Сикстинская капелла: описание, история, фото

1. Капелла была построена для поклонения и обороны

Сикстинская капелла в Ватикане.

Строительство капеллы началось в 1475 году (что интересно, это совпало с годом рождения Микеланджело). Здание должно было стать местом религиозных собраний представителей духовенства и местной элиты. Строительство было завершено примерно в 1481 году. Проект предполагал крепкие высокие стены, чтобы была возможность обороняться при любых возможных атаках на Ватикан. Проект церкви создал архитектор Баччо Понтелли.

Военная угроза, двести кардиналов и две капеллы

Сикстинская капелла, это чудо эпохи Возрождения, была построена в XV в. по заказу папы римского Сикста IV. Именно в его честь Капелла и названа, навеки запечатлев имя Сикста в истории человечества. Разработку проекта домовой церкви папы римского (а это была именно домовая церковь — место, где не только проводили церковные службы, но и жили) поручили архитектору Баччо Понтелли.

Вид на капеллу сверху

Что интересно, Сикстинская капелла возникла не на пустом месте. До нее на этой площади Ватикана, где позднее построят Собор Святого Петра, стояла Великая капелла. В Великой капелле собирался для обсуждения важных вопросов папский двор, куда входило две сотни кардиналов. Но папа Сикст IV опасался как за свою безопасность, так и за безопасность своих кардиналов.

Это здание, простое и крепкое снаружи, изнутри украсили великолепными росписями. Стены Капеллы были покрыты работами, выполненными кистью таких выдающихся итальянских живописцев, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли. Но самое красивое и величественное художественное полотно Сикстинской капеллы – ее потолок, площадью более чем в 1000 кв. м. полностью расписанный фресками Микеланджело Буонарроти!

Капелла внутри

Сикстинская капелла была торжественно освящена 15 августа 1483 года, в праздник Вознесения Богоматери. С тех пор в Капелле регулярно проводились и до сих пор проводятся Конклавы. Конклав созывается в связи со смертью или отставкой папы римского для избрания нового понтифика Ватикана.

Затворившись в особом помещении, кардиналы голосованием решают, кто будет новым папой. Об успешном избрании очередного главы католической Церкви оповещают белым дымом из трубы над Капеллой. В противном случае дым идет черный.

2. Сикстинская капелла повторяет размеры Храма Соломона

Храм Царя Соломона.

По мнению многих ученых, главный зал капеллы — точная копия Храма Соломона в Иерусалиме, который был разрушен римлянами в 70 году нашей эры. Согласно Библии, «храм, который построил царь Соломон, был шестьдесят локтей в длину, двадцать локтей в ширину и тридцать локтей в высоту», а это примерно соответствует размерам главного зала Сикстинской капеллы (приблизительно 40х13х20 метров).

Самая драгоценная «шкатулка» Рима

Сикстинская капелла: описание, история, фото

Поскольку Капелла, по сути, являлась небольшой крепостью, снаружи Вы не увидите никаких архитектурных изысков. И это учитывая то, что за прошедшие века здание было дополнено рядом надстроек и опор! Тем не менее, в этой лаконичности есть своя строгая красота, и даже некоторая изысканность. Простое прямоугольное строение с треугольной крышей напоминает шкатулку, из тех, что были распространены в Европе в викторианскую эпоху. Размеры Капеллы (длина – 40,93 м., ширина – 13,41 м., высота – 20,70 м.) в точности повторяют размеры Храма Соломона из Ветхого Завета.

Росписи в капелле

Сикстинская Капелла имеет три этажа. Первый этаж Капеллы самый крепкий, массивный и мощный. Высокие толстые стены, укрепленные сейчас в некоторых местах прочными опорами, безошибочно выдают в Капелле защитное предназначение. Второй этаж — основной. Именно он изнутри украшен потрясающими фресками. Стены второго этажа прорезаны большими окнами.

Два окна имеет стена со стороны входа, еще по шесть окон обеспечивают доступ света и воздуха внутрь со стороны боковых стен. Третий этаж – караульня (и снова намек на «крепостное прошлое» Капеллы). Он представляет собой галерею с множеством небольших окошек-бойниц, по периметру опоясывающую здание.

Сегодня Сикстинская капелла примыкает к Собору Святого Петра — центральному сооружению Ватикана, самому крупному католическому собору Рима, да и всей Европы. Но даже великолепие этого собора не может затмить особую ауру, почти мистическое чувство, что навевает на зрителя Капелла. Это надо ощутить самому!

3. В капелле и сегодня проходят мессы

Папа Римский Сикст IV

Названная в честь Папы Сикста IV, который освятил ее и провел свою первую мессу 15 августа 1483 года, Сикстинская капелла была построена, чтобы быть личной часовней Папы, и она исполняет эту функцию и по сей день. Это также место папского конклава, где Коллегия кардиналов избирает новых Пап.

Флорентийский «десант»

История и архитектурные особенности Сикстинской капеллы увлекательны и необычны, но наибольший интерес, несомненно, представляют ее фрески и росписи. Внутреннее убранство главного зала Капеллы просто великолепно!

Задняя стена капеллы — «Страшный Суд»

После завершения строительства Сикстинской капеллы возник вопрос об украшении ее помещений. Для этого в Рим специально была приглашена целая группа знаменитых флорентийских художников. Их имена сегодня хорошо известны любому интересующемуся культурой человеку: Сандро Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Россели, Пьетро Перуджино. Им помогали талантливые и многочисленные помощники: Синьорелли, Пинтуриккио, Пьеро ди Козимо, Давид Гирландайо и другие.

Художники создали 16 красивейших фресок, представляющих собой сложные портретные композиции на библейские темы из Нового и Ветхого Завета. К сожалению, до наших дней из 16 фресок сохранились только 12. Но и те, что сохранились, поражают искусством исполнения и разнообразием персонажей (более сотни на всех фресках!).

Стены зала под фресками, на самом нижнем его уровне, раньше покрывали искусно сотканные гобелены. Эти гобелены кроме декоративной, выполняли и чисто практическую функцию, скрывая двери в служебные помещения. И конечно, выполненные по рисункам Рафаэля Санти и изображающие события из жизни апостолов, они были очень красивы.

По центру фреска работы Пьетро Перуджино — «Вручение ключей апостолу Петру», правее фреска работы Козимо Росселли — «Тайная вечеря»

До нас дошло лишь 7 гобеленов, которые сейчас хранятся в музее. А копии, висящие на стенах Сикстинской капеллы, большую часть времени скрыты портьерами, и открываются только по праздникам.

Часы работы, стоимость билетов

Не оценим вклад Микеланджело в роспись свода Сикстинской капеллы. Его цикл фресок завораживает своей красотой, религиозной насыщенностью и профессионализмом. При росписи потолка Сикстинской капеллы Микеланджело соблюдал главные традиции эпохи Возрождения. Пригласили именитого мастера в 1508 году.

Но стоит отметить, что Микеланджело на момент, когда его позвали расписывать капеллу, считался гениальным архитектором, но никогда до этого не имел дело с фресками.

Кроме того, что зодчий должен был сделать безупречно свою работу, его поставили в жесткие рамки: работа – работой, а церковные служения должны были проводится и необходимо было решить проблему со строительными лесами, которые бы помешали служителям церкви. На что Буонарроти решил использовать подвесные леса (леса крепившиеся верёвками к стене и потолку)– и на тот момент это было действительно прогрессивное решение.

Также необходимо более подробно описать стиль фресок Микеланджело: его человек – существо заведомо идеальное, созданное Господом во всей своей красе. Мастер рассказывает о сотворении мира, поведая историю Адама и Евы, Ноя и других библейских персонажей. Отдельную роль уделяется грехопадению человека, за которым непосредственно следует кара.

Все дни, кроме воскресенья, с 9:00 по 18:00, покупка билета только до 16:00.

Сикстинская капелла: описание, история, фото

Ватиканский музей, в котором находится Сикстинская капелла, открыт с понедельника по субботу с 9:00 утра до 18:00 вечера, последний вход в музей в 16:00.

По воскресеньям музей закрыт, кроме последнего воскресенья каждого месяца, когда музей работает с 9.00 до 14.00 (последний вход в 12:30), и вход для всех бесплатный. Это правило действует за исключением тех случаев, когда последнее воскресенье месяца совпадает с Пасхальным Воскресеньем, Днём Святых Петра и Павла 29 июня, Рождеством 25 декабря и Днём Святого Стефана 26 декабря.

В даты религиозных праздников Ватиканский музей закрыт. В 2019 году это даты 1 и 6 января, 19 марта, 2 апреля, 1 мая, 29 июня, 14 и 15 августа, 1 ноября, 8, 25 и 26 декабря.

В 2019 году Сикстинская капелла закрыта для посетителей 27 июня с 17:00 до 18:00, последний вход в 16:30.

Ознакомиться с полным календарём работы Ватиканского музея на ближайшие два года вы можете на официальном сайте. Белым цветом обозначены обычные дни, зелёным — дни с бесплатным входом, жёлтым — дни, когда музей дополнительно работает в вечерние часы с 19:00 до 23:00, красным — дни, когда музей закрыт.

Фрески и гобелены можно рассматривать вечно, но стоит посетителю Капеллы поднять глаза вверх, и он забывает обо всем на свете. Ее свод полностью, от края до края, покрывает изумительная роспись. Художественного полотна, сравнимого с ней по своей красоте и эпическому размаху, Вы не встретите больше нигде!

Сикстинская капелла

Центральную часть потолка Капеллы занимает группа из 9 сцен Книги Бытия. Эти фрески последовательно рассказывают зрителю о создании Богом мира и первых людей, Адама и Евы, об их изгнании из Рая, и последовавших за этим испытаниях, выпавших на долю человечества в лице Ноя. Центральный ряд фресок окружают изображения юношей, с красивыми и пропорциональными телами.

Фрагмент потолка

Рядом с этими библейскими сценами можно увидеть 10 круглых щитов, называемых медальонами. Сюжет каждого медальона повествует об одном из самых тяжелых и мрачных эпизодов истории Завета. О таком, например, как убийство Иорама, царя Израиля.

Паруса сводов Капеллы поражают огромными картинами, изображающими библейских персонажей, пророков и сивилл. В четырех углах свода, на изогнутой поверхности распалубков, Микеланджело изобразил истории спасения народа Израиля. Арки над окнами украшены портретными фресками предков Христа.

Микеланджело Буонарроти — гениальный мастер эпохи Ренессанса. Он взялся за этот сложнейший проект, приняв заказ папы римского, хотя всегда говорил, что он больше скульптор, чем живописец. Тем нее менее это был вызов мастерству Микеланджело, и он его принял. Всего за 5 лет, работая практически в одиночку, он создал великий шедевр – роспись потолка Сикстинской капеллы.

Сикстинская капелла в Ватикане

Фрагмент росписи потолка — «Сотворение Адама»

В 1999 году фрески подверглись осторожной и тщательной реставрации. Сегодня человек посетивший Капеллу может воочию увидеть прекрасные картины на стенах, затейливую мозаику пола, по которому ступают процессии кардиналов направляясь к Папскому трону, и огромную алтарную сцену «Страшный суд» за ним, потрясающую своей выразительностью и драматизмом (между прочим, тоже написанную Микеланджело, только 25 лет спустя).

Сегодня Сикстинская капелла, как и полтысячи лет назад, находится на площади Ватикана рядом с Собором Святого Петра. Этот великолепный памятник эпохи Возрождения в наши дни является музеем, открытым для посещения туристами. Несмотря на это в Капелле по-прежнему собираются на Конклав кардиналы, чтобы избрать своего нового Папу.

Желая снискать репутацию мецената, покровителя искусств (а заодно и пополнить казну), католическая церковь открыла для посетителей многие из своих дворцов и сокровищниц. Сикстинскую капеллу, подобно многим другим музеям Ватикана, может посетить любой желающий. Все, что потребуется, — это двадцать евро за билет. Ну и, разумеется, сначала нужно попасть в Рим, ведь именно в этом городе находится папская столица со всеми ее достопримечательностями.

Но неправильно было бы думать, будто Сикстинская капелла – это только музей. До сих пор в этом здании проводятся важные заседания кардиналов, главнейшее из которых – конклав – собирается после смерти очередного Папы Римского, чтобы избрать его преемника.

Наказание восставших Левитов. Фреска Сикстинской капеллы. Сандро Ботичелли.

Перед тем как Сикстинская капелла официально была открыта, Папа заказал художникам из других городов (Сандро Боттичелли, Козимо Росселли и Пьетро Перуджино) покрыть внутренние стены фресками. В итоге работы по росписи были закончены примерно в 1481 году. Из этих ранних работ в Сикстинской капелле до сих пор сохранились ложные портьеры, сюжеты из истории Моисея (юг и входные стены) и Христа (север и входные стены), а также портреты Пап (по всей капелле).

Микеланджело Буонарроти

В 1504 году строительные работы возле часовни привели к появлению трещин в потолке капеллы. Трещины были заделаны, но это нарушило картину звездного потолка д’Амелии. Папа Юлий II (племянник Сикста IV) решил нанять нового художника, чтобы перекрасить потолок и в 1508 году его выбор пал на Микеланджело Буонарроти.

Потолок Сикстинской капеллы в Ватикане.

Микеланджело считал себя исключительно скульптором. Когда Папа поручил ему работать над Сикстинской капеллой, Микеланджело настаивал, что у него нет таланта художника и фактически был поставлен в неловкое положение, потому что он не мог отказать просьбе Папы. Но несмотря на сомнения по поводу своих способностей, Микеланджело справился с работой превосходно.

Сикстинская капелла: описание, история, фото

Почему для создания внутреннего убранства пригласили именно Микеланджело Буонаротти, искусствоведы гадают до сих пор – ведь Микеланджело считается именно скульптором, а не художником. Но факт остается фактом – практически все фрески на сводах капеллы принадлежат великому живописцу.

Папа Юлий II специально пригласил Микеланджело для росписи стен и потолка. Но встреча имеет свою предысторию. Юлий II планировал, чтобы капелла служила впоследствии его гробницей, и именно этот вопрос он изначально обсуждал с Микеланджело. Но после того как Папа отказался оплатить поставку мрамора для статуй, Микеланджело покинул Рим. Вернулся он после неоднократных просьб Папы, приступив к работе над фресками, и вопрос о гробнице больше не поднимался.

Работы по росписи сводов капеллы длились без малого 5 лет, с 1508 по конец 1512 года. Когда на стены был нанесен завершающий мазок краски, перед всеми предстала вся библейская история, от сотворения мира до времен великого потопа.

Этот заказ стал своеобразным вызовом для Мастера. Мало того, что объем работы предстоял колоссальный, она имела свои нюансы. Например, потолок Сикстинской капеллы сводчатый, и поэтому фигуры сюжетной росписи Микеланджело нужно было изобразить так, чтобы пропорции оказались не нарушены и смотрелись правдоподобно. Всего в росписи на потолке насчитали 343 фигуры – это величайший пример монументальной живописи.

Кстати, именно благодаря Микеланджело был создан новый тип подвесных строительных лесов, которые и по сей день используются при росписи храмов. Леса сконструированы таким образом, чтобы они не касались уже расписанных стен, и при этом не мешали ходу служб в храме.

Но работа Микеланджело не закончилась с освящением капеллы. В 1534 году мастер вернулся сюда снова – для работы над фреской «Страшный суд» по заказу понтифика (Климента, а после его смерти — Павла III). Создание фрески было завершено в 1541 году.

Потолок Сикстинской капеллы

На потолке Сикстинской капеллы представлен самый известный цикл фресок великого Микеланджело. Мастер создал его в рекордно короткое время, всего за 4 года, притом что сам себя называл не живописцем, а скульптором, и для него это был первый опыт настолько масштабной работы в технике фрески, к тому же большую часть работы он выполнял в одиночку, не доверяя помощникам. Потолок Сикстинской капеллы признан одним из главных шедевров искусства эпохи Высокого Возрождения.

Одно из впечатляющих свойств этой росписи — сводчатый потолок предстаёт объёмным за счёт ложных архитектурных элементов, выполненных в технике «тромплей». Пилястры, карнизы, барельефы — всё это нарисовано. С помощью этого приёма Микеланджело разбил пространство на зоны, в каждой из которых размещен тот или иной сюжет или персонаж.

Девять центральных фресок изображают сцены из Книги Бытия:

  • Сотворение светил и планет,
  • Сотворение Адама,
  • Грехопадение и Изгнание из Рая,
  • Потоп,
  • Отделение света от тьмы,
  • Отделение суши от вод,
  • Сотворение Евы,
  • Жертвоприношение Ноя,
  • Опьянение Ноя.

Сикстинская капелла: описание, история, фото

По краям мастер изобразил двенадцать пророков и сивилл, над окнами капеллы — имена и изображения предков Христа. В углах часовни изображены четыре библейские драматические истории: Юдифь и Олоферн, Давид и Голиаф, Медный змий, Наказание Амана.

Сикстинская капелла – это одна из жемчужин культурной и религиозной жизни эпохи Возрождения. Религиозные мотивы, изображенные на фресках, дают миру представления о силе веры людей того времени, об их таланте и эстетической развитии. В современном мире мало кто может повторить работы такого масштаба, какие были сделаны в XV-XVI столетии в стенах Сикстинской капеллы в первую очередь Микеланджело Буонарроти.

Где находится Сикстинская капелла? В каком городе можно увидеть шедевр Микеланджело?

Входом в Ватикан служит грандиозная площадь Сан-Пьетро, обрамлённая полукруглыми колоннадами. С 284 колонн на гостей Ватикана смотрят 140 огромных статуй святых и мучеников церкви. Посередине площади, в окружении фонтанов возвышается египетский обелиск, привезённый в Рим императором Калигулой. Вершину обелиска венчают крест и металлический шар, где по преданию, хранится прах Юлия Цезаря. Колонны Бернини захватывают и направляют взгляд зрителя к фасаду Собора св. Петра.

Над созданием собора, возведенного над могилой апостола Петра, трудились великие мастера своего времени — Браманте, Рафаэль, Микеланджело и Бернини. Сегодня это самый большой христианский храм мира, заключающий в себе беспримерное собрание реликвий, надгробий и прочих произведений искусства. Среди них выделяется огромный алтарь работы Бернини, установленный на четырёх витых колоннах.

Площадь Святого Петра

Под собором расположились «Священные гроты» — подземные ниши, туннели и часовни, где нашли последнее пристанище 20 Пап Римских. При Папе Римском Сиксте IV в Ватикане была построена Сикстинская капелла, получившая всемирную известность благодаря фрескам Микеланджело, Боттичелли, Перуджино и др. В течение восьми с половиной лет великий Микеланджело, лёжа на спине, на помосте, расписывал потолок и алтарные стены часовни, изображая библейские сюжеты, такие как «Сцены творения» (1508 — 1512 гг.

) и «Страшный сад» (1537 — 1541 гг.). В музеях Ватикана собраны ценнейшие коллекции. Например, в Египетском музее представлены саркофаги, мумии и папирусы; в Этрусском музее — древнегреческие сосуды и предметы быта этрусков. В Папском дворце можно увидеть залы, расписанные Рафаэлем, а в Ватиканской пинакотеке — полотна византийских и европейских художников XI — XIX веков. Получить благословение Папы Римского мечтают не только правоверные католики, но и туристы.

Ватиканская пинакотека

Каждое воскресенье из окон своей резиденции Папа благословляет людей, собравшихся на площади у Собора святого Петра. Увидеть главу католической церкви можно и на торжественных богослужениях (во время рождественской мессы и др.).

Достопримечательности ВатиканаСтраны Европы

Достопримечательности Ватикана

Собор святого Петра

Достопримечательности Ватикана

Сикстинская капелла

Сикстинская капелла: описание, история, фото

Древнейшие памятники Италии относятся к эпохе неолита: в пещерах Апулии обнаружено 2000 наскальных изображений. В центральной части страны сохранились этрусские могилы и дома возрастом более 2 тысяч лет. В VIII — VI веках до н.э. в эпоху греческой колонизации были основаны крупные полисы, такие как Сиракузы, Пестум и Неаполь, лежащий у подножия Везувия.

К востоку от Неаполя находятся руины древнеримских городов Помпеи и Геркуланум, уничтоженных извержением вулкана в 79 году н.э. Среди изобилия памятников древнеримского зодчества в Италии выделаются Колизей, Пантеон, храм Весты в Риме и знаменитая Аппиева дорога (312 г. до н. э.), вдоль которой расположились сооружения различных эпох и цивилизаций — римские виллы, христианские катакомбы, средневековые башни.

Сиенский собор

Римская империя подарила современному миру римское право и латинский язык, а поражение Рима в 476 году открыло путь к торжеству христианства. Об этом периоде напоминают раннехристианские базилики, сохранившие античные элементы — капители колонн, аркадные галереи. Под воздействием искусства Византии в Италии начали строиться крестово-купольные храмы, например, собор Сан-Марко в Венеции.

Облик большинства итальянских городов сложился в XI-XIII вв. В эпоху Возрождения, когда вновь появился интерес к античной культуре, были созданы такие шедевры, как собор Санта-Мария-дель-Фьоре (1436 г.) и палаццо Питти во Флоренции, вилла Фарнезина и собор св. Петра в Риме, а также ряд роскошных дворцов. Сегодня в ренессансном дворце Уффици (XVI в.) разместилась самая значительная в мире коллекция итальянской живописи.

Достопримечательности ИталииСтраны Европы

Достопримечательности Италии

Венеция

Достопримечательности Италии

Милан

Достопримечательности Италии

Рим

Достопримечательности Италии

Флоренция

Достопримечательности Италии

Амальфи

Достопримечательности Италии

Ассизи

Достопримечательности Италии

Альберобелло

Достопримечательности Италии

Пизанская башня

Достопримечательности Италии

Помпеи

Достопримечательности Италии

Трасса в Монце

Достопримечательности Италии

Чинкве-Терре

Достопримечательности Италии

Аппиева дорога

Достопримечательности Италии

Голубой грот

Достопримечательности Италии

Пещеры Фрасасси

Достопримечательности Италии

Озеро Комо

9. Специальные леса

Росписи Сикстинской капеллы.

Микеланджело и его команда разработали специальные строительные леса, которые позволили ему рисовать на потолке, оставаясь в вертикальном положении, а не лежа на спине. Миф о том, что художник рисовал лёжа, возник из-за неточной биографии Микеланджело, написанной в 1527 епископом Джовио. В ней использовалось слово resupinus, что означает «изогнутый назад», хотя некоторые интерпретировали его как «лежа на спине».

Город Париж на карте

Сикстинская капелла: описание, история, фото

Центром притяжения всех иностранцев по-прежнему остаётся Париж, немыслимый без Эйфелевой башни, Елисейских полей и Собора Парижской Богоматери. В столице 160 музеев, 200 галерей и около 10 тысяч ресторанов.

Плато Валенсоль, Лавандовые поля

Один из лучших способов познакомиться с Парижем — совершить круиз по Сене на речном трамвайчике. Холм Монмартр — самое романтичное место во французской столице. В прошлом Монмартр был приютом многих знаменитых живописцев, таких как Пикассо, Ренуар, Ван Гог и др., но в начале XX века слава богемного квартала перешла к Монпарнасу.

У подножия Монмартра находится знаменитое кабаре «Мулен Руж», построенное в далёком 1889 году. Долгое время Версаль служил эталоном дворцово-паркового зодчества для всей Европы, его элегантности подражали все королевские дворцы. Но и в наши дни резиденция «короля-солнце» Людовика XIV впечатляет своей роскошью, особенно красив Зеркальный зал с 357 зеркалами.

Эйфелевая башня

Из пригорода Парижа путь лежит к средневековым замкам Луары — Амбуазу, Шенонсо и Шамбору. Кроме того, Франция известна на весь мир изысканными винами. В рамках «винного тура» гости посещают винодельческие провинции — Бургундию, Бордо и Шампань. Крохотный Эльзас по праву гордится своей «Дорогой вин», протянувшейся на 170 км. 40 сортов винограда выращивают и на острове Корсика — родине Наполеона Бонапарта.

Достопримечательности ФранцииСтраны Европы

Достопримечательности Франции

Замки Луары

Достопримечательности Франции

Париж

Достопримечательности Франции

Шартрский собор

Достопримечательности Франции

Мон-Сен-Мишель

Достопримечательности Франции

Реймсский собор

Достопримечательности Франции

Замок Иф

Достопримечательности Франции

Дворец Фонтенбло

Достопримечательности Франции

Крепость Каркасон

Достопримечательности Франции

Виадук Мийо

Достопримечательности Франции

Папский дворец

Достопримечательности Франции

Замок Анжер

Достопримечательности Франции

Сен-Мишель д’Эгиль

Достопримечательности Франции

Акведук Пон-дю-Гар

Достопримечательности Франции

Страсбургский собор

Достопримечательности Франции

Руанский собор

Достопримечательности Франции

Замок Шомон-сюр-Луар

Достопримечательности Франции

Замок Лош

Достопримечательности Франции

Замок Тальси

11. Краску повредила плесень

И сегодня от Ватикана требуют ограничить вход в Сикстинскую капеллу ради сохранения фресок.

Современный Париж

Сикстинская капелла: описание, история, фото

История Сикстинской капеллы берет начало в XV веке. На месте нынешнего церковного здания в маленьком государстве стояла так называемая Великая капелла, где для обсуждения важных вопросов собирался весь папский двор – на подобные встречи собиралось около 200 кардиналов, которые представляли различные религиозные ордены.

Но папа Сикст Четвертый полагал, что строение недостаточно безопасно для подобных мероприятий. На то были веские основания – в то время существовала прямая угроза со стороны турецкого султана Мехмеда «Завоевателя», да и отношения с флорентийской династией Медичи вряд ли можно было назвать дружественными. Поэтому Папа велел снести Великую капеллу и на ее месте выстроить новую, более надежную.

Работы по строительству нового церковного сооружения, автором проекта которого стал архитектор Баччо Понтелли, начались в 1473 году, а строительство возглавил архитектор Джорджи де Дольчи. Возведение часовни завершилось в 1481 году, а спустя два года – в 1483 году – было проведено торжественное освящение капеллы, получившей имя папы Сикста.

Освящение приурочили к празднику Вознесения Богоматери. К открытию было также приурочено создание специального мужского хора. Право петь в этом хоре получал далеко не каждый – туда принимались только мужчины, и только католической веры.

Первоначально хор состоял из 24 человек, сегодня он (официально получивший название «Cappella musicale pontificia Sistina») состоит из 49 человек.

Сикстинская капелла: описание, история, фото

Своими размерами церковь в точности повторяла размеры ветхозаветного Храма Соломона – 40,9 метров в длину, 13,4 м. шириной, а высота здания достигала 20 метров.

Здание имеет три этажа, три яруса. Нижний, самый мощный и наиболее укрепленный, служил опорой всему зданию и одновременно убежищем в случае военной атаки. Второй ярус – основной, именно здесь были расположены помещения для совещаний. Третий ярус выполнял функции дозора: здесь были расположены караульни и галерея для обхода всего здания.

По первоначальному замыслу верхний ярус задумывался как открытый, но во время дождей воды заливали второй ярус, от этого фрески портились, поэтому со временем над галереей решено было возвести крышу.

Многочисленные прихожане и гости города могут узнавать о результатах выборов незамедлительно: если выборы состоялись, об этом извещает белый дым из печной трубы на крыше капеллы. Если же результаты выборов неудовлетворительны, то дым будет черного цвета.

Сикстинская капелла была построена в середине XV века по заказу папы Римского Сикста IV (отсюда название) как домовая церковь.

После постройки Сандро Боттичелли и группа других художников украсили боковые стены: на северной изобразили цикл из шести картин об истории Христа, на южной — шесть фресок из истории Моисея. Потолок расписал под звёздное небо художник Пьерматтео д’Эмилия.

Ещё через 30 лет по приглашению папы Юлия II потолок Сикстинской капеллы расписал Микеланджело. Ещё через 25 лет он же создал фреску «Страшный суд» на алтарной стене. Роспись потолка — самая масштабная работа великого мастера в технике фрески, а произведения «Страшный суд» и «Сотворение Адама» — одни из самых известных в мире шедевров эпохи Возрождения.

Вид на Сикстинскую капеллу с крыши собора Святого Петра

Вид на Сикстинскую капеллу с крыши собора Святого Петра

Большая папская часовня, построенная в Ватикане между 1477 и 1480 годами папой Сикстом IV, предназначалась для проведения важных мероприятий, с 1870 года там проводятся и конклавы. Стены Сикстинской капеллы были расписаны известнейшими живописцами конца XV века, в том числе Боттичелли, Гирландайо и Перуджино, левая сторона была отведена под историю Моисея, правая — сценам из жизни Христа, нижний уровень был украшен фресками, изображающими шпалеры с изображением папских регалий и гербов рода делла Ровере[1][2][3].

Цилиндрический свод капеллы был декорирован по моде того времени под звёздное небо художником Пьерматтео д’Эмилией. В мае 1504 года на своде капеллы появилась трещина, Сикстина была закрыта на шесть месяцев для реконструкции. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги.

Сикстинская капелла: описание, история, фото

Весной 1506 года у Микеланджело с папой произошла крупная размолвка из-за грандиозного проекта папской гробницы, которому мастер отдал много сил и с которым он связывал большие ожидания. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Разъярённый художник покинул Рим и лишь после многократных призывов Юлия встретился с папой и просил у него прощения.

Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. Согласно сообщению Вазари, Браманте, недоброжелатель Микеланджело, опасаясь, что скульптор блистательно выполнит проект и затмит им всех, убедил Юлия, что строить гробницу при жизни плохое предзнаменование. Браманте же предложил поручить роспись свода капеллы Микеланджело, вероятно, надеясь, что тот, никогда не занимавшийся фреской, не справится с поставленной задачей.

По другой версии, сам папа желал поручить Микеланджело работу в капелле, об этом 10 мая 1506 писал художнику его друг флорентинец Пьеро ди Якопо Россели. Браманте усомнился в Микеланджело, так как тот не имел достаточного опыта в подобных работах, а Россели вступился за честь земляка. Это письмо опровергает распространённое среди биографов Микеланджело мнение, что именно Браманте подал идею папе, желая дискредитировать своего соперника[5].

Микеланджело мог познакомиться с техникой фрески в мастерской Гирландайо, где он обучался около 1487—1488 годов. В то время Гирландайо работал над фресками в капелле Торнабуони во флорентийской церкви Санта-Мария-Новелла. Однако в течение долгих лет Микеланджело не практиковался в ней, работая как скульптор, а не как живописец.

Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета[6].

Интерьер Сикстинской капеллы около 1481 года. Реконструкция. Гравюра XIX века

Интерьер Сикстинской капеллы около 1481 года. Реконструкция. Гравюра XIX века

Тем не менее Микеланджело взялся выполнить заказ, вероятно, желая показать, что не отступит перед трудностями и не побоится неизбежных сравнений с великими флорентийскими мастерами, рядом с которыми он сформировался как художник[7]. Все указывает на то, что Микеланджело принял поручение не так уж неохотно[8], и позволяет предположить, что этот заказ папы он рассматривал как средство доказать своё мастерство[9].

Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года[7], и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью[10].

Первые месяцы были заняты разработкой подготовительных рисунков и картонов, строительством лесов и подготовкой поверхностей под роспись, которой занялся мастер Пьеро Россели. 10 июня 1508 года работы в капелле уже начались, так как папский церемониймейстер Парис де Грассис зарегистрировал, что во время литургии произошло падение штукатурного раствора[11].

Древнее изображение Ватикана | Фото: hexapolis.com.

Для работы над сводом Микеланджело были необходимы леса, которые не мешали бы проводить в капелле службы. Первые леса спроектировал Браманте, предложивший подвесить настил с помощью тросов, закреплённых на потолке. Недостаток этого способа состоял в том, что для лесов необходимо было пробить отверстия в своде, которые могли разрушить потолок, а после окончания работы их невозможно было бы заделать[9].

Отрывок из письма Микеланджело с его сонетом. 1510. Casa Buonarotti, Флоренция

Отрывок из письма Микеланджело с его сонетом. 1510. Casa Buonarotti, Флоренция

Микеланджело построил «летящие» леса — настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Такой тип лесов, адаптация известной конструкции, позволял работать сразу по всей ширине свода[12]. Так как настил опирался на балки, которые крепились в стенах, не было необходимости в опорах, располагавшихся на полу, что экономило древесину[13] и не препятствовало использованию часовни.

Согласно сообщению ученика и биографа Микеланджело Асканио Кондиви, ниже лесов был натянут экран из ткани, для предотвращения падения краски и раствора[14]. До настоящего времени сохранились грубо заделанные штукатуркой и незакрашенные отверстия у основания люнетов, в которых были крепления балок. Снизу их не видно из-за выступов карниза.

Вопреки распространённому утверждению, согласно которому художник был вынужден работать лёжа, Микеланджело стоял на лесах, запрокинув голову далеко назад[16]. Трудности работе добавляло освещение: дневной свет, проникавший через окна и настил, дополнялся неоднородным светом свечей и ламп. После длительной работы в таких условиях Микеланджело долгое время мог читать только держа текст высоко над головой.

Сохранилось письмо к Джованни да Пистойе, с юмористическим сонетом, описывающим мучения художника, где на полях он изобразил себя во время работы в капелле. Несколько лет, проведённых под сводом капеллы, пагубно отразились на здоровье Микеланджело: он страдал артритом, сколиозом и инфекцией ушей, развившейся из-за краски, попадавшей на лицо.

На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Интонако, слой штукатурки, на который, пока он не высох, наносятся краски, из-за повышенной влажности, характерной для климата Рима, стал покрываться плесенью. Кондиви и Вазари писали о плесени, появившейся на готовых фресках, дерево, которое использовали строители было заражено плесневым грибом, что и подтвердилось во время последней реставрации свода[10].

Микеланджело был вынужден сбить повреждённую роспись и продолжить работу с новым, более устойчивым к плесени раствором с большим количеством песка, предложенным одним из его помощников, Якопо л’Индако. С того времени новый состав раствора для интонако получил широкое распространение в Италии[14][17].

Сикстинская капелла: описание, история, фото
Сикстинская капелла: описание, история, фото

Папа

Сикст IV

13. Образ Бога

Адам, Ева и Бог.

Для современных зрителей описание Микеланджело Бога, как бородатого человека (видно в центральной части работы на потолке) выглядит довольно каноническим. Но это было настолько уникальным и шокирующим на то время, что многие люди просто не понимали: кто этот бородатый старик.

15. В Мексике есть точная копия Сикстинской капеллы

Мексиканская копия Сискстинской капеллы.

Сикстинская капелла изначально была оборонительным сооружением. | Фото: hexapolis.com.

Если кто-то хочет снять крутые фото работ Микеланджело, ему стоит съездить в Мексику. Ватикан одобрил создание полноразмерной копии главного зала Сикстинской капеллы, которая была открыта в Мексике в начале этого года. Capilla Sixtina en México обошлась в $ 2,4 млн, в все внутренние работы были старательно воссозданы путем копирования более 2,6 миллиона фотографий.

Недавно учёные рассказали про запрещенные символы женской анатомии на фресках Микеланджело.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector