Самая глубокая станция метро в Москве

Причины глубокого заложения станций

Строительству метрополитена в Ленинграде, а позднее в Петербурге зачастую препятствовало не только отсутствие финансирования, но и сложные геологические условия. В толще грунтов прослеживается от двух до трех водоносных горизонтов – стволы шахт, скважины и наклонные ходы для метро сооружают в крайне неустойчивых грунтах.

Но на глубине нескольких десятков метров залегает плотная и сухая кембрийская глина, в которой чаще всего и строятся непосредственно объекты метрополитена. Чтобы добраться до благоприятных для строительства кембрийских глин метростроители сооружают глубокие шахтные стволы, пронизывающие толщу неустойчивых пород.

Станция метро Нарвская

Станция метро «Нарвская» в Санкт-Петербурге

Особенности и технологии строительства

Поскольку отбойные молотки и ручные инструменты справлялись с этой задачей неэффективно, в сентябре 1948 года технический совет управления строительства Ленинградского метрополитена утвердил проектное задание на создание механизированного проходческого щита. Через год опытный образец уже установили в забое, по результатам испытаний щита была откорректирована проектная документация, оформлен заказ на изготовление первых шести серийных щитов на Кировском заводе.

Специалисты «Метростроя» и Научно-исследовательского института горной геомеханики и маркшейдерского дела создали оптический прибор, позволяющий с высокой точностью вести механизированный щит в забое. Позднее была создана новая шахтная подъемная установка с так называемыми опрокидными клетями, которая ускорила процесс выгрузки породы.

Пришлось внедрить еще немало инноваций, чтобы адаптировать процесс строительства под условия города. В начале 2000-х годов на вооружении у метростроевцев появились тоннелепроходческие щиты нового поколения, которые позволили взять курс на механизацию проходческих процессов. Это и помогло в итоге построить самую глубокую станцию петербургского метро «Адмиралтейскую».

Фото станции метро «Адмиралтейская»

Станция метро «Адмиралтейская» в Санкт-Петербурге

Самая глубокая станция метро в Москве

Хронология строительства станции «Адмиралтейская»

Кунгстрэдгорден. Стокгольм

Пусть и не самая глубокая, но точно одна из самых необычных станций метро в мире. «Кунгстрэдгорден» удобно расположилась в скалах на глубине 34 метра.

В дизайне использовано сочетание естественных скал и искусственных материалов. Спускаясь под землю, попадаешь в волшебный мир королевских дворцов и жилища троллей.

Хозяином стокгольмской станции считают краснокожего мужчину, статуя которого установлена в одном из тоннелей, а олицетворяет он собой Бога войны.

Вашингтон-парк. Портленд

Станция «Washington Park» портлендской системы скоростного трамвая Metropolitan Area Express построена под высоким холмом, из-за чего глубина залегания платформ равняется 80 метрам.

В полном смысле станцией метро она не считается, так как по этой линии ходят не поезда, а скоростные трамваи. Но «Washington Park» из-за своего глубоко залегания от поверхности земли достоин своего места в этом небольшом рейтинге.

Эта станция московского метрополитена была запущена в 2003 году. Глубина ее залегания равняется 84 метрам.

Ультрасовременная станция имеет оригинальный, и можно сказать, патриотический дизайн и оформление. Тематика посвящена двум Отечественным войнам 1812 и 1941-1945 годов, которые тяжелым бременем выпали на долю народа.

Самая глубокая станция метро в Москве имеет еще один рекорд, связанный с длительностью постройки. От начала строительства до запуска прошло 14 лет.

Самая глубокая станция метро в Москве

Самая глубокая станция метро «Парк Победы» является частью Арбатско-Покровской и Солнцевской линий. Она считается самой глубокой в столице – ее глубина составляет 84 м, что может приравниваться к высоте здания в 27 этажей. Открытие было анонсировано в 2003 году, а сама станция названа в честь парка, расположенного в непосредственной близости.

Вестибюль разделен на 2 полностью автономных зала, синхронизация между которыми обеспечивается за счет наличия переходов. Тематика холла на северной стороне – Великая отечественная война. На южной она переплетается с военными действиями 1812 года. Отличительной чертой является оформление одного из переходов изображениями медалей и орденов тех времен.

Вторая по глубине платформа столичного метрополитена – «Фонвизинская», расположена в Бутырском районе. Глубина заложения составляет 65 м. Дата открытия – 16 сентября 2016 года. Над оформлением работал художник Константин Худяков, который украсил ниши пилонов центрального зала изображениями персонажей известного произведения Д. И. Фонвизина «Недоросль».

На следующем месте, с глубиной заложения в 63,5 м расположилась «Тимирязевская». Она была сдана в эксплуатацию в 1991 году, и до 2003 года считалась самой глубокой в столице РФ. Отличительной чертой является то, что это единственный в мегаполисе односводчатый перегон глубокого заложения. Планировку такого типа называют «ленинградским односводом».

Стены вестибюля украшены мраморными плитами светлых оттенков, а колонны облицованы коваными распустившимися бутонами. Мозаика торцов холла изображает взаимодействие людей и природы. В 1987 году была открыта «Чеховская» станция столичного метрополитена, получившая глубину заложения в 62 м.

Цветное панно стен вестибюля стилизовано в соответствии с мотивами рассказов А.П. Чехова, а облицовка пилонов выполнена из белого мрамора. Примечательно, что выход на поверхность считается самым многоступенчатым в городе. Наряду с «Чеховской» расположена «Дубровка», имеющая аналогичный показатель глубины. Она была достроена и сдана в пользование в 1999 году.

Облицовка стеновых покрытий и колонн выполнена белыми мраморными плитами, а пол монтирован с использованием гранита красного, черного и серого цветов. Центральный зал украшен мозаикой, созданной по проекту художника-монументалиста Зураба Церетели.

Появление «станции-призрака»

Решение о необходимости создания станции в историческом центре города было принято еще в 1960-х годах. Но начало строительства отложилось до 1994 года. Именно станция «Адмиралтейская» должна была стать самой глубокой станцией – такие условия диктовала геология. В этом месте залегают водонасыщенные грунты, пески и суглинки, а удобные для проходки кембрийские глины уходили глубоко вниз на глубину более 80 метров.

К тому же площадка, выделенная для строительных работ на поверхности, располагалась в очень плотной городской застройке, где каждое сооружение представляет архитектурную, историческую ценность. Изначально предполагалось расселить несколько домов на прилегающей улице. Пока шло строительство перегонных тоннелей и подземного вестибюля, власти города работали над этим вопросом, но финансовый кризис того времени так и не позволил его решить. В 1997 году поезда начали ходить по Правобережной линии, проезжая «станцию-призрак» без остановки.

Фото станция Адмиралтейская - строительство

Так выглядела станция «Адмиралтейская» в 2008-2009 гг.

Петербургское «ноу-хау»

Самая глубокая станция метро в Москве

К реализации проекта вернулись в 2007 году. Было принято решение об использовании тоннелепроходческого механизированного комплекса (ТПМК) немецкой фирмы Herrenknecht AG. Планировалось, что большой наклонный ход станции будет пройден сквозь сильно обводненный грунт с помощью этого оборудования. Обеспечить безосадочную проходку предполагалось за счет использования регулируемого пригруза давления внутри забойной зоны с тем, чтобы создавать давление, соответствующее давлению массива.

Принятое решение использовать механизированный щит диаметром 10,4 м с активным пригрузом забоя было очень смелым. В мире на тот момент не существовало опыта проходки тоннелей под углом 30 градусов с помощью тоннелепроходческих комплексов.

Схема действия ТПМК

Схема действия ТПМК

Проектная величина осадок не превышала 25 мм, поэтому для устройства строительной площадки станции «Адмиралтейская» было принято решение о расселении и сносе только одного дома – это позволило избежать массового расселения. Благодаря современнейшему оборудованию появилась возможность «ловить» осадки на самой первой стадии и принимать меры практически мгновенно за счет наблюдения за движением щита через датчики, установленные в  четырех скважинах вдоль оси проходки.

На всех этапах строительства была обеспечена безопасность, прежде всего, для исторических зданий центра Санкт-Петербурга, представляющих собой архитектурные памятники федерального значения, находящиеся под охраной ЮНЕСКО.

Снос здания для станции Адмиралтейская

Снос здания для строительства будущего вестибюля метро «Адмиралтейская» и торгового центра

Адмиралтейская. Санкт-Петербург

Самая глубокая станция метро в Санкт-Петербурге имеет удивительную историю. По проекту ее открытие было намечено на сентябрь 1997 года, но начала работать «Адмиралтейская» только в 2011.

Долгое время пассажиры питерского метрополитена могли наблюдать через окна вагонов недостроенную «станцию-призрак».

А вот глубина, на которой залегает глубочайшая станция Питера равняется 86 метрам. Между эскалаторами имеет просторный вестибюль, а сама «Адмиралтеская» оформлена в морском стиле с великолепной мозаикой.

Чемпионы городской бездны

Для туристов метрополитен любого мегаполиса – это еще один музей, где большинство залов – станций не уступают другим достопримечательностям выбранного для посещения места на карте мира. Один из параметров, неизменно привлекающих гостей, кроме красоты, дизайна, уникальной отделки городов подземного мира – глубина залегания, длина эскалаторов, ведущих вниз на рекордную отметку.

Вот список городов мира, где расположены станции-чемпионы:

  • Москва.
  • Санкт-Петербург.
  • Киев.
  • Пхеньян, Северная Корея.
  • Портленд, США.

Самая глубокая станция метро в Москве

Столица России не только славится красивыми, роскошно отделанными, иногда даже помпезными вестибюлями многих станций метрополитена, но также удивляющих многих гостей столицы количеством остановочных пунктов, протяженностью линий, глубиной, на которую нужно спуститься по эскалаторам, чтобы сесть в поезд.

Одна из его станций входит в список чемпионов:

  • «Вашингтон-Парк» – 79 м под землей. Находится в городе Портленде штата Орегон. Введена в эксплуатацию в 1998 году, сразу став самой глубокой в США. Есть, правда, одна небольшая тонкость – станция построена внутри тоннеля под холмом, а подходят к ней наземные магистрали скоростного трамвая. Но, что вырыто, то вырыто, и «Вашингтон-Парк» занимает почетное пятое место.

    «Вашингтон-Парк»

  • «Парк Победы» – 84 м. Современная станция, открытая в 2003 году, расположена рядом с одноименным красивым столичным парком. Внутренняя отделка посвящена подвигу солдат и офицеров Российской империи, Советского Союза в отечественных войнах против оккупантов-неудачников.

    «Парк Победы»

  • «Пухунг» – 100 м. Станция входит в систему метрополитена столицы Северной Кореи – Пхеньяна. Западные СМИ с присущей им маниакальной убежденностью объясняют этот рекорд лишь желанием руководства страны создать надежные подземные бункеры-убежища на случай атомной войны. Здравомыслящим людям с трудом верится в такие «убедительные» домыслы. Хотя в оформлении станции партийная символика, конечно, занимает центральное место, чем не основа для мифа.

    «Пухунг»

  • «Адмиралтейская» – 102 м. Самая глубоко расположенная станция метро в России находится в Санкт-Петербурге. Она была сдана совсем недавно – в конце 2011 года. Находится в центре бывшей столицы Российской империи. Глубина заложения обусловлена близостью реки Невы. Спуск выполняется по двум эскалаторам. К сведению, подавляющее большинство станций Санкт-Петербурга – глубокого заложения.

    «Адмиралтейская»

  • «Арсенальная» – 105,5 м. Находится в Киеве. Сдана специалистами-метростроевцами к очередной дате Великой октябрьской социалистической революции в уже далеком 1960 году. Название станции было дано по расположенному рядом заводу оборонной промышленности «Арсенал», в последние годы ликвидированному за ненадобностью правительством независимой Украины.

    «Арсенальная»

Нет сомнения, что место со званиемсамая глубокая станция метро в мире, как исписок рекордсменов,вряд лиостанется неизменным. Ведь строительство новых линий уже существующих метрополитенов, планы по созданию новых в растущих городах планеты, производство новых специальных механизмов, технологий обязательно даст повод внести в него новые названия.

Появление самой глубокой в России станции метро – это не только удачный пример вклада петербургских специалистов в развитие технологий подземного строительства. Благодаря появлению станции метро «Адмиралтейская» в историческом центре Санкт-Петербурга значительно разгрузились соседние станции, жители этой части центра города получили шаговую доступность к метро, а туристы – удобный способ добраться до основных достопримечательностей Петербурга, среди которых всемирно известные Эрмитаж и Исаакиевский собор.

Строительство одной лишь этой станции позволило повысить уровень комфорта пребывания в городе и стало удачным примером решения целого комплекса проблем – транспортных, территориальных, социально-культурных. Сейчас похожую историю переживает «Театральная» – долгожданная станция в непосредственной близости от Мариинского театра.

транспортная инфраструктура, рекорды

Печерская. Киев

В метрополитене Киева – три линии. Его строительство было начато в 1938-ом году, однако из-за начала войны было приостановлено. Продолжилось оно только с 1949-го года. Осенью 1960-го года был сдан первый участок. Из пятидесяти станций – двадцать станций глубокого заложения.

Кроме станции «Арсенальная», признанной на сегодняшний день самой глубокой в мире, ещё ряд станций были проложены на большой глубине: станция «Крещатик» и «Золотые ворота», «Шулявская» и «Университет». К таким станциям так же относятся «Дорогожичи», «Печерская» и ряд других.

Глубина станции «Крещатик» — шестьдесят метров, а глубина «Печерской» — девяносто метров. Глубина заложения «Шулявской» — восемьдесят четыре с половиной метра, а глубина станции «Дорогожичи» составила семьдесят шесть метров.

Киев стоит на высоких холмах, что и обусловило глубокое залегание некоторых линий киевского метрополитена. К примеру, метро «Печерская» расположена на глубине 90 метров от земной поверхности.

Самая глубокая станция метро в Москве

Станция в исторической части украинской столицы стала работать в 1997 году, хотя проект постройки был принят еще в 1991 году. «Заморозили» эту часть линии на 4 года, чтобы протянуть ветку к Харьковскому массиву.

Красоту «Печерской» придают отделка из белого мрамора и гранитные вставки, а перекрестное расположение светильников создают необычное, но эффективное освещение.

Самая глубокая станция метро в мире находится в Киеве. «Арсенальная», глубина которой 105,5 метров, была открыта на Святошинско-Броварской линии в 1960 году.

В середине 80-х годов прошлого столетия станции получила статус «Памятника архитектуры местного значения».

Спроектирована по английскому типу с одним выходом, а попасть на платформу можно воспользовавшись тремя эскалаторами.

Пухунг, Пхеньян

Система корейских линий метрополитена считается одной из самых глубоких в мире. Многие специалисты сходятся во мнении, что глубокое метро в КНДР проложили из-за угрозы ядерной войны, чтобы использовать метрополитен как убежища.

Самая глубокая станция метро в Москве

Как бы там не было, но станция «Пухунг», глубиной в 100 метров, самая глубокая в Северной Корее. Интересный факт, что до 2014 года иностранцам можно было пользоваться только двумя станциями корейского метро. Сейчас самое глубокое метро доступно туристам и гостям Кореи

Заключение

В заключении отметим, что информация о действительной глубине не стопроцентная. Специалисты, определяя глубину, до сих пор спорят, что считать за основу — расстояние от поверхности земли до платформы метро или отметку от уровня моря.

Метрополитен на современном этапе развития транспортной системы является непременной составляющей мировых мегаполисов. Глубокое залегание станций и линий позволяет решить сразу две задачи. Во-первых, разгрузить наземные транспортные магистрали, и, во-вторых, обеспечивает жителям преодолевать большие расстояния за короткий промежуток времени.

Автор статьи: Валерий Скиба

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector