Памятники истории и культуры челябинской области

Статья 4. Полномочия Губернатора Челябинской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

За почти 250-летнее существование город уральских мастеров пережил немало. Каждая из эпох оставила следы в архитектуре его зданий, часть из которых считается памятниками регионального и федерального значения.

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЕвгений Шанявин

1 Памятники истории и культуры Южного Урала

2 Категории памятников истории и культуры Федерального Значения (20) Регионального значения (650) Местного (муниципального) значения

3 Группы памятников Археологические памятники Памятники истории Памятники архитектуры Памятники монументаль ного искусства Комплексные памятники

4 Археологические памятники Остров св.Веры на озере Тургояк.

Памятники истории и культуры челябинской области

6 Араслановская писаница (Нязепетровский район)

7 Памятники архитектуры Челябинск, Кировка

8 Челябинск, Кировка, дом купца Валеева

9 Кыштым, Белый Дом (Усадьба Демидовых- Расторгуевых) — бывшая резиденция управляющего Кыштымским округом, построенная в начале XIX столетия. Усадебный комплекс занимает прямоугольный в плане участок, вытянутый с востока на запад. Архитектурный ансамбль усадьбы составляют главный дом, два флигеля с башнями, сад и парк, ограда с воротами. Все постройки выполнены из дикого камня и кирпича, оштукатурены.

10 Памятники монументального искусства Челябинск, памятник танкистам — добровольцам

11 Магнитогорск, памятник «Тыл – фронту»

12 Златоуст, памятник П.П.Аносову

13 Комплексный памятник природы, истории и индустриальной культуры – ГЭС в урочище Пороги Саткинский район

Челябинская область – обладает огромным культурным потенциалом. В Челябинской области работают 16 профессиональных театров, 45 музеев, 807 учреждений культурно-досугового типа, 77 киноустановок и 836 библиотек.

Трудно представить себе палитру отечественного искусства без имен земляков: писателей, поэтов, литературоведов – Б. Ручьева, Л. Татьяничевой, Л. Шмакова, Л. Гальцевой, К. Скворцова, Р. Дышаленковой; скульпто­ров – Л. Головницкого, М. Цепелева, Егоровых Бориса и Валентины; художников – Н. Аникина, В. Дьякова, Б. Чернышова, А.

Кудрявцева, фотохудожника С. Васильева; композиторов и исполнителей – М. Смирнова, Е. Гудкова, А. Кривошея, Т. Шкербиной, В. Лебедева, Г. Зайцевой; театральных деятелей – Н. Орлова, В. Милосердова, Г. Миллера и многих других. Это лишь малая часть имен, поистине составляющих гор­дость русской культуры.

Памятник основателям

В настоящее время в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации включено 777 объектов культурного наследия Челябинской области – это историко-культурное наследие региона, представляющее уникальную значимость для России и являющееся составной частью Российского культурного наследия.

от 12 мая 2015 года N 168-ЗО

Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Челябинской области

(с изменениями на 4 апреля 2018 года)

ПринятпостановлениемЗаконодательного СобранияЧелябинской областиот 23 апреля 2015 г. N 2618

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенные на территории Челябинской области, представляют собой уникальную историческую и культурную ценность и являются неотъемлемой частью российской и мировой культуры. Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации — одни из приоритетных задач органов государственной власти Челябинской области.

Настоящий Закон направлен на реализацию переданных для осуществления органам государственной власти Челябинской области полномочий Российской Федерации, полномочий Челябинской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Памятники истории и культуры челябинской области

К полномочиям Законодательного Собрания Челябинской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся принятие законов Челябинской области в указанной сфере и контроль за их выполнением.

1) осуществление в установленном порядке международных и межрегиональных связей в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

2) организация деятельности по осуществлению полномочий Челябинской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области;

3) утверждение содержания и формы информационных надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия (далее — информационная надпись и обозначение), места их размещения на объектах культурного наследия регионального значения.

1) обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Челябинской области, в пределах своей компетенции;

2) утверждение государственных программ Челябинской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия;

3) установление порядка определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы, касающегося объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, а также земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению;

Памятники истории и культуры челябинской области

4) установление порядка организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия (далее — региональный государственный надзор в области охраны объектов культурного наследия);

5) определение порядка организации работы по установлению историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия;

6) определение порядка принятия решения о включении объекта культурного наследия регионального значения или объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — реестр);

7) принятие решения о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств областного бюджета, а также согласование представления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — федеральный орган охраны объектов культурного наследия), о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета;

8) определение порядка утверждения границы территории выявленного объекта культурного наследия;

Памятники истории и культуры челябинской области

9) утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон, а также по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия) и объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон;

10) утверждение перечня исторических поселений регионального значения, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах по представлению органа исполнительной власти Челябинской области, уполномоченного в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее — областной орган охраны объектов культурного наследия);

11) установление порядка определения размера льготной арендной платы за пользование объектами культурного наследия, находящимися в неудовлетворительном состоянии и относящимися к государственной собственности Челябинской области;

12) установление льготной арендной платы и ее размеров за пользование объектами культурного наследия, находящимися в государственной собственности Челябинской области, для физических и юридических лиц, владеющих на праве аренды объектами культурного наследия, находящимися в собственности Челябинской области, и вложивших свои средства в работы по сохранению данных объектов;

13) принятие решения о создании историко-культурного заповедника регионального значения;

14) ограничение или запрещение движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия или в его зонах охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Статья 6. Полномочия областного органа охраны объектов культурного наследия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия

В городе бережно относятся к памятникам истории и культуры, обретенным в разные эпохи. Среди разноплановых достопримечательностей Челябинска, фото и описания которых вы найдете на странице, стоит выделить несколько особо значимых.

Цветущий город готов предложить своим гостям роскошную культурную программу. Туристов всегда рады видеть в музеях Челябинска, а артисты местных театров с нетерпением ждут их на своих спектаклях.

Особую программу город предложит своим гостям, путешествующим с детьми. Юные туристы смогут увидеть много интересного, побывать на красочных представлениях, соприкоснуться с живой природой.

Правовое регулирование отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия и объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, осуществляется в пределах полномочий органов государственной власти Челябинской области в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Челябинской области.

об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения;

16) направление обращения в федеральный орган охраны объектов культурного наследия об исключении из реестра объекта культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения и по согласованию с органами местного самоуправления в отношении объекта культурного наследия местного (муниципального) значения;

17) осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

1) осуществление мер по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Челябинской области, по государственной охране, в том числе государственному учету объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия;

2) организация проведения работ по выявлению и установлению историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия;

3) принятие решения о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в перечень выявленных объектов культурного наследия либо об отказе во включении указанного объекта в данный перечень, а также формирование и ведение перечня выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Челябинской области;

4) принятие решения о включении выявленного объекта культурного наследия в реестр в качестве объекта культурного наследия регионального или по согласованию с органами местного самоуправления местного (муниципального) значения либо об отказе во включении указанного объекта в реестр на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения;

5) направление в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заявления о включении объекта в реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения на основании заключения государственной историко-культурной экспертизы, в котором определяется историко-культурная ценность объекта и предлагается отнести такой объект к объектам культурного наследия федерального значения, с указанным заключением;

Памятники истории и культуры челябинской области

6) осуществление регионального государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия;

7) утверждение границ территории объекта культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), регионального значения, объекта культурного наследия местного (муниципального) значения и выявленного объекта культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации;

выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия;

утверждение отчетной документации по проведенным работам по сохранению объекта культурного наследия, подготовленной лицом, осуществляющим научное руководство проведения данных работ и авторский надзор за их проведением;

Памятники истории и культуры челябинской области

участие в приемке работ по сохранению объекта культурного наследия и выдача акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия;

9) определение и осуществление мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия либо объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемых при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации работ по использованию лесов (за исключением работ, указанных в пунктах 3, 4 и 7 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации) и иных работ;

10) предоставление физическим и юридическим лицам выписки из реестра;

11) согласование проектов генеральных планов, проектов правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения;

12) организация проведения государственной историко-культурной экспертизы в части экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) областного органа охраны объектов культурного наследия, которое отнесено к полномочиям данного органа;

13) утверждение охранного обязательства и выдача копии акта об утверждении охранного обязательства и копии утвержденного данным актом охранного обязательства собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), другим лицам, к обязанностям которых относятся исполнение охранного обязательства, а также направление копии акта об утверждении охранного обязательства и копии утвержденного данным актом охранного обязательства в орган регистрации прав для регистрации ограничений (обременений) прав в Едином государственном реестре недвижимости в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»;

2. Государственные программы Челябинской области в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия разрабатываются, утверждаются, финансируются и реализуются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Челябинской области.

Памятники истории и культуры челябинской области

1. На объектах культурного наследия, включенных в реестр, устанавливаются информационные надписи и обозначения.

Содержание и форма информационных надписей и обозначений, места их размещения на объектах культурного наследия регионального значения утверждаются Губернатором Челябинской области.

2. Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия возлагается на собственников объектов культурного наследия.

3. Макет информационной надписи и обозначения разрабатывается на основании задания, выданного собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия федерального значения, собственнику или иному владельцу земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и земельных участков, в границах которых располагаются объекты археологического наследия, включенные в указанный перечень), объекта культурного наследия регионального значения, областным органом охраны объектов культурного наследия и согласовывается данным органом.

Статья 9. Утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, особых режимов использования земель в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон

1. Границы зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объектов культурного наследия, прошедшего государственную историко-культурную экспертизу, Правительством Челябинской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия.

2. Границы зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия) и объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проекта зон охраны объектов культурного наследия либо проекта объединенной зоны охраны, прошедших государственную историко-культурную экспертизу, Правительством Челябинской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия.

Статья 10. Ограничение или запрещение движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия и в зонах охраны объекта культурного наследия

Памятники истории и культуры челябинской области

отношения, возникающие в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объект культурного наследия) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

отношения, возникающие в сфере государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения в части осуществления органами государственной власти Челябинской области переданных полномочий Российской Федерации;

отношения, возникающие в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны выявленных объектов культурного наследия;

отношения, возникающие в связи с установлением порядка организации историко-культурных заповедников регионального значения, их границ и режима содержания;

отношения, возникающие в связи с утверждением перечня исторических поселений, имеющих особое значение для истории и культуры Челябинской области (далее — историческое поселение регионального значения), предмета охраны исторического поселения регионального значения и границ территории исторического поселения регионального значения.

2. Основанием для принятия Правительством Челябинской области решения об ограничении движения транспортных средств на территории объекта культурного наследия или в зонах его охраны является представление областного органа охраны объектов культурного наследия о нарушении целостности и сохранности объекта культурного наследия, выявленных при осуществлении мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия, выявленного объекта культурного наследия.

2. Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств областного бюджета принимается Правительством Челябинской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении государственной историко-культурной экспертизы, с учетом общественного мнения, а также в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения с учетом мнения религиозных организаций.

2. Решение о создании историко-культурного заповедника регионального значения принимает Правительство Челябинской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия.

3. Решение об установлении границ и режима содержания историко-культурного заповедника регионального значения принимает Правительство Челябинской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого располагается историко-культурный заповедник регионального значения.

Памятники истории и культуры челябинской области

Положение об историко-культурном заповеднике регионального значения утверждается Правительством Челябинской области.

Статья 13. Порядок утверждения перечня исторических поселений регионального значения, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ территории исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах

1. В перечень исторических поселений регионального значения включается населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.

2. Перечень исторических поселений регионального значения утверждается Правительством Челябинской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия на основании историко-культурного опорного плана исторического поселения, в котором обосновано включение населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения.

3. Предмет охраны исторического поселения регионального значения, границы территории исторического поселения регионального значения и требования к градостроительным регламентам в указанных границах. утверждаются Правительством Челябинской области по представлению областного органа охраны объектов культурного наследия применительно к каждому историческому поселению регионального значения.

4. Включение населенного пункта или его части в перечень исторических поселений регионального значения осуществляется по инициативе областного органа охраны объектов культурного наследия после согласования с органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт.

1. Проекты правил землепользования и застройки, подготовленные применительно к территориям исторических поселений регионального значения (далее — проект правил), подлежат согласованию с областным органом охраны объектов культурного наследия.

2. Областной орган охраны объектов культурного наследия согласовывает проекты правил или дает мотивированный отказ в согласовании проектов правил в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня их поступления в областной орган охраны объектов культурного наследия.

3. Основанием для отказа в согласовании проекта правил является его несоответствие предмету охраны исторического поселения регионального значения. В случае устранения причин, повлекших отказ в согласовании, проект правил может быть направлен в областной орган охраны объектов культурного значения для повторного согласования.

Памятники истории и культуры челябинской области

4. Согласование проекта правил оформляется в виде заключения областного органа охраны объектов культурного наследия.

2. Областной орган охраны объектов культурного наследия в течение 20 рабочих дней с даты получения обращения организатора аукциона организует осмотр объекта культурного наследия, а также проводит оценку сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении областного органа охраны объектов культурного наследия, на предмет соответствия объекта культурного наследия критериям неудовлетворительного состояния, утвержденным Правительством Российской Федерации.

3. В случае установления соответствия объекта культурного наследия критериям неудовлетворительного состояния областной орган охраны объектов культурного наследия в течение 30 рабочих дней с даты получения обращения организатора аукциона составляет акт о соответствии объекта культурного наследия критериям неудовлетворительного состояния в двух экземплярах.

Один экземпляр акта о соответствии объекта культурного наследия критериям неудовлетворительного состояния направляется организатору аукциона не позднее пяти рабочих дней со дня его подписания руководителем областного органа охраны объектов культурного наследия, а второй экземпляр хранится в областном органе охраны объектов культурного наследия.

4. В акте о соответствии объекта культурного наследия критериям неудовлетворительного состояния указываются выявленные критерии, а также делается вывод о признании объекта культурного наследия находящимся в неудовлетворительном состоянии. Форма акта о соответствии объекта культурного наследия критериям неудовлетворительного состояния утверждается руководителем областного органа охраны объектов культурного наследия.

5. В случае, если по результатам осмотра объекта культурного наследия либо оценки сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении областного органа охраны объектов культурного наследия, соответствие объекта культурного наследия критериям неудовлетворительного состояния не установлено, областной орган охраны объектов культурного наследия в течение 10 рабочих дней со дня окончания осмотра объекта культурного наследия либо оценки указанных сведений направляет организатору аукциона уведомление об отсутствии оснований для признания объекта культурного наследия находящимся в неудовлетворительном состоянии.

1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 22 января 2015 года.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм