Памятники культуры и природы Индии

Юлианский календарь

В древнем Риме использовался солнечный календарь. Само слово «календарь» ведёт своё происхождение от латинского «calendarium» — книга для записи и учёта долгов. В календы — первые дни месяцев — должники оплачивали проценты от долга. В древнем Риме с календарём творился полный произвол: жрецы за плату могли добавлять дни к месяцам, вычитать их, переносить и переименовывать так, как им вздумается. Случалось так, что календарной зимой на дворе стоял зной, а весной колосились поля.

Памятник Юлию Цезарю на Виа деи Фори Империали в Риме, копия с оригинала, хранящегося в Ватиканских музеях

Порядок навёл сам Юлий Цезарь. В 45 году до н.э. он ввёл календарь, позже названый Юлианским, ведущий счёт лет от основания Рима (753 г. до н.э.), состоящий из 12 месяцев и 365 дней, и раз в 4 года вводимым високосным днём, добавляемым в феврале (но не в конце, а к 6-му дню до мартовских календ — 24 февраля, поэтому он и назывался бис-секст — второй шестой, что в русском языке обтесалось до «високосного»). Таким образом, точность Юлианского календаря была — 11 минут в год (365,25 суток вместо истинных 365,2422). За 1693 года, прошедших до реформы римского папы Григория XIII, набежало 10 лишних дней.

Григорианский календарь

Григорий XIII добавил в Юлианский календарь правило столетия: каждый год, оканчивающийся на два нуля, не является високосным, за исключением лет, кратных 400. С такой поправкой годовой цикл становится уже 365,2425 суток, всего на 0,0003 суток (26 секунд) отличающийся от истинного. Теперь поправка на 1 день потребуется только раз в 3333 года! Любопытно, что древние Майя разработали календарь ещё более точный — 365,2421 суток в году — всего 8 секунд отличие от истинного!

Кроме того, Григорий XIII начал отсчёт лет не от основания Рима, а от Рождества Христова, которое вычислили астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио.

Введение григорианского календаря. Барельеф на могиле папы Григория XIII в Соборе Святого Петра в Риме

Весь мир переходил на Григорианский календарь долго и мучительно, некоторые страны временно возвращались к Юлианскому, будучи присоединены к другим государствам, на Григорианский календарь ещё не перешедшим. Россия перешла на Григорианский календарь уже при советской власти, в 1918 году. Последним был Египет — в 1928. А Швейцария переходила на новый календарь по частям.

Реформы календаря

Попытки реформы Григорианского календаря предпринимались в революционной Франции и в революционной России. В обоих случаях отсчёт лет вёлся от революции. Были попытки ввести пяти- и шестидневную неделю, уровнять длину месяцев, ввести внемесячные дни («День Ленина», «День труда» и т. п.). Были переименования месяцев и дней недели. Последний такой опыт был в Туркмении. И всё-таки Григорианский календарь победил: ни одна попытка реформы успехом не увенчалась — рано или поздно всё возвращалось на круги своя.

Однако реформаторы не унывают: уже в 50-х годах прошлого века был разработан календарь, названный «Универсальным» («Всемирным», «Постоянным», «Стабильным»). Он призван устранить недостатки Григорианского календаря. Поскольку Григорианский календарь с астрономической точки зрения почти идеален, то все реформы сводятся к перераспределению дней в месяцах таким образом, чтобы выровнять число дней в кварталах, полугодиях и в некоторых вариантах даже в месяцах. Это, по мысли создателей, должно упростить работу плановых и финансовых органов, устранить разорванные новым годом недели, сделать так, чтобы начало месяцев или кварталов выпадало на один и тот же день недели. И таким образом сделать календарь единым для любого года — вечным.

Один из проектов предлагает разбить год на 4 одинаковых квартала, где 1-й месяц содержит 31 день, а остальные два — по 30. Таким образом, каждый квартал будет включать 91 день, а полугодие — 182 дня. Всего в году будет 364 дня «день мира» и раз в 4 года «день вискосного года», исключая года, кратные 100, но не кратные 400. Причём день високосного года добавляется после 30 июня и перед 1 июля, чтобы выровнять в эти годы полугодия и просто для симметрии. Все года начинаются с воскресенья, а заканчиваются «днём мира», расположенным между субботой 30 декабря и воскресеньем 1 января. Получается «вторая суббота». Такая же штука будет проделываться и с високосным днём.

Календарь Конта предлагает сделать все месяцы одинаковыми — по 28 дней (что сближает его с лунным циклом), но год оставить солнечный — 364 дня «день мира». Получается уже не 12, а целых 13 месяцев. Зато дни недели в каждом месяце совпадают. Високосный день опять же вставляется после 6-го месяца. Правда, в этом календаре начала кварталов не всегда совпадают с началом месяцев. Но кварталы опять остаются равными. И все года опять же начинаются с воскресенья.

Ещё один проект предлагает те же месяцы, что и первый проект (30, 30, 31), но неделя становится шестидневной, за исключением последней недели месяцев, содержащих 31-е число. Причём 31-е декабря будет только в високосных годах.

Во всех этих проектах есть один недостаток: в них нарушается непрерывность чередования дней недели. Исправить этот недостаток можно путём введения високосной недели вместо високосного дня, не принадлежащей ни к одному месяцу. Таким образом можно «исправить» и 12-месячный, и 13-месячный год.

Миллионы программ, автоматизированных систем, моря документации сделаны под григорианский календарь

Танец

Индийские танцы делятся на классические и народные. Классические танцы, как правило, духовны по содержанию. Хотя народные также являются духовными и религиозными по смыслу, однако их главной движущей силой становится праздничное настроение.

Некоторые из всемирно известных танцевальных форм, которые возникли и развивались в Индии, это  Бхаратнатьям из Тамилнада, Катхакали и Мохиниаттам из Кералы, Одисси Орисса, Катхак из Уттар-Прадеша, Кучипуди из Андхра-Прадеша и Манипури из Манипура.  Все эти танцевальные стили используют в основном одни и те же «мудры» (знаки руками) как общий язык выражения и первоначально исполнялись в храмах.

Григорианский календарь

Григорий XIII добавил в Юлианский календарь правило столетия: каждый год, оканчивающийся на два нуля, не является високосным, за исключением лет, кратных 400. С такой поправкой годовой цикл становится уже 365,2425 суток, всего на 0,0003 суток (26 секунд) отличающийся от истинного. Теперь поправка на 1 день потребуется только раз в 3333 года! Любопытно, что древние Майя разработали календарь ещё более точный — 365,2421 суток в году — всего 8 секунд отличие от истинного!

Кроме того, Григорий XIII начал отсчёт лет не от основания Рима, а от Рождества Христова, которое вычислили астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио.

Введение григорианского календаря. Барельеф на могиле папы Григория XIII в Соборе Святого Петра в Риме

Весь мир переходил на Григорианский календарь долго и мучительно, некоторые страны временно возвращались к Юлианскому, будучи присоединены к другим государствам, на Григорианский календарь ещё не перешедшим. Россия перешла на Григорианский календарь уже при советской власти, в 1918 году. Последним был Египет — в 1928. А Швейцария переходила на новый календарь по частям.

Реформы календаря

Попытки реформы Григорианского календаря предпринимались в революционной Франции и в революционной России. В обоих случаях отсчёт лет вёлся от революции. Были попытки ввести пяти- и шестидневную неделю, уровнять длину месяцев, ввести внемесячные дни («День Ленина», «День труда» и т. п.). Были переименования месяцев и дней недели. Последний такой опыт был в Туркмении. И всё-таки Григорианский календарь победил: ни одна попытка реформы успехом не увенчалась — рано или поздно всё возвращалось на круги своя.

Однако реформаторы не унывают: уже в 50-х годах прошлого века был разработан календарь, названный «Универсальным» («Всемирным», «Постоянным», «Стабильным»). Он призван устранить недостатки Григорианского календаря. Поскольку Григорианский календарь с астрономической точки зрения почти идеален, то все реформы сводятся к перераспределению дней в месяцах таким образом, чтобы выровнять число дней в кварталах, полугодиях и в некоторых вариантах даже в месяцах. Это, по мысли создателей, должно упростить работу плановых и финансовых органов, устранить разорванные новым годом недели, сделать так, чтобы начало месяцев или кварталов выпадало на один и тот же день недели. И таким образом сделать календарь единым для любого года — вечным.

Один из проектов предлагает разбить год на 4 одинаковых квартала, где 1-й месяц содержит 31 день, а остальные два — по 30. Таким образом, каждый квартал будет включать 91 день, а полугодие — 182 дня. Всего в году будет 364 дня «день мира» и раз в 4 года «день вискосного года», исключая года, кратные 100, но не кратные 400. Причём день високосного года добавляется после 30 июня и перед 1 июля, чтобы выровнять в эти годы полугодия и просто для симметрии. Все года начинаются с воскресенья, а заканчиваются «днём мира», расположенным между субботой 30 декабря и воскресеньем 1 января. Получается «вторая суббота». Такая же штука будет проделываться и с високосным днём.

Календарь Конта предлагает сделать все месяцы одинаковыми — по 28 дней (что сближает его с лунным циклом), но год оставить солнечный — 364 дня «день мира». Получается уже не 12, а целых 13 месяцев. Зато дни недели в каждом месяце совпадают. Високосный день опять же вставляется после 6-го месяца. Правда, в этом календаре начала кварталов не всегда совпадают с началом месяцев. Но кварталы опять остаются равными. И все года опять же начинаются с воскресенья.

Ещё один проект предлагает те же месяцы, что и первый проект (30, 30, 31), но неделя становится шестидневной, за исключением последней недели месяцев, содержащих 31-е число. Причём 31-е декабря будет только в високосных годах.

Во всех этих проектах есть один недостаток: в них нарушается непрерывность чередования дней недели. Исправить этот недостаток можно путём введения високосной недели вместо високосного дня, не принадлежащей ни к одному месяцу. Таким образом можно «исправить» и 12-месячный, и 13-месячный год.

Миллионы программ, автоматизированных систем, моря документации сделаны под григорианский календарь

Музыка

Древние мудрецы рассматривали пение как форму духовной практики, приближающую человека к Богу. На протяжении многих лет индийская классическая музыка превратилась в сложнейшую музыкальную систему, отличающуюся от западной, в основе которой лежит полифония — резонанс нескольких музыкальных нот.

Напротив, индийская классическая музыка по существу монофоническая. В западной классической музыке исполнитель строго соблюдает письменную композицию. В индийской принято импровизировать подобно тому, как делает джазовый музыкант на Западе. Индийская классическая музыка в основном мелодична, а не гармонична. Мелодия обычно основана на раге, а ритм называется тала, что буквально означает «хлопок».

Рага это серия из пяти или более музыкальных нот. Раги должны вызывать различные настроения у слушателя – например, в хиндустанской музыке некоторые раги относятся к разным сезонам или временам дня. Муссонные раги, принадлежащие к группе Малхара, в основном выполняются во время дождей, в то время как утренние раги, такие как Бибхас и Бхайрави, или ночные раги, такие как Кедар, Малкаун или Наика Канхра, выполняются в определенное время дня.

Индийскую классическую музыку часто путают с классикой Хиндустани. На самом деле она может быть разделена на два течения — Хиндустани и Карнатик, обычно имеющие разные раги.

В то время как рага формирует основную мелодическую структуру, исполнитель музыки Хиндустани или Карнатик делает композицию на основе раги, которую он выполняет. Общими формами композиции в Хиндустани являются друпад, хаял и тумри. Некоторые из других форм включают дхамар, тарана, триват, чаити, каджари и таппа.

Общие формы композиций, используемых в Карнатик, включают в себя гефам, свараджати, варнам, таану варнам, пада варнам, пададжати варнам, кеэртана, крити, падам, джавали, тиллану и вирутам.

Реформы календаря

Попытки реформы Григорианского календаря предпринимались в революционной Франции и в революционной России. В обоих случаях отсчёт лет вёлся от революции. Были попытки ввести пяти- и шестидневную неделю, уровнять длину месяцев, ввести внемесячные дни («День Ленина», «День труда» и т. п.). Были переименования месяцев и дней недели.

Однако реформаторы не унывают: уже в 50-х годах прошлого века был разработан календарь, названный «Универсальным» («Всемирным», «Постоянным», «Стабильным»). Он призван устранить недостатки Григорианского календаря. Поскольку Григорианский календарь с астрономической точки зрения почти идеален, то все реформы сводятся к перераспределению дней в месяцах таким образом, чтобы выровнять число дней в кварталах, полугодиях и в некоторых вариантах даже в месяцах.

Один из проектов предлагает разбить год на 4 одинаковых квартала, где 1-й месяц содержит 31 день, а остальные два — по 30. Таким образом, каждый квартал будет включать 91 день, а полугодие — 182 дня. Всего в году будет 364 дня «день мира» и раз в 4 года «день вискосного года», исключая года, кратные 100, но не кратные 400.

Культура Индии. танец

Причём день високосного года добавляется после 30 июня и перед 1 июля, чтобы выровнять в эти годы полугодия и просто для симметрии. Все года начинаются с воскресенья, а заканчиваются «днём мира», расположенным между субботой 30 декабря и воскресеньем 1 января. Получается «вторая суббота». Такая же штука будет проделываться и с високосным днём.

Календарь Конта предлагает сделать все месяцы одинаковыми — по 28 дней (что сближает его с лунным циклом), но год оставить солнечный — 364 дня «день мира». Получается уже не 12, а целых 13 месяцев. Зато дни недели в каждом месяце совпадают. Високосный день опять же вставляется после 6-го месяца. Правда, в этом календаре начала кварталов не всегда совпадают с началом месяцев. Но кварталы опять остаются равными. И все года опять же начинаются с воскресенья.

Ещё один проект предлагает те же месяцы, что и первый проект (30, 30, 31), но неделя становится шестидневной, за исключением последней недели месяцев, содержащих 31-е число. Причём 31-е декабря будет только в високосных годах.

Во всех этих проектах есть один недостаток: в них нарушается непрерывность чередования дней недели. Исправить этот недостаток можно путём введения високосной недели вместо високосного дня, не принадлежащей ни к одному месяцу. Таким образом можно «исправить» и 12-месячный, и 13-месячный год.

Архитектура

Архитектура начала стремительно развиваться с появлением буддизма в Индии. Именно в этот период появилось большое количество великолепных зданий. Значительные памятники буддийского искусства и архитектуры — Великая Ступа в Санчи и скальные пещеры в Аджанте.

С созданием индуистских королевств в Южной Индии началось процветание южноиндийской школы архитектуры. Самыми известными достижениями правителей Паллавы были скальные храмы Махабалипурама и храмы Канчипурам. Правители Чола, Хойясала и Виджаянагар также внесли значительный вклад в архитектуру. Храмы в Танджавуре, Белуре и Халебиде свидетельстовали об архитектурном превосходстве южноиндийских правителей.

На севере был разработан новый стиль архитектуры — Нагара. В центральной Индии правители Чандела построили великолепный храмовый комплекс в Кхаджурахо. С приходом мусульманских властителей в стране появился еще один стиль — индо-исламский, не бывший ни строго исламским, ни строго индуистским. Архитектуру средневекового периода можно разделить на две основные категории — Имперский стиль и Моголовская архитектура.

Индо-сарацинский стиль возник в результате колонизации страны. Он сочетал в себе особенности индуистских, исламских и западных элементов. Колониальная архитектура проявилась через институциональные, гражданские и утилитарные здания, такие как почтовые отделения, железнодорожные станции, дома отдыха и правительственные здания.

Критика проектов

А как быть людям, рождённым в те дни, которых не будет в новых календарях? Когда им отмечать свои дни рождения? Нарушение 7-дневного недельного цикла очень плохо сказывается на здоровье и работоспособности людей. Именно поэтому потерпели крах французская и советская революционные календарные реформы.

Хамина на карте Финляндии

В целом положительный эффект от предлагаемой реформы мне видится настолько мизерным по сравнению с требующимися на это дело затратами и неудобствами, что я практически убеждён: мир на это не решится. Ни в 2012 году и ни в каком другом в обозримом будущем. Нам бы решить проблему 2038 года…

Живопись

Древнее искусство живописи это живая традиция, существующая в Индии и поныне. Народная живопись может быть разделена на два типа: выполненные в ритуальных случаях, посвященных божеству, и повествовательные темы из древнеиндийских эпосов. Огромный стилистический диапазон проявляется среди традиций и видов народной живописи — от простых незамысловатых контуров до кропотливого, миниатюрного изображения деталей геометризированных фигурных абстракций.

Картины Мадхубани штата Бихар, Паты Ориссы и Нирмала Андхра-Прадеша – вот всего лишь несколько образцов обширной галереи индийской народной живописи, для которой индуистские эпосы являются основным источником вдохновения.

Литература

История индийской литературы охватывает тысячелетия. Ранние образцы представляют собой ряд канонических индуистских священных писаний, известных как Веды. Однако неправильно считать, что древнеиндийская литература относится только к религиозной классике. Санскритская литература наполнена эротическими историями и реализмом, в то время как Веды содержат поэзию высшей литературной формы.

Литература древней Индии также включает в себя пьесы, рассказы и фольклор. Пьесы Калидаса и Джаядева, написанные как лирическая поэзия, которые исполняются и читаются даже сегодня, сильно повлияли на последующую индийскую литературу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector