Урбанизация википедия, урбанизация на карте географии мира, уровень населения

Субурбанизация

Субурбанизация — процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов. В результате происходит формирование городских агломераций. При субурбанизации темпы роста населения пригородов по сравнению с городами-центрами агломераций выше[7].

Растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая таких «прелестей» больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д. Однако население пригородов ни в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилизации, так как в пригородах может отсутствовать социальная инфраструктура (магазины, школы и др.), а главное — нет места приложения труда.

В России первые проявления субурбанизации наблюдаются в первую очередь в районе Москвы, однако здесь этот процесс приобрёл одну отличительную особенность: не решаясь отказаться от городской квартиры, многие жители мегаполиса большую часть времени проводят на загородных дачах.

В Западной Европе и Северной Америке процесс субурбанизации начался в 1950-х годах.

В процессе компьютеризации непроизводственных секторов экономики, в последнее десятилетие появился эффект отрыва места работы (номинального) от места исполнения трудовых задач: человек за компьютером может выполнять работу для фирмы на другом конце земного шара. Транспортная проблема, тормозящая процесс субурбанизации, таким образом несколько ослабляется (для некоторых видов нематериального производства становится неважно, в какой точке земного шара находится исполнитель).

К понятию субурбанизации близко понятие рурбанизация (от англ. Rural — сельский, лат.urbanus — городской) — распространение городских форм и условий жизни на сельские поселения, составная часть процесса урбанизации в его широком понимании. Рурбанизация может сопровождаться миграцией городского населения в сельские поселения, переносом в сельскую местность форм хозяйственной деятельности, характерных для городов.

В России с начала XXI века это явление наблюдается главным образом в Московской области. Во многих формально сельских населённых пунктах строятся промышленные предприятия и склады, выводимые из Москвы, подавляющее большинство населения ведёт городской образ жизни, население увеличивается за счёт переселенцев из Москвы и других регионов.

Жители пригородов зачастую становятся «заложниками автомобиля», так как общественный транспорт в пригородах, как правило, отсутствует. К тому же в небольших странах с высокой плотностью населения, например Бельгии и Нидерландах, пригороды занимают почти всё свободное пространство, вытесняя природные ландшафты.

В Соединённых Штатах Америки, ЮАР, Британии субурбанизация сопровождается так называемым бегством белых (англ. White flight): центральные районы городов заселяются представителями негроидной расы, в то время как белое население перемещается в пригороды[8], что приводит к увеличению преступности и к общему упадку центральных районов.

Урбанизация википедия, урбанизация на карте географии мира, уровень населения

Часовая миграция жителей пригородов в города приводит к заторам на дорогах, что ведёт к загрязнению воздуха, потере времени и другим проблемам. Для борьбы с этим во многих развитых странах ведётся политика развития в пригородах общественного транспорта, например пригородного железнодорожного и легкорельсового, например система RER в Париже.

Развитие инфраструктуры под личный автотранспорт отчуждает природные территории (в том числе вырубка лесов), сам по себе автотранспорт загрязняет воздух и, опосредованно, водоёмы.
Загрязнение атмосферы состоит из парниковых газов[9], которые вносят свой вклад в глобальное потепление, и выбросов оксидов азота (33 % загрязнения от ЛАТ), пыли и аэрозолей (20 %), угарного газа (58 %), летучих органических соединений (18 %), которые негативно сказываются на здоровье жителей[10][11][12].

Скорая помощь и пожарные спасатели дольше едут до места ЧП[16].

Обслуживание личного автотранспорта приводит к росту инфраструктурных издержек для города[17], и личных затрат для человека[18].

Субурбанизация — процесс роста и развития пригородной зоны крупных городов. В результате происходит формирование городских агломераций. При субурбанизации темпы роста населения пригородов по сравнению с городами-центрами агломераций выше[5].

Растущее благосостояние позволяет людям строить дома «сельского типа» в пригородах, избегая таких «прелестей» больших городов как шум, загрязнение воздуха, недостаток зелени и т. д. Однако население пригородов ни в коей мере не становится сельским, практически все продолжают работать в городе. Субурбанизация невозможна без массовой автомобилизации, т. к. в пригородах практически отсутствует инфраструктура (магазины, школы и др.), а главное — места приложения труда.

В Западной Европе и Северной Америке процесс субурбанизации начался в 1950-х годах. В России первые проявления субурбанизации наблюдаются в первую очередь в районе Москвы, однако здесь этот процесс приобрёл одну отличительную особенность: не решаясь отказаться от городской квартиры, многие жители мегаполиса большую часть времени проводят на загородных дачах.

УРБАНИЗАЦИЯ

Процесс субурбанизации нельзя толковать однозначно положительно. Жители пригородов зачастую становятся «заложниками автомобиля», так как общественный транспорт в пригородах, как правило, отсутствует. К тому же в небольших странах с высокой плотностью населения, например Бельгии и Нидерландах, пригороды занимают почти всё свободное пространство, вытесняя природные ландшафты.

Приток сельского населения в города опережает потребность в рабочей силе, что часто приводит к росту безработицы, обострению социально-экономических проблем. В Соединённых Штатах Америки, ЮАР, Британии субурбанизация сопровождается так называемым «бегством белых» (англ. White flight): центральные районы городов заселяются представителями негроидной расы, в то время, как белое население перемещается в пригороды.

Часовая миграция жителей пригородов в города приводит к заторам на дорогах, что ведёт к загрязнению воздуха, потере времени и другим проблемам. Для борьбы с этим во многих развитых странах ведётся политика развития в пригородах общественного транспорта, например пригородного железнодорожного и легкорельсового, например система RER в Париже.

В процессе компьютеризации экономики в последнее десятилетие появился эффект отрыва места работы (номинального) от места исполнения трудовых задач: человек за компьютером может выполнять работу для фирмы на другом конце земного шара. Транспортная проблема, тормозящая процесс субурбанизации, таким образом ослабляется (для некоторых видов работ становится неважно, в какой точке земного шара находится исполнитель), и возникает концепция «всемирной деревни»: все (а точнее — информационно-коммуникативные типы деятелей) рано или поздно переедут в экологически чистые пригороды и рост городов остановится.

К понятию субурбанизации близко понятие рурбанизация (от англ. Rural — сельский, лат.urbanus — городской) — распространение городских форм и условий жизни на сельские поселения, составная часть процесса урбанизации в его широком понимании. Рурбанизация может сопровождаться миграцией городского населения в сельские поселения, переносом в сельскую местность форм хозяйственной деятельности, характерных для городов.

В России с начала XXI века это явление наблюдается главным образом в Московской области. Во многих формально сельских населенных пунктах строятся промышленные предприятия и склады, выводимые из Москвы, подавляющее большинство населения ведет городской образ жизни, население увеличивается за счет переселенцев из Москвы и других регионов.

Ложная урбанизация

Она же трущобная урбанизация. В связи с демографическим взрывом в развивающихся странах, в первую очередь, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки возникло понятие ложная урбанизация. Она представляет собой стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест.

Отличие от истинной урбанизации состоит в том, что не происходит развития городских функций, характеризующих мировой процесс урбанизации. Происходит «выталкивание» в города сельского населения из перенаселённых аграрных районов. Доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах.

Урбанизация википедия, урбанизация на карте географии мира, уровень населения
Урбанизация википедия, урбанизация на карте географии мира, уровень населения

Трущобы в

Джакарте

Урбанизация википедия, урбанизация на карте географии мира, уровень населения

В связи с демографическим взрывом в развивающихся странах, в первую очередь, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии возникло понятие ложная урбанизация. Она представляет собой стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Отличие от истинной урбанизации состоит в том, что не происходит развития городских функций, характеризующих мировой процесс урбанизации.

Происходит «выталкивание» в города сельского населения из перенаселенных аграрных районов. Доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни.

Урбанизация в России

В России это явление распространенное, и связано, прежде всего, с экономической ситуацией в стране. В столице РФ человек может получать в 2-5 раз больше, чем в селе, выполняя такую же работу. Процент урбанизации сейчас довольно высокий — он составляет 73%.

На это повлияли такие негативные факторы:

  • отсутствие в законодательных актах нормативов, которые бы адекватно регулировали вопросы миграции внутри страны;
  • сложности в экономическом положении страны;
  • большие задержки заработной платы;
  • небольшой выбор вакансий в сельской местности;
  • нестабильность в политической сфере;
  • низкие заработные платы.

Технология производства пищи требует, чтобы люди жили в селах, а не в городах, поэтому ещё в начале 20-го века в селах жило 87 % населения России. Но с появлением тракторов и машин, производительность труда выросла и необходимость в натуральном хозяйстве уменьшалась. В 1887 году в России насчитывалось 16 городов с населением более 50 000 чел., в 1989 г.

Низкий уровень механизации, традиционное низкопроизводительное натуральное хозяйство в России начала XX века требовали, чтобы большинство людей жило в сельской местности, а не в городах, поэтому ещё в начале 20-го века в сёлах жило 87 % населения России. В связи с аграрным перенаселением, нехваткой земельных наделов[22], всё больше безземельных крестьян, в поисках заработка, переселялись в города.

Советская власть с 1920-х годов стала снабжать колхозы и совхозы тракторами и машинами, в рамках коллективизации и «смычки города и деревни», производительность труда выросла и необходимость в значительном числе сельского населения уменьшилась. Голод в СССР 1930-х годов и политика индустриализации СССР также ускорили переселение бывших крестьян в города, где условия жизни были лучше.

В 1887 году в России насчитывалось 16 городов с населением более 50 000 чел., в 1989 году в СССР был 1001 город, в 170 городах проживало 70 % населения. На 2010 год процент городского населения составил 73,7 % (высокий уровень урбанизации)[23], безработица среди сельского населения, по состоянию на 2016 г., в 1,7 раза выше, чем среди городского[24].

Наука

Изучением процессов урбанизации занимается новая для XX и XXI веков дисциплина геоурбанистика.

Урбанизация википедия, урбанизация на карте географии мира, уровень населения

Изучением процессов урбанизации занимается новая для XX и XXI веков дисциплина геоурбанистика.

Литература

  • Алексеев А.И., Зубаревич Н.В. Кризис урбанизации и сельская местность России // Миграция и урбанизация в СНГ и Балтии в 90-е годы. М., 1999.
  • Андреев Е. М., Харькова Т. Л. Прогноз населения России до 2020 года // Население России 1999. М., 2000.
  • Ахиезер А. С. Город-фокус урбанизационного процесса // Город как социокультурное явление исторического процесса. М., 1995.
  • Глазычев В. Л. Город России на пороге урбанизации // Город как социокультурное явление исторического процесса. М.. 1995.
  • Горностаева Г. А. Особенности современной урбанизации в СССР // Мировая урбанизация: географические проблемы. М., 1989.
  • Коротаев А. В.Макродинамика урбанизации Мир-Системы // История и Математика: Макроисторическая динамика общества и государства / Отв. ред. С. Ю. Малков, Л. Е. Гринин, А. В. Коротаев, с. 21-39. М.: КомКнига/URSS, 2007
  • Никифоров А. В. Рождение пригородной Америки. Социальные последствия и общественное восприятие процесса субурбанизации в США (конец 40-х — 50-е гг. XX в.. — Едиториал УРСС, 2002. — 356 с. — 200 экз. — ISBN 5-8360-0424-2.
  • Пивоваров Ю. Л. Основы геоурбанистики: урбанизация и городские системы. М., 1999
  • Пивоваров Ю. Л. Урбанизация России в XX веке: представления и реальность // Общественные науки и современность. 2001. № 6. С. 101—112
  • Сенявский А. С. Российская урбанизация: некоторые историко-методологическис проблемы // Урбанизация в формировании социокультурного пространства. М., 1999
  • Шкаратан О. И. Парадоксы советской урбанизации // Судьбы современного города. М., 1990
  • Урбанизация и демографические процессы. М., 1982
  • Пространственное развитие урбанизации: общие закономерности и региональные особенности. М., 1991
  • Мировой урбанизм на переломе. М., 1992
  • Город и деревня в Европейской России: сто лет перемен. — М.: ОГИ, 2001. — 558 с.
  • Стивен Дэвис Урбанизация как спонтанный порядок
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector