Музейный остров – созвездие самых известных музеев Берлина. Фото

Из истории Музейного острова в Берлине

В далеком Средневековье северная оконечность острова Шпрееинзель представляла собой болотистый луг. Сюда выходили поохотиться бранденбургские курфюрсты, которые вряд ли могли предположить, что через несколько веков их любимые угодья превратятся в красивейший оазис самых известных музеев Берлина под общим названием Музейный остров (Museumsinsel).

Если бы левый рукав реки Шпрее в свое время, в XVII веке, не оснастили системой каналов, Музейного острова могло бы и не быть. Какая тут связь, спросите вы? Дело в том, что вследствие этого возник канал Купферграбен. Он-то и дал возможность осушить северную оконечность острова Шпрееинзель. Между каналом и рекой образовался Кёльнский островок, на котором во второй половине XVII столетия был разбит парк Люстгартен.

Однако инициатива начала воплощаться в жизнь при следующем монархе, Фридрихе Вильгельме III. Согласно его указу, музейное собрание произведений искусства должно быть тщательно отобранным. Решение короля одобрило и образованное бюргерство, все громче призывавшее власти страны создавать музеи как публичные собрания произведений искусства.

Теперь оставалось масштабно перестроить северную часть Шпрееинзеля. Без этого проект здания музея, представленный в 1822 году Карлом Фридрихом Шинкелем, так и остался бы на бумаге. Помимо возведения нового здания проект предусматривал выравнивание канала Купферграбен и строительство нескольких мостов.

Музейный остров – созвездие самых известных музеев Берлина. Фото

Часть Шпрееинзеля, где расположились сокровищницы искусства, не сразу стали называть «Музейным островом». Это название распространилось в XIX века. Оно появилось не случайно, и призвано было воплотить в себе желание Прусского королевства именоваться культурным центром всей Европы, деля это почетное звание с Парижем и Лондоном.

Музейный остров действительно стал центром искусства и науки. По крайней мере, столицы Пруссии, а затем и Германии. А еще Берлин удостоился прозвища «Афины на Шпрее». Подобные титулы, к слову, присваивались в те годы многим университетским городам на реках. Немецкий город Дрезден, к примеру, именовался Флоренцией на Эльбе.

Создание музея

Создавался музей Боде на рубеже девятнадцатого и двадцатого века, по желанию императора Фридриха III, бывшего большим поклонником искусств и выдающимся меценатом. Правление тяжелобольного прусского короля и германского императора продолжалось всего 99 дней. Но и за этот период 57-летний Фридрих успел сделать многое для того, чтобы поднять Берлин до европейского уровня и превратить его в музейную столицу.

Над созданием концепции нового музея трудился выдающийся немецкий искусствовед Вильгельм фон Боде. Ему пришла в голову изящная идея, которая позволяла элегантно соединить обширную, но достаточно разрозненную коллекцию Фридриха. Так, Вильгельмом фон Боде впервые была сформулирована обучающая концепция, согласно которой в каждом зале музея соединяются и выставляются для экспозиции произведения искусства и предметы интерьера одного временного периода, одной исторической эпохи. Этот принцип до сих пор применяется в большинстве экспозиций музея Боде.

К постройке здания для будущего музея приступили лишь в 1897 году, по прошествии 11 лет после смерти Фридриха.

Музей Боде
Музей Боде

Реализацией проекта занимался вполне маститый архитектор Эрнст фон Ине. Под его руководством строительные работы осуществлялись достаточно быстро, и первых посетителей музея принял уже 18 октября 1904 года. Своей мощью и гармоничностью музей поразил всю Европу. Здание производит впечатление строгой симметрии, даже несмотря на свое расположение в северо-восточной оконечности Музейного острова, которая является по формам неправильным треугольником. Стиль строения относится к необарокко, но основной мотив его очертаний можно отнести к имперскому стилю.

Когда Вильгельм фон Боде был назначен куратором берлинских музеев, то следует признать, что германская столица по количеству накопленных художественных ценностей не могла сравниться не то, что с Парижем или Римом, но и с германскими городами – Мюнхеном и Лейпцигом. Открытие нового музея, получившего впоследствии имя Боде, внесло значительный вклад в сокращении разрыва в этом культурном состязании.

Музейный остров – созвездие самых известных музеев Берлина. Фото

Изначально здание носило название в честь имени своего идейного основателя – Музей кайзера Фридриха. Посетителей и сейчас поражает роскошь внутреннего убранства огромного музея. Сразу после фойе начинается вереница залов, образующая центральную ось музея.

Фойе музея
Фойе музея

Экспозиции музея

Большой купольный зал начинает эту внушительную анфиладу. Крыша этого зала как раз и является тем самым куполом, который уже более ста лет украшает своим видом Музейный остров.

Большой купольный зал
Большой купольный зал

Из купольного зала посетители могут проследовать через Зал Камеке, далее – через базилику в стиле итальянского Ренессанса и наконец, перейти в последний – Малый купольный зал, украшенный мраморной лестницей в стиле рококо.

Площадь музея Боде составляет шесть тысяч квадратных метров, музейные фоны состоят из коллекций живописи, средневековых скульптур и древних монет. Основная часть этих экспонатов – это подаренные Фридрихом, так называемые, собрания бранденбургских курфюрстов.

Музейный экспонат
Музейный экспонат

Значительное пополнение коллекций музея происходило Вильгельмом фон Боде, которого современники недаром называли Бисмарк берлинских музеев. Он настойчиво и кропотливо пополнял музейные фонды, скупая экспонаты по всей Европе. За свои неустанные труды во благо и славу Германии, в 1914 году его удостоили дворянского звания.

На сегодняшний день коллекции музея Боде впечатляют своими размерами. Здесь можно ознакомиться и с собраниями папирусов, и с экспонатами первобытной истории, и с коллекцией византийского искусства, имеется картинная галерея, разнообразные скульптуры и Монетный кабинет. Как можно догадаться из этого пространного перечисления, рассказывать о коллекциях музея Боде можно довольно долго.

В скульптурной коллекции можно увидеть практически всех мастеров поздней готики и немецкого Возрождения. Византийское искусство представлено античными саркофагами, изумительными мозаиками, резными изделиями из слоновой кости, предметами христианского культа. А в Монетном кабинете музея собрана одна из самых крупных нумизматических коллекций в мире.

Нереализованные планы застройки острова

Поскольку представленные здесь коллекции искусства постоянно росли, появились планы по дальнейшей застройке и обустройству Музейного острова. Например, немецкий архитектор Альфред Мессель, прославившийся проектированием вилл для крупной буржуазии, рассчитывал пристроить к зданию Пергамского музея с южной стороны дополнительный корпус.

Не посчастливилось и властям нацистской Германии, планировавшим переустроить не только Музейный остров, а весь Берлин. Согласно планам, разработанным личным архитектором Гитлера и рейхсминистром вооружений и боеприпасов Альбертом Шпеером, на Музейном острове могло бы появиться еще четыре монументальных музея – Германский музей, Музей египетского и переднеазиатского искусства, Музей XIX века и Музей мировой войны.

Последний должен был расположиться вдоль Купферграбена, а первые три – на северном берегу Шпрее, напротив Музея кайзера Фридриха. Автором проектов был крупный немецкий архитектор первой половины XX века Вильгельм Крайс. Самым крупным из них мог бы стать второй из приведенного выше перечня, который после корректировки проекта стали называть Египетским музеем. Его планировавшаяся выставочная площадь составляла 75 тысяч кв. м.

Не осталась без внимания фашистских правителей и южная часть острова Шпрееинзель. Архитектором молодежного крыла нацисткой партии Гитлерюгенд Ханнсом Дустманном была предложена идея создания здесь нового Этнографического музея, который бы расположился между Фридрихштрассе и линией городской железной дороги.

Музейный остров – созвездие самых известных музеев Берлина. Фото

Кроме того власти Третьего рейха надумали застроить участок между Ораниебургерштрассе, площадью Монбижуплац и Фридрихштрассе. Для этого понадобилось бы перенести дворец Монбижу, ранее принадлежавший правившей в Пруссии династии Гогенцоллернов. Однако всем этим грандиозным планам помешала Вторая мировая война, развязанная самими же нацистами. В ходе ее был разрушен и названный дворец, который ныне не существует – его так и не восстановили…

Война не пощадила и уже существовавшие пять музеев Музейного острова: масштаб разрушений составил более 70 %. Впоследствии был утвержден план их поэтапного восстановления, который начал реализовываться с 1950 года. Однако вне плана почему-то остался Новый музей (к тому же самый пострадавший из всех).

Его руины прозвали «позорным пятном», но нехватка площадей не давала их снести. Работы стартовали только лишь в 1987 году и выдались дорогостоящими. Полностью привести в порядок Музейный остров планировалось уже через два года, однако работы в этом направлении даже не начались – не хватило средств.

Крупномасштабные мероприятия по реставрации музейной сокровищницы Берлина стартовали в конце 90-х годов, то есть уже после объединения Германии. Фонд прусского культурного наследия, будучи одним из крупнейших учреждений культуры мирового масштаба, одобрил мастер-план Музейного острова и официально утвердил его.

Музейный остров и его музеи в наши дни

С обоими берегами Шпрее остров соединяет двойной мост Монбижу. Проезд по ним общественного транспорта запрещен, так как оба моста – это, по сути, вход в Музей Боде. Его треугольное здание узнаваемое. Особенно впечатляющих размеров купол, величественно возвышающийся над северной оконечностью Шпрееинзеля.

Остров с южной стороны этого музея пересекает линия городской электрички S-Bahn. Она же отделяет Музей Боде от не менее представительного соседа – Пергамского музея. В последнем хранится давший ему название Пергамский алтарь – монументальное произведение античного искусства эпохи эллинизма. Вход в музей имеет вид площади, попасть на нее можно по пешеходному мосту с улицы Ам-Купферграбен.

Старая национальная галерея, соседствующая с Пергамским музеем, напоминает античный храм. Над ее входом находится конная скульптура Фридриха Вильгельма IV, а у входа – ограниченная дорическими колоннами лужайка. Летом здесь проходят концерты под открытым небом и показывают кино. Улица Бодештрассе пересекает Музейный остров с южной стороны Нового музея и Старой национальной галереи.

Экспонаты музеев Музейного острова

Старый музей. Открылся в 1830 году, самый первый на острове, прежние названия – Королевский музей, Музей древностей. Сокровищница редчайших произведений искусства Древнего Рима и античной Греции. На втором этаже находится коллекция экспонатов этрусского искусства.

Новый музей. Открыт в 1855 году, прежнее название Прусский королевский музей. Его экспонаты отражают великолепное культурное наследие скандинавских государств, Ближнего Востока, Северной Африки и других регионов. В этом музее находится и известный во всем мире бюст Нефертити.

Музей Боде. Открылся в 1904 году, был известен как Музей кайзера Фридриха. Собраны уникальные скульптурные коллекции и предметы искусства византийской эпохи, нумизматическая коллекция. Здесь же находится широко известный Монетный кабинет, в четырех залах которого хранятся монеты всех эпох (VII век до н. э. – наши дни).

Старая национальная галерея. Открылся в 1876 году. В ее стенах хранится огромная коллекция живописи художников XIX века. Вашему взору предстанут работы европейских мастеров в стиле классицизма, бидермайера, импрессионизма, романтизма, модернизма.

Пергамский музей. Открылся в 1930 году, второе название – Пергамон-музей. В трех его крылах размещены отдельные друг от друга коллекции – Античная коллекция, Ближневосточный музей и Музей исламского искусства. Кроме Пергамского алтаря II века до н. э., самые ценные экспонаты – вавилонские ворота Иштар (VI в. до н. э.) и фриз из Мшатты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector