Успенский кафедральный собор в Смоленске

Смоленск во глубине веков

Самые ранние археологические слои, обнаруженные во время раскопок на территории, прилегающей к Храмовой горе, относятся к IX веку. Установлено, что там же двумя столетиями позже был воздвигнут детинец – религиозно-административный центр всего обширного княжества. Его фрагменты в ходе работ стали достоянием учёных. Это позволяет с полной уверенностью отнести Смоленск к числу древнейших городов Руси.

Согласно знаменитой Ипатьевской летописи, в 1101 году в Смоленске на вершине холма, получившего впоследствии название Храмовой горы, была заложена церковь, в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Произошло это событие именно на том месте, где в наши дни высится Свято-Успенский собор. Смоленск в те годы занимал главенствующее положение среди других городов княжества, поскольку в нём помещалась резиденция его правителя – Владимира Мономаха.

Церковь Владимира Мономаха

Храм на этом месте располагался с 1101 года. Он был заложен еще Владимиром Мономахом и был первым памятником монументального зодчества на Смоленщине. Однако в Смутное время при взятия города штурмом после 20-ти месячной осады польские войска Сигизмунда III взорвали находящиеся в толще Соборной горы пороховые погреба (по другим данным, запасы пороха находились в самом соборе), и верхняя часть храма рухнула.

Храм, ставший центром крепости

Строительство заняло без малого полвека, и в 1150 году он был торжественно освящён, став первым каменным храмом в городе. Описание Успенского собора в Смоленске того периода не сохранилось, не дошли до нас и его изображения. Известно только, что четыреста пятьдесят лет он простоял без каких-либо существенных перестроек и в своём первозданном виде дожил до Смутного времени, обрушившегося на Россию в начале XVII столетия.

Беда стряслась в 1609 году, когда польские захватчики во главе с королём Сигизмундом III взяли в осаду Смоленск. Успенский собор в те дни стал местом непрестанной молитвы горожан о ниспослании им победы над супостатами. И Пречистая Богородица в течение двух лет хранила их под Своим Покровом, не давая врагу вступить в город. Но случилось то, чем нередко заканчивались героические обороны многих крепостей: нашёлся предатель, указавший врагам уязвимое место в стене.

Успенский кафедральный собор в Смоленске

Ворвавшись в город, поляки устремились к Храмовой горе, на вершине которой в Успенском соборе укрылись многие жители города. И вот, когда они уже пытались взломать двери, холм вздрогнул от взрыва небывалой силы. Своды храма обрушились, погребая под собой укрывшихся внутри горожан, а вместе с ними и врагов, вплотную подступивших к святыне.

Как выяснилось позже, это был взорван пороховой склад, помещавшийся в толще горы. Смоляне предпочли смерть плену и рабству. Так, 3 июня 1611 года в результате постыдного предательства одного из его жителей пал Смоленск. Успенский собор захватчики не стали разрушать до основания, а перекрыв верхнюю часть досками, воздвигли кровлю и превратили в костёл.

Попытка исправить положение предпринималась в 1712 году при митрополите Дорофее (Каменском), но неудачная, и в результате были искажены пропорции здания. За отсутствием средств, и в силу иных причин, работы удалось возобновить лишь в 1728 году. Их инициатором стал архиепископ Гедеон (Вишневский), назначенный к тому времени в Смоленск.

Успенский собор в том виде, в котором он сегодня предстаёт нашим взорам, часто сравнивают с петербургскими дворцами Петровской эпохи. И это сходство неслучайно. Дело в том, что для его реконструкции был приглашён знаменитый архитектор Иоганн Готфрид Шедель, обессмертивший своё имя постройкой дворцов Меньшикова в Санкт-Петербурге, Ораниенбауме, Стрельне, а также, внесший неоценимый вклад в создание храмового комплекса Киево-Печерской лавры.

История строительства собора

После возвращения Смоленска Московскому государству собор решили не ремонтировать, а разобрать и построить новый. Строительство растянулось более чем на 100 лет. В 1676 году царь Алексей Михайлович в заботе о православных святынях на возвращенных территориях прислал Смоленскому архиепископу Симеону план строительства нового собора. На реализацию проекта было выделено 2000 рублей серебром и 399 пудов железа.

Для руководства работами из Москвы прислали зодчего Алексея Королькова. За полтора года стены возвели до круглых окон второго яруса, но из-за допущенных ошибок и просчетов возникла угроза обрушения, и в 1679 году строительство остановили. Возобновили их лишь в 1712-м. Спустя 16 лет под руководством архитектора А.И.

Успенский кафедральный собор в Смоленске

Шеделя здание достроили: соорудили семь куполов, украсили фасады, стены и потолки. В 1730-1740-х годах над декором интерьера работали украинские мастера — С. Трусицкий и его помощники П. Дурницкий, Ф. Олицкий и А. Мастицкий. Они создали великолепный пятиярусный иконостас — настоящий шедевр барочного искусства, украсили его скульптурами ангелов и резными виноградными лозами, цветами подсолнечника, дуба и клена.

Современный вид собора

В 1740 году собор освятили. Однако через двадцать лет большой каменный купол провалился вместе с западными главами. Теперь собору нужна была реконструкция верхних сводов и капитальный ремонт. Сама Екатерина II прислала 11 900 рублей на восстановление. На деньги императрицы и многочисленные пожертвования провели масштабную реконструкцию.

Архитектор Петр Обухов убрал семиглавое завершение и увенчал собор традиционным пятиглавием, вместо большого каменного купола он установил деревянный. В 1772 году храм приобрел тот облик, в котором мы знаем его теперь. Он соединил в себе черты древнерусской архитектуры и украинского барокко. На его фасадах — обилие барочного декора, а интерьер — это наполненное светом и воздухом огромное пространство.

XIX и XX века оказались для собора непростыми. Собор чудом уцелел во время Отечественной войны 1812 года. Взяв Смоленск, французы не только не разрушили храм, но и охраняли его. Исчез лишь шлем покровителя Смоленска Св. Меркурия. Во время Великой Отечественной войны 1941–1945 годов собор тоже устоял, однако навсегда утратил свою главную святыню — Смоленскую чудотворную икону Божьей матери «Одигитрия».

Возведение нового собора

После изгнания захватчиков предпринималась попытка восстановить собор в прежнем виде, но стало очевидным, что сделать это не удастся – слишком велики оказались повреждения. В итоге было решено его разобрать и строить заново на прежнем месте. Живое участие в судьбе собора принял государь Алексей Михайлович, в 1676 году приславший смоленскому архиепископу Симеону подробный план строительства и значительную часть средств на его реализацию. Вместе с деньгами и необходимыми материалами из Москвы прибыл и опытный мастер Алексей Корольков.

Успенский кафедральный собор в Смоленске

Через год состоялась торжественная закладка собора, и с этого дня работа закипела. Его стены поднимались с такой быстротой, что за проявленное усердие царь счёл должным возвести архиепископа Симеона в сан митрополита и наградить шестёркой отменных лошадей. Однако торжества оказались преждевременны – вследствие отступления от проекта, допущенного в ходе работ, едва поднявшееся здание оказалось в аварийном состоянии, и строительство пришлось прервать на долгие годы.

Святыня, не тронутая врагом

Точно не известно, как попала на Русь эта древняя икона. По преданию, её привезла дочь византийского императора Константина IX Мономаха, которую выдали замуж за князя Всеволода Ярославича. У византийской царевны и русского князя родились сын Владимир и дочь Янка. После смерти родителей икона перешла Владимиру Мономаху. Именно он в начале XII века привез её в Смоленск и поместил в новый собор. Тогда она и стала называться «Смоленской».

Образ был чудотворным. Одним из главных чудес стало избавление города от нашествия Батыя в 1239 году. По велению иконы праведный воин Меркурий отправился во вражеский стан и ценой своей жизни спас Смоленск. Меркурия причислили к лику святых и похоронили в соборной церкви. Он стал покровителем города. Его доспехи — шлем, копье и сандалии — хранились в храме как великая святыня.

В 1941 году на месте пропавшей иконы был установлен образ Богоматери «Одигитрия» (1602), привезенный Борисом Годуновым. Сейчас эта икона находится в правой части собора, к ней ведут две чугунные лестницы. В левой части размещена еще одна святыня — плащаница «Положение во гроб», вышитая в 1561 году в златошвейных мастерских Ефросиньи Старицкой.

Ежегодно тысячи путешественников и паломников посещают этот храм, один из самых почитаемых в России. Успенский кафедральный собор в Смоленске — выдающийся памятник барочной архитектуры, по красоте убранства занимает одно из первых мест в Европе.

С тех памятных времён Господь неизменно хранил святыню, возведённую на вершине Храмовой горы. В последующие годы Смоленск дважды был оккупирован врагами. Первый раз это произошло в 1812 году. Трудно поверить, но Наполеон, поражённый красотой и величием собора, не только не позволил его разграбить, но даже приказал выставить возле него часовых.

То же произошло и в годы Великой Отечественной войны. После захвата города командовавший немецкими танковыми частями генерал-полковник Вермахта Гейнц Гудериан, как и его французский предшественник, запретив солдатам прикасаться к ценностям, находившимся в соборе, принял меры для их сохранности. Не причинили храму вреда и советские снаряды, которыми обстреливался Смоленск – Успенский собор было запрещено использовать в качестве ориентира для наведения орудий.

Создание окончательного варианта собора

Успенский кафедральный собор в Смоленске

Новое творение мастера – храм, выполненный в стиле барокко и увенчанный семью куполами, поражал своей красотой. В августе 1740 года он был освящён. Но в погоне за внешним совершенством зодчий, как видно, допустил ряд инженерных просчётов, в результате которых уже через двадцать лет центральный купол и примыкавший к нему западный обвалились.

Исправлять ошибки своего предшественника пришлось российскому архитектору Петру Ивановичу Обухову, приглашённому с этой целью в 1768 году. Прежний центральный купол, выполненный из камня, он заменил более лёгким деревянным, а семь глав сменил пятиглавием, более традиционным для русской храмовой архитектуры.

Музей атеизма, спасший церковные ценности

Отвёл Господь от собора и главную опасность, нависшую над святынями российского православия в годы многочисленных антирелигиозных кампаний, проводившихся в советский период: он не был разрушен. В первые годы, последовавшие после октябрьского переворота, в центральной части собора размещался музей атеизма, но и это пошло ему на пользу – позволило спасти все, что долгие годы хранил в своих стенах Успенский собор (Смоленск) – иконы, книги, облачения и всевозможную церковную утварь.

Успенский собор, построенный в Смоленске, необычайно велик. Внутренней площадью, равной 2 тыс. квадратных метров, он в два раза превосходит одноименный собор Московского Кремля. Высота его стен равна почти тридцати метрам, а хоры подняты над полом на восемнадцать с лишним метров. Четыре колонны делят его на три нефа (отделения).

Главной святыней собора является список хранившейся здесь некогда, но утерянной в годы войны иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии. Создан он в начале XVII века, и прежде находился в церкви, расположенной над Днепровскими воротами Смоленской крепости. Другой весьма почитаемой святыней являются сандалии небесного покровителя города святого Меркурия Смоленского, во дни земной жизни в одиночку, но при покровительстве Небесных Сил сумевшего отогнать от городских стен полчища татар.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм