Музей база подводных лодок в Балаклаве (Объект 825 ГТС)

Историческая справка

6 и 9.08 1945 г. США сбросили атомные бомбы на Хиросиму и Нагасаки. Это были два уникальных случая применения такого оружия в истории человечества. В качестве целей планировались ещё Киото, Иокогама, Кокура, Ниигата – крупные военные и промышленные центры Японии.

Это стало началом новой эпохи. В СССР наращивали ядерный потенциал и готовились к защите важнейших стратегических объектов.
Идеальным участком для размещения противоатомной базы под землей оказалась Балаклава с её природными условиями и местонахождением.

Скрыть масштабную стройку невозможно, и с целью конспирации объект обозначили как Городскую Телефонную Станцию (ГТС 825). Он был закончен в 1961 г. Балаклава с этого момента стала закрытым городом.

Маскировка была выполнена так искусно, что, даже наблюдая с воздуха, невозможно было догадаться о наличии подземного комплекса. Только в 1993 г. горожане узнали, что же скрывалось за скромным названием.

Базу демонтировали, но в 2003 г. открыли уже как Музей подводных лодок в Балаклаве. Крымский полуостров получили уникальную достопримечательность.

Закрытый город

Еще пятьдесят лет назад Балаклаву невозможно было найти на карте. Засекреченный город был превращен в район Севастополя, а вход туда был возможен только по специальным пропускам.

Во время холодной войны И. Сталин отдал приказ о строительстве базы обслуживания советских подводных лодок, которые могли бы использоваться для нанесения ядерного удара. Подземный военно-морской комплекс расположился в бухте «Балаклава», в горе Таврос. Объекту дали имя — гидротехническое сооружение (ГТС) № 825. Помимо ремонтно-технического отдела, здесь располагался штаб для подготовки и тестирования ядерных ракет и хранилище с топливом на 9,5 тысяч тонн.

На территории комплекса соорудили еще одну базу — объект № 820. В этом месте собирались и выдавались силам Черноморского флота ядерные боевые части. Бункер ввели в строй в 1959 году.

Подводные лодки были укрыты в водном канале, там же их выводили в открытое море. Вход и выход были надежно замаскированы и защищены затворами (батопортами), которые буквально выдвигались из скалы.

Интересно, что жители города узнали о настоящем назначении комплекса только в 1993 году.

Последний раз из военно-морской базы лодки выводились в 1994 году. Спустя 9 лет здесь построили Балаклавский подземный военно-исторический музей.

Балаклава сегодня — небольшой городок на черноморском побережье. Таких маленьких городков на карте — великое множество. История каждого города уникальна, и Балаклава — не исключение. По одной версии, название города на турецком языке означает «рыбный мешок», согласно другой — крымско-татарской — версии, слово «Балаклава» переводится как «рыбная погода».

Что находилось на территории Балаклавской базы

Находится он в южной части полуострова, в Балаклаве, в 17 км от центра Севастополя. Расположен музей в узком, извилистом проливе Балаклавской бухты, в западной ее части, сейчас имеет даже официальный сайт и адрес. Напротив, через залив, обнаруживаются такие достопримечательности, как набережная Назукина и крепость Чембало.

Местом, для размещения секретного комплекса, известного в высших воинских кругах как Объект 825ГТС, Крым стал неслучайно и можно сказать вполне закономерно. После окончания ВОВ СССР, вслед США, обзавелись новым, страшным оружием, обладавшим огромной разрушительной силой, способным поражать цели на потрясающем расстоянии.

Найти место, где бы военная база была действительно секретной, Сталин поручил Берии, занимавшемуся в то время всем, что касалось «ядерного проекта». Лаврентий Павлович не стал долго думать, да и незачем было. Вариант с Крымом напрашивался сам, на Балтике, к примеру, такое масштабное строительство при всем желании просто невозможно было скрыть.

В 1953 г. в одночасье Балаклава стала закрытым городом, а в ее окрестностях, в недрах горы Таврос, началось строительство грандиозного подземного объекта, что происходило в строжайшей тайне. Конечно, такая активность на относительно небольшом участке суши не могла не привлекать внимание. Скрыть строительные работы, как таковые, было делом невозможным – их попросту закамуфлировали под возведение ГТС.

Уже в 1961 г. базу ввели в эксплуатацию. Произошло это довольно-таки вовремя – как раз накануне разразившегося, но к счастью так и не разродившегося Карибского кризиса. Секретный военный объект предназначался главным образом для расположения и ремонта подводных лодок, вмещал в общей сложности до 14 их единиц. На его территории находились склады для хранения боезапасов для них, способных нести ядерный заряд, предприятия по сборке субмарин.

На протяжении 30 лет здесь расквартировывалась 155 бригада подлодок, часто приводимая в полную боевую готовность. База имела огромный ядерный потенциал и не меньшее значение для ВМФ, но все усилия и астрономические суммы денег, потраченные на ее постройку, оказались выброшенными на ветер. Единственный эффект – удивление местных жителей, после закрытия объекта в 1993 г. наконец узнавших, что за ГТС на самом деле находился у них под боком все эти годы.

На территории 15 000 м² находились:

  • — цех завода для ремонта субмарин и сухой док;
  • — арсенал, где хранились ракеты и ядерные заряды;
  • — бункеры, где подготавливались и тестировались ракеты;
  • — хранилища для топлива на 9500 т;
  • — канал морской шириной 10 – 12 м, 8 м глубиной.
  • — помещения для экипажей;
  • — стоянки для лодок.

Имелись ещё больница, электростанция, склады с запасом продуктов и питьевой воды на 3 года. Одновременно тут могли находиться до 7 лодок класса 613 и 633, в экстренных случаях до 14.

Лодки шли внутрь скалы своим ходом более 600 м по каналу.На объекте работали 230 человек, 50 бойцов охраны обеспечивали секретность.

Экскурсия в музей подводных лодок в Балаклаве

Экскурсия по первому маршруту длится около часа и предполагает 12 остановок. Посетителям нужно обойти подземные лабиринты протяженностью 900 метров. В программу входит посещение базы укрытия лодок от атомного взрыва, судоходного канала длиной в 600 метров и арсенал ядерного оружия. Помещения объектов сегодня переоборудованы под музейные экспозиции, в основе которых — историческое погружение в строительство подземного комплекса, создание атомного флота и подводных сил.

Второй маршрут более емкий, экскурсия проводится в течение получаса. Передвигаться приходится на катере по подземному каналу, поэтому такой маршрут больше подойдет пожилым людям или посетителям с детьми. Программа включает в себя знакомство с батопортами и местами стоянок подводных лодок. Во время экскурсии освещается история создания объектов № 820 РТБ ВМФ и 825.

Музей подводных лодок в Балаклаве

Пешеходная экскурсия доступна в любое время, а на катере — только с мая по октябрь.

Стоимость любой экскурсии по музею подводных лодок в Балаклаве для взрослого — 300 рублей, для учащихся в школе и в вузе — 100 рублей. Дети 5 — 7 лет допускаются в музей бесплатно. Притом брать с собой детей до 5 лет нельзя.

Возможны также индивидуальные лекции на группы до 10 человек. В зависимости от сезона стоимость разнится от 3000 до 15000 рублей.

Посетителям музея на выбор предлагается два разных экскурсионных маршрута. Базовая экскурсия — часовая пешеходная прогулка по искусственным лабиринтам горы Таврос с посещением секретного противоатомного объекта для укрытия подводных лодок, подземного судоходного канала, проложенного в недрах горы, и бывшего арсенала ядерного оружия ВМФ СССР, преобразованного в выставочные залы.

Вторая экскурсия представляет собой небольшое получасовое путешествие на катере по подземному каналу, во время которого туристы увидят места обслуживания подводных лодок. В списке уникальных объектов — 100-метровый сухой док на восьмиметровой глубине относительно уровня моря, а также подлинная морская мина, предназначенная для поражения морских целей противника и способная уничтожить все живое в радиусе 100 м.

В 2007 г. в подземных помещениях музея проходили съемки египетского фильма «Таймур и Шафика». Подземелье то и дело оглашалось взрывами, для пущего эффекта режиссеры решили применить пиротехнику.

Сегодня туристы, которые приедут в Балаклаву в музей подводных лодок, смогут выбрать между двумя маршрутами:

  • Пешеходная экскурсия по поземным лабиринтам горы Таврос. Удастся посмотреть 600-метровый судоходный канал, арсенал ядерного оружия ВМФ СССР, познакомиться с атомными подводными лодками СССР и современными ПЛ на службе у ВМФ.
  • Морская экскурсия на катере по морскому подземному каналу (проводится с мая по ноябрь). Удастся пройтись по 600-метровому судоходному каналу, в котором могли укрыться от ядерного взрыва семь подводных лодок. Удастся посетить уникальный 100-метровый сухой док, расположенный на глубине 8 м относительно уровня моря.

Музей подводных лодок в Балаклаве работает со среды по воскресенье с 10.00 до 17.00.

Обратите внимание: вход с детьми до 5 лет в подводном музее в Балаклаве запрещен, т.к. в залах повышенная влажность и плохое освещение. Температура круглый год сохраняется в районе 16 °С, так что летом запаситесь теплой одеждой.

Фото из музея поводных лодок

Цена билета в балаклавский музей подводных лодок:

  • для взрослых — 200 рублей;
  • для детей с 7 до 18 лет — 100 рублей;
  • для иностранцев — 300 рублей.

Как добраться

Проехать от железнодорожного или автовокзала Севастополя до промежуточной остановки «5-й километр» можно на маршрутке или автобусе № 17, 20, 26 или троллейбусе № 17, 20. Схему маршрутов можно посмотреть здесь.

Затем пересесть на автобус № 9, 94, 99 и доехать до остановки «Оболонь».

Далее, от остановки повернуть налево и идти 10–15 минут до западного берега Балаклавской бухты.

Если не хотите долго добираться на общественном транспорте, можно воспользоваться такси. В Балаклаве есть местные таксопарки «Ананас», «Балаклавское такси», «Капитан», «Форвард».

В этом нет ничего сложного, особенно для хорошо знающих окрестности Севастополя граждан. Но и для всех остальных это не будет проблемой, нужно лишь сесть на автобус №9, 94 или 99 и доехать до остановки «Оболонь», откуда до музея рукой подать.

Адрес музея: Таврическая наб., д.22, Балаклава. Севастополь.

Комплекс «Балаклава» был создан в 2003 (по другим данным — в 2004) году.

  • С бетонной площадки перед входом экскурсия уводит в тоннель (потерну), который ведет к производственным площадям. В самом начале тоннеля расположены стенды с фотографиями и краткой историей завода и музейного комплекса. Представленные экспонаты — макеты лодок и снарядов, форма рабочих, якоря, различная заводская техника, постановочные фрагменты подводных лодок.
  • Следующее помещение — минно-торпедная часть. Именно здесь проводилась проверка боезапаса подводных лодок. Торпеды перевозились вручную на специальных тележках, проверялись и затем снова доставлялись на подводную лодку.
  • Сухой док — место ремонта подлодок в Балаклаве.
  • Арсенал. Здесь хранились боевые снаряды, по территории их перевозили только в закрытых специальных контейнерах. Сотрудники Арсенала подчинялись специальному секретному отделу министерства обороны СССР. В помещении Арсенала сегодня находится самая большая экспозиция музея.
  • Открытая площадка на выходе из Арсенала — погрузочно-разгрузочный сектор. Отсюда — прямо к выходу из комплекса.

В залах музеев выставлены макеты подводных лодок тех лет, примерно в соотношении 1:100. Например, лодка проекта 641. Во время «карибского кризиса» лодки этого типа несли службу у берегов Кубы. Есть макет лодки 4-го поколения: она имеет обтекаемую форму и специальное прорезиненное покрытие; ее очень сложно обнаружить под водой, поэтому она получила название «Черная дыра». Этот макет — радиоуправляемая модель, может выполнять погружение на глубину. Его также использовали при съемках российской киноленты «72 метра».

Во время прохождения экскурсии экскурсоводы включают специальные аудиозаписи, сделанные во времена работы «Объекта 825 ГТС», которые сохранились до наших дней. На пленке — стук, шумы, воспроизводимые механизмами, голоса рабочих, и посетители музея могут представить себе погрузиться в атмосферу того времени и объем работ, проводимых в доках.

Экскурсия, которая длится 1,5 — 2 часа, охватывает лишь половину всей базы, со временем помещения завода будут восстанавливаться и музей пополнится новыми экспозициями.

Уникальность музея

Интереснейшая экспозиция размещена в тематических залах.
Посетители могут пройти по двум экскурсионным маршрутам, один из которых «посуху» пешком, а другой по акватории канала на специальном катере.

В первом случае это— знакомство с разными видами атомных субмарин,— осмотр канала;— возможность увидеть коллекцию ядерного советского оружия ВМФ

Водный вариант позволяет посетить сухой док, находящийся ниже уровня океана на 8 м.

Одним из залов музея является также бывший РТБ 820, находящийся рядом с каналом. Это площадка арсенала, предназначенная для погрузки.

В арсенале хранились и готовились к применению торпеды, ракеты, ядерные боеголовки. С площадки всё это загружалось на борт субмарины.

База подводных лодок в Балаклаве мощнейшее фортификационное сооружение ХХ в. Уже это делает объект интересным для посещения.

Но создатели музея вложили немало знаний, а главное, любви к своему делу, чтобы создать замечательную экспозицию, в которой представлены

  • — карты, плакаты и фотографии;
  • предметы быта подводников;
  • оружие из археологических раскопок;
  • макеты военных кораблей
  • и много других интересных экспонатов.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector