Барановичи 2019 — отдых, экскурсии, музеи, шоппинг и достопримечательности Барановичей

Общая информация

Расположен на Барановичской равнине в междуречье Щары и её притока Мышанки. Барановичи находятся практически на прямой, соединяющей областной центр Брест (206 км) и столицу Белоруссии Минск (149 км). Ближайшие города: Ляховичи (17 км), Слоним (42 км), Новогрудок (52 км), Лида (98 км), Волковыск (113 км).

Барановичи лежат на равнинной местности, где перепад высот не превышает 20 м (от 180 до 200 м над уровнем моря). Высота города над уровнем моря составляет 193 м. Протяжённость города — 7 км как с запада на восток, так и с севера на юг; вместе с тем город несколько вытянут (на 8,5 км) в направлении с юго-запада (от ул.

Самая северная точка города — улица Королика, расположенная севернее завода автоматических линий — 53°10′ с. ш., южная — д. Узноги, 53°06′ с. ш. Крайняя западная точка располагается в районе улицы Бадака — 25°57′ в. д. , восточная — в районе пересечения улиц Егорова и Каштановой — 26°04′ в. д. Геометрический центр города — площадь Ленина. Всего в городе около пятисот улиц и переулков общей длиной 252,8 км, из них благоустроенных — 129,8 км, освещённых — 240 км.

Барановичи характеризуются очень выгодным географическим положением и являются крупным узлом важнейших железных и шоссейных дорог. Здесь близкое расположение магистрального газопровода, развитая система энерго- и водоснабжения, благоприятный климат. В городе расположен ряд крупных промышленных предприятий.

По данным на середину 2007 года, на 1000 жителей города приходится 265 единиц транспортных средств. Всего в городе их зарегистрировано 56 641 транспортных единиц.

Город Барановичи не только один из крупнейших городов Белоруссии по численности населения (восьмое место в республике), но и один из важнейших промышленных, культурных и образовательных центров Белоруссии.

У Барановичей на начало 2010 года имеется 21 город-побратим, среди которых российские Мытищи (Подмосковье), Василеостровский район Санкт-Петербурга, финский Хейнола, австрийский Штоккерау, польские Бяла-Подляска, Гдыня, повет Суленцин, китайский Пуци, итальянская Феррара, латвийская Елгава, украинские Полтава, Нововолынск и другие.

История

Во второй половине XVII века в Барановичах размещалась иезуитская миссия. Во второй половине XVIII века Барановичи были собственностью Мосальских и Неселовских, а в XIX веке принадлежали графине Е. А. Розвадовской.

История города ведёт свой отсчёт с 17 (29) ноября 1871 год, когда началось движение по недавно построенному участку железной дороги Смоленск — Брест-Литовск. Имя станции, возникшей во время строительства, дала близлежащая деревня Барановичи, первое упоминание о которой встречается в завещании А. Е. Синявской в 1627 году. Тогда же, в 1871 году, недалеко от станции, появилось собственное локомотивное депо.

1874 год — появление железнодорожного узла[6]. Деревянное здание вокзала, станционные постройки, немногочисленные дома, в которых жили железнодорожники — такими были тогда Барановичи. Новая железная дорога позволила связать Москву с западной окраиной страны.

Толчком к более интенсивному заселению района, прилегающего к станции с юга, стало событие в мае 1884 года — Минское губернское правление приняло решение об устройстве на помещичьих землях Розвадовских местечка, получившего название Розвадово. Застройка местечка осуществлялась по плану, утверждённому минским губернатором 27 мая 1884 года. В посёлке было 120 домов и жило полторы тысячи человек.

Согласно планам, утверждённым императоромАлександром III, предполагалось, что здесь же пройдёт ещё одна железная дорога — Вильно — Лунинец — Пинск — Ровно. Поэтому одновременно, в двух с половиной километрах от станции, Московско-Брестскую линию железной дороги пересекли рельсы Вильно-Ровенского направления Полесских железных дорог.

Как и в первом случае, в районе станции селились рабочие, торговцы. Возникло новое поселение, которое в отличие от Розвадово, ставшего в неофициальном обращении Старыми Барановичами, получило название Новые Барановичи. Оно развивалось на землях, принадлежавших крестьянам ряда деревень, расположенных неподалёку от новой станции (Светиловичи, Гирово, Узноги). Более удобные, чем на помещичьих землях, условия аренды, близость административных учреждений способствовали быстрому росту этого поселения.

Со сдачей в 1886 году в эксплуатацию линии Барановичи — Волковыск — Белосток, Барановичи превратились в крупный железнодорожный узел. Розвадово (неофициальное название «Старые Барановичи») и Новые Барановичи были объединены в местечко с общим названием Барановичи.

6 октября 1888 года в местечке Розвадово было введено мещанское управление.

Барановичи 2019 — отдых, экскурсии, музеи, шоппинг и достопримечательности Барановичей

Постепенно Барановичи стали крупным железнодорожным узлом, связанным с важнейшими экономическими центрами страны — центральной и юго-западной Россией, Польшей, Прибалтикой. Это способствовало тому, что развивающееся поселение привлекло внимание военного ведомства. В районе станции Барановичи Полесских железных дорог были построены амбары, мельница и сухарный завод Виленского интендантства, размещены несколько батальонов пехотного полка. Эти начинания военного ведомства, а также дальнейшее развитие железнодорожных станций требовали всё больше и больше рабочей силы.

Когда Старые (местечко Розвадово) и Новые Барановичи слились, образовав единое местечко под общим названием Барановичи-Розвадово, оно было своеобразным в административном отношении целым: местечко, имевшее мещанское управление, входило в состав Новомышской волости, а Новые Барановичи входили частями в Новомышскую, Столовичскую, Ястрембельскую и Даревскую волости Новогрудского уезда Минской губернии.

В 1894 году Барановичи входили в состав Новогрудского уездаМинской губернии, превышая по росту демографических и экономических показателей уездный город[источник не указан 341 день]. В Барановичах быстро росло население, развивалась промышленность, ремёсла, торговля. Согласно переписи 1897 года, в Барановичах проживали 8718 человек, в городе было 834 здания, работали 4 промышленных предприятия, имелись двухклассные школы — железнодорожного и добровольного обществ.

Новое поселение имело довольно-таки значительные размеры, но оно было крайне неблагоустроенным. Как поселение негородское, Барановичи не были подчинены почти никаким нормам ни в санитарном, ни в строительном, ни в противопожарном отношениях. В поселении Барановичи вовсе не было улиц: дома строились безо всякого плана, без соблюдения расстояний между постройками, освещения не было не только в поселении, но и в местечке;

не было не только тротуаров, но даже ни одной мощёной улицы и ровных площадей; не существовало даже пожарного обоза. На двенадцать тысяч населения не было ни одной приходской церкви, ни одной общеобразовательной школы, ни одной больницы. Так характеризовали Барановичи в 1903 году в заключении комиссии, созданной Минским губернатором по делу о введении Городского положения в Розвадово и прилегающих к нему поселениях.

Эта попытка перевести поселение в разряд городов закончилась безуспешно. Но это не остановило бурного развития Барановичей. Появлялись всё новые и новые небольшие предприятия, росла численность рабочих. Они, как и все трудящиеся царской России, страдали от тяжёлого экономического положения, политического бесправия, национального гнёта.

Дорогой была в Барановичах земля, очень высокими цены на продукты питания, керосин, спички и другие товары первой необходимости. Активным было участие рабочих в революции 1905—1907 годов, охватившей всю страну после кровавого воскресенья 9 января 1905 года. В период первой российской революции 1905—1907 годов в Барановичах, в декабре 1905 года, состоялась крупная стачка железнодорожников.

Также в первую русскую революцию в 1905 году в Барановичах проходили выступления рабочих и солдат. За полторы недели до конца 1905 года 300 железнодорожников, руководимых инженером-эсером и поддержанных солдатами железнодорожной бригады, отказались выполнять распоряжения руководства, вывели из строя коммутатор, остановили на этом участке железной дороги движение поездов.

В течение первого десятилетия XX века Барановичи стали самым крупным местечком Новогрудского уезда с населением 30 тыс. человек, четырьмя церквами, римско-католической часовней, десятью молитвенными домами, семью начальными школами, двумя аптеками, театром и кинотеатром «Эдем». Здесь практиковали 13 врачей, 6 дантистов, 8 акушерок, ветеринарный врач.

С началом Первой мировой войны в Барановичах размещались крупные силы Российской Императорской армии. C 3 августа 1914 г. по 8 августа 1915 г. в городе располагалась Ставка Верховного главнокомандующего великого князя Николая Николаевича (в районе расположения железнодорожной бригады неподалёку от станции Барановичи-Полесские), куда 10 раз приезжал император Николай II. Ставка состояла из 2 железнодорожных составов и базировалась примерно в месте нынешнего стадиона Барановичского государственного университета.

Барановичи стали первым городом Российской империи, где 8 июня 1915 г. был установлен памятник героям Первой мировой войны (он был снесён в 1950-х гг.)

Во время отступления 1915 года в сентябре был оккупирован германскими войсками.

В июле 1916 года в пригороде Барановичей состоялось наступление русской армии. Однако, несмотря на проявленный русской армией массовый героизм и небольшой тактический успех, наступление завершилось безрезультатно.

5 января 1919 года в Барановичах была установлена советская власть. 6 февраля 1919 года Барановичи были объявлены городом и центром уезда Минской губернии БССР. В 1921 году по Рижскому мирному договору город отошёл к Польше и до 1939 года входил в её состав со статусом центра уезда (повета) Новогрудского воеводства.

В эти годы в Барановичах шло строительство нового православного храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Под руководством Н. Бруни, участвовавшего в росписи Варшавского собора, на стенах храма в Барановичах были закреплены некоторые мозаичные полотна из Варшавы. Среди них была и часть мозаики Н. А.

Baranavičy Montage (2017).jpg

Кошелева «Спас со строителем» («Спас с донатором»), представляющая Л. Н. Бенуа, держащего модель собора, а также небольшой фрагмент композиции В. М. Васнецова «О Тебе радуется…». По мнению специалистов, барановичские мозаики относятся к самому лучшему из того, что было создано в мире[источник не указан 919 дней] в области мозаичного искусства в XIX — начале XX веков. (В 1953 г. в связи с тем, что в соборе установлены мозаики, он был объявлен архитектурным памятником и взят под охрану государством).

В 1939 году в Барановичах было 27,4 тыс. жителей. С сентября 1939 года, в результате договоренностей между СССР и Германией о фактическом разделе Польши, и последовавшего наступления Красной Армии город Барановичи вошёл в состав БССР и с 4 декабря 1939 года стал областным центром.

До начала Великой Отечественной войны в городе и области была ликвидирована безработица, заработали школы с обучением на белорусском, русском, польском языках и идише. Действовал драматический театр, учительский институт, издавалась газета «Чырвоная звязда» («Красная звезда»), развивалась радиофикация.

Председатели Барановичского городского исполнительного комитета

В СССР все главные решения, которые определяли жизнь города, осуществлялись (либо согласовывались) Первым секретарём Барановичского городского комитета Коммунистической партии Белоруссии, являвшейся частью Коммунистической партии Советского Союза.

Ниже приведен список председателей Барановичского городского исполнительного комитета[10]

  • 1940—1941 — Пиколов, Андрей Петрович
  • 07.1944 — 06.1945 — Бурый, Андрей Фомич
  • 06.1945 — 01.1946 — Катышев, Фёдор Васильевич
  • 01.1946 — 05.1946 — Черненко, Алексей Васильевич
  • 06.1946 — 01.1948 — Гордиенко, Андрей Арефанович
  • 01.1948 — 09.1951 — Диев, Николай Ильич
  • 09.1951 — 01.1957 — Царюк, Владимир Зенонович
  • 02.1957 — 11.1958 — Делец, Михаил Иванович
  • 12.1958 — 01.1963 — Маршин, Николай Тимофеевич
  • 02.1963 — 03.1967 — Терешко, Павел Викторович
  • 03.1967 — 02.1969 — Саенко, Алексей Петрович
  • 02.1969 — 10.1973 — Ставровская, Инна Арсеньевна
  • 10.1973 — 10.1988 — Акуленко, Михаил Александрович
  • 10.1988 — 01.1995 — Лобко, Николай Николаевич
  • 01.1995 — 06.1997 — Захарченко, Валерий Николаевич
  • 06.1997 — 04.2000 — Павлов, Михаил Яковлевич
  • 04.2000 — 21.10.2013 — Дичковский, Виктор Иванович
  • 22.10.2013 — наст. время — Громаковский, Юрий Анатольевич

Промышленность

В 2009 году объём промышленного производства продукции в фактических отпускных ценах составил 1320 млрд руб.

Основу экономики города составляют около четырёх десятков предприятий машино- и станкостроения, строительной индустрии, лёгкой и пищевой промышленности, которые поставляют свою продукцию не только для предприятий республики, но и в целый ряд стран СНГ и дальнего зарубежья.

Предприятия г. Барановичи:

  • машиностроительной промышленности:

Барановичи 2019 — отдых, экскурсии, музеи, шоппинг и достопримечательности Барановичей

ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» выполняет ремонт и модернизацию военных самолётов и вертолётов, разработку и изготовление аппаратуры радиотехнической защиты); ЗАО «Атлант» Барановичский станкостроительный завод производит компрессоры для Минского завода холодильников, различную бытовую технику;

ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» выпускает узлы и механизмы, используемые при производстве автомашин семейства «МАЗ» и тракторов «Беларус»; РУП «Барановичский завод автоматических линий» выпускает металлорежущие станки, автоматические линии, а также осуществляет поставку нестандартного оборудования для реконструкции локомотивных и вагонных депо;

ОАО «Барановичский завод станкопринадлежностей» выпускает станочную оснастку: тиски, токарные патроны, пневмоцилиндры, электромагнитные зажимные головки, поворотные столы; ОАО «Барановичский завод торгового машиностроения» (Торгмаш) производит широкий спектр машин и оборудования для предприятий массового питания и торговли.

  • химической промышленности: завод бытовой химии ОАО «Бархим».
  • строительной промышленности: завод строительных деталей; ОАО «Завод железобетонных изделий»; ОАО «Барановичский комбинат железобетонных конструкций».
  • пищевой промышленности: комбинат пищевых продуктов; молочный комбинат; мясоконсервный комбинат; комбинат хлебопродуктов; мельничный комбинат.
  • лёгкой промышленности: ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение»; швейная фабрика «Барановичская швейная фабрика»; обувная фабрика.

Также в городе существует отделение Белорусской железной дороги.

Население

Численность населения (по годам)[11]
1996 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
167 300 168 395 168 116 167 907 167 201 166 786 166 122 166 075 166 304 166 754
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
168 098 169 094 169 841 170 685 177 177 178 889 179 122 179 439 179 079

Динамика

Население 179 079[3] человек (1 июля 2018 года). Увеличение населения обеспечивается притоком в город и строительством новых районов. В настоящий момент активно строится новый район на 20 тыс. жителей Боровки (Юго-Запад). В генеральном плане города Барановичи запланировано строительство и других новых районов города: Дубово, Северный-2, Боровцы.

В конце 2012 года в территорию города было включено 11 населенных пунктов, относящихся ранее к территории Барановичского района. Таким образом население города выросло сразу на 7730 человек, зарегистрированных на включенной территории[12].

Уровень естественного прироста в городе положительный и составлял в 2010 году 0.035 % от общего населения.

В 2010 году на 2197 новорожденных пришлось 2137 умерших ( 58). В то время как в 2009—2157 и 2203 соответственно (-46).

Образование

В городе 23 средних общеобразовательных учреждений: 5 гимназий, 3 лицея[13], 15 средних общеобразовательных школ. Также в городе работает 3 музыкальных, 1 хореографическая и 1 художественная школы, 44 дошкольных учреждения, 2 специальных дошкольных учреждения для детей с особенностями психофизического развития № 45, 51 и специальные группы для детей с нарушениями зрения и слуха в детском саду № 47.

Среднее специальное образование в Барановичах можно получить в экономико-юридическом колледже, технологическом колледже Белкоопсоюза, колледже лёгкой промышленности, в музыкальном училище.

Высшее образование представлено Барановичским государственным университетом, созданным в соответствии с Указом президента от 23 июня 2004 года. В университете пять факультетов: инженерный, факультет экономики и права, факультет педагогики и психологии, факультет славянских и германских языков и факультет довузовской подготовки.

Образование в университете получают более 5500 студентов. На 28 кафедрах университета работают более 360 преподавателей, среди которых 8 докторов наук и профессоров, 52 кандидата наук и доцента, более 50 магистров.

Транспорт

Основным транспортом в городе является автобус. На данный момент в городе действует 31 маршрут. Кроме этого, в городе действует сеть маршрутных такси городского и пригородного значения. В дальнейшей перспективе планируется проведение троллейбусной сети и строительство троллейбусного парка по улице Бадака, в западной части города[14].

Также в Барановичах расположены два пассажирских железнодорожных вокзала (Центральный и Полесский) и несколько станций, образовывающие один из крупнейших в стране железнодорожных узлов[15].

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector