшем Святейшим синодом было принято решение о восстановлении её в статусе женского монастыря. Однако и за это время монахам удалось выполнить самые неотложные хозяйственные работы, непосильные женским рукам. В частности, они демонтировали остатки находившейся там в последние годы электростанции, восстановили кровлю храма, обустроили домовую церковь и построили помещения для братских келий.

Кроме того, ими были распаханы переданные в аренду обители сто девяносто гектаров земли. Всё это во многом облегчило жизнь многочисленной женской общины, переселившейся в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь (г. Серафимович) в 2001 году по личному распоряжению патриарха Алексия II с Украины. Сорок три насельницы продолжили дело восстановления обители, начатое их предшественниками.

Архитектурные особенности

Женский монастырь привлекателен для туристов за счет строений, выполненных в стилистике неповторимого зодчества.

  • Главное здание — Казанский собор, созданный по русско-византийским канонам. Храм имеет крестообразную форму, разделен на два яруса. В нижней части расположена построенная в 1888 г. церковь святителя Арсения. Казанский собор привлекателен не только внешним видом, но и интерьером. Внутри стоят изящные колонны, декорированные капителями. Мрамор для их создания привозили из Италии, изготовление проходило в петербуржской мастерского знаменитого русского скульптора А. Баринова. Центральное сооружение имеет просторную площадь и может вместить до 5 тысяч прихожан.
  • Преображенский храм создавали в стилистике барокко, уникальной особенностью церкви являются установленные в четыре яруса 33 купола, которые символизируют прожитые Христом годы на земле. Внутренняя часть сводов расписана живописными фресками.
    33-главый Спасо-Преображенский Храм
  • На территории также находятся: колокольня, звонница, часовня С. Саровского, дом игумена, гостиница для паломников. Монастырский надвратный храм освятили во славу Н. Угодника в середине лета 2015 г.
  • Большой интерес вызывают местные пещеры. Одна из версий гласит, что к их созданию лично причастна игуменья Арсения, которой помогали несколько монахинь. Работы длились целых 13 лет, настоятельница желала благоустроить подземную церковь, но кончина не позволила довести задуманное до завершения. Общая протяженность катакомб составляет примерно 165 м. Посетителям разрешено продвигаться только до помещения, где храниться камень Богородицы (50 метров). Здесь круглый год одна и та же температура воздуха  8°, вход расположен в церковном притворе нижней части главного собора.
  • В монастыре находится грот, который посвящен святой матушке Сусанне, перенесшей страдания ради христианского учения. Вход в этот памятник отчасти засыпан, монахини желают в скором времени восстановить доступ, чтобы проводить экскурсии.
  • В 1934 г. советские власти взрывом уничтожили каменную церковь, построенную в XVIII столетии. От разрушения осталась только каменная часть в форме дуги, в новое время этот памятник решили модифицировать под звонницу. Строение оснастили перекладиной и установили здесь семь колоколов.
Интересно! На территории расположен святой источник, которому 200 лет, рядом сохранился фрагмент каменной лестницы 1830 г. Большим почетом также пользуется захоронение семи монахинь, пребывавших в обители до 1928 г.

На территории находятся 2 храма, которые освящены в честь:

  • Казанской иконы Божией Матери;
  • Преображения Господня.

Размеры первого, оформленного в византийском стиле и имеющего форму креста, позволяют вместить для молитвы более 5000 человек. Для возведения собора использовался итальянский мрамор, обтесанный в Петербурге, в мастерской Баринова.

Второй построен в стиле барокко и имеет 33 главы, установленных в 4 ярусах (по 8 в трёх нижних и 1 на верхушке). Особенно красив он бывает в солнечные дни, когда блистает под лучами небесного светила позолота.

Также в комплекс входят:

  • Арка-звонница;
  • Часовня Серафима Саровского;
  • Дом игуменьи;
  • Колокольня и храм над воротами;
  • Дом для гостей.

Все эти здания оформлены относительно скромно и используются только по своему прямому назначению.

Каменная плита

Это главная святыня ходов, содержащая следы ладоней и коленей. По преданиям, на ней посылала молитвы Богу игуменья Арсения по ночам, в одну из которых ей было ниспослано явление Богородицы.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь

Святой камень Пресвятой Богородицы.

По официальной версии отпечатки на глыбе оставила сама монахиня, но обитательницы считают, что это сделала Богородица. Согласно рассказам священнослужителей святой камень сам «путешествует» по подземельям, но всегда возвращается на место.

Также, по поверьям, молитвы на святой плите помогают женщинам избавится от бесплодия и калекам снова встать на ноги. С надеждой на исцеление к глыбе ежегодно приходят тысячи паломников.

Адрес и другая полезная информация

Адрес монастыря: Волгоградская обл, г. Серафимович, ул. Преображенская 7. Телефон: 7 (84464) 4-45-44. Добраться до храма можно в составе группы путешественников или самостоятельно на автобусе до города Серафимович, а оттуда пешком.

Официальную информацию о монастыре можно найти на сайте.

Если планируется поездка в монастырь, узнать график работы и расписание богослужений можно здесь

Чтобы доехать до комплекса на автомобиле из Волгограда нужно следовать по трассе Е40 (М21) «Волгоград – Донецк» на запад и повернуть направо за поселком Жирковский, возле небольшой закусочной. У въезда в Серафимович необходимо съехать вправо, на улицы Донскую и 68-й гвардейской дивизии. Общее расстояние от Волгограда до обители составляет 245 км. Время в пути – 3-3,5 часа.

Важно знать: часто монастырские постройки закрыты для посещения. Открывают свои двери они только при прибытии экскурсионных групп или в христианские праздники. При самостоятельном посещении не всегда возможно осмотреть все сооружения комплекса. Иногда лучше дождаться экскурсантов и пройти везде вместе с ними.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь в 1903 г.

Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь – красивый и интересный храм. Судя по отзывам, посетить его стоит обязательно как верующим, так и не верующим людям. Полезным и приятным будет созерцание архитектуры комплекса религиозных сооружений и живописных берегов Дона возле города Серафимович.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм