Статуя Гелиоса в Родосе — чудо света Колосс Родосский

Предыстория

После распада державы Александра Македонского на Родосе закрепился Птолемей. После его утверждения в Египте он заключил с Родосом союз, контролирующий торговлю в восточном Средиземноморье. В 305 году до н. э. сын диадохаАнтигона Одноглазого, Деметрий Македонский, высадился на Родосе с сорокатысячным войском.

Народ Родоса решил продать брошенные осадные орудия и построить статую почитаемого ими бога Солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове — по легенде он был его создателем: не имея места, ему посвящённого, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины.

Предполагаемый внешний вид в атласе Малле[en] «Описание Вселенной» (1683)

Предполагаемый внешний вид в атласе

Малле[en]

«Описание Вселенной» (1683)

Колосс (от греческого kolossos – «большая статуя») Родосский был возведен в честь победы жителей острова Родос над потомком одного из сподвижников Александра Македонского правителем Средней Азии Деметрием Полиоркетом. Оснащенное по последнему слову тогдашней военной техники сорокатысячное войско не смогло взять приступом городские стены.

Жители Родоса желали воздать благодарность за победу своему покровителю – богу солнца Гелиосу, который, согласно преданию, на собственных руках вынес остров из морских глубин. К тому же продажа гелеополиды и других осадных сооружений принесла городу огромные по тем временам деньги – 300 талантов серебра.

Создать статую невиданных по тем временам масштабам доверили Харесу, известному архитектору и скульптору того времени. Трудился он над ней ни много ни мало – 12 лет, при этом во время работ ему пришлось думать не только над образом статуи и решать, каким образом воплотить свои идеи в жизнь, но и искать новейшие технические решения своим задумкам, поскольку создание огромной чудо статуи требовало применения новейших технологий того времени (если вначале жители острова заказали ему 18-метрового исполина, то затем передумали, и потребовали создать Колосса в два раза больше).

Где стояла статуя?

Итак, Колосс Родосский действительно существовал. Вопросы, волнующие ученых, касаются того, как именно он выглядел, где был установлен, и по какой технологии была построена огромная статуя, ведь даже в наше время размеры Колосса Родосского впечатляют.

Относительно месторасположения статуи, изображающей бога Гелиоса, есть две версии. Первая, признанная классической и зафиксированная во многочисленных учебниках истории, говорит о том, что Колосс Родосский стоял непосредственно на берегу гавани. Об этом свидетельствуют и многочисленные картинки, датированные разными эпохами, на которых Колосс Родосский изображен с широко расставленными ногами, между которыми проплывают корабли.

Статуя Гелиоса в Родосе - чудо света Колосс Родосский

Вторая гипотеза гласит о том, что если величественный Колосс Родосский изображал бога солнца Гелиоса, то располагался непосредственно около его храма. Если Гелиос – покровитель Родоса, то его святилище находилось в самом центре столицы острова. Казалось бы, все верно, но жители Родоса поклонялись статуе и восторгались ею, а если она была расположена в самом центре города с достаточно плотной застройкой, то рассмотреть 36 метрового Колосса Родосского просто не представлялось возможным. Плюс, архитекторы Древней Греции очень чтили пропорции, и явная несоразмерность – это не их стиль.

Какая из гипотез правдива? Вопрос до сих пор остается открытым.

О том, как возводили статую Колосса Родосского, очень подробно писал Филон Византийский. Но у ученых есть сомнения в правдивости рассказа, они не без основания полагают, что его написали в более позднее время. И вовсе не Филон, а ритор, ориентируясь на технологии отливки бронзы, которые были просто неизвестны в Древней Греции.

Существует версия о том, что статуя Колосса Родосского составлялась по частям и была полой. Пустоты заполнялись камнями и глиной, для устойчивости — отсюда и второе название статуи «колосс на глиняных ногах». Эта гипотеза не противоречит технологии, которая существовала 2000 лет назад, и именно ее мог применить Харес. Так ли это? Неизвестно, но гипотеза считается вполне достоверной.

Итак, архитектору удалось создать гигантскую статую, но как именно выглядело изображение бога Гелиоса – Колосс Родосский?

Много дней и ночей пытался он покорить остров. Полиоркет привез к городу осадные машины, венцом которых была гелеополида. Обитую железом осадную башню с таранами и перекидным мостом, катапультами и площадками для десанта приводили в движение 3,5 тысячи воинов!

Бюст Деметрия Полиоркета

Но Родос не пал. Покидая остров, Полиоркет бросил на земле не оправдавшую его надежд гелеополиду. Ушлые купцы тут же предложили купить ее на переплавку, предлагая за железо 300 талантов. Сумма по тем временам баснословная! И благодарный город в знак своего избавления решил возвести на «шальные» деньги статую Гелиоса-покровителя.

До наших дней сведений о том, как именно выглядела статуя, входящая в список «Семь чудес света», не сохранилось. Более-менее детальные воспоминания о нём можно встретить в записях Плиния и Филония, другие авторы тех времён о скульптуре в своих заметках упоминали вскользь. Поэтому нет информации не только о том, как выглядела статуя, но и где точно была установлена.

Статуя Гелиоса в Родосе - чудо света Колосс Родосский

Гипотез на этот счет существует немало. Многие сходятся на том, что правая рука статуи была приложена ко лбу, а не вытянута в жесте благословения, как требовали того каноны того времени – если бы сделано было иначе, то рука долго не продержалась бы, и обломилась бы под собственной тяжестью.

Подвергается сомнению (но не опровергнута) версия о том, что Статуя Колоссу Родосскому находилась на побережье, поскольку насыпь возводить на берегу, как и саму скульптуру, из-за переменчивых погодных условий на море, довольно-таки непросто. Она имеет право на существование, поскольку в своё время на дне гавани была найдена кисть бога Солнца.

Высота постамента (по одной из версий – мраморного) составляла около 15 м, тогда сам статуя была от 33 до 36 м. Скульптуру поддержали три колонны, соединенные в районе пояса и плеч толстыми железными трубами. Голову солнечного юноши украшала корона, от которой расходились лучи в разные стороны света.

Согласно одной из версий, статуя Колосса Родосского представляла собой юношу, стоящего на белом мраморном постаменте, который, немного отклонившись назад, вглядывался в море.

Ещё одна версия говорит о том, что юноша, выпрямившись, стоял, подняв факел в руке, ноги его при этом были широко расставлены, одна нога с одной стороны гавани, другая – с другой, а под ними проплывали морские судна. Несмотря на то, что эта гипотеза – одна из наиболее популярных, этот вариант маловероятен, поскольку один берег от другого отделяет четыреста метров, а Колоссу, при всех его грандиозных размерах, длины ног попросту не хватило бы.

Бюст Деметрия Полиоркета

Согласно ещё одной гипотезе, в левой руке Колосс Родосский придерживал ниспадающую к земле накидку, а правую он приложил ко лбу.

Один из вариантов несколько отличается от общепринятых и говорит о том, что статуя, входящая в список «Семь чудес света», находилась в центре столицы, при этом правую руку Гелиос поднял ко лбу, а сам он всматривался вдаль.

Колосс Родосский — одно из семи чудес света простояло недолго. По разным данным от пятидесяти до шестидесяти лет – разрушило его в 220 г. до н.э. сильное землетрясение, во время которого глиняные ноги статуи надломились в коленях, и огромная скульптура рухнула, развалившись на части (а в обиходе появилось выражение «колосс на глиняных ногах»).

Например, есть упоминания о том, что большой палец статуи двумя руками могли охватить далеко не все (если при возведении скульптуры пропорции тела были соблюдены правильно, то рост скульптуры вполне мог быть не около тридцати метров, как принято считать, а целых шестьдесят).

Многие сочувствовали островитянам, и даже предлагали, например, египетский правитель, немалую финансовую помощь для восстановления статуи. Но они, испугавшись гнева Гелиоса, о котором их предостерег оракул в случае восстановления статуи (землетрясение было довольно-таки сильным и, помимо гавани, разрушило ещё и немало домов на острове), Колосса реконструировать отказались.

Колосс Родосский был возведен к 290 году до н. э., его строительство заняло 12 лет. Автором проекта является Харес из Лида, ученик знаменитого Лисиппа.

статуя гелиоса в родосе

Основным материалом была выбрана бронза, ее при строительстве ушло более 13 тонн. Кроме того, скульптор использовал 8 тонн железа и большое количество камней. Скрепленные железными балками столбы служили основой статуи. На каменное основание был «надет» железный каркас, а уже к нему крепились отливавшиеся по одной бронзовые пластины.

По мере того как очередной ряд блестящих бронзовых листов крепился к каркасу, увеличивали высоту насыпи вокруг, чтобы рабочие могли устанавливать следующий ряд. Таким образом, получилось, что недостроенный Колосс Родосский был скрыт ото всех под слоем песка и камней, и лишь когда строительство было завершено, насыпь разобрали, и статуя открылась глазам любопытствующих во всей красе и величии.

Казалось бы, ответ очевиден – на острове Родос. И это, несомненно, так. Остров этот расположен в Эгейском море, рядом с побережьем современной Турции. Но вот где конкретно возвели родосцы памятник столь важной для них военной победе, наверняка не известно.

Существуют две популярные версии: Колосс Родосский располагался либо в центре города, возле посвященного Гелиосу храма, либо в гавани, встречая приплывающие корабли. Первая версия представляется менее убедительной, так как в тесноте греческого полиса для такой громадины было бы непросто найти место, а если бы и удалось расположить там статую, то, чтобы насладиться величием зрелища, родосцам пришлось бы выходить в море.

Колосс простоял чуть более 50 лет[2][3][4], пока статую не разрушило Родосское землетрясение, которое произошло в 226 или 227 году до н. э.[3]. Египетский царь Птолемей III предложил оплатить восстановление статуи, однако дельфийский оракул запретил это делать, чтобы не разгневать бога Гелиоса. В результате родосцы в страхе перед божеством подчинились прорицанию и статуя осталась лежать на земле.

Как пишет Страбон, в его время «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Но и тогда Колосс вызывал удивление своими размерами. Плиний Старший упоминает, что лишь немногие могли обхватить обеими руками большой палец руки статуи .

Обломки колосса на­хо­ди­лись на преж­нем мес­те больше восьми столетий, пока, наконец, в 653 годуарабы под предводительством полководца Муавии I не захватили Родос[1]. Новые хозяева острова продали обломки древней статуи еврейскому купцу из Эдессы, который, как рассказывается в одной из хроник Феофана Исповедника, расплавил их на месте и вывез, нагрузив бронзовыми слитками 900 верблюдов[5].

История строительства

Остров Родос имел выгодное географическое положение, его жители свободно торговали со многими странами, что обеспечило богатство города в целом и каждого горожанина в отдельности. С момента основания и до III в. до н.э. Родосом поочередно правили знаменитый царь Мавсол, персидские правители и Александр Македонский.

Остров Родос отошел Птолемею, но другой наследник (Антигон) посчитал это несправедливым и отправил своего сына уничтожить город. Это помогло бы сравняться в могуществе с Птолемеем. Деметрий, сын Антигона, собрал огромную армию, которая численно превосходила островитян. Только неприступные стены помешали солдатам сразу попасть в столицу и уничтожить её.

Продав осадные машины и сохранившиеся корабли захватчиков, жители Родоса решили возвести огромную статую бога Гелиоса, своего покровителя. До этих пор колоссами называли любые статуи, но после Колосса Родосского так стали величать только самые большие из них.

Статуя Гелиоса в Родосе - чудо света Колосс Родосский

Строительство Колосса начали в 302 г. до н.э. и закончили только через 12 лет (по другим источникам через 20 лет). Установили статую на искусственной насыпи, преграждавшей вход в гавань. За этим холмом долгое время отдельные части скульптуры были скрыты от любопытных глаз. Насыпь со статуей превратились в своеобразные ворота в город.

До наших дней статуя не сохранилась, но многочисленные описания современников свидетельствуют, что Колосс стоял на одном из берегов, а вовсе не в виде арки, как её изображают художники. В руке великана находилась чаша с пылающим огнем. В основании располагались три столба, служившие опорой. Два из них строители инкрустировали бронзовыми деталями, чтобы замаскировать в ногах Гелиоса. Третий столб находился в том месте, куда опускался плащ или часть простыни величественного Колосса.

Жители хотели, чтобы статуя указывала рукой вдаль, но скульптор понимал, что это снизит устойчивость конструкции, поэтому статуя словно прикрывает ладонью глаза от солнца. Торс и основные элементы были изготовлены из листов железа и бронзы. Их закрепили на опорных столбах. Пространство внутри заполняли крупными камнями и глиной, чтобы повысить устойчивость.

Родоссцы заказали скульптору Харесу, ученику Лисиппа, статую в десять раз выше человеческого роста, то есть 18-метровую. Но затем жители города потребовали увеличить высоту статуи в два раза (до 32[1] или 36 метров), добавив к заплаченной сумме столько же. Но этой суммы не хватило, так как при увеличении высоты вдвое объём материала увеличивается в восемь раз. Поэтому Харесу пришлось одолжить колоссальные суммы денег у близких, родственников и друзей.

Харес трудился над созданием двенадцать лет. Итоговая статуя представляла собой стройного юношу-бога с лучистым венцом на голове. Он стоял на белом мраморном постаменте, слегка отклонившись назад, и напряжённо всматривался вдаль. Статуя могла стоять в пор­ту прямо при входе в гавань Родоса, либо в от­да­ле­нии от не­го.

Крепость острова Родос

Статуя была изготовлена из глины, в основе её был каркас из кам­ня и же­ле­за, а сверху она была покрыта бронзовыми листами. Для боль­шей ус­той­чи­во­сти ста­туи в ка­че­ст­ве до­пол­нительной опо­ры, возможно, ис­поль­зо­ва­лись ко­пьё или дра­пи­ров­ки пла­ща. Су­дя по най­ден­ным на Ро­до­се рель­еф­ным изо­бра­же­ни­ям, го­ло­ву Гелиос увен­чи­вал ве­нец из лу­чей, а его ру­ка бы­ла под­ня­та ко лбу[1].

Для работы над изображением бога непосредственно на месте его установки Харес использовал оригинальный приём: с постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг неё; холм был впоследствии срыт.

После окончания строительства Харес был полностью разорён и окружён кредиторами, поэтому покончил жизнь самоубийством.

На изготовление грандиозного монумента потребовалось 500 талантов бронзы и 300 талантов железа (соответственно около 13 и около 7,8 тонн)[1]. Колосс породил и своего рода моду на гигантские статуи, на Родосе уже во II веке до н. э. было установлено около ста колоссальных скульптур.

История Колосса Родосского и краткое описание

Статуя Колосса Родосского была настолько огромной, что её видели из проплывающих вдали кораблей. По описаниям современников, она представляла собой высокого юношу с лучистым венцом на голове. Одна рука юноши прикрывала глаза, а другая подхватывала спадающее одеяние.

Статуя Гелиоса в Родосе - чудо света Колосс Родосский

Другой поэт – Филон – описывал Колосса иначе. Он утверждал, что статуя находилась на мраморном постаменте и поражала размером ступней. Каждая из них сама была размером с небольшую статую. На вытянутой руке находился действующий факел. Его зажигали по ночам, чтобы освещать дорогу морякам.

Что же такое невероятное увидели жители Родоса? Об этом пишут древнегреческие историки Плиний и Геродот. На мраморном постаменте более чем на тридцать метров возвышалась фигура юноши-атлета, бронза ярко блестела на солнце, отчего в ясный день подплывающие к острову моряки видели Колосса Родосского раньше, чем сам остров.

Мало того, чтобы придать изваянию Гелиоса дополнительную «солнцеподобность», лицо и венок на голове статуи были покрыты золотом. Историки не дают однозначного ответа на вопрос о том, какую позу придал скульптор богу-покровителю острова: есть мнение, что он стоял, вытянув вперед руку с факелом, который использовался по ночам в качестве маяка.

Другие специалисты возражают, что в такой позе статуя Колосса Родосского просто рухнула бы вперед. По их мнению, одной рукой Гелиос придерживал ниспадающее до земли одеяние (служившее дополнительной точкой опоры), а вторую подносил к глазам, вглядываясь вперед.

Сооружение нового чуда света началось в 302 году до нашей эры. Постройкой занялся известный архитектор и скульптор того времени Харес. Постройка шла снизу вверх — от ступней до головы. Массивные бронзовые составляющие крепились на не менее огромный железный каркас. Для облегчения постройки использовались земляные насыпи.

Окончание строительства оценивают 280 годом до нашей эры. На строительство статуи ушло 13 тонн бронзы и 8 тонн железа. Статуя внутри получилась полой, поэтому для большей устойчивости ее засыпали камнями и глиной. Возвышением для 33-метрового Колосса служил мраморный постамент.

Самая величественная статуя древности оказалась недолговечной. Спустя всего 60 лет в 220 году до нашей эры в результате землетрясения статуя Гелиоса в Родосе обломилась в районе колен и упала. С этих пор и пошло выражение «колосс на глиняных ногах». Статуя провалялась здесь целых 900 лет, и даже в таком виде она привлекала много любителей увидеть чего-нибудь особенное. В 977 году из-за денежной потребности статуя была отправлена на переплавку.

Возрождение Колосса Родосского

Ан­тич­ные ав­то­ры, пи­сав­шие о Колоссе (Стра­бон, Пли­ний Стар­ший, Фи­лон из Ви­зан­тия и др.), не упо­ми­на­ли о его точ­ном ме­сто­по­ло­же­нии статуи в древности и не опи­сы­ва­ли под­роб­но его внеш­ний вид[1]. Многие изображения помещают её у входа в гавань Родоса, однако более достоверным выглядит её расположение внутри города или ближе к холмам, поскольку в гавани просто нет места для столь огромной статуи (это косвенно подтверждает история об искусственном холме вокруг статуи).

Статуя Гелиоса в Родосе - чудо света Колосс Родосский

Фор­маль­ное ре­ше­ние нью-йоркской ста­туи Сво­бо­ды, построенной в 1886 году скульп­тором Фредериком Бар­толь­ди, ос­но­ва­но на современных пред­став­ле­ни­ях об об­ли­ке Ко­лос­са[1].

В ноябре 2008 года было объявлено о намерении реконструировать статую в виде светотехнической инсталляции[6]. По словам руководителей проекта, конструкция должна была быть в несколько раз выше своего оригинала — от 60 до 100 метров. Бюджет проекта 200 миллионов евро, которые должны были быть выручены у международных спонсоров, а также из личных средств немецкого деятеля искусств Герта Хофа.

Другой проект был предложен в 2015 году группой учёных и инженеров. Статуя высотой 150 метров, по замыслу авторов, должна была содержать внутри себя дополнительную функциональность — культурный и развлекательный центр[7][8].

Греки не теряют надежды подарить шестому Чуду света вторую жизнь. Для этого несколько лет назад был объявлен всемирный конкурс на лучшую скульптуру. В нем принимали участие скульпторы и художники с различных уголков планеты, включая Россию. Современный Колосс решено изготавливать с использованием светящихся элементов и яркой иллюминации.

Подробности проекта пока не разглашаются. Известно лишь, что автором нового образа Бога солнца стал Герт Хоф – художник из Германии. Размеры обновленного Колосса будут находиться в пределах 60-100 м, а оценочная стоимость работ и материалов равна 200 миллионам евро.

Колосс Родосский в наше время

К сожалению, в истории не сохранилось ни самого изваяния (пусть в виде фрагментов), ни изображавших его рисунков или хотя бы детальных описаний. Однако художники прошлого и современности силой своего таланта и воображения позволяют нам составить хотя бы приблизительное представление об этом шедевре, сочетающем в себе силу инженерной науки и красоту зодческого искусства.

А уже в наши дни ведутся работы по восстановлению Колосса Родосского – на острове Родос планируют возвести статую, аналогичную античной, но изготовить ее из светящегося материала.

…Вот он стоит на книжной полке – стройный юноша с золотым нимбом вокруг головы. Так ли на самом деле выглядел его прототип? Судя по всему, мы этого никогда не узнаем. Его рисовали лишь по рассказам. Первый «портрет» принадлежал Атанасиусу Кирхеру, немецкому иезуиту и энциклопедисту, жившему в XVII веке.

Колосс Родосский история

Второй появился в капитальном труде Эрлаха «Набросок одного архитектора». Немного деталей добавили к облику Колосса и раскопки, которые проводились на острове.

Выяснилось, что отлита она была вовсе не из бронзы, а из некоего неизвестного доселе сплава, который умеет светиться. Между прочим, античные авторы также упоминали об этом поразительном свойстве…

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 18 мая 2019 в 12:20.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector