Карта Иерусалима, где находится Иерусалим на карте мира

Статус Иерусалима

И Израиль, и Палестинская автономия официально считают Иерусалим своей столицей, не признавая такого права за другой стороной. В Иерусалиме с 1949 года находятся Кнессет (израильский парламент) и почти все государственные и правительственные учреждения Израиля[6]. Израильский суверенитет над восточной частью города официально не был признан ООН и значительной частью международного сообщества. Органы власти Палестинской автономии никогда в Иерусалиме не находились.

Статус Иерусалима — предмет горячих дискуссий. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181 от 29 ноября1947 года, известная под названием «Резолюция о разделе Палестины», предполагала, что международное сообщество возьмёт под свой контроль будущее Иерусалима после окончания британского мандата (15 мая1948 года).

В результате Арабо-израильской войны (1947—1949) Иерусалим был разделен между Израилем (западная часть города) и Трансиорданией (восточная его часть). В ходе первого перемирия, начавшегося 11 июня 1948 года, посланник ООН Фольке Бернадот рекомендовал сторонам вариант, содержавший, в частности, отказ от интернационализации Иерусалима и включение его в состав расширенной Трансиорданиии[7]. Обе стороны отвергли это предложение[8].

13 декабря1948 года парламент Трансиордании принял закон об аннексии оккупированной ею территории Палестины, включающей в том числе и восточный Иерусалим. 5 декабря1949 года Израиль объявил Иерусалим своей столицей. В 1948—1967 годах этот статус распространялся только на западную часть города.

Трансиордания (название, означавшее территорию восточного берега реки Иордан) в апреле 1950 года объявила Иерусалим своей второй столицей[6], а после его аннексии в составе западного берега Иордана провозгласила себя Иорданией, подчеркнув этим её контроль над обоими берегами реки.

Несмотря на условия, оговоренные в Соглашении о перемирии между Израилем и Трансиорданией, обеспечивающие доступ евреям к их священным местам, до 58 синагог в древнем Еврейском квартале Старого города «были осквернены и уничтожены. Некоторые из них иорданцы использовали в качестве конюшен и курятников […], древнейшее (2,500 лет) еврейское кладбище на Масличной Горе было осквернено.

Через кладбище была проложена дорога от (новой) гостиницы „Интерконтиненталь“ к шоссе. Иорданский Арабский Легион использовал надгробные камни с могил священных раввинов для строительства мостовых и уборных […] фактически иорданцы запретили евреям посещать Стену Плача в Старом Городе и древнее еврейское кладбище на Оливковой горе.

В 1951 году «Согласительная комиссия ООН предприняла свою последнюю энергичную попытку выступить посредником между сторонами конфликта и представила ряд конкретных предложений, касающихся беженцев, компенсации, пересмотра территориальных вопросов и соглашений о перемирии, в целях обеспечения свободы доступа к Святым Местам в районе Иерусалима.

Однако Комиссия вновь пришла к выводу о том, что отсутствие готовности сторон осуществлять соответствующие резолюции и учитывать перемены, произошедшие на местах, не позволяют приступить к урегулированию палестинского вопроса». В 1959 году Ассамблея ООН отменила решение о выделении ассигнований на установление постоянного международного режима в Иерусалиме[10].

В результате победы в Шестидневной войне 1967 года Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом получив контроль над всей территорией города, законодательно отделил Восточный Иерусалим от западного берега реки Иордан и объявил свой суверенитет над объединённым Иерусалимом. Совет Безопасности в своей резолюции 242 (1967) от 22 ноября1967 года призвал Израиль вывести свои войска с территорий, оккупированных в ходе войны[14].

22 июля1980 г. шестая Конференция руководителей неприсоединившихся стран приняло решение, заявив, в частности, что «Город Иерусалим является неотъемлемой частью оккупированной Палестины. Он должен быть полностью покинут и безоговорочно передан под арабский суверенитет»[15].

Карта Иерусалима, где находится Иерусалим на карте мира

30 июля1980 г. Закон об Иерусалиме, поданный Геулой Коэн, был поддержан премьер-министром Менахемом Бегином и был принят в этот же день подавляющим большинством Кнессета. Согласно принятому основному Закону, Иерусалим был объявлен единой и неделимой столицей Израиля[16]. Совет Безопасности ООН самым решительным образом осудил принятие этого закона и отказ выполнять резолюции Совета Безопасности, подтвердил, что принятие этого закона представляет собой нарушение международного права[17] и призвал все страны вывести свои дипломатические миссии из города[18]. Данное решение Израиля было отвергнуто также Генеральной Ассамблеей ООН и другими межправительственными организациями[17].

Согласно резолюции 51/27 Генеральной Ассамблеи ООН от 4 декабря1996 года, «решение Израиля навязать Священному городу Иерусалиму свои законы, юрисдикцию и администрацию является незаконным и, следовательно, недействительным и не имеет никакой юридической силы»[19].

В 1997 годуПалестинский законодательный совет принял, а в 2002 годуПредседатель Палестинской национальной администрации подписал Основной закон, в котором Иерусалим провозглашался столицей Государства Палестина[20]. Декларативно провозглашённое ещё в 1988 году, Государство Палестина официально до сих пор не создано, хотя до 100 стран — членов ООН, заявили о его признании . Оно также входит в Лигу Арабских Государств.

ООН не признаёт аннексии Восточного Иерусалима. Десятая специальная чрезвычайная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, проходившая в 2004 году, подтвердила, что «все меры, принятые Израилем, оккупирующей державой, которые изменили или имели своей целью изменить характер, правовой статус и демографический состав Иерусалима, по-прежнему не имеют никакой юридической силы»[19].

После того, как 15 августа2006 года правительство Коста-Рики объявило о переводе своего посольства из Иерусалима в Тель-Авив, а 25 августа того же года правительство Сальвадора последовало его примеру, в Иерусалиме не осталось дипломатических миссий иностранных государств. Почти все страны размещают свои посольства в районе Большого Тель-Авива, за исключением Боливии и Парагвая, чьи посольства располагаются в пригороде Иерусалима Мевасерет-Цион.

В Восточном Иерусалиме располагаются консульства США и некоторых других стран, осуществляющих контакты с Палестинской автономией.

В 2011 году, по данным BBC, в «отчете Евросоюза, оказавшемся в распоряжении СМИ, содержатся призыв к признанию Восточного Иерусалима столицей будущего Палестинского государства»[22].

Карта Иерусалима, где находится Иерусалим на карте мира

Израиль оспаривает определение территории Западного берега р. Иордан (включая Восточный Иерусалим) в качестве «оккупированной», настаивая на международном термине «спорная территория». В качестве основных аргументов в пользу этой позиции приводятся оборонительный характер Арабо-израильской войны 1948 года и Шестидневной войны, отсутствие признанного международного суверенитета над этими территориями до 1967 года и историческое право еврейского народа на землю Израиля[23][24][25]. Сходной позиции придерживается ряд израильских и зарубежных политиков и ведущих юристов[26][27][28][29][30][31][32][33][13][34].

Статус Восточного Иерусалима, и в особенности — его святых мест, остаётся ключевой и весьма противоречивой темой в израильско-палестинском конфликте и предметом горячих дискуссий; статус Иерусалима — одна из важнейших сфер разногласий между палестинскими и израильскими переговорщиками по вопросу о мире.

Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 181 от 29 ноября 1947 года, известная под названием «Резолюция о разделе Палестины», предполагала, что после окончания британского мандата (15 мая 1948 года) международное сообщество возьмёт будущее Иерусалима под свой контроль. Однако в результате Арабо-израильской войны (1947—1949) Иерусалим был разделен между Израилем (западная часть города) и Трансиорданией (восточная его часть).

13 декабря 1948 года парламент Трансиордании принял закон об аннексии оккупированной ею территории Палестины, включающей в том числе и Восточный Иерусалим (в составе западного берега Иордан). 5 декабря 1949 года Израиль объявил Западный Иерусалим своей столицей; в апреле 1950 года Трансиордания также объявила Иерусалим своей второй столицей[94].

В 1951 году «Согласительная комиссия ООН предприняла свою последнюю энергичную попытку выступить посредником между сторонами конфликта и представила ряд конкретных предложений, касающихся беженцев, компенсации, пересмотра территориальных вопросов и соглашений о перемирии, в целях обеспечения свободы доступа к Святым Местам в районе Иерусалима.

Однако Комиссия вновь пришла к выводу о том, что отсутствие готовности сторон осуществлять соответствующие резолюции и учитывать перемены, произошедшие на местах, не позволяют приступить к урегулированию палестинского вопроса». В 1959 году Ассамблея ООН отменила решение о выделении ассигнований на установление постоянного международного режима в Иерусалиме[95].

В результате победы в Шестидневной войне 1967 года Израиль аннексировал Восточный Иерусалим, таким образом получив контроль над всей территорией города, законодательно отделил Восточный Иерусалим от западного берега реки Иордан и объявил свой суверенитет над объединённым Иерусалимом. ООН и значительная часть международного сообщества официально не признают аннексии восточной части города и израильского суверенитета над ним[96][71][97][97][98].

Израиль оспаривает тот факт, что аннексия Иерусалима была нарушением норм международного права[99][100] — равно как и определение территории Западного берега р. Иордан (включая Восточный Иерусалим), как «оккупированной», настаивая на международном термине «спорная территория». В качестве основных аргументов в пользу этой позиции приводятся оборонительный характер Арабо-израильской войны 1948 года и Шестидневной войны, отсутствие признанного международного суверенитета над этими территориями до 1967 года и историческое право еврейского народа на землю Израиля[101][102][103]. Сходной позиции придерживается ряд израильских и зарубежных политиков и ведущих юристов[104][105][106][107][108][109][110][111][112][113].

Этимология

Храмовая гора с высоты.

Храмовая гора с высоты.

Город впервые упоминается в египетских источниках XIX—XVIII вв. до н. э. как Рушалимум, в Эль-Амарнских письмах XIV в. до н. э. как Урусалим и в анналах Синаххериба (конец VIII в. до н. э.) как Урсалимму. Самое раннее внебиблейское ивритское написание слова «Иерусалим» датируется шестым или седьмым веком до н. э.

Карта Иерусалима, где находится Иерусалим на карте мира

Этимологически название «Иерусалим» (Ирушалем), согласно различным источникам, происходит от значения «основанный (шумерское йеру — ‘поселение’ / семитское ири, иарах — ‘основывать, закладывать краеугольный камень’) Шалимом (Шалим, или Шулману — западносемитское божество)»[27][28][29]. Таким образом, изначально — в Бронзовом веке — Шалим был божеством-покровителем города[30].

В западносемитской мифологии Шалимму было именем бога вечерней зари и благополучия[31]. В основе этого имени лежит тот же корень .ש.ל.מ (Ш-Л-М), от которого происходит ивритское слово «мир» (шалом, или салам в современном арабском)[32][33]. Таким образом, это название легко стало объектом таких этимологизаций, как «Город мира»[28][34], «Обиталище мира»[35][36], «Основанный в безопасности»[37] или, как вариант у некоторых христианских авторов, «Видение Мира»[38].

יְבוּס, הִיא יְרוּשָׁלִָ: «Иевус, он [есть] Иерусалим»[39]) и Цион («Сион»), под которым первоначально подразумевалась лишь крепость иевуситского города[29], однако позже стало означать город в целом и символизировать библейскую Землю Израиля. Завоевав Иевус, Давид переименовал его в Город Давида[40], и в древности город был известен под этим названием[41][42].

В мидрашах название обычно связывается со словом שלם (шалем — «цельный»); в раввинистической литературе оно также связывается с ירושה (йеруша — наследие, завещание). Согласно Мидрашу, форма Йерушалем или Йерушалаим также является комбинацией Яхве Йир’э («Бог присмотрит (за ним)» — имя, данное Авраамом месту, в котором он приступил к жертвоприношению своего сына) — и названия города «Шалем»[43].

Окончание -аим указывает на двойственность. Вероятно, название приобрело форму, совпадающую с формой двойственного числа на древнееврейском, по аналогии с названиями других городов Иудеи. Есть также предположение, что название Йерушалаим связано с тем фактом, что город расположен на двух холмах[44][45]. Однако, произношение последнего слога как -аим представляется позднейшей модификацией, которой во времена Септуагинты ещё не существовало.

В греческом и латинском языках название города транслитерировалось как Гиеросо́лима (греч.Ιεροσολυμα, лат. Hierosolyma), что ассоциируется со святостью города — в греческом ἱερός (hierós) означает «святой». После разрушения Иерусалима римлянами вновь построенный город получил название «Элия Капитолина» — в честь императора Адриана и Капитолийской триады.

Байт ал-Кудс — «святой Храм» или Мадина ал-Кудс — «Святой город»), часто сокращающееся просто как ал-Кудс (القُدس). Официальная политика израильского правительства предписывает, чтобы в качестве арабского наименования города, в сочетании с القُدس, использовалось أُورُشَلِيمَ, транслитерируемое как Уршалим — термин, родственный ивритскому и английскому наименованиям أُورُشَلِيمَ-القُدس.[46].

Иерусалим — святыня трёх религий

Флаг ЮНЕСКО Всемирное наследиеЮНЕСКО, объект № 148
рус.англ.фр.

Иерусалим

Иерусалим имеет совершенно особый статус для приверженцев авраамических религий как место расположения святынь иудаизма, христианства и ислама. Святынями для евреев является Храмовая гора и западная стена Иерусалимского храма — Стена плача («Ко́тель»); для мусульман — мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шариф), а для христиан всех конфессий — Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) и множество церквей, возведённых там, где ступала нога Иисуса.

Несмотря на площадь, составляющую всего 0.9 км²[73], Старый Город является местом нахождения многих объектов основополагающей религиозной значимости. Святынями для евреев является Храмовая гора и её Западная стена («Ко́тель»); для мусульман — мечети на Храмовой горе (религиозный архитектурный комплекс Аль-Харам аль-Шариф), а для христиан всех конфессий — Храм Воскресения Христова (Храм Гроба Господня) и множество церквей, возведённых там, где ступала нога Иисуса.

В результате Иерусалим имеет совершенно особый статус для приверженцев авраамических религий, как место расположения святынь иудаизма, христианства и ислама. Святым местом, общим для всех трёх религий, является Храмовая гора[74]. Несмотря на усилия, прилагаемые для поддержания мирного религиозного сосуществования, такие объекты, как Храмовая гора, являются постоянным источником трений и противоречий. Комитет Всемирного наследия ЮНЕСКО определяет Старый город как объект, находящийся в опасности из-за незаконных раскопок и работ[75].

Иерусалим является самым святым городом еврейского народа с Х в. до н. э. — с того момента, как царь Давид провозгласил его своей столицей[76][77]. Согласно библейской традиции Давид завоевал город, а в 960 году до н. э. его сын, царь Соломон, воздвиг Первый Храм[76]. Эти события, знаменующие основание города и охватывающие период времени вокруг точки начала 1 тысячелетия до н. э.

, обрели ключевое символическое значение для еврейского народа. Второй Храм, просуществовавший свыше 400 лет[комм. 7], был полностью перестроен царём Иродом. Величайшая еврейская святыня была полностью разрушена в 70 году римским полководцем (впоследствии императором) Титом. Сегодня Западная стена — остаток подпорной стены Храмовой горы — является святым местом для евреев, уступающим только Святая святых на самой Храмовой горе[78].

Иерусалим считается главным священным городом христиан[80]. Именно здесь, на поздних этапах периода Второго Храма, родилось христианство. Согласно Новому Завету, Иисус был привезен в Иерусалим вскоре после своего рождения. Существует также рассказ об очищении Иисусом храма — изгнании разнообразных торговцев вон из священных пределов храмового двора (Мк. 11:15).

Главные из новозаветных событий — Распятие и Воскресение Господне; поэтому самым выдающимся христианским объектом в Иерусалиме является Голгофа («Лобное место») — место распятия Христа. Традиционно одним из главных кандидатов на местоположение Голгофы и близлежащей гробницы Иисуса считается территория, ныне занимаемая Храмом Гроба Господня[81] — возможно, самое святое место для христиан, и место их паломничества[82][83][84].

История Иерусалима

На чьей территории Иерусалим находится сейчас?

Археологические исследования Иерусалима начались в 1864 и продолжаются до настоящего времени. История Иерусалима начинается в протогородском периоде, к которому относятся несколько погребений.

Первым поселением в позднем бронзовом веке стал город евусеев, одного из ханаанских народов. Он находился на горе Офел (на юго-восточной окраине современного Иерусалима).

Город упоминается в Ветхом завете как столица Иевусеев — доеврейского населения Иудеи, которое в конце III тысячелетия до н. э. основало город Иерусалим (прежде известный как Салим или Иевус — Суд.19:10) и первоначально населяло его. Так же есть упоминание, как о городе-государстве Рушалимум в XX—XIX веках до н. э. на египетских статуэтках, содержащих проклятия враждебным городам.

В разное время Иерусалимом владели Иудейское царство, империя Александра Македонского, Сирия Селевкидов, Египет Птолемеев, Древний Рим, Византия, Арабский халифат, крестоносцы, государство Айюбидов, монголо-татары, государство мамлюков, Османская империя, Британская империя, Иордания, Израиль.

Население

Народные гуляния в Иерусалиме

Народные гуляния в Иерусалиме

Иерусалимцы относятся ко множеству национальных, этнических и религиозных деноминаций — к которым, среди прочих, относятся европейские, ближневосточные и африканские евреи, грузины, армяне, мусульмане, протестанты, греки, греко-православные, сирийско-православные и коптско-православныеарабы[125]. Многие из этих групп были когда-то иммигрантами или паломниками, которые с течением времени превратились в почти-коренные группы населения[125].

Споры по вопросу, на чьей территории находится Иерусалим

Долгая история завоеваний Иерусалима различными соперничающими государствами привела к тому, что многие из различных групп, населяющих город, никогда полностью не отождествляли себя и не ассимилировались с конкретным государством, сколько бы времени ни длилось его правление. Хотя они могли быть гражданами данного конкретного царства и империи, вовлечёнными в гражданскую деятельность и выполнение обязанностей, эти группы часто воспринимали себя, как отдельные национальные общности[125].

По данным на конец 2011 года в Иерусалиме проживало 804 355 жителей[75]. Рост населения составлял 1,9 % в год.

Население Иерусалима в разные периоды:
год иудеи мусульмане христиане всего источник
1471 250 семей  ?  ?  ? Salo Baron[76]
1488 76 семей  ?  ?  ? Salo Baron[76]
1489 200 семей  ?  ?  ? Avraham Yaari[77]
1525 199 семей 616 семей 119 семей  ? Salo Baron[76]
1525 1000 3700 ?
1538 1150 6750 ?
1539 1630 взрослых мужчин  ?  ?  ? турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)[78]
1553 1958 взрослых мужчин 11,750 358 взрослых мужчин  ? Bruce Masters[79]
1556 2350 взрослых мужчин  ?  ?  ? турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)[78]
1562 1200 11 450 ?
1563 1720 взрослых мужчин  ?  ?  ? турецкие документы регистрации налогов (Tahrir)[78]
1568 1160 взрослых мужчин  ?  ?  ? османская перепись населения[78]
1640 4000  ?  ?  ? Roger — французский путешественник[78]
1723 2000  ?  ?  ? Johann Aegidius Van Egmont и John Heyman — христианские путешественники[78]
1838  ?  ?  ? 11 000 Энциклопедия Британника[80]
1844 7120 5000 3390 15 510 Краткая еврейская энциклопедия[81]

Manashe Harrel[82]

1850 13 800  ?  ?  ? перепись Англо-Еврейского общества
1869 3200 семей  ?  ?  ? H. J. Sneersohn, New York Times, 19 февраля 1869[83]
1872 10,600[84] 5000 5300 20 900 Энциклопедия Британника[80]
1876 12 000 7560 5470 25 030 Краткая еврейская энциклопедия[81]
Manashe Harrel[82]
1896 28 112
28 110
8560
8560
8748
8750
45 420
45 420
Краткая еврейская энциклопедия[81]
Manashe Harrel[82]
1905 40 000 7000 13 000 60 000 Краткая еврейская энциклопедия[81]
1913 48 400 10 050 16 750 75 200 Краткая еврейская энциклопедия[81]
1922 33 971 13 413 14 699 62 578 данные переписи населения[81]
Manashe Harrel[82]
1931 51 222
51 200
19 894
19 900
19 335
19 300
90 503
90 053
данные переписи населения[81]
Manashe Harrel[82]
1944 97 000 30 600 29 400 157 000 ?
1948 100 000 40 000 25 000 165 000 Краткая еврейская энциклопедия[81]
Manashe Harrel[82]
1967 196 500
195 700
58 300
54 963
13 000
12 646
267 800
263 307
данные частичной переписи населения[81]
Manashe Harrel[82]
1971 222 200 68 000 11 000 301 300 Краткая еврейская энциклопедия[81]
1980 292 300
292 300
103 890 11,000 407 190
407 100
Краткая еврейская энциклопедия[81]
данные иерусалимского муниципалитета
1985 327 700  ?  ? 457 700 данные иерусалимского муниципалитета
1987 340 000 121 000 14 000 475 000 данные иерусалимского муниципалитета
1990 378 200 131 800 14 400 524 400 данные иерусалимского муниципалитета
1995 417 100
482 000
182 700
164 300
14 100
16 300
617 000
662 600
данные иерусалимского муниципалитета
?
1996 421 200  ?  ? 602 100 данные иерусалимского муниципалитета
2000 448 800 208 700  ? 657 500 данные иерусалимского муниципалитета
2003 470 000 190 000 10 000 670 000 Краткая еврейская энциклопедия[81]
2004 464 500
458 000
 ?
225,000
 ?
15 000
693 200
706 000
данные иерусалимского муниципалитета
?
2005 469 300  ?  ? 706 400 данные иерусалимского муниципалитета
2006 474 435 233 568 14 598 729 900 ?
2009 476 000 247 800 15 200 760 800 данные иерусалимского муниципалитета

Восточный Иерусалим

Карта Иерусалима, где находится Иерусалим на карте мира
Карта Иерусалима, где находится Иерусалим на карте мира

Панорама арабского района от резиденции ООН в Иерусалиме

В соответствии с планом ООН по разделу Палестины (от 1947 года), Иерусалим должен был стать международной территорией. В 1950 году Восточный Иерусалим был аннексирован Иорданией, однако эту аннексию признали только Великобритания, Пакистан и СССР[74].

После установления контроля в ходе Шестидневной войны в 1967 году над Восточным Иерусалимом и Старым городом Израиль распространил свой суверенитет на всю территорию Иерусалима[85]. Всем жителям было предложено израильское гражданство; сначала большинство из них отказалось от этого, надеявшись на возвращение под власть Иордании, но со временем многие его приняли.

В 1980 году Израиль объединил Западный и Восточный Иерусалим в административном отношении и объявил весь город целиком столицей Израиля. Совет безопасности ООН в своей резолюции 478, однако, не признал это действие законным. Территория Восточного Иерусалима включена в Иерусалимский избирательный округ по выборам в Палестинский Законодательный Совет — парламент Палестинской автономии.

Старый город

  • Флаг СШАНью-Йорк, США(с 1993 г.)[225][226]
  • Флаг МароккоФес, Марокко(со стороны ПНА, а не Израиля)[227]
  • Флаг ЧехииПрага, Чехия[228]
  • Флаг ЯпонииАябе, Япония[229]
Карта Иерусалима, где находится Иерусалим на карте мира
Карта Иерусалима, где находится Иерусалим на карте мира

Иерусалим, Старый город,

дом-музей

в здании, в котором родился

Ари

Под Старым городом подразумевается историческая часть Иерусалима, которая окружена крепостной стеной. Именно здесь происходили все исторические события, связанные с Иерусалимом, и здесь находятся практически все исторические места города, включая святые места трёх мировых религий.

иерусалим чей город исторически

Старый город исторически поделён на еврейскую, армянскую, христианскую и мусульманскую части. В ходе начавшейся в 2000 году интифады Аль-Акса, которая проходит под мусульманскими лозунгами, арабы-христиане на Западном берегу реки Иордан подвергаются преследованиям со стороны палестинских террористических организаций, что породило их массовую эмиграцию, в том числе и из Старого города.

  • Flag of the United States.svg США, Нью-Йорк США, Нью-Йорк[88][89]
  • Flag of Morocco.svg Марокко, Фес Марокко, Фес[90]

География

Вид на Иерусалим из космоса

Вид на Иерусалим из космоса

Иерусалим расположен на южном отроге плато в Иудейских горах, которое включает в себя Масличную гору (на востоке) и гору Скопус (на северо-востоке). Старый город расположен на высоте примерно 760 м[130]. Иерусалим полностью окружён долинами и сухими руслами рек (вади). Долины Кидрон, Хинном и Тиропеон пересекаются на участке непосредственно к югу от Старого города Иерусалима[131].

Долина Кидрон проходит к востоку от Старого города и отделяет Масличную гору от собственно города. Вдоль южной стороны Иерусалима расположена долина Хинном — крутое ущелье, в библейской эсхатологии ассоциируемое с концептом Геенны или ада[132]. Долина Тиропеон начиналась на северо-востоке возле Дамасских ворот, тянулась на юго-юго-восток через центр Старого города вплоть до Силоамского бассейна, и разделяла нижнюю часть на два холма — Храмовую гору к востоку и остальную часть города к западу (нижний и верхний города в описании Иосифа).

В наши дни долина скрыта развалинами, накопившимися на протяжении столетий[131]. В библейские времена Иерусалим был окружён лесами из миндаля, олив и сосен. За столетия войн и заброшенности эти леса были уничтожены. Поэтому фермеры иерусалимского региона построили вдоль склонов каменные террасы, чтобы удержать почву — признак, до сих пор весьма заметный в иерусалимском ландшафте.

Снабжение водой всегда было большой проблемой для Иерусалима, что подтверждается обнаруженной в городе замысловатой сетью древних акведуков, туннелей, бассейнов и цистерн[133].

Иерусалим расположен в 60 км[134] к востоку от Тель-Авива и Средиземного моря. На противоположной стороне города, на расстоянии примерно 35 км[135], находится Мертвое море — самый низко расположенный водный резервуар на Земле. В число соседних городов и селений входят Вифлеем и Бейт-Джала на юге, Абу Дис и Маале-Адумим на востоке, Мевасерет-Цион на западе, Рамалла и Гиват-Зеэв на севере[136][137][138].

Гора Герцля, на западной стороне города возле Иерусалимского леса, служит в качестве национального кладбища Израиля.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector