Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом

Центр Ростова Великого: Ростовский Кремль

Старейший храм Ростова – Богоявленский собор – пока не действует, т.к. требует капитального ремонта.

Введенская церковь и надвратная церковь святителя Николая востановлены.

В Введенском храме находится трапезная.

В храме свт. Николая проходят ежедневные богослужения.

Поехали через Переславль-Залесский, чтобы проездом полюбоваться на достопримечательности города и посмотреть, докрасили ли купола Владимирского собора. А в итоге попали в большую пробку – в городе по сути на трассе один-единственный большой перекресток со светофором, но на проезд через него потратили полчаса.

По дороге в

решили заехать в Годеново и Антушково — в место, где пастухам явилось с неба резное Распятие Спасителя.

Чтобы попасть и к месту обретения, и к месту нахождения этой святыни нужно в поселке Петровске, который находится между

, повернуть направо (если ехать от Москвы) на соответствующий указатель, и ехать дальше, следуя другим указателям.

Приехали в Годеново, зашли в

в котором сейчас находится Распятие Спасителя.

Святой и Животворящий Крест Господен.

Храм святителя Иоанна Златоуста – подворье

в Переславле-Залесском.

Из Годеново отправились в Антушково в

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом

Еще совсем недавно на этом месте были одни развалины.

Восстановлением Крестовоздвиженского храма занялся

Главной заботой отца Бориса стало это всеми забытое святое место, возле села Антушково, где в 1423 году сошел над болотом Нерукотворный Животворящий Крест Господень.

В этом когда-то оживленном и густонаселенном, а сейчас глухом и труднодоступном месте на границе Ярославской и Ивановской областей, среди лесов и болот

начал восстанавливать разрушенный в советские годы храм и основал

Видимо, предчувствуя близкую кончину, батюшка говорил об этом монастыре: «Это будет мой последний крест».

Первые деревянные постройки здесь появились осенью 1998 года, была построена часовня и 27 сентября отслужен молебен, в праздник Крестовоздвижения. А с весны 2001 года началось строительство каменного Крестовоздвиженского храма с приделами в честь святителя Николая, святых благоверных князей

и в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Зашли в Крестовоздвиженский храм.

На территории монастыря есть святой источник.

После Антушково направились в

Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом

Объехали Ростов по объездной дороге и первым делом свернули

— родине

Эта святая обитель за годы советской власти была осквернена и разрушена. В 30-е годы здесь проводились массовые расстрелы.

Позже по территории монастыря проходила автомобильная дорога.

Восстановление монастыря в 1995 году начал отец Борис (Храмцов). Подвигом труда и молитвы отца Бориса и собравшихся вокруг него православных обитель быстро начала восстанавливаться.

Монастырь хоть и весь в лесах, но очень красивый и ухоженный, растут цветы и везде видится аккуратность.

Ростов Великий.jpg

Троицкий собор с колокольней.

На территории находится колодец со святой водой.

Сейчас в монастыре строят новый храм Сергия Радонежского, и каждый желающий может пожертвовать на «именной» кирпич, который будет положен в стену этого храма.

Далее поехали в поселок Борисоглебский к

Поселок Борисоглебский находится в 18 км от Ростова к северо-западу.

В 1363 году Ростовский князь Константин Васильевич дал разрешение на основание монастыря. А

самолично прибыл на место и указал где его строить.

После 1917 года монастырь был закрыт.

вновь начал возрождаться с декабря

1994 года.

На территории монастыря сейчас существует двоевластие — музей (филиал Государственного музея-заповедника «Ростовский Кремль») и действующий монастырь. Монастырю переданы «Старонастоятельские покои», Благовещенская церковь с трапезной и Сергиевский храм.

Когда мы вышли на булыжную мостовую, увидели мощные крепостные стены и врата

Авраамиев

и длинный ряд прилепившихся к стене современных магазинов, возникло впечатление, что перемешались времена.

Подъем на стены и северо-восточную башню высотой 40 метров – платный, но это того стоит. Когда после прогулки по стенам в полутьме радостно взобрались на самый верх по крутым деревянным лестницам, от увиденного захватило дух.

– потрясающее очень мощное сооружение. Огромные стены, боевые башни и высоченные надвратные церкви в комплексе больше походят на крепость, нежели монастырь.

У подножия крепостной стены ощущаешь себя крохотным человечком.

Монастырь является действующим, однако в единственный действующий храм мы так и не попали.

На огромной территории монастыря, очень похожей на парк, людей практически нет и можно спокойно бродить по «замку» и наслаждаться тишиной и спокойствием.

Архитектура монастыря схожа с Ростовским кремлём –

те же умиляющие башенки-дымоходы на Благовещенской церкви с трапезной,

Варницкий монастырь.jpg

очень похожая на ростовскую звонница

и огромные надвратные церкви – Сретенская церковь

и Сергиевская церковь.

Далее наш путь лежал к

Увидев

Рождества Богородицы Ростовский монастырь.jpg

, мы поняли, почему город Ростов называется Великим.

Заселились в гостиницу на территории кремля –

Поскольку гостиница эта совсем небольшая, мы не почувствовали особенного дискомфорта от отсутствия горячей воды и туалета в номере.

Обедали в Трапезной палате на территории

Учитывая то, что время было уже позднее, более детальное изучение и посещение стен Ростовского кремля решили отложить на утро, ограничились кратким визуальным обзором и пошли осматривать

Успенский собор (начало XVI в.) и звонницу (вторая половина XVII в.).

— древнейший храм и величайшая святыня. На этом месте был основан в 991 году.

Ныне существующий собор был сооружен в начале XVI века.

Зашли в открытый Успенский собор.

Стены храма хранят мощи первых святителей Исайи и Игнатия.

Также под спудом собора находятся мощи святителя Феодора – племянника и воспитанника преподобного Сергия и святителя Леонтия, великого просветителя Ростовской земли.

Церковь празднует память святого 5 июня в день обретения его мощей в 1164 году при князе

Святителю молятся о даровании мудрости и терпения.

Борисоглебский монастырь.jpg

Полюбовались на звонницу и вернулись в Кремль.

У входа в Кремль посетили лотки сувениров.

Поужинали и снова отправились в город.

В семь часов вечера город словно вымер – все магазины и торговые ряды закрыты, люди с улиц исчезли,

забитая днем автостоянка у стен Кремля совершенно пустая, да и в самом городе машин почти нет.

Ростовский кремль действительно величественен и великолепен,

и он поразил нас своей нарядностью.

Стены-переходы, храмы, башни,

Яковлевский монастырь.jpg

умиляющие башенки-дымоходы,

деревянные чешуйчатые крыши.

Кремлевская кошка.

Церковь Одигитрии.

Церковь Григория Богослова.

Вернулись в Кремль, чтобы сполна воспользоваться преимущественным правом постояльцев

— ходить по территории хоть всю ночь. Естественно, входить-выходить можно в любое время.

В пять часов вечера Кремль закрыли, и мы остались в Кремле почти одни.

Гостиница была заселена от силы наполовину – туристический сезон подошёл к концу, и мы ходили по территории пустого Кремля с фотоаппаратами вместе с такими же несколькими постояльцами-фотографами.

Ощущения от нахождения вечером в практически пустом Кремле фантастические – покой и умиротворение. Сутки жить и ночевать в Кремле – это сказка!

Далее: День второй. Ростов Великий и Переславль-Залесский.

Главный храм города Ростова – Успенский собор – был построен в 1508-1512 гг. Это уже пятый храм на одном месте, а первые службы начались здесь в 991 г.

Его порог многократно истирался стопами святых, по выражению святителя Филарета Романова. Говорят, что прообраз былинного витязя Алёши Поповича был сыном настоятеля Успенского собора и погиб в первой битве русских с монголами на Калке. В 1314 г. здесь был крещён отрок Варфоломей – будущий Сергий Радонежский.

В 1935 г. в соборе был устроен склад кофе-цикорной фабрики.

Сейчас собор – действующий. В нём под спудом покоятся мощи ростовских святителей Леонтия, Исаии, Игнатия, Феодора, и князя Василько. Лежит там и митрополит Иона Сысоевич, строитель многих храмов Ростова.

Собор обнесен оградой, которая смыкается со стеной «кремля». Пройти к собору можно либо изнутри «кремля», либо снаружи через церковную лавку.

Адрес: Россия, Ярославская область, Ростов, улица 50 лет Октября, 2

Телефон: 7 (905) 638-31-16, благочинный

Подробнее…

Храм Вознесения Господня в большей мере известен как храм Исидора Блаженного на валах. Данное сооружение было выстроено в 1566 году. Церковь является одним из самых древнейших храмов, сохранившихся до сегодняшнего времени в городе Ростов.

Известно, что церковь Исидора Блаженного расположена на месте, на котором в прошлом был похоронен Исидор Твердислов (или Исидор Блаженный) – один из ростовских православных святых. Именно этот, родом из Ростова, юродивый скончался или в 1474, или в 1484 году – что на сегодняшний день достоверно неизвестно.

История

Летописи говорят, вместе с крещением на Русь пришли колокола. Во время царствования Ивана Грозного , сына его Федора, царя и великого князя всея Руси Бориса Феодоровича Годунова колокольное дело в Москве процветало. В одной столице в то время насчитывалось больше пяти тысяч колоколов. С царствованием Романовых литейное дело стало развиваться и совершенствоваться.

В чем красота православного храма? В лицах молящихся людей, торжественных богослужениях, в замечательной архитектуре. Но ведь православный храм немыслим без колоколов. Поэтому мастера всегда их украшали: нарядной резьбой, орнаментами, священными изображениями, их серебрили, золотили, или делали бронзовое напыление. И отношение к колоколам на Руси было особенное, их считали гласом Божьим, любили и очеловечивали.

Но пришло время печали: Петр I, как известно, изымал церковные колокола и переплавлял их для насущных нужд армии. Еще одним темным пятном на, в общем-то, благополучную историю колокололитейного производство, легло время власти большевиков.

В начале 30-х годов замолчали все церкви, страна стала быстро терять свое колокольное богатство. Здесь   я рассказывала об истории уничтожения знаменитых Колоколов Свято-Троицкой Сергиевой лавры. К счастью, колокола Успенского собора миновала печальная участь, провидение сберегло их во время войн, разрухи и целенаправленного уничтожения.

По церковным праздникам и по воскресным дням разносятся мощные колокольные звоны Ростова Великого по окрестностям чуть не на двадцать километров…

Представьте себе, вот перед нами новенький, только что отлитый колокол. Что теперь с ним делать? Подвесить, конечно. В давние времена проблема решалась просто – на церковном дворе устраивали перекладину, на которую и определяли колокол. Позднее появились звонницы.

Успенский собор Ростов1.jpg

Сначала это были звонницы в виде простой стены с арочными окнами, в каждое окно подвешивали колокол. Звонницы совершенствовались и появились их разновидности в виде галереи. Возводили специальное строение или использовали для этой цели верхние этажи церквей, где к верхним балкам крепили много колоколов.

Иное решение предлагало устройство колокольни. В ней колокола располагались по вертикали, поэтому все сооружение старались сделать повыше, чтобы звук разносился дальше.

По традиции, в Новгороде и Пскове строили звонницы, а в Москве и окрестностях возводили колокольни.

Однако специалисты из этого многообразия обычно выделяют только два – ростовский и московский звоны, их считают достоянием русской и мировой культуры.

Этот древний монастырь ещё в 14 веке основал епископ Яков (Иаков), который за спасение от казни преступницы был изгнан из города решением князя и горожан. Тогда святитель вышел за границу города, пришёл на берег озера, снял мантию, перекрестил её и положил на воду. А сам встал на неё, и она поплыла под ним как ладья.

Чудо это сотворил святой Яков для того, чтобы показать людям, что и спасение преступницы, и выбор места для святой обители, и все его поступки совершены не по воле человека, но по воле Божьей, при помощи Божественного указания.

На обозначенном месте Яков построил деревянную церковь в честь Зачатия праведной Анны Пресвятой Богородицы и рядом поставил свою келью. Это произошло в конце 14 века.

Так получилось, что рядом с построенным Спасо-Яковлевским монастырём уже стоял, построенный в 13 веке, на 150 лет ранее мужской Спасо-Песоцкий монастырь. Его еще называли «Спаский на Песках».

Вознесенский храм Ростов.jpg

В 1271 году его основала княгиня Ростова — Мария. После смерти мужа в битве с захватчиками-татарами, она сама управляла Ростовским княжеством. Учёные считают, что она была единственной женщиной, писавшей на Руси летописи.

Так и стояли рядом два монастыря почти 400 лет. Но потом, по указу Екатерины-2, они объединились в один. От названия одного взяли «Спасо», от другого — «Яковлевский» и ещё добавили «Димитриев» — имя святителя, прославившего этот храм. При этом Свято-Песоцкий, хоть и был наиболее богатым и более старым, был приписан к Яковлеву монастырю.

В наши дни от этого древнего монастыря сохранился лишь Свято-Преображенский храм, которые немного обособленно располагается рядом с Яковлевской обителью.

Достоверно известно, что царские особы не обходили своим вниманием Ростовский монастырь. Например, кроме многочисленных грамот на владение землями царь Алексей Михайлович в 1652 году сделал обители ценный подарок: 60-килограммовый колокол, хранившийся в храме до 20 века.

Таким образом, к концу 17 века на территории монастыря стояли каменный Троицкий храм, чуть позже переименованный в Зачатьевский. При нём была колокольня, каменная трапезная и деревянные кельи. Примерно в это время здесь был похоронен митрополит Димитрий, согласно его завещанию, но вопреки обычаю, по которому такой высокий чин как митрополит должен быть похоронен в кафедральном соборе города.

Толгской иконы Ростов1.jpg

Это событие имело большое значение для дальнейшей судьбы Ростовского монастыря, так как меняло его статус в глазах сильных мира сего. Очень почитали Димитрия Ростовского царствующие особы, и после его захоронения монастырь вообще стал неприкасаемым. Через 50 лет мощи святителя были обретены нетленными. И произошло это так.

Когда при ремонтных работах в храме вскрыли гроб Димитрия, то увидели нетленные мощи его. Тут же стали происходить чудесные исцеления, молва о которых пронеслась по всей России. Дело в том, что до Димитрия более 100 лет не было в России случаев канонизации. Поэтому этот удивительный факт дошёл аж до самой царицы!

И она, императрица Елизавета Петровна, преподнесла серебряную раку и одежду из золотой парчи для мощей святого Димитрия. В Ростовском музее хранится реальная книга, в которой описано более 300 удивительных, доказанных врачами, фактов исцеления людей у нетленных мощей святого митрополита Дмитрия.

После революции 1917 года рака с мощами была передана в музей Ростовского Кремля. А в 1991 году святые останки были с крестным ходом возвращены в Яковлевский монастырь. Но пока находятся не в Зачатьевском храме, где были обретены, а в Дмитриевском.

Основателем обители является преподобный Авраамий, который в своё время поселился близ Ростова, где на чудском конце города находился языческий истукан, почитавшийся местными жителями за покровителя торговли и богатства. У этого истукана приносились в жертву дети, и преподобный Авраамий просил Бога дать силу и благодать Святого Духа разорить злокозненного идола.

По откровению, он отправился в дом Иоанна Богослова, но путь был чудесно сокращён — сам апостол явился Авраамию близ реки Ишни. Св. Иоанн вручил ему трость и велел без боязни вооружиться ею на идола Велеса. Вернувшись, преподобный Авраамий одним ударом камышовой(!) трости сокрушил истукана. Многие люди, видя такую божественную силу, уверовали и крестились, но остались и те, кто не раз пытался сжечь и истребить обитель. И только помощью Божией и святыми молитвами основателя и насельников она уцелела.

Пожив богоугодно и «быв образ всем в добродетелех», преп. Авраамий преставился 29 октября/11 ноября 1010 года. Святые мощи преподобного обретены были и прославлены чудесами в 1210 году, при великом князе Всеволоде III (1176-1212) и сейчас покоятся в Никольском храме обители.

План Спасо-Яковлевского монастыря, Ростов Великий

Обитель прославилась и другими подвижниками из сонма святых Русской Церкви. Так во время монголо-татарского ига из её стен вышел на святительское служение епископ Игнатий, Ростовский чудотворец. Доподлинно известно из жития преп. Иринарха Ростовского, что он в конце XVI века провёл в обители несколько лет.

Обитель посещали Иоанн Грозный, Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елизавета Федоровна, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святитель Тихон — будущий Патриарх Всероссийский.

В Авраамиево-Богоявленской обители три храма. Первый и главный храм в честь Богоявления, был построен еще преп. Авраамием около 1080 года. Первоначально он был, конечно, деревянным. Каменным же стал со времен царя Ивана Грозного, который, как считается, в одно из своих посещений обители, еще до покорения Казани, взял с собой трость св.

Иоанна Богослова, сокрушившую некогда идола и с нею пошел на Казань. «Да тако и бысть взята Казань». После чего по его повелению и на его средства в 1553 году был построен и расписан каменный собор во имя Богоявления Господня, на освящении которого он лично присутствовал и даже подарил несколько икон корсунского письма, из которых до наших дней сохранились только три: Спас на убрусе, Успения Божией Матери и Одигитрия. Эти иконы стояли на столпах за клиросами.

Введенский Авраамиев

Введенский храм-трапезная

Постройка второго монастырского храма (храм-трапезная с покрытием на два ската и главкой посередине) в честь праздника Введения во храм Божией Матери связана с именем архимандрита Ионы Сысоевича, впоследствии Ростовского митрополита, который построил, к слову, и Ростовский кремль.

В том же XVII веке вкладом ростовских помещиков, государевых стольников Мещериновых был выстроен третий — надвратный храм монастыря в честь святителя Николая чудотворца.

В XVII веке в связи с канонизацией митрополита Димитрия Ростовского и возвышением Спасо-Яковлевского монастыря, Богоявленский монастырь отошёл на задний план, так что в XIX веке один из его настоятелей писал: «Недоумевал я, с чего начать дело, и за что прежде взяться, так как всё, что я ни видел, требовало устроения и обновления». Впрочем, обитель тогда была восстановлена…

В 1915 году братию обители перевели из Авраамиева в Яковлевский монастырь. А на их место приехали сёстры Полоцкого монастыря с мощами основательницы обители, преподобной Евфросинии Полоцкой. На время обитель стала женской.

Церкви Ростова Великого

Кремль
1.  Успенский собор  Осн. в 991г.
2.  Воскресенская  1566г.
3.  Одигитрия  1693г.
4.  Иоанна_Богослова  1683г.
5.  Григория_Богослова  1670г.
6.  Спас_на_Сенях  1675г.
в Ростове, но вне кремля
7.  Вознесения Господня (Исидора_Блаженного_на_валах)  1566г.
8.  Спас_на_Торгу  1690г.
9.  Никола_на_Всполье  1813г.
10.  Толгская Икона Богоматери  1761г.
11.  Покровская  1795г.
12.  Спаса_на_песках  1603 г.
13.  Бориса и Глеба  1761г.
14.  Димитрия Ростовского  1762г.
15.  Никола_на_Подозерье  1745г.
16.  Козьма и Дамиан (Смоленская)  1775г.
17.  Иоанна_Богослова_на_Ишне  1687г.
Церкви Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря
18.  Зачатьевская  1686г.
19.  Яковлевская  1836г.
20.  Димитриевская  1801г.
Церкви Богоявленского Авраамиева монастыря
21.  Введенская  1650г.
22.  Никольская надвратная  XVIIв.
23.  Богоявленский собор  1555г.
Церкви Рождественского монастыря
24.  Рождественский собор  XVIIв.
25.  Тихвинская  XIXв.
Церкви Петровского монастыря
26.  Похвалынская  1696г.

Невероятная история рождения обители

В 1991 году мощи преп. Авраамия были возвращены Церкви (и почивают сейчас в Никольском надвратном храме).

В 1994 году в бывшем монастыре было учреждено Подворье Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В том же году освящён Никольский храм и возобновлена его жизнь в качестве прихода Русской Православной Церкви.

В 2004 году по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Патриаршее подворье было преобразовано в Авраамиев Богоявленский женский монастырь Ярославской епархии.

Колокольные звоны Ростова Великого слушать…

Здесь же много веков находится Успенский собор, в Ростове – главное культовое здание, потому-то площадь испокон века называлась Соборной. Частые пожары меняли ее размеры и очертания. Но при всей изменчивости, присутствовали на ней неизменно: собор, его звонница, примыкающие торговые ряды и «владычный» двор. Конечно, и они строились и перестраивались.

  1. Главный вход с западной стороны.
  2. Вход с восточной стороны от церкви Спаса на Торгу.
  3. С южной стороны находятся еще одни ворота, соединяющие площадь с внутренним Митрополичьим двором. Они пробиты в мощной высоченной стене между двумя башнями, похожими на укрепленные жилища феодалов средневековой Европы. Над проходом находится церковь Вознесения.
  4. Вход с севера со стороны торговой площади (через церковную лавку).

В северной части Соборной площади Ростова, вблизи кремлевской стены, затмевая и подавляя все вокруг своим величием, сияет пятью куполами Успенский собор. За ним возвышается звонница собора, очень жаль, что в этот торжественный миг знакомства не звонят колокола Ростова.

Может быть, я и не открою Америку, но скажу только – зимой холодно и ветер пронизывает. У входа в Кремль замечаем симпатичную палатку, торгующую горячим глинтвейном. Возле нее кучками толпится и согревается любознательный туристический народ, а также прогуливающиеся горожане. А своевременная порция правильного напитка – вещь реально крутая. Молча и блаженно выпиваем горячую и ароматную жидкость. Хорошо… Да, несомненно, денек сегодня выдался чудесный!

Какие первые впечатления от города? Мы почувствовали сразу, что он нас принял и нам рад! А еще сразу почувствовалось, что Ростов – великий город русской святости.

В 2012 году городу исполнилось 1150 лет. За время своего продолжительного существования довелось ему быть столицей и самым многочисленным городом княжества на северо-востоке, центром политической, культурно-просветительной и духовной жизни. Из этого древнего русского города начало распространяться христианство по всей Северо-Восточной Руси. Впрочем, крупным религиозным центром ему суждено оставаться многие столетья.

Жизнь и деяния множества святых связаны с этим городом. Здесь родился заступник земли русской Сергий Радонежский , жил святитель Димитрий митрополит Ростовский, в честь которого был поименована крепость, ставшая впоследствии Ростовом-на-Дону. К лику святых будет причислено семь епископов Ростова. Двое из них, в том числе Филарет, приходившийся родителем Михаилу Романову, будут патриархами.

  1. Вот уже почти тысячу лет в восточной части города стоит Богоявленский монастырь на месте разрушенного преподобным Авраамием языческого капища Велеса.
  2. Основанный святым Иаковом Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Скоро, скоро уже можно будет прочитать о нем.
  3. Рождественский монастырь, что заложил святитель Феодор, приходившийся племянником Сергию Радонежскому.
  4. Борисоглебский монастырь, который основали преподобные Павел и Феодор. Находится в поселке Борисоглебском – об этом готовится отдельный рассказ!
  5. На месте, где жили родители преподобного Сергия стоит Троице-Сергиев монастырь (п.Варницы).
  6. Есть еще один – Петровский, основанный святым Петром, бывшим ордынским царевичем и почти полностью уничтоженный в советское время.

Следующий день нашего путешествия планируем посвятить осмотру монастырей.

Первый, деревянный, возвели после памятного лета 989 ​​года, когда великий князь Владимир обратил в христианство жителей-язычников и создал Ростовскую епархию. Тогда по всей земле русской воздвигались монастыри и храмы, как солнце сияла вера православная.

Андрей Боголюбский, сын ростовского князя Юрия, вошедшего в историю с прозвищем Долгорукий, приняв титул великого князя, не отправился в Киев, а остался княжить на земле Ростово-Суздальской. Выдающийся правитель и неординарная личность, он разворачивает здесь грандиозное строительство. В 1116 году строится по его повелению первый каменный храм на месте собора. И его разрушил страшный пожар 1204 года.

Свято-Преображенский храм, Спасо-Яковлевский монастырь, Ростов Великий

Построили новый храм. И в XIII веке у одного из здешний батюшек появился сын Александр, ставший удалым героем русских былин – Алешей Поповичем. В июне 1314 года здесь крестили очередного младенца, который спустя годы станет преподобным Сергием. Своды этого храма рухнули в 1408 году после очередного огненного бедствия.

Тот, что красуется сейчас на площади, освятили примерно в 1512 году. Примерно потому, что точных сведений не сохранилось. Зато достоверно известно, что в 1553 году в дар Успенскому собору Ростова первая супруга Ивана Грозного кроткая царица Анастасия своими руками вышила покров.

После Кижей я всегда смотрю на купола церквей – из чего они сделаны. У ростовского Успенского собора маковки крыты луженым железом, украшены сверху сияющими золотом крестами, а понизу резными подзорами.

Внутри белокаменных стен холодно и тихо. Идут работы по реставрации – время сильно повредило штукатурку и фрески. Чудотворная икона «Ростовско-Владимирской» Божией Матери, что должна находиться на главном иконостасе, сейчас не видна – она ​​теперь хранится в музее.

Справа от алтаря идут вниз каменные ступеньки. Там, в хорошей компании почивших князей и митрополитов, находится гробница святителя Леонтия, епископа Ростовского. Грек из Царьграда, ставший одним из наиболее почитаемых русских святых, которому молятся об обретении мудрости и терпения. В день обретения его мощей 23 мая по старому стилю ежегодно проходит крестный ход от кремля до Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.

Платим и, задевая плечами стены красного кирпича, идем по узкой и крутой каменной лесенке, что извивается внутри тела колокольни. «Мам, а ступеньки такие же, как в Непале? Как вокруг Аннапурны?» – пыхтя, интересуется моя дочка. «Почти. Только их больше – на целый день подъема», – улыбаюсь я в ответ.

Над нами квадрат света, еще пара ступенек и Саня, за ним Катя, и я – последняя, ​​поднимаемся на самый верх. После тесноты подъема – простор, воздух и свобода. Народу почти нет, только на противоположной стороне площадки фотограф щелкает девушку. Звонница Ростова молчит. Колокола висят на уровне груди. Хоть и предупреждали, но удержаться невозможно: легонько хлопаю по одному колоколу и он отвечает мне мелодичным гулом старины. Хорошо-то как…

На белоснежной ростовской звоннице, украшенной четырьмя главами, в четырех пролетах в один ряд висят 15 колоколов. Длина-ширина-высота ее указаны в литературе в саженях: 15-5-10, но перевести размеры в метры я не смогла. Оказывается, существуют три сажени: казенная, равная 2133 метра, маховая – 1,76 и косая – 2,48. И какую из них надо брать?

Конечно, это не первая звонница, построенная на этом месте. Колокола звонили в Ростове и раньше, только прежние звонницы были деревянными. Под центральным пролетом колокольни затаилась маленькая церковка, служба в которой проходит только один раз в году – в Вербное воскресенье, так как она посвящена Входу Господню в Иерусалим.

Строительство каменной звонницы началось в 1682 и закончилось в 1687 году. Происходило оно под эгидой необыкновенного человека – Ионы Сысоевича, митрополита Ростовского. Очень уж любил владыка звон колоколов. По его заказу были отлиты почти все колокола ростовской звонницы, в том числе «Полиелейный», «Лебедь» и басовитый «Сысой».

Знаменитый ростовский звон мы услышали на следующий день. Хотя надо бы сказать: нам посчастливилось услышать. Что живших столетия назад простых крестьян, купцов и князей, так и нас, людей XXI века, потрясла древняя музыка многотонных колоколов.

Басовитый, сиплый, напористый, веселый, величавый, звонкий, рассыпчатый, трелеобразный, с пересечками, праздничный, трезвонный – такими эпитетами описывают ростовские звоны.

Насчитывается более десятка произведений, которые исполняет уникальный ансамбль ростовской звонницы – Ионинский, Колязинский, Акимовский, Звон с Сысоем… Если уж услышать их невтерпеж, то можно заказать малый звон: цена вопроса 250 ре – и звон твой.Чтобы отмерять ритм у звонарей были свои забавные припевки.

Памятник святителю Димитрию Ростовскому, Ростов на Донуй

Внутри ростовский Кремль выглядит как серьезная западноевропейская крепость (что неудивительно, ибо для фортификационной части «митрополит-зодчий» Иона охотно приглашал иноземных мастеров), но при этом внешне выглядит абсолютно русским.

Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь Ростова Великого, Яковлевский храм:Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь Ростова Великого, Дмитриевский храм (слева):Святой Дмитрий Ростовский, в честь которого названы монастырь и храм, был современником царя Петра I. Царь-реформатор постоянно искал умных и энергичных людей, причем не только в светской среде.

И, так как многие из реформ Петра первоначально встретили неприятие Церкви, царь нуждался в священниках-единомышленниках – и одним из них стал Дмитрий, которого царь выдвинул на ростовскую митрополичью кафедру. После своей смерти Дмитрий был весьма уважаем и любим – среди его почитательниц была императрица Екатерина II, специально приезжавшая на «открытие мощей» святого. В честь этого события Екатерина повелела назвать Ростовской небольшую крепость на юге России, а город при ней был позже назван Ростовом-на-Дону.

Полезные статьи о Золотом Кольце России:Кострома — деревянный город и «колыбель» дома РомановыхРыбинск: достопримечательности и фотоПереславль-Залесский: монастыри, музеи и Плещеево озеро

По дороге в

— родине

Памятник архитектуры Спасо-Яковлевский монастырь, Ростов Великий

1994 года.

Увидев

Как добраться

Из Москвы до Ростова ходят электрички и поезда дальнего следования (например, в Архангельск, Воркуту), в которых есть сидячие вагоны. Билет стоит от 400 руб. (в зависимости от поезда — на скорый дороже, 600 руб.).

От ж/д вокзала до монастыря на такси пять минут и 100 руб. Телефоны такси: 8 (903) 827-27-37 и 8 (485) 366-50-60.

Можно добраться и общественным транспортом, билет стоит 20 руб. До городского автобуса придётся немного пройти и подождать, ехать нужно до ост. «Фабрика «Рольня» и там не очень далеко по прямой до монастыря (неспешным шагом примерно 10 мин.).

Сколько весит танк

Храм Димитрия Ростовского, Спасо-Яковлевский монастырь, Ростов Великий

Для наглядности, сравните вес колокола с весом танка времени Второй мировой войны:

  • Т-34 – (. Образец 1940г) 26,3т
  • Т-34 – (. Образец 1941г) 28,0т
  • Т-34 – (. Образец 1942г) 28,5т
  • Т-34 – (. Образец 1943г) 30,9т
Сысой 1681 год 32760 кг
Полиелейный 1687 год 16380 кг
Лебедь 1687 год   8100 кг
Баран 1654 год   1280 кг
Голодарь 1807 год   2240 кг
Красный XVII век     480 кг
Козел XVII век     320 кг
Ионафановский 1894 год     106 кг
Безымянный XVII век     177 кг
Безымянный XVII век     141 кг
Безымянный XVII век       81 кг
Безымянный XVII век       71 кг
Зазвонный первый XVII век       77 кг
Зазвонный второй XVII век       42 кг
Ясак XVII век       24 кг

В звоннице важно все: ее величина, форма, число проемов, вес колоколов, их количество. Главный колокол – он же самый большой – Благовест. У него самый низкий голос, он задает ритм колокольной мелодии. Обычно Благовест один, а вот колоколов-малышей чем больше, тем богаче и музыкальней звоны.

Интересно, что крепятся колокола только на деревянные балки. И еще одна тонкость – близкие по размеру колокола рядом не навешиваются, чтобы звуки не забивали друг друга. А языки колоколов крепятся лентами моржовой кожи, их раскачивают прирожденные музыканты – звонари, и колокол выпевает мелодии и мотивы.

И еще для хорошего звука нужно пустое пространство на звоннице.

Паломнику

Матушки в обители добрые. Трудников не просто принимают, а принимают с теплотой, заботой и радостью. В обители много примеров, когда человек приезжал на пару дней и оставался на несколько недель или месяцев, а кто-то насовсем.

Для жизни в обители приемлемые условия: в жилых корпусах и на кухне есть холодная и горячая вода, канализация, туалет, душ. Это не пятизвёздный заграничный отель, но и едут люди сюда не комфортом насладиться, а помолиться Богу, восстановить душевные силы, отдохнуть от городской суеты и шума, потрудившись во славу Божию.

Если вы собрались в подобную поездку впервые, тогда лучше взять билет в одну сторону и побыть, сколько попросит душа, чтобы в другой раз вернуться осознанно (однако если отъезд планируете точно на выходные, билет нужно взять заранее, поскольку билетов может и не быть).

Рака с мощами Димитрия Ростовского и чудотворная икона Божьей Матери Отрада и Утешение, Ростов

Обязательно оставьте денёк, чтобы прогуляться по городу: каждый шаг в Ростове — храм, монастырь, музей. Кремль для посещения открыт с 1-го мая по 1-е октября. Но если вы попадёте «не в сезон» всё равно не пожалеете — ведь всё остальное с вами, чего только стоит дивное озеро Неро, тишина за окном, благодать в храме…

С собой возьмите обязательно тёплые вещи: носки, куртку, платок (шапочку)… и длинную закрытую (подобающую месту) одежду — наверняка пригодятся.

Если вы хотите порадовать чем-то матушек, можно привезти: шампуни, мыло, крем для рук, чистящие и моющие средства, губки…; стеклянные тарелки, особенно салатники, вилки, ложки, ножи для разделки и всё, что может понадобиться в хозяйстве женщинам. Можно привезти и угощения: рыбу, фрукты, шоколад и конфеты (кратно 25-ти, т.к.

лакомства принято отдавать лично в руки). Можно купить это всё и в Ростове — там те же «Магниты» и «Пятёрочки». Можно привезти и что-то покрупнее (кухонный комбайн или автомобиль…), если вам позволяют средства. Когда времени на покупки нет, можно оставить деньги (сложить в конвертик и передать, например, настоятельнице). На вопрос сколько: сколько можете.

Рядом со входом в храм есть магазинчик, где продаётся всякая всячина: от сувениров до монастырских солений и горячих пирожков. Ваши покупки и заказ треб в храме — тоже поддержка.

Для размещения в обители лучше позвонить заблаговременно, убедиться в наличии места (телефон в контактах).

Серебристые и веселые

Забегая вперед, скажу, что в кремле мы побывали в крошечном музейчике личных коллекций, посвященном бубенцам и колокольчикам. После больших колоколов интересно было посмотреть и послушать их маленьких собратьев, очаровательных и звонких. Малышей здесь больше двух тысяч. Кому разрешалось повесить на дугу своей тройки колокольчик? Когда появились бубенцы? Сколько штук их может быть на одной лошадке? Сюда стоит зайти даже для того, чтобы узнать ответы на эти вопросы.

Эту коллекцию собрал бывший директор музея В. А. Ким. Когда я услышала эту фамилию, то удивилась: фамилия вроде корейская? Какие ветры судьбы занесли сюда ее обладателя? Сразу померещилась история, достойная романа, с какими-то невероятными обстоятельствами, вызванными коловращениями жизни во время революции.

Пора идти дальше

Иконостас храма Димитрия Ростовского, Спасо-Яковлевский монастырь, Ростов Великий

Катя и Саня разбредаются в поисках правильных ракурсов, я тоже брожу, поедая глазами необъятное, ибо за два дня все осмотреть и потрогать невозможно. Вдалеке виднеются купола двух монастырей: Спасо-Яковлевского и Богоявленского Авраамиева монастыря.

Фотограф, кончил фотографировать девушку и теперь беседует с Саней. Он – местный, и рекомендует нам именно Спасо-Яковлевский. Но это уже завтра, а сейчас Кремль. Озеро Неро, колыбель Ростова, все в снегу. Хорошо бы летом глянуть на него…

«Даша, дай мне другой объектив», – вырывает меня из раздумий санин голос, и я иду к нему. А глаза прикованы к кремлю, вижу расписную церквушку – вот уж воистину пряничный домик!  Желтовато-коричневая, с рисунком по фасаду и стенам… Хочуууу!

В тему:

Рубрика: Россия

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector