Николо-Богоявленский Морской собор в Санкт-Петербурге

Достопримечательности Санкт-Петербурга

Первым российским храмом для окормления моряков русского флота — первым по возникновению, значению и величию своей красоты — стал Николо-Богоявленский собор, возведённый в 1753 – 1762 годах на Никольской площади Санкт-Петербурга.

Грандиозный храм, напоминающий не то пышный дворец, не то бело-голубой, увенчанный золотом корабль — настолько монументальная постройка кажется лёгкой, небесной, — творение главного архитектора Адмиралтейств-коллегии Саввы Ивановича Чевакинского. Достойный ученик Растрелли прославился тем, что смог не просто преодолеть мощнейшее влияние учителя, но создать в рамках елизаветинского барокко собственный стиль — одновременно величественный и прекрасный.

В облике собора — и имперский размах (одновременно в соборе могут находиться около 5 000 человек), и пышная декоративность, и золото, при этом храм — грандиозное воплощение именно русской храмовой традиции, идея соборности в которой воплощалась крестово-купольной схемой сооружения и пятиглавым венчанием постройки луковичными куполами.

История строительства Николо-Богоявленского храма

Возведение храма Николы Морского в память «славных дел флота Российского» заняло 9 лет и было инициировано по прошению президента Адмиралтейств-коллегии Михаила Голицына. На территории застройки (Полковой двор, в окрестностях — Канонерская улица, Канонерский переулок) располагались одноэтажные казармы для служащих Военно-морского ведомства, в непосредственной близости — Крюков и Екатерининский каналы, Фонтанка.

Постройка отдельно стоящей колокольни происходила в 1755 – 1758 годах. Значительно позже, в 1908 году, в саду воздвигли Цусимский обелиск — как память об экипаже «Императора Александра III», броненосца, погибшего в Цусимском сражении.

Монументальная постройка, объединяющая в себе черты пышного дворца и увенчанного золотом корабля, была первоначально задумана как морская церковь. Благодаря таланту автора проекта С. И. Чвакинского, который руководил строительством с 1753 по 1762 год, был максимально отражен колорит эпохи. Никольский собор в Санкт-Петербурге, адрес и местоположение которого сохранились неизменными до наших дней, находится на территории, некогда принадлежавшей плацу полкового двора.

История

В мировой архитектуре есть множество памятников, которые возведены в честь моряков. Историю и славу героических подвигов российского морского флота свято хранит Николо-Богоявленский Морской собор в Санкт-Петербурге, ставший символом Северной столицы. Чем примечателен этот собор, какие тайны и как доехать к Морскому храму – детальный рассказ будет интересен всем.

Морской собор прошел несколько этапов становления. В 1730 году жители Морской слободы молились в небольшой часовне, посвященной святителю Николаю. Уже через три года на ее месте возвели полотняный храм Николая Чудотворца. Возведенная еще спустя несколько лет деревянная Никольская церковь действовала более 20 лет.

Николо-Богоявленский морской собор в Санкт-Петербурге

Ходатайство о строительстве каменного храма поступило императрице Елизавете Петровне от Адмиралтейств-коллегии в 1752 году. Первоначально собор планировался не таким высоким, но риск подтопления заставил архитектора Савву Чевакинского по возможности поднять фундамент и соответственно изменить все размеры здания.

Николо-Богоявленский Морской собор в Санкт-Петербурге построен в стиле барокко. Рядом с ним возвышается величественная четырёхъярусная колокольня. Внешне храм создает ощущение небесной возвышенности: его фасад голубого цвета украшен белой лепниной. Резные иконостасы обоих храмов выполнены в едином стиле.

Освящение нового собора проходило постепенно:

  • в 1760 году освятили нижний храм святого Николая и южный нижний придел Усекновения главы Иоанна Предтечи;
  • в 1762 году освящен верхний Богоявленский храм и северный нижний придел святителя Димитрия Ростовского.

Из-за того, что два главных алтаря были освящены именно так, собор получил название Николо-Богоявленского. Легенда гласит, что название «Морской» собор получил по велению самой императрицы.

Величественный храм обошли стороной многие невзгоды и перипетии. В отличие от других церквей Николо-Богоявленский Морской собор не горел, не был взорван или закрыт. Его время от времени обновляли, но частично.

С высоты птичьего полета собор имеет форму равноконечного креста.

С приходом советской власти имущество храма было описано и изъято. Чтобы спасти хотя бы некоторые святыни, прихожанам пришлось выкупать их по весу: требовалось внести столько серебра, сколько весит тот или иной предмет священного обихода.

В период борьбы с обновленчеством Никольский Морской собор в Петербурге был центром противостояния. Прихожане требовали создания Петроградской автокефалии для защиты от притязаний. За это нескольких священников сослали в Среднюю Азию, а в собор назначили настоятеля-обновленца. В итоге храм вновь вернулся в лоно Церкви, но ему требовалось восстановление.

Иконостас Никольского морского собора

Гонения на Церковь, которые начались постепенно в 1930-1940 годы, привели к тому, что в 1941 году в Ленинграде оставалось только 20 священников, из которых пятеро были клириками Морского собора. В этот момент Никольский Морской собор приобрел статус кафедрального, он не только не был закрыт ни разу за все время гонений, но и в течение всей блокады каждый день в нем совершались богослужения. Часто службы не прерывались даже во время авианалетов.

Важно! Верующие считают, что счастливой участью собора во время войны и блокады они обязаны митрополиту Алексию (Симанскому), который не только ежедневно один совершал все богослужения ежедневного круга, но и каждый вечер совершал крестный ход вокруг собора с иконой Николая Чудотворца.

Как известно, основателем Санкт-Петербурга и создателем военного флота России был Петр Великий. Первые храмы, предназначенные для окормления кораблестроителей и моряков, появились в новой столице благодаря особому распоряжению этого знаменитого самодержца. Спустя восемь лет после смерти императора эта функция перешла к полотняной церкви, расположенной за рекой Мойкой и освященной в честь чудотворца Николая, которого традиционно считают покровителем всех путешественников, в том числе и тех, кто пересекает водные просторы.

Дочь Петра I, Елизавета, вступившая на престол в 1741 году, осталась в памяти современников как не только очень красивая, но и набожная женщина. Кроме того, она не раз публично заявляла о том, что намерена продолжать все начинания своего отца. Одним из проявлений такой политики стал указ от 16 июня 1752 года, в соответствии с которым началось проектирование, а затем и строительство каменного храма «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского». Никольская церковь, хотя и была к тому времени уже не полотняной, а деревянной, сильно обветшала, и её необходимо было заменить новым зданием.

Ровно через год состоялась закладка будущего Николо-Богоявленского собора, но увидеть это здание в полностью законченном виде Елизавете Петровне не довелось. Строительные и отделочные работы закончились спустя примерно полгода после её смерти, когда на троне была новая императрица — Екатерина II. Именно она, подтвердив намерение своей предшественницы, приказала называть новый собор морским. Все значительные события в жизни российского флота отныне должны были отмечаться в этом храме.

Во время Великой Отечественной войны купола Николо-Богоявленского собора пришлось прятать от немецких артиллеристов и летчиков под маскировочным полотном, однако большинство испытаний, которые ему довелось пережить, были связаны с гонениями на религию, начавшимися после революции 1917 года. И всё-таки этот храм, в отличие от многих других культовых сооружений, не был превращен в музей и продолжал использоваться для богослужений.

Никольский собор

Прилегающая территория была застроена одноэтажными казармами. В них жили служители Военно-морского ведомства. Об этом говорят названия Канонерской улицы и Канонерского переулка («канонир» или «канонер» — значит «пушкарь»). До нашего времени сохранились каменные постройки Никольского рынка, возведенные в 1788—1789 годах.

В 1752 году президент Адмиралтейств-коллегии князь Михаил Голицын подал на имя императрицы Елизаветы Петровны прошение о возведении на средства морского ведомства и пожертвования нового собора «В воздаяние достойной памяти славных дел флота Российского».

Никольский морской собор строился как «морская полковая церковь» в период с 1753 по 1762 года на морском полковом дворе на месте деревянного храма по проекту архитектора Адмиралтейств-коллегии С. И. Чевакинского. Собор вмещает около пяти тысяч человек одновременно. Отдельно стоящая четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня возведена в 1755—1758 годах.

Нижняя трёхпридельная Никольская церковь освящена во имя святого Николая Чудотворца, который традиционно считается покровителем плавающих и путешествующих, верхняя однопрестольная церковь — во имя Богоявления Господня. В них сохранились резные иконостасы XVIII века, исполненные И. Ф. Канаевым и С. Никулиным. Образа написали братья Колокольниковы: Федот в верхней, Мина в нижней церкви.

С. К. Зарянко Внутренний вид морского Никольского собора в Петербурге. 1843
С. К. Зарянко

Внутренний вид морского Никольского собора в Петербурге. 1843

А. Корзухин. «Перед исповедью» (1877). Изображен интерьер Никольского морского собора в Санкт-Петербурге[2]
А. Корзухин

. «Перед исповедью» (1877). Изображен интерьер Никольского морского собора в Санкт-Петербурге

[2]

Вид на Никольский морской собор, фотолитография 1890-х годов

Вид на Никольский морской собор, фотолитография 1890-х годов

Вид на Никольский морской собор, фотография 2013 года

Вид на Никольский морской собор, фотография 2013 года

Престол верхней церкви был освящен 20 июля 1762 года в присутствии императрицы Екатерины II, которая повелела именовать новопостроенную церковь собором; в нём отмечались победы российского флота. Главная святыня собора — греческая икона святителя Николая ЧудотворцаXVII века с частицей его мощей — находится в нижнем храме.

В саду перед храмом, в 1908 году был воздвигнут Цусимский обелиск в память о погибшем в Цусимском сражении экипаже броненосца «Император Александр III». Памятник создан по эскизу полковника князя М. С. Путятина.

При соборе с 1870 года действовало благотворительное общество со школой, больницей, приютом и женской богадельней.

После Октябрьской революции 1917 года Никольский морской собор не закрывался и в 1941—1999 годах был кафедральным. В помещении, устроенном на хорах собора, жили митрополиты Ленинградские Алексий (Симанский) (с начала 1941 года, включая период блокады Ленинграда) и Григорий (Чуков) (до ноября 1950 года).

10 марта 1966 года в нижней церкви собора было совершено отпевание А. А. Ахматовой[3].

Внешнее убранство собора

Николо-Богоявленский Морской собор в Санкт-Петербурге

Барочный фасад храма выполнен в традиционных для стиля цветах — небесно-голубом и белом. Основной цвет фасада — голубой, поверх которого, словно «растворяя», наполняя воздухом масштабное сооружение, располагается белая лепнина в традиционной растительной стилистике (листья и цветы). Белого цвета и декоративная фасадная скульптура — группы колонн коринфского ордера и ангелы. Собор венчает пятиглавие позолоченных куполов на восьмигранных позолоченных же барабанах.

В выборе и постановке колонн собора ощутимо влияние московского зодчества XVII века. Оно проявляется в общей мягкости, скруглённости фасадной линии, что достигнуто пучковым расположением колонн по углам храма (по три колонны на каждом выступающем угле). Этой же цели — округлению собора — подчинено исполнение больших волют, размещённых на цоколе подкупольных башен.

Вся сложная, дробная композиция — колонн, лепнины, переходов, взаиморасположения элементов — настолько стройна, изящна, пластична, при всей изысканности — величава, мастерски составлена, что складывается в поразительный по гармонии образ, совершенно соответствующий своему предназначению не просто храма, а храма военного, морского.

Современность

В 2000 году в нижнем ярусе колокольни освящена часовня, а 19 апреля 2008 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир совершил чин освящения верхнего храма, Богоявленской церкви. В храм были возвращены святыни — иконы письма живописцев Колокольниковых и рака с частицами мощей святых многих веков, начиная с первых христианских мучеников[4].

В верхнем храме установлены мемориальные доски экипажам атомной подводной лодки «Комсомолец» и других затонувших советских подводных лодок. В дни памяти совершаются панихиды по членам экипажей. С 2000 года в соборе совершается поминовение моряков атомной подводной лодки «Курск».

Колокольня

Особым достижением Чевакинского в совершенстве стиля, изяществе и величии считают колокольню, завершённую высоким шпилем. Она имеет три яруса фигурной кладки, которые украшают колонны на постаментах. Колонны несут антаблемент (верхнюю часть ордера) со сложным профилем.

Два нижних яруса выложены вогнутой кладкой, а верхний, напротив, круглой, создавая тем самым плавный переход к полусферическому куполу с барабаном и шпилем. Такая архитектурная декоративность «приподнимает» всё сооружение, «отрывает» его от земли, формируя не просто прекрасный, а одухотворённый, неземной вид сакральной постройки.

Напротив главного входа в собор, украшенного полуциркульным портиком с двойными колоннами, на берегу Крюкова канала соорудили высокую трехъярусную колокольню с золоченым куполом, башенкой, еще одним золоченым куполом и шпилем с крестом. Архитектура колокольни выполнена в одном стиле с собором. То, что квадратная в плане колокольня с полуциркульными проемами выходит на набережную Крюкова канала и отражается в его водах, придает этому месту особое романтичное настроение. На колокольне расположено 13 колоколов разного веса и размеров, на верхней башенке установлены часы-куранты.

Интерьер собора

Интерьеры собора представляют собой тонкое единство сакрального, возвышенного стиля и дворцового, при всей пышности и роскоши — мирского. Столь спорный синкретизм весьма распространён в традиции русского храмового строительства, а в случае с Никольским собором и особенно уместен: военная, морская тематика храма неотделима от светскости, ведь морякам приходится стоять на страже всего мира — и духовного, и мира мирского, светского.

Николо-Богоявленский Морской собор в Санкт-Петербурге

Нижняя трёхпридельная церковь храма освящена именем св. Николая Чудотворца — покровителя всех странствующих, путешествующих и плавающих. Однопрестольная верхняя церковь освящена именем Богоявления Господня. В этих церквах до сей поры сохранены иконостасы XVIII века авторства С. Никулина и И. Канаева с образами, писанными братьями Колокольниковыми — Федотом (в верхней церкви) и Мином (в нижней церкви).

Особого внимания заслуживает колоннада верхней церкви — признанный шедевр декоративного искусства, чей проект был разработан Чевакинским в 1755 году. В композиции, выборе мотивов, орнаментов, колористике колоннады и иконостаса чудным образом сплелись веяния барокко (европейского по сути изобретения) и традиции старой русской иконописи.

Литература

  • Топильский С. С., протоиерей. Морской Богоявленский Николаевский собор в С.-Петербурге. СПб., 1871. — 112 с.
  • Горбачевич К. С., Хабло Е. П. Почему так названы? О происхождении названий улиц, площадей, островов, рек и мостов в Ленинграде. — Л.: Лениздат, 1967. — 470 с.
  • Исакова Е. В., Сойко Б. И., Шкаровский М. В. Николо-Богоявленский кафедральный Морской собор. Исторический очерк. СПб, издательство ООО «Алмаз», 1998, 256 с.
  • Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Никольский Морской Собор и другие морские храмы Санкт-Петербурга. — СПб.: Паритет, 2003. — 256, илл с. — (Храмы Санкт-Петербурга). — ISBN 5-93437-163-0.
  • Гусаров А.Ю. Памятники воинской славы Петербурга. — СПб, 2010. — ISBN 978-5-93437-363-5.

Жизнь собора

В 1762 году, 20 июля, престол верхней церкви торжественно, в присутствии Екатерины II, был освящён. Императрица, совершенно очарованная красотой и величием храма, повелела отмечать все победы флота российского в новой «морской полковой церкви» (такова была первоначальная задача постройки), а в связи с такой вновь обозначенной важностью церкви именовать её впредь собором.

Главной святыней Никольского морского собора стала икона Святителя Николая Чудотворца, написанная в Греции ещё в XVII веке. Вместе с частицей мощей святителя она размещена в нижней церкви храма.

Однако не одним богослужением и прославлением побед российских занимались служители храма. Подобно своему стаду, они в прямом смысле служили: в 1870 году при храме начало свою деятельность благотворительное общество, в ведении которого оказались больница, приют, школа и женская богадельня.

Даже после октябрьского переворота Никольский морской собор продолжал свою духовную службу, имея с 1941 по 1999 годы статус кафедрального. На хорах его жили митрополиты Ленинградские: с 1941 года — Алексий (Симанский); до 1950 года — Григорий (Чуков).

Добраться до Никольского морского собора можно по улице Садовой, следуя по возрастанию нумерации домов. Далее — Крюков канал, Семимостье (загадывайте желания!), перейдите по Красногвардейскому мосту канал Грибоедова, отсюда идите до колокольни храма.

Как добраться

Санкт-Петербург связан с другими городами России и с соседними странами множеством автомобильных и железных дорог. Нетрудно попасть в «северную столицу» и по воздуху. Перечислять номера рейсов и поездов было бы бессмысленно — их слишком много.

Николо-Богоявленский Морской собор в Санкт-Петербурге

Отыскать Николо-Богоявленский собор, находясь в Петербурге, довольно просто. Следует доехать на метро до станции «Садовая» (сравнительно недалеко находятся также «Спасская» и «Сенная площадь»), подняться наверх и проследовать по одноименной улице до Крюкова канала (двигаться нужно в сторону увеличения номеров на зданиях).

Кроме того, посещение Николо-Богоявленского собора входит в некоторые из обзорных экскурсий по городу.

Николо-Богоявленский Морской собор в Санкт-Петербурге находится на площади Никольской, д. 1/3 вблизи станций метро Сенная, Спасская и Садовая.

От метро Садовая до собора чуть больше 1 километра, поэтому пожилым людям и тем, кто хочет посетить его с детьми, удобнее будет проехать несколько остановок на общественном транспорте:

  • на автобусе №№ 49, 181;
  • на маршрутном такси №№ К-7, К-124, К-195; К-212;
  • на трамвае № 3.

Ближайшие к собору остановки общественного транспорта:

  • Никольская площадь;
  • Ново-Никольский мост;
  • Проспект Римского-Корсакова, д. 39.

Николо-Богоявленский морской собор

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector