Собор Парижской Богоматери в Париже

Портал Великого суда

Этот портал с арочным оформлением входа в виде ряда фигур находится на западной стороне собора. Он был создан в 1230 — 40х гг, уже после остальных фасадов. Темой оформления был выбран Страшный суд, в соответствии с Евангелием от Матфея. На нижнем уровне мертвые выходят из своих могил. Чуть выше архангел Михаил взвешивает на весах души людей, смотря, насколько праведно они жили на земле и как полна их душа любовью к Богу и к людям.

Он указывает на раны на своих руках, а два ангела рядом ним несут орудия страстей: левый ангел держит копье и гвозди с креста, а ангел справа держит сам крест. С помощью этого жеста, Иисус просит доверять ему и показывает нам, что все возможно с его поддержкой и помощью всех святых, которые работают на нас, особенно Марии и Ионанна Крестителя, которых можно увидеть рядом, как они и были в день распятия: Мария у ног Христа и Иоанн слева.

Возведение собора началось при правлении Людовика YII в 1163 году. Инициировал сооружение епископ Морис де Сюлли. Историки полагают, что фундаментом служила разрушенная базилика Св. Стефана и другие строения:

  1. Романский собор
  2. Каролингский собор
  3. Палеохристианская церковь

Работы продолжалось почти два столетия, это говорит о том, участников строительства было много, но сведений о них почти не сохранилось. Известны имена архитекторов, начавших строительство — Жан де Шель и Пьер де Монтрей. Возведение храма шло медленно.

Несмотря на то, что прихожане богатые и бедные, знатные и простолюдины старались помочь строительству, жертвуя посильные суммы, денег не хватало. Строительство шло поэтапно: стены закончены к 1177 году, алтарь построен (и освящен кардиналом Альбано) в 1182 году. К концу XII столетия установлена крыша из свинца, в 1245 году возведены башни, а отделка внутри помещения закончена в 1315 году. Окончанием возведения считается 1345 год.

С этого времени капитальных реставраций не было, строение ветшало, особенно много разрушений было во время революции. Фигуры иудейских царей были сняты и обезглавлены, витражи разбиты, пострадала также художественная резьба. В самом конце XYIII столетия Конвент издал указ, по которому верующие обязаны платить деньги на нужды революции, иначе храм будет разрушен. Жителям удалось отстоять свою святыню, но Робеспьер объявил его твердыней мракобесия и переименовал в Храм разума.

Интересный факт: скульптуры царей обнаружили при строительных работах в конце ХХ века. Как выяснилось, бывший хозяин дома, живший на рубеже XYIII -XIX веков, приобрел статуи и захоронил их с почестями. В 1802 году собор возвратили католической церкви и вновь освятили. В XIX веке приступили к ремонту сооружения , руководил им архитектор Виолле-ле-Дюка — восстановили витражи, скульптуры, возвели новый шпиль, установили скульптуры химер. Католический храм был местом венчания царственных особ, захоронений, заседания парламента. Здесь находили ночлег обездоленные и защиту преступники.

Увы, в настоящий момент не найдено никаких документальных подтверждений о том, кто торжественно заложил первый камень в строительство Собора Парижской Богоматери. Одна часть историков утверждает, что это был Папа Римский Александр III, а другая часть уверена, что торжественная часть, связанная с началом строительства великолепного собора, прошла с участием парижского епископа Мориса де Сюлли.

Есть документы, проливающие свет на то, что именно благодаря Морису де Сюлли король Франции Людовик VII приказал начать в 1163-м году постройку самого великолепного католического храма не только Франции, но и всего Старого Света. Однако свидетельства о том, кто же из священнослужителей заложил «первый камень», увы, скорее всего, безвозвратно утеряны.

Этот факт, на первый взгляд, не имеет особого значения, но только лишь на первый взгляд… Дело все в том, что в те далекие времена, когда начиналось возведение Собора Парижской Богоматери, открывать строительство католического храма обязательно должен был священник. Да и огромное количество вопросов, связанных с храмом, были бы разрешены, если бы удалось доподлинно узнать, кто же заложил в собор тот самый «первый камень».

Как бы там ни было, уже через 19 лет после начала строительства собора был освящен его алтарь: произошло это событие весной 1182 года. В 1196-м году, согласно историческим документам, строителям удалось полностью завершить неф Собора Парижской Богоматери. Уже в 1250-м году возведение величественного католического храма было практически полностью завершено: оставалось лишь закончить отделочные работы и украсить внутренний интерьер.

Вид на сквер Жана XXIII за Собором Парижской Богоматери

Правда, «сдать» полностью собор удалось лишь в 1345-м году. Если говорить сухим «статистическим языком», то строительство Собора Парижской Богоматери продлилось ровно 182 года. Этот срок кому-то может показаться большим, однако для тех времен это было величественное сооружение, строительство которого было завершено, как сказали бы современные архитекторы, в рекордно короткие сроки.

Говоря об истории строительства Собора Парижской Богоматери, невозможно не упомянуть имена двух гениальных архитекторов, благодаря которым появилось, это, без преувеличения сказать, архитектурное чудо света. Главными архитекторами, разработавшими план «сердца» Парижа, считаются Жан из Шелля и Пьер из Монтрейля.

Собор Парижской Богоматери в Париже

Вид на Собор Парижской Богоматери ночью с р. Сена

В Нотр-Дам де Пари торжественно короновали великих императоров, именно в этом храме перед Богом заключали свои союзы короли и королевы. Крестоносцы, отправлявшиеся на войну за истинного Бога, получали в этом соборе благословение. Самые богатые люди Парижа считали это место самым надежным хранилищем для ценностей и сдавали на хранение в собор свои несметные сокровища.

Вид на главный фасад здания на котором расположены главное витражное окно-роза над входом в собор, галерея Королей и статуя Девы Марии с ребёнком и ангелами

Именно в этом храме Наполеон Бонапарт надел на свою голову корону новой Французской Империи. Было бы несправедливо говорить о том, что один из самых величественных католических храмов был рассчитан только для посещения коронованных особ или самых влиятельных людей Франции. Нет, огромное внимание в Соборе Парижской Богоматери уделялось и нищим, которым здесь всегда были рады оказать посильную помощь.

Несмотря на то, что «сердце» Парижа считалось в Европе одним из главных оплотов христианской веры, оно, как и многие достопримечательности великой страны, пострадало во время французской революции. Парижане, вдохновленные речами революционеров и, словно обезумев, ворвались в Нотр-Дам де Пари и нанесли непоправимый ущерб многим статуям.

Горожане добрались и до сокровищницы, которую практически полностью разграбили. Более того, Собор Парижской Богоматери революционеры решили взорвать.… Вот тут то, как часто упоминают многие папы римские, и вмешались высшие силы: у бунтовщиков неожиданно закончился порох. Революционеры растерялись и решили не взрывать собор, а приспособить его под склад, где стали хранить запасы провианта.

Нотр Дам де Пари

Центральным входом в собор над которым находится скульптурное панно Страшного суда

Спасителем Нотр-Дам де Пари принято считать Виктора Гюго, прах которого покоится во французском Пантеоне. Именно он в своем первом романе призвал всех французов, несмотря на их политические взгляды, с любовью и искренним уважением относиться к памятникам архитектуры, истории и достопримечательностям, которыми и славится на весь мир прекрасная Франция.

Как уже упоминалось выше, каждый год к собору приходят около 14 000 000 человек. Такая его популярность объясняется не только уникальной архитектурой и поистине роскошным внутренним убранством. Собор Парижской Богоматери — это еще и место, куда совершают паломничество миллионы католиков. Дело все в том, что в храме высотой в 35 метров и шириной в 130 метров находятся одни из главных христианских святынь.

К слову, колокольни храма гораздо выше его самого, их высота составляет 69 метров. В Нотр-Дам де Пари хранится гвоздь, которым был прибит к кресту Спаситель всего человечества, и часть самого креста. Кроме этого, в Соборе Парижской Богоматери все верующие могут увидеть и поклониться терновому венцу, в котором Иисус Христос восходил на место своей казни.

Статуи на центральном портале собора

За всю историю своего существования сокровищница собора постоянно пополнялась различными дарами, среди которых можно встретить уникальные экспонаты, датируемые началом нашей эры, и которые попросту невозможно оценить в денежном эквиваленте. Многие из этих даров имеют не только историческую ценность, они являются святынями, которым и поклоняются миллионы паломников.

Многие туристы, впервые попавшие в Собор Парижской Богоматери, удивляются тому, что на стенах всех трех ярусов храма нет ни единой настенной росписи. Правда, стены от этого не кажутся мрачными: солнечный свет, проникающий через огромные окна, украшенные прекрасными витражами, выполненными великими мастерами, на которых изображены библейские сцены, делает помещение светлым и, даже, можно сказать, фантастическим.

Легенды Собора Парижской Богоматери

С Собором Парижской Богоматери связано огромное количество легенд и мифов, многие из которых до сих пор не дают спать ученым и специалистам по изучению паранормальных явлений. Одна из таких легенд связана с воротами Нотр-Дам де Пари. В многочисленных древних документах, которые сохранились до наших дней, сказано, что Собор Парижской Богоматери, как и Кёльнский собор, был построен при помощи самого…, нет, не Бога, как подумали некоторые, а дьявола.

Талантливый кузнец по фамилии Бискорне (кстати, вполне реальная личность, а не выдуманная) получил заказ на ворота, которые украшали бы вход в величественный храм Парижа. Кузнец провел долгое время в размышлениях о том, как они должны выглядеть и каким образом их выковать. Увы, даже обладая великим талантом, он не мог ничего придумать и обратился за помощью к сатане.

Собор Парижской Богоматери в Париже

открыть их было невозможно! Что только не делали мастера, замки не поддавались. Открыть ворота Собора Парижской Богоматери удалось лишь после того, как их замки были обрызганы святой водой. Интересен тот факт, что даже современным ученым не удалось раскрыть секрет изготовления этих чудо-ворот и появление на них узоров.

Вид на северную и южную башни собора

Еще одна тайна связана с многочисленными скульптурами и внутренним интерьером Собора Парижской Богоматери. Довольно трудно объяснить наличие ужасающих горгулий и химер на его крыше, даже, если и учитывать те факты, что собор построен в неоготическом и романском стилях, и поставлены статуи туда были уже во время реконструкции после французской революции.

Во внутренних фресках можно прочитать и, главное, понять (!) всю Библию. Сцены из жизни Христа и его казни выполнены настолько реалистично, что даже ярый атеист, увидев все эти произведения искусства, наверняка начнет сомневаться в своих взглядах на существование высших сил. Кстати, многие люди, исследующие оккультизм, верят, что во фресках и скульптурах Нотр-Дам де Пари зашифровано древнее учение, стоит лишь понять его код и тогда можно приобрести власть над миром.

Внешний вид

Собор Нотр-Дам-де-Пари индивидуален и неповторим. Собор строился около двухсот лет, в работе принимали участие многие архитекторы, поэтому стили строения разные — готический и романский. Храм — это базилика с боковыми двойными нефами, конструкция, которая раньше почти не применялась. Высота храма — 35 м, длина — 130 м, ширина 48 м.

Первый ярус имеет три портала, на них изображены Богородица, Святая Анна и картины Страшного суда. Над входом — панно с сюжетами из Евангелия, над арками установлены статуи святых. Выше протянулась Галерея королей с 28 фигурами иудейских царей. Красоту и яркость сооружению придают витражи, почти целиком воссозданные в XIX веке.

Собор Парижской Богоматери, Париж

Собор венчает 96-метровый шпиль, покрытый свинцовыми пластинами. Рядом установлены скульптуры апостолов, разделенные на четыре группы. Около каждого святого поместили животное, являющегося символом евангелиста. Статуи установлены лицом к Парижу, и только Фома, который считается покровителем строителей, смотрит на шпиль.

Гаргульи

Яркое украшением фасада, гаргульи, установлены в XIII век. Это демонические существа, похожие на больших драконов. Они хорошо сохранились, так как сделаны из прочного известняка, добываемого в бассейне реки Сены. В переводе со старофранцузского означает «глотка». В готике гаргульи предназначались для отвода дождевых вод, в них устанавливали желоба из камня или металла, чтобы скрыть их непривлекательность.

Химеры — злобные демонические существа, обычно их изображают в виде демонов, сказочных птиц или животных с крыльями как у летучих мышей. Воплощают человеческие грехи. Установить их во время капитальной реставрации решил архитектор Виолле-ле-Дюка. Он сам сделал эскизы монстров и скульпторы под руководством Жоффруа Дешома воплотили их в камне.

Внутренне убранство

Внутренне пространство готической архитектуры создается благодаря поперечным и продольным нефам, образующим форму креста. В помещении нет внутренних, поддерживающих конструкцию, стен, их заменяют два ряда колонн. Стены собора украшены художественной резьбой. В одной части собора собраны скульптуры, картины и другие произведения искусства, которые преподносят прихожане 1 мая, в католический праздник, посвященный Богоматери.

Под высоким ярусом установлены скульптуры правителей Ветхого завета. Оригинальные фигуры были уничтожены, их заменили копиями. Знаменит орган — оборудован еще в Средневековье при возведении храма, крупнейший в Европе. Он многократно реконструировался и перестраивался. По спиральной лестнице можно попасть в Южную башню храма, с которой открывается грандиозная панорама города, с близкого расстояния удобно рассмотреть колокол, гаргулий и химер.

Центр длинного нефа украшают композиции, рассказывающие о сценах из Жития святых. Внутренняя часть храма выполнена из серо-стального камня. Так как по готическим канонам стены не украшаются настенной живописью, оживляет несколько мрачную картину солнечный свет, попадающий внутрь через цветные витражи и стрельчатые окна, придавая храму краски и яркость.

Собор Парижской Богоматери — пожар в апреле 2019 года

Вечером 15 апреля 2019 года произошла страшная трагедия. В мансарде знаменитого храма началось возгорание, и пламя охватило верхнюю часть здания. Огонь быстро уничтожил старинную деревянную кровлю. Готический шпиль высотой 96 м покосился и обрушился.

Горящий шпиль собора Парижской Богоматери

Полиция спешно эвакуировала всех людей с острова Сите. За катастрофическим пожаром наблюдали многие парижане и туристы. Огромные клубы дыма и языки пламени снимали на фото и видео. Верующие вставали на колени и молились. В это время расчеты из 400 парижских пожарных вели борьбу с огнем. Окончательно ликвидировать пожар удалось лишь утром следующего дня.

Собор Парижской Богоматери в Париже

Последствия возгорания оказались ужасными. Деревянный каркас кровли, изготовленный в XII-XIII веках из 1300 первосортных дубов, полностью сгорел. От высокой температуры расплавились свинцовые листы на крыше. К счастью, рухнувший деревянный шпиль не повредил каменный свод собора, и неф остался целым.

Значительный урон получила ризница храма, в которой хранились бесценные христианские реликвии. Удалось спасти терновый венец Иисуса Христа. Пострадала часть внутренних помещений и две трети крыши. Однако, остались целыми старинный орган, средневековые витражии розетки.

Вид собора Парижской Богоматери после пожара 15 апреля 2019 года

Возле собора побывал президент Франции Эмманюэль Макрон. Он заявил, что культурно-исторический символ страны будет обязательно восстановлен. Было объявлено о сборе средств на реконструкцию Нотр-Дам де Пари. К середине дня 16 апреля 2019 года фонд восстановления Собора Парижской Богоматери получил пожертвований на сумму более 300 млн евро.

Роман, который прославил собор

К XIX веку Собор обветшал настолько, что его собирались снести. Выход в свет в 1831 году романа французского писателя Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери» способствовал его спасению. Романист писал о добре и зле, любви и ненависти. Идея возникла не случайно — Гюго был ярым защитником старинной архитектуры и его деятельность направлена в ее защиту.

Героиня — цыганка по имени Эсмеральда. Красавицей увлеклись священнослужитель Клод Фролло, звонарь Квазимодо, воспитанник архидьякона, и капитан — Феб де Шатопер. Фролло страстно влюбился в девушку, пытался соблазнить ее, но получил отказ. Взбешенный священник приказывает Квазимодо похитить Эсмеральду, этому мешает капитан Шатопер.

Квазимодо спрятал Эсмеральду в соборе (Божий храм, по законам католицизма — это убежище, где человек может укрыться от любой провинности), чтобы спасти ее от виселицы. Эсмеральда не смогла полюбить некрасивого горбуна, но прониклась к нему дружескими чувствами. Финал трагедийный — Эсмеральда погибает, несчастный Квазимодо уносит тело девушки в храм и тоже умирает с горя.

Роман Гюго потрясает своей трагичностью, яркими образами, описанием Собора Парижской Богоматери. Об уничтожении храма уже не говорили — решили его восстанавливать. Реставрировать сооружение начали в 1841 году под руководством Виолле-ле-Дюка. Закончили в 1864 году.

Башня Собора Парижской Богоматери

Собор Парижской Богоматери, или Нотр Дам де Пари – главный католический храм столицы Франции. Его нередко называют духовным «сердцем» Парижа и одной из главных достопримечательностей города, соприкоснуться с которой стремятся тысячи туристов. Стоит он на острове Сите, в том самом месте, где некогда находилась первая в столице церковь, базилика св. Стефана. А до этого, еще в I веке н.э., здесь был алтарь, посвященный древнеримскому божеству Юпитеру.

Отдельного внимания заслуживают и колокола собора. Кстати, каждый колокол Собора Парижской Богоматери имеет свое имя. Самый огромный колокол католического храма носит имя Эммануэль, его вес достигает 13 (!) тонн, а язык весит чуть более полутоны. Самый старый из всех колоколов называют Белль (да-да, как и персонажа из всем хорошо известного романа), он был отлит еще в 1631 году.

Если посетитель собора решится зайти в него через центральный вход (всего их три), то ему предстоит увидеть реалистичное изображение Страшного суда.

Два ангела с трубами разбудили на всей нашей планете мертвецов: из могил встал король, символизирующий власть, папа римский, символизирующий духовенство, и воины с женщиной, которые показывают, что во время Страшного суда от вечного сна проснется все человечество.

8vFKF48TuLU Нотр-Дам де Пари или Собор Парижской Богоматери.

Вид на восточный фасад здания

при помощи специальных эффектов на огромный экран проецируются молитвы на двух языках: английском и, конечно же, французском. Вознести свои молитвы к Богу верующие могут под звуки самого огромного во всей Франции органа. Более того, орган Собора Французской Богоматери содержит наибольшее число регистров в мире: в наши дни их насчитывается 111!

Вход в Собор Парижской Богоматери бесплатный, но вот его посещение с гидом разрешено только в определенные дни и время: среда и четверг в 2 часа дня, и в субботу в 14-30. Кроме этого, любой желающий может подняться и на одну из башен, с которой откроется удивительный и незабываемый вид на Париж. Правда, подъем по 387 ступеням на башню обойдется в 8 евро, а дети и подростки до 18 лет смогут взойти на вершину Нотр-Дам де Пари бесплатно.

Пожар собора Парижской Богоматери 15 апреля 2019 года

Интересно и то, что празднования знаменательной даты 850-летия собора начались 12 декабря 2012 года. Торжественные мероприятия будут длиться практически целый год: их планируется завершить 24 ноября 2013 года. Для Собора Парижской Богоматери в честь его юбилея в мастерских были отлиты сразу девять новых колоколов, которые присоединятся к Эммануэлю и Беллю.

Вид на собор Парижской Богоматери

Римляне, которые были удивлены храбростью паризеев, любезно «позволили» им жить на небольшом островке, а сами построили город на берегу Сены. Как и во многих римских городах того времени в новом поселении были построены термы и амфитеатр. Для римлян новый город, возникший на карте мира в 52 году до н.э., не представлял никакого интереса.

Стоит отметить, что с разрастанием города и увеличением населения, его неоднократно окружали новыми крепостными стенами, которые должны были бы помешать неприятелю разграбить сокровища Парижа.

Вид на базилику Сакре-Кер

К слову, столица Франции – один из городов, который постоянно страдал от эпидемий чумы, по этой причине количество коренных жителей города часто сокращалось практически на две трети. Как только болезнь уходила за городские стены, в Париж прибывали новые поселенцы. В конце 19-го века Париж переживал времена своего наивысшего расцвета: строились учебные заведения, промышленность сделала город одним из самых богатых в Европе.

Описать даже кратко всю историю Парижа в одном материале не получится. Стоит лишь упомнить о правлении Наполеона Бонапарта и о вероломном захвате Парижа войсками третьего вермахта. Дело все в том, что история Парижа, это тема для отдельной статьи, а если быть предельно точным, то и для нескольких: слишком многое менялось в столице Франции на протяжении веков.

Как можно охарактеризовать современный Париж? Этот вопрос банален, но по-прежнему актуален. Столица моды? Романтический город? Лучшее место для отдыха? Все это, конечно же, как нельзя лучше подходит для Парижа.

Большая арка Дефанс

Однако столица Франции – это еще и место, где сбываются мечты. Да-да, вы нисколько не ослышались, в Париже способна воплотиться в жизнь практически любая мечта человека. С чем связан этот феномен, объяснить довольно трудно, но русские эмигранты, бежавшие из послереволюционной России, по большей части, направлялись именно в Париж, ведь этот город в самые кратчайшие сроки становился для них родным.

C3kmbhJgW54 Нотр-Дам де Пари или Собор Парижской Богоматери.

Туристы, которые приобретают в многочисленных агентствах тур в Париж, естественно, рассчитывают на осмотр достопримечательностей столицы великолепной Франции. Однако перед поездкой следует правильно организовать свой отдых в Париже: к примеру, спланировать экскурсии (присоединиться к предлагаемым или разработать собственные маршруты). Дело все в том, что и месяца не хватит, чтобы даже поверхностно познакомиться с прекрасным Парижем.

Мулен Руж

Почти 2 000 исторических памятников, около 140 крупных музеев – лишь малая часть того, что сможет заинтересовать туриста. Эйфелева башня, которую в свое время так невзлюбили французы, Триумфальная арка, Лувр, Пантеон, Версаль, Дом инвалидов – это те достопримечательности, которые у всех на слуху.

А чего только стоит прогулка по одному из древних кладбищ, на которых похоронены известнейшие исторические личности! Старинные кладбища в Париже уже давно превратились из мрачных мест чуть ли не в городские парки, по которым прогуливаются многочисленные экскурсионные группы. Гиды называют кладбища Монпарнас, Пер-Лашез, Монмартр – музеями-некрополями.

Кстати, в Париже умерших уже давно не хоронят, попросту нет места в городе, где на одном квадратном километре проживает более 20 000 человек. Если приехать на станцию метро Данфер-Рошро, можно увидеть совсем маленький и невзрачный павильончик. Возле него всегда много гостей Парижа. Дело все в том, что этот павильон – вход в катакомбы, куда были в свое время перенесены останки 6 000 000 парижан с городских кладбищ.

Вандомская площадь

Сейчас эти катакомбы открыты для туристов, правда, зрелище, открывающееся в них, прямо скажем, не для слабонервных. Следует помнить, что ходить по катакомбам можно только в специальных зонах, за проход на «закрытую территорию» грозит внушительный штраф.

AJJmoB_xBLU Нотр-Дам де Пари или Собор Парижской Богоматери.

Путешественники, уже успевшие побывать в Париже, говорят, что в этом городе интерес вызывают не только общеизвестные памятники истории. Незабываемое впечатление произведет и посещение района Дефанс, в котором построены небоскребы, поражающие своим стилем, многие современные архитекторы называют его авангардистским.

Кроме осмотра достопримечательностей особый интерес вызывает шоппинг в Париже, в городе который по праву считается столицей и законодателем моды на нашей огромной планете. Уютные небольшие и, напротив, огромные и роскошные рестораны всегда готовы показать свои гостям, что представляет собой самый качественный сервис.

Если кто-то не знает, уточним, само слово «ресторан» произошло из французского языка, и его дословно можно перевести на русский, как « придающий силы, или приводящий в норму». Поэтому, если необходимо «привести себя в норму», можно смело отправляться в один из сотен ресторанов этого удивительного города.

Большой дворец

Кстати, в Париже можно отведать самое вкусное мороженое в мире, и это не просто слова, а признание экспертов. Производится и продается оно на небольшом островке под названием Сен-Луи.

Для того чтобы прочувствовать всю ту атмосферу, которой все насквозь пронизано в Париже, в нем, как известно из поговорки, «нужно родиться и умереть». Однако многие эмигранты, которые родились далеко за пределами Франции, уже считают себя парижанами. Как уже говорилось выше, Париж готов принять всех, кому небезразлична его история и романтизм.

Достопримечательности ПарижаФранцияСтраны Европы

Достопримечательности Парижа

Эйфелева башня

Лувр в Париже

Лувр

Достопримечательности Парижа

Версаль

Достопримечательности Парижа

Триумфальная арка

Достопримечательности Парижа

Пантеон

Достопримечательности Парижа

Опера Гарнье

Достопримечательности Парижа

Диснейленд

Достопримечательности Парижа

Базилика Сакре-Кер

Достопримечательности Парижа

Елисейский дворец

Достопримечательности Парижа

Елисейские поля

Достопримечательности Парижа

Собор Парижской Богоматери

Достопримечательности Парижа

Базилика Святой Клотильды

Достопримечательности Парижа

Святая капелла

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм