Храмы иркутска фото с названием

Церковь св. мученицы Царицы Александры

1910–1914 (совр. адрес: угол ул. Партизанской и ул. Трилиссера (угол ул. Большой Блиновской и ул. 3-й Иерусалимской)). Каменная трехпрестольная церковь в нагорной части Иркутска была первоначально заложена в 1896 на капитал, завещанный потомственной почетной гражданкой Иркутска А. Н. Портновой, но строительство остановилось на несколько лет.

Иркутский архиепископ Тихон 20 июня 1910 повторно на том же месте освятил основание церкви, но по новому плану. Проект был составлен гражданским инженером А. С. Покровским, впоследствии епархиальным архитектором. Главный престол освятил 23 марта 1914 иркутский епископ Серафим в присутствии генерал-губернатора Л. М.

Церковь возвели в неорусском стиле. Двухсветный четвериковый храм завершался пятью главами: крупной центральной и четырьмя небольшими над углами четверика. Ярусная стройная колокольня по высоте превосходила храм и была увенчана шатром, силуэт которого подчеркивало вычурное венчание. Длина всего здания была 18 саженей, ширина — 12, высота колокольни — 20, а средней части 12 саженей с куполами.

Фасады были очень нарядным — с обилием элементов, свойственных древнерусской архитектуре XVII: кокошники, ширинки, перехваченные поясками колонки, сухарики. Общий характер декора с традиционным акцентом углов, проемов и карнизов, свидетельствует о внимании автора к творческим принципам древних мастеров.

Архитектура храма стилистически близка Тулунской Покровской церкви, также построенной по проекту А.С. Покровского. Еще большее сходство обнаруживается с Верхоленским Воскресенским каменным собором, авторство которого не установлено, но объемное построение и декоративное убранство обеих построек настолько близки, что можно приписать последнюю творчеству того же зодчего.

Александринскую церковь закрыли согласно постановлению Восточно-Сибирского краевого исполнительного комитета от 21 апреля 1934. В здании разместили сначала склад краевой милиции, затем шиноремонтный завод. В 1960-е церковное здание снесли.

1877 (ул. Казарминская (ул. Красного Восстания)). В 1802–1804 и в 1820-е в приходе Крестовоздвиженской церкви, с западной стороны от нее, к реке Ангаре, возводятся каменные военные казармы. Вскоре почти вся территория до реки была занята военным ведомством. При генерал-губернаторе Н.П.Синельникове (1871–1874), вдоль ул.

Казарминской (Красного Восстания) на средства пожертвованные купцами Я. А. Немчиновым и А. Ф. Дудаевым была заложена деревянная на каменном фундаменте церковь с колокольней для Иркутского резервного батальона. 30 авг. 1877 Епископ иркутский Вениамин освятил ее во имя св. благоверного Князя Александра Невского.

В настоящее время на месте церкви стоит деревянный двухэтажный жилой дом по ул. Красного Восстания, 9б и каменный четырехэтажный по ул. Красного Восстания, 5.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Сретения Господня

1888–1890 (совр. адрес угол ул. К. Маркса и ул. Володарского (угол ул. Большой и ул. Благовещенской). Первую каменную Благовещенскую церковь заложили в период управления епархией иркутским епископом Софронием – в 1758, на средства И. Бечевина. Были выложены фундаменты, но из-за пожара строительство остановилось.

Возобновили его в 1785, на средства иркутского купца И. Баушева. Церковь имела четыре престола: главный во имя Благовещения Пресвятой Богородицы был освящен 29 окт. 1804; боковые – во имя Трех Святителей – 16 ноября 1785 (повторно 26 июля 1796), великомучениц Варвары и Екатерины – 26 июля 1789 (1796);

последний холодный придел, устроенный под колокольней, освятили 4 (7?) авг. 1821 во имя св.Сергия Радонежского и Макария Унженского Чудотворца. Каменная ограда была построена в 1852. Первую каменную церковь возвели в барочных традициях, свойственных иркутскому культовому зодчеству XVIII. Она принадлежала к храмам типа восьмерик на четверике, причем восьмерик отличался крупными размерами и массивностью.

Декоративное убранство этой постройки было довольно строгим и знаменовало переход к классицизму. Одиночные крупные заглубленные панно на гранях колокольни свидетельствовали о влиянии местных традиционных мотивов. В 1855 фасады получили красный фон с выделением белых деталей. В 1879 здание пострадало во время пожара и было разобрано до основания.

На его месте в 1888–1890 на средства иркутских купцов С. И. Тельных, А. Ф. Дунаева и И. С. Котельникова возвели новую каменную четырехпрестольную Благовещенскую церковь с тем же посвящением приделов. Главный придел, во имя Благовещения Господня, освятил иркутский архиепископ Вениамин 13 окт. 1890; боковой, во имя преподобных Сергия и Макария, – 28 июля 1891 Остальные приделы освящены чуть позже.

Вторая каменная Благовещенская церковь была построена, вероятно, с использованием фундаментов от первой церкви, так как плановое решение обеих одинаково – продольно-симметричное, с трапезной, шире храма. Архитектура характерна для русско-византийского стиля, господствовавшего в России во второй половине XIX.

Четвериковый храм завершался широким световым двенадцатигранным барабаном с довольно крупной главой. Над углами четверика были установлены еще четыре малые главки. В трапезной разместились два придела под своими куполами с главками. Наличие этих приделов, их апсид, колокольни и крыльца создали сложную и необычную объемно-пространственную композицию, не свойственную иркутскому культовому зодчеству.

Усложненность и перенасыщенность ощутима и в фасадном декоре. Здесь были широко использованы стилизованные формы различных эпох: кокошники, кубоватые колонки, поребрики и сухарики, пилястры, архивольты и другое. Церковь разобрали в 1931, а на ее месте построили крупный каменный жилой дом управления ВСЖД.

1907 (ул. Байкальская (ул. Русиновская)). Деревянная однопрестольная церковь Покровской старообрядческой общины была сооружена на средства супругов И. Е. и Т. М.Тюлькиных на месте, приобретенном ими же по Русиновской улице (ныне ул. Байкальская). Чин освящения совершил 15 мая старообрядческий епископ Иосафат, прибывший из Томска.

Покровская церковь была одноэтажной и напоминала простой городской дом. Ее невысокий объем, вытянутый по оси восток-запад завершала двускатная металлическая кровля. Основная глава была сдвинута на восточный конец конька. Над алтарной частью и над папертью были установлены еще две главки, с западной стороны в уровне кровли — небольшая звонница. Предполагалось возвести колокольню. Ее проект составил архитектором В. И. Коляновский, но о реализации неизвестно.

Закрыли церковь на основании постановления ВСКИК от 23 сент. 1935. В 1960-е здание снесли.

Начало XIX, 1824–1828 (совр. адрес ул. Рабочего Штаба, 29 (ул. Покровская)). Перестроена из каменного жилого дома, подаренного иркутским купцом Е. Лычаговым (дом, вероятно, построен в начале XIX). 8 июля 1824 начались работы по переоборудованию дома. К нему с восточной стороны была пристроена апсида, а с западной паперть и колокольня.

Указанные объемы сооружались по проекту, составленному городским архитектором. В 1826 1 окт. освящается главный храм во имя Сретения Господня и придел во имя Покрова Божией Матери, а 1 мая 1828 – придел под колокольней во имя священномученика Ермолая. Храм посвящен двум престольным праздникам, причем оба престола (Сретения и Покрова) располагались в едином объеме, без какого-либо дополнительного разделения, как в интерьере, так и во внешнем облике постройки.

Церковь закрыли на основании постановления ВСКИК от 21 апр. 1934. Здание передали автобазе под клуб. Сейчас оно находится в аварийном состоянии и используется под слесарные мастерские авторемонтного завода. В 1990 г. церковь решением иркутского облисполкома (№ 73 от 22 февр. 1990) объявлена памятником местного значения.

Церковь имела оригинальное объемно-планировочное решение — доминантой композиции был не храм, а чрезвычайно массивная ярусная колокольня. Очень широкий восьмерик с арками звона высился на двухэтажном четверике, подавляя здание храма. Колокольню венчал крупный граненый купол барочных очертаний, состоящий из чередующихся ярусов выгнутых и вогнутых поверхностей.

Храм с двумя приделами размещен в низком одноэтажном удлиненном объеме, над которым установлен небольшой четверик с грушевидным барочным куполом и главкой. В фасадах преобладали формы провинциального классицизма с отзвуками барокко. С юга и севера к четверику примыкают тосканские портики. Особенность этой постройки — стены ее возведены не только из кирпича, но частично из дерева.

Деревянные стены имеют двухэтажная паперть и апсида придела св. Ермолая, причем они оштукатурены и побелены под камень. Ранее под церковью был обширный подвал с печью (сейчас засыпан). При пробивке новых окон в стенах апсиды и храма первого этажа были обнаружены узкие прокопченные сажей колодцы. Возможно, церковь обогревалась теплым воздухом, шедшим от калорифера по этим каналам.

1750-е – 1778 (ул. 5-й Армии, 8 (ул. Троицкая)). В 1718–1721 на берегу Ангары, на «Медведевом возвышении», в местности, которая называлась Потеряихой (см.), на средства П. Медведева была построена деревянная Троицкая церковь (освящена 24 янв. 1721, по другим сведениям – 10 июня того же года) с приделом свв. Апостолов Петра и Павла (освящен 16 янв. 1721).

Точная дата начала строительства каменной церкви, вместо деревянной, не установлена, но вероятно, она была заложена в период с 1754 по 1759 (нижний предел установлен датой прибытия в Иркутск епископа Софрония, верхний – возможностью проведения строительных работ, так как по свидетельству Н. С. Романова к 1761 большая часть здания уже была возведена).

Правый теплый придел был освящен 5 мая 1763 г. во имя Рождества Богородицы, левый – 26 июля 1775 во имя свв. Апостолов Петра и Павла. Строительство главного храма во имя Святой Троицы задержалось из-за аварии: обвалился свод. Освятили храм 22 сент. 1778. В интерьере стены церкви были расписаны (росписи частично сохранились).

Троицкая церковь сохранилась до наших дней без существенных утрат внешнего облика. С первых лет советской власти она была поставлена на учет Сектором науки как памятник архитектуры первой категории (постановление иркутского губисполкома от 1925). В 1931 в здании устроили рабочее общежитие. В ответ на ходатайство православной общины Совет Министров СССР от 10 авг.

1948 постановил это церковное здание вернуть верующим. В период с 1948 по 1949 храм был отремонтирован и подготовлен к установке иконостаса, но решением исполкома областного совета от 28 сент. 1949 в церковном здании устроили планетарий. В 1960 постановлением СМ РФ (№ 1327) церковь объявлена памятником федерального значения. В настоящее время Троицкая церковь отреставрирована, она возвращена Иркутской епархии.

Это яркое архитектурное произведение сибирского барокко. Церковь Троицы обладает своеобразным объемно-пространственным построением, в котором прослеживается связь с деревянными ярусными древнерусскими храмами. Над двухсветным четвериком храма возвышается массивный двухъярусный восьмерик, завершенный куполом.

Ярусная колокольня, незначительно превышающая по высоте храм, вместе с приделами и алтарем композиционно подчинена храму. Памятник отличается оригинальным декоративным убранством, в котором проявилась характерная черта сибирского барокко – синтез различных архитектурных течений. Например, оформление наличников одновременно вобрало в себя традиции древнерусской архитектуры и, барокко, а также местные приемы устройства окон в перспективных нишах.

1835–1847 (пл. Декабристов (пл.Успенская)). Место под строительство каменной Успенской церкви было отведено на окраине второй части Иркутска и освидетельствовано архитектором А. В. Васильевым. 25 мая 1835 здесь начали копать рвы под фундаменты, а на следующий год, 25 апр. 1836, иркутский епископ Иннокентий (Александров) положил в основание стен первый кирпич.

Церковь строилась на пожертвования почетного гражданина Иркутска 1-й гильдии купца П. Ф. Медведникова и его сына А. П. Медведникова. Предполагается, что проект церкви был составлен иркутским архитектором А. В. Васильевым. Строил ее мастер П. С. Ивельский. 2 февр. 1846, в присутствии сенатора И. Н. Толстого и гражданского губернатора А. В.

Церковь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня

1718–1746 (совр. адрес ул. Нижняя Набережная, 2 (ул. Набережная Ангары)). Первый деревянный собор построили в 1693–1695 гг., но пожар уничтожил это строение. Вместо него на собранные с горожан средства в июле 1718 закладывается новый каменный соборный храм. Первым освятили теплый северный придел во имя Петра и Павла – 12 мая 1724.

Второй придел, во имя Иоанна Воина, устроенный под колокольней, освятил 22 июня 1729 Иннокентий Кульчицкий, первый иркутский епископ. Строительство главного холодного храма растянулось более чем на 20 лет, освящен он был во имя Богоявления Господня только 25 сент. 1746. Иконостас создавал иеродиакон Никон Красовский.

В 1742, во время землетрясения, разрушился шатер колокольни и вместо него устроили деревянный купол со шпилем. В 1764 пристроили приделы во имя Богоматери Казанской, освященный 6 июля 1766 и 30 марта 1871, Иоанна Предтечи (упразднен в 1870) и Всех Святых, освященный 1764(?) и 18 окт. 1827 (разобран в процессе реставрации).

К началу ХХ собор имел четыре престола: в честь Богоявления Господня; Казанской иконы Божией Матери; свв. Апостолов Петра и Павла; Всех Святых. В 1918, на месте упраздненного ранее Предтеченского придела, освятили новый во имя св.Софрония Епископа Иркутского. В Кафедральном Богоявленском соборе была устроена усыпальница Иркутских архиереев, здесь погребены св. Софроний, Михаил Миткевич, Вениамин Багрянский, Михаил Бурдуков, Иоанн. Рядом с собором располагается каменная колокольня, построенная в 1812–1815.

В 1925 Иркутский губисполком включил собор Богоявления в списки памятников искусства и старины, рекомендованных к сохранению, но это не помешало ВСКИКу в 1934 вынести решение о закрытии собора и размещении в нем пекарни. В 1948 постановлением СМ РСФСР здание бывшего собора принято под государственную охрану.

В 1960 собор и его строения (ограда, сторожка, колокольня) отнесены к памятникам культуры федерального значения (№ 1327 от 30 авг. 1960). С 1967 по 1985 проведена реставрация памятника по проекту московского архитектора Г. Г. Оранской. При реставрации воссоздано шатровое завершение колокольни. В 1994 собор возвращен Иркутской епархии, и в 1995 освящен иркутским епископом Вадимом.

Сейчас идут восстановительные работы главного храма. Стены алтаря и трапезной расписаны иконописцами С. Н. Фроловым, Б. М. Лутаенко, Е. А. Алешиной, И. И. Горбуновой. Выполнен новый иконостас (столяр А. Арзамасов, скульптор А. Пермяков, позолотчик А. Карпов.). В архитектуре собора своеобразно соединились традиции древнерусского посадского храма и новые барочные приемы.

Основа композиции – сочетание двух вертикалей: ярусного храма (широкий восьмерик на четверике, первоначально имевший пятиглавое завершение) и шатровой колокольни. Несколько приделов разной высоты группируются вокруг основного объема. Ведущую роль в силуэте здания играет шатровое завершение колокольни.

В декоративном оформлении фасадов переплелись мотивы древнерусского зодчества и барочные элементы. Нарядные наличники включают в себя волюты и фронтоны на полуколонках. Карниз довольно сложно профилирован. В дальнейшем его рисунок будет часто повторяться храмах сибирского барокко. Памятник имеет уникальное для Иркутска декоративное оформление многоцветными поливными изразцами с изображениями цветов и мифических животных.

1775–1790 (ул. Декабрьских Событий,3 (ул. Московско-Ланинская)). По народному преданию первая деревянная Владимирская церковь с двумя приделами была построена в 1718 на средства блаженного Данилушки, собравшего их подаянием. Освятили ее сначала в 1723, а после ремонта вторично — по благословенной грамоте первого иркутского епископа Иннокентия Кульчицкого 8 мая 1729.

В 1775 вместо нее, на денежные пожертвования иркутского купца Я. Протасова, была заложена монументальная двухэтажная каменная церковь. Новая церковь имела четыре придела: в храме – теплый нижний во имя Рождества Христова, освященный в 1777 (?), 1826, 1880, и летний верхний – в честь Владимирской иконы Божией Матери (освящен последовательно в 1780, 1827, 1855 и 1886);

В 1925 постановлением Иркутского губисполкома церковь объявлена памятником архитектуры, охраняемым государством. В 1934 церковь переименовали в кафедральный собор. Постановлением Президиума Иркутского облисполкома от 14 мая 1938 Владимирский собор закрыли. В здании сначала устроили клуб мединститута, затем швейную фабрику.

В 1946 здание передали Восточно-Сибирскому Аэрогеодезическому предприятию. В 1985 решением иркутского облисполкома (№ 149 от 25 марта 1985) церковь взята под государственную охрану как памятник культуры местного значения. К настоящему времени, после значительных перестроек, церковь утратила первоначальные формы и представляет четырехэтажный объем под шиферной кровлей. В 1998 здание возвращено верующим; в нем разместилась временно женская православная гимназия.

Владимирская церковь по своей архитектуре стоит несколько особняком в ряду произведений сибирского барокко. Прежде всего, она выделяется необычной объемной композицией с монументальным пятиглавым храмом, напоминающем зодчество древней Руси. Четырехсветный храм завершался двухъярусным малым восьмериком под восьмилотковым покрытием и более мелкими восьмериками над углами четверика.

Четырехскатная кровля (при плоском перекрытии главного храма) настолько необычна для иркутских построек этого периода, что дает право говорить о возможной перестройке венчающей части памятника. Двухэтажная трапезная соединяла храм с ярусной колокольней, в виде трехъярусного восьмерика на четверике.

В декоре отразилось влияние местных художественных традиций. В фасадной композиции в преобладают вертикальные членения, что значительно отличает пластику данной постройки от убранства других храмов сибирского барокко. Впервые в Иркутске наличники, вытянуты на два яруса окон (третий и четвертый). Вертикальная направленность подчеркнута стрельчатым рисунком перспективных наличников и пучками узких перевязанных лопаток.

На углах храма и трапезной лопатки заполнены исконно сибирскими заглубленными рельефными панно крестообразной и прямоугольной формы. Своеобразна декорировка восточной стены храма укрупненными перспективными нишами, центральная из которых своей сложной формой предвосхищает надоконные картуши храмов периода позднего барокко в Иркутской епархии.

1747–1758 (ул. Седова, 1 (ул. Верхняя Амурская)).

У подножия Крестовой горы вскоре после основания города был установлен крест, отметивший место будущей женской обители, для которой отмежевали значительное количество земли. Монастырь был учрежден в 1690, по благословению митрополита Павла, но фактически так и не был устроен, поскольку город быстро увеличивался и земли вокруг храма вскоре оказались застроены обывательскими домами.

В 1717–1719 на горе построили деревянную двухэтажную церковь, которую в мае 1720 собственноручно освятил тобольский митрополит Филофей Лещинский. Нижний придел посвятили Преподобному Сергию Радонежскому; верхний – Святой Троице; боковой, пристроенный в 1733, – Пресвятой Богородице. В дальнейшем на месте алтаря первой деревянной церкви в 1817 поставили каменный памятник, в виде каменной стены длиной 3,25 сажени, с тремя главами и надписью на доске.

Каменную церковь, вместо древней деревянной на Крестовской горе, заложили в 1747 на средства иркутского посадского И. Ф. Амосова (часто строителем храма ошибочно называют Ф. Щербакова, подававшего прошение на устройство церкви в 1740, но не получившего архипастырского разрешения). В мае 1747 началось возведение нового храма, законченное к лету 1758.

В 1779 на пожертвования купцов С. Дудоровского и З. Щегорина пристроили теплый северный придел. Первоначально как деревянная, так и каменная церковь, именовались Троице-Сергиевскими, но поскольку в городе имелась еще одна Троицкая церковь, то для удобства церковь на горе переименовали в Крестовоздвиженскую.

Церковь имела следующие приделы: главный – первоначально освящен 4 июня 1758 иркутским епископом Софронием во имя Пресвятые Живоначальные Троицы и переосвящен 24 сент. 1867 во имя Воздвижения Креста Господня; северный в трапезе – освящен 11 сент. 1758 во имя Воздвижения Креста Господня и переосвящен 26 сент.

1867 во имя Успения Божией Матери; южный в трапезе – освящен 13 дек. 1760 во имя Успения Божией Матери и переосвящен 26 сент. 1867 во имя Живоначальные Троицы; с левой стороны теплого северного придела – освящен 25 ноября 1779 и повторно 12 окт. 1852 во имя Живоносного Источника Божией Матери; с правой стороны того же северного придела – освящен 16 окт.

В 1860-е старое крыльцо церкви заменили двухэтажным притвором в стиле ампир по проекту иркутского архитектора В. А. Кудельского. В конце XIX, после пожара 1897, перестроили завершение колокольни. Удачно найденные пропорции и форма венчания придали зданию большую выразительность. Каменную ограду с 39 коваными решетками построили в 1852. С северной стороны ее длина достигала 62 сажени, с западной – 41 сажень.

В первые годы советской власти признается уникальная ценность Крестовоздвиженской церкви, и она ставится Восточно-Сибирским музеем на учет как памятник архитектуры высшей категории (постановление Иркутского губисполкома от 1925). Но уже в 1933 постановлением ВСКИК от 26 февр. было решено закрыть Крестовоздвиженскую церковь, а в здании устроить антирелигиозный музей.

В 1943 церковное здание возвращено верующим, и 19 июля того же года освящен главный Крестовоздвиженский престол. С 1948 согласно постановлению СМ РСФСР церковь стоит на государственной охране, а в 1960 она с окружающими ее строениями (ограда с воротами, богодельня, два жилых дома) объявлена памятником федерального значения (№ 1327 от 30 авг. 1960).

С 1986 по 1995 проводились реставрационные работы: снята поздняя обмазка, восстановлена красно-белая окраска. Удачное расположение храма на возвышенности, у пересечения главных улиц города, обеспечивает цельное восприятие памятника среди старинной деревянной застройки. Даже сейчас церковь остается одной из главных доминант центра города.

Учет градостроительной ситуации определил многоплановую композицию с выразительными силуэтами венчаний. В объемной композиции чрезвычайно активны два придела, объединенные широкой трапезной. Двухсветный четверик холодного храма завершается тремя контрастно убывающими малыми восьмериками. Фигурный купол храма и грушевидные венчания восьмериков над приделами имеют очень сложный и пластичный абрис.

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Казанская церковь — одна из немногих, сохранившихся построек в русско-византийских формах конца XIX. Живописный и в то же время монументальный объем ее до сих пор доминирует над окружающей малоэтажной застройкой и играет важную градоформирующую роль. Объемно-пространственная композиция ее значительно отличается от всех предшествующих ей культовых зданий города.

Симметрию центрической структуры плана нарушает только пристрой колокольни. Вокруг центрального столпа сгруппированы второстепенные объемы. Ядро храма завершается двеннадцатигранным барабаном с граненым куполом. Более низкие приделы, апсида и колокольня завершены одинаковыми восьмигранными барабанами в виде ярусов звона под куполами.

Подобное композиционное решение, когда различные по функциональному назначению части получают совершенно одинаковую трактовку объемов и планов, было новым для иркутских церквей. В Казанской церкви в привычную схему культового сооружения привнесены новые мотивы, усложняющие прочтение функционального назначения частей.

Еще больше усложняет объемную композицию расположение дополнительных башенок, завершенных шатром, по диагоналям ядра. Башенки эти оказались за пределами восьмерикового храма. Обильный декор фасадов характерный для конца XIX, использует не только древнерусские, но и византийские формы. Модульоны, сдвоенные колонки, пологие кокошники, филенки различных очертаний образуют насыщенную ткань декора.

В основу строительства был положен проект, составленный иркутским архитектором В. А. Кудельским. Сразу же, на первом этапе строительства, между епископом Вениамином и архитектором возникли разногласия, приведшие к отстранению Кудельского от наблюдения за строительством кафедрального собора. Наблюдать за работами по возведению собора был приглашен инженер М. Н.

Огонь-Догоновский, который существенно изменил проект, предложив соединить храм с колокольней. В таком виде чертеж был отправлен в Синод, где апробация затянулась на шесть лет. Между тем, несмотря на эти задержки, строительство собора уже велось полным ходом. Фундамент был заложен на глубину 5 саженей под пилонами и 3 сажени под стенами.

Кирпич для стен изготовлялся на специально приобретенном заводе, расположенном близ летней архиерейской дачи. Строительные работы велись безостановочно, за исключением зимнего периода. Летом они продолжались до 12 часов ночи. К июню 1879 стены собора были возведены на высоту второго яруса окон. Однако страшный пожар, уничтоживший половину города, приостановил строительство на шесть лет.

Изменения, внесенные Г. В. Розеном в первоначальный проект по нижней, уже возведенной части, касались фасадного декора. Верхняя же часть получила совершенно иные архитектурные формы. Изменены были не только очертания куполов, но и вся стилистика сооружения. Проект Г. В. Розена был выдержан в русско-византийском стиле и отличался более пышным декоративным убранством.

Новый Богородице-Казанский кафедральный собор представлял собой пятиглавый крестово-купольный храм. Средние повышенные прясла завершались полукруглыми закомарами, боковые – килевидными. Над нижним двухсветным ярусом размещался еще и аттиковый ярус, вместивший своды боковых приделов. Четыре малые главы, в виде ярусов звона, венчающие приделы, располагались по диагоналям планировочного креста.

Декоративная пластика фасадов была очень насыщена. Ритм ее нарастал кверху – плоскости стен венчающей части были покрыты сплошным орнаментом со сложной профилировкой деталей: полуколонки, филенки, пояски, кокошники, сухарики, бегунец, кронштейны. Убранство фасадов разномасштабное: в нижней части укрупненное, с подчеркнутой средней осью (унаследованное от классицизма), а в верхней части – дробное, монотонное, порожденное эклектикой.

В стороне от храма стояла колокольня, соединенная с главным объемом низкой длинной галереей. Строительство колокольни началось одновременно с храмом, и по первоначальному замыслу она должна была стоять отдельно, возвышаясь над храмом. При возобновлении работ после пожара архитектор Г. В. Розен предложил разобрать колокольню (выстроенную к тому времени на 13 м в высоту) как несоответствующую его проекту, но встретил сопротивление церковных властей.

Попытка придать объему колокольни облик, соответствующий стилю храма, не увенчалась успехом. Возведение колокольни с механистичным копированием отдельных форм храма и нарушением общего пропорционального строя, а также строительство галереи привело к нарушению равновесия и цельности композиции всего сооружения.

Иконостас главного придела вырезал по рисункам Г. В. Розена молодой иркутский мастер Н. П. Попов. Им же были сделаны иконостасы боковых приделов, но уже по собственным рисункам. В восточной части подвального этажа была устроена усыпальница с приделом во имя Второго Страшного Пришествия Христова, освященным намного ранее других приделов, в 1880 году. В 1892 в усыпальнице с правой стороны был погребен иркутский архиепископ Вениамин.

К возведению ограды вокруг собора приступили в 1892. Рисунки решеток и ворот были составлены местными мастерами. Изготовили их на Николаевском железоделательном заводе братьев Бутиных, расположенном в Братской волости. Сооружение кафедрального Богородице-Казанского собора и его внутреннее устройство было окончено в 1894.

25 янв. 1894 состоялось освящение главного придела в кафедральном соборе во имя Божией Матери Казанской. Освящение храма совершали два архиепископа в сослужении двух архимандритов, семнадцати священников и трех протодиаконов. В период с конца янв. до конца авг. 1894 архиепископом Тихоном последовательно были освящены остальные престолы нового Кафедрального Собора.

Иркутский кафедральный собор был одним из крупнейших культовых сооружений России. Он вмещал в себя 5000 молящихся, а его высота достигала 60 метров. Современники свидетельствовали, что собор был «четвертый провинциальный по величине и красоте внутри и снаружи». После октябрьской революции, в условиях гонения и террора против церкви, жизнь кафедрального собора начала замирать.

В 1919 было разрушено паровое отопление, и богослужения стали совершаться только в теплое время года. В 1920-е в ограде собора устроили спортивную площадку, на которой ежедневно молодежь играла в футбол. При этом была выбита значительная часть стекол, особенно пострадала усыпальница. В местных органах печати велась активная кампания за ликвидацию собора.

В это время кафедральный Казанский собор содержала немногочисленная община верующих, которая на свои скудные средства пыталась исправлять наносимый храму ущерб. В 1930, на основании постановления президиума Иркутского окружного исполкома от 10 ноября 1929, несмотря на ходатайства Епархиального Церковного Управления, собор был закрыт.

Попытка разобрать собор на строительный материал не увенчалась успехом. Тогда решено было его взорвать. Первый взрыв собора был произведен в августе 1932 (потребовалось несколько взрывов, чтобы окончательно его обрушить). Бригады рабочих вручную разбирала обломки собора, сгружая их на вагонетки, которые увозили мусор по временным рельсам, устроенным на площади. После выравнивания остатков собора на Тихвинской площади, уровень ее поднялся почти на метр.

С первых дней советской власти церковное здание было признано памятником архитектуры (постановление иркутского губисполкома от 1925). Однако постановлением ВСКИК от 26 мая 1932 церковь закрыли и вскоре снесли.

Церковь по стилю была характерна для сибирское барокко середины XVIII. В композиции господствовал массивный храм с широким восьмериком на трехсветном четверике, завершенный барочным выгнутым куполом с малым световым восьмериком. На восток выступал двухэтажный пятигранный алтарь. Двухэтажная трапезная, одной ширины с храмом, заканчивалась притвором, над которым возвышалась ярусная восьмериковая колокольня, увенчанная шпилем. К ней примыкал более поздний притвор с шатровой башенкой над входом. Северный придел завершался небольшим восьмериком с главкой.

В архитектуре фасадов переплетались формы древнерусского зодчества и барочные элементы. Каждый ярус окон имел свой характер обрамления, но мотив перспективных рамочных наличников объединял их. В декоре применялись и элементы ордерной системы, что отличало памятник от других построек сибирского барокко.

Место, на котором в конце XIX века было решено начать строительство нового храма, прежде занимали продуктовые склады, и поначалу общественность выступила против их сноса. Однако после того, как один из местных купцов выделил средства на их перенос в другое место, вопрос был урегулирован, и в 1885 году начался сбор средств на строительство церкви.

Архитектура Казанской церкви являет собой образец сочетания традиционных приемов и новых мотивов — дополнительных башенок, увенчанных шатрами. Яркие контрастные фасады, украшенные разнообразными декоративными элементами, создают ощущение праздничности и торжественности. Казанская церковь, окруженная невысокими зданиями, является настоящей жемчужиной этого района. С 1975 года храм входит в список объектов культурного наследия и охраняется государством.

Михаило-Архангельская церковь

Михаило-Архангельская, или Харлампиевская церковь — одна из достопримечательностей Иркутска, расположенная в историческом центре города. Этот храм является одним из старейших в городе. Предшественницей храма была деревянная церковь, построенная в 1738 году. Почти через сорок лет деревянный храм сменила каменная церковь, а в 1797 году на колокольню был поднят большой колокол весом 263 пуда 20 фунтов.

Внутреннее убранство храма отличалось богатством и роскошью — сохранились исторические свидетельства о том, что иконы украшали серебряные и золоченые ризы общей массой более 7 пудов. Прихожане и многочисленные благотворители стремились сделать все возможное, чтобы храм с годами расцветал и обретал величие.

Среди меценатов были представители известных купеческих династий. Храм вошел в историю города как место благословения моряков, направлявшихся в далекие экспедиции по освоению Сибири и русского Севера. Именно здесь в марте 1904 года венчался участник полярных экспедиций, будущий адмирал, Александр Васильевич Колчак.

В разные годы при Михаило-Архангельской церкви действовали различные социальные заведения — богадельня, школа для местных детишек, а также приходское училище. Но процветание продлилось недолго — в 1917 году начались страшные времена. Убранство храма было разрушено, служители арестованы, а в 1932-м церковь закрыли.

В 1998 году здание Михаило-Архангельской Харлампиевской церкви было возвращено Иркутской епархии и постепенно возрождается.

1755–1758 (ул. Нижняя Набережная (ул. Набережная Ангары)). В 1755 вокруг собора Богоявления и архиерейского двора строится новая каменная ограда. В связи с этим деревянная надвратная Михаило-Архангельская церковь, которая была возведена в первой половине XVIII с северной стороны Богоявленского собора, по распоряжению епископа Софрония упраздняется.

1872–1876 (совр. адрес ул. Образцова, 1 (ст. Иннокентьевская)). В трех верстах к западу от Вознесенского мужского монастыря, на принадлежащих ему землях, был основан скит для братии, стремящейся к уединенной жизни и соблюдению строгих постов. Здесь 3 мая 1872 был заложен деревянный храм и братские кельи.

Освятили храм 27 июня 1876 во имя Михаила Архангела. В 1898 возле самого скита была проложена железная дорога и на отчужденных от монастыря землях была основана большая станция Иннокентьевская (ныне Иркутск II). С тех пор скит превратился в крупную монастырскую ферму, на территории которой находился скотный двор, маслобойный и кирпичный заводы.

В годы советской власти при церкви была образована община верующих из горожан и богослужения в храме продолжались до 1930-х. Михаило-Архангельскую церковь закрыли на основании постановления президиума Иркутского облисполкома в 1938. Здание передали под устройство клуба медработников. 23 мая 1944. Совет по делам русской православной церкви при СНК СССР постановил вновь открыть церковь.

Возвращена верующим 24 июля 1945. В 1948. с южной и северной стороны к храму были пристроены одноэтажные объемы и все здание обшито тесом. Церковь по архитектуре более близка сельским постройкам, нежели городским. Ее скромный облик с четвериковым храмом и ярусной колокольней напоминает об образцовых проектах, рекомендованных для строительства в отдаленных епархиях.

Возможно, один из таких проектов и был положен в основу ее строительства. Храм завершен четырехскатной кровлей и увенчан одной главой на восьмигранной глухом двухъярусном барабане. Колокольня отличается массивностью и приземистыми пропорциями, подчеркнутыми горизонтальными членениями фасадов (карнизы, полицы, полочки, пояса).

1777–1790 (совр. адрес ул. 5-й Армии, 59 (ул. Троицкая)). Первую деревянную двухпрестольную церковь построил за свой счет в 1738 посадский человек Е. Югов. Нижний этаж освятил иркутский епископ Иннокентий Нерунович 24 янв. 1739 во имя мученика Харлампия, верхний освятили 18 июня 1746 во имя Михаила Архангела.

В 1777 вместо деревянной закладывается новая церковь, уже каменная. Строительство шло на средства собранные с прихожан, в том числе, очень крупное пожертвование В. Балакшина и сумму, оставшуюся от возведения деревянной церкви. В храме на нижнем этаже размещался престол во имя Михаила Архангела (освящен 6 сент.

1782), верхний летний престол был посвящен Успению Божией Матери (освящен 15 авг. 1790). В северном приделе нижний престол 23 авг. 1784 освятили во имя священномученика Харлампия, в верхнем этаже первоначально было два престола – во имя Жен Мироносиц (осв. 22 авг. 1787) и Иннокентия I Епископа Иркутского (осв.

в 1806), но последний в 1878 был упразднен. В 1850-е с западной стороны, вместо сводчатого крылечка на столбах, был устроен крупный двухэтажный притвор в стиле позднего классицизма; произведены были и другие ремонтные работы после которых престолы верхнего этажа были переосвящены. В 1889–1890 по проекту иркутского архитектора В. А.

Рассушина вокруг церкви была сооружена ограда с каменными тумбами и ажурной кованой решеткой, выполненной на заводе братьев Бутиных. Харлампиевская церковь оставалась действующей до 1931. Постановлением ВЦИК 10 марта 1932 церковь была закрыта а в здании ее сначала было устроено общежитие, затем библиотека ИГУ.

В 1995 Указом Президента РФ (№ 176 от 20 февр. 1995) церковь объявлена памятником культуры федерального значения и принята под государственную охрану. Сейчас здание возвращено Иркутской епархии; предполагается реставрация. Первоначальная композиция церкви складывалась из двух вертикальных объемов – храма и колокольни.

Четверик храма с тремя ярусами окон возвышался над двухэтажной трапезной и алтарем и завершался малым световым восьмериком с барочной главкой. Ярусная колокольня из двух восьмериков на высоком четверике завершалась куполом со стройным шпилем. С северной стороны располагается двухэтажный придел. Декор фасадов позднебарочный.

Церковь св. Иннокентия, Епископа Иркутского (Глазковская)

Церковь Григория-Неокесарийского находится всего в нескольких метрах от Троицкой церкви. Это весьма интересный памятник архитектуры — первая иркутская церковь с ротондальной основой. Несмотря на то, что за годы своего существования здание неоднократно меняло свой облик, в архивах сохранился первоначальный проект архитектора А. Лосева. При желании вполне возможно восстановить памятник в его первоначальном виде.

Судьба храма, освященного в честь святого Григория Неокессарийского, довольно непроста. В течение практически всего XIX века церковь не раз подвергалась серьезным перестройкам. Два года подряд, в 1829 и 1830 годах, она повреждалась сильными наводнениями, которые обрушивались на город. В результате затопления здание обветшало и из него была вынесена вся церковная утварь. Вплоть до 1845 года здание простояло закрытым, а в 1879 году пострадало от пожара, охватившего всю центральную часть города.

Сейчас храм представляет собой одноэтажную камен­ную постройку с ротондой ядра и четырьмя объемами, примыкающими к ней. В архитектуре церкви просматривается пе­реходный период от барокко к классицизму, так как имеются элементы обоих стилей. Кроме того, в некоторых частях храма можно увидеть некоторые мотивы традиционного для Иркутска культового зодчества.

1802–1805 (1819?) (совр. адрес пер. Краснофлотский, 5-д (пер.Георгиевский)). В ограде Троицкой церкви, всего лишь в четырех саженях от нее, 8 сент. 1802 заложили небольшой каменный храм, который строили на средства и по обету прихожан из-за частых наводнений Ангары. Церковь возвели по проекту иркутского архитектора А. И.

Лосева и она была первой в Иркутске постройкой с ротондальной основой. В настоящее время здание сильно перестроено, но сохранился авторский проект, знакомящий нас с первоначальным обликом храма. Время окончания строительства церковного здания в документах приводится различное. Автор проекта Лосев называет 1805, летописец Иркутска Пежемский – 1819-й, а кроме того, дополнительно сообщает, что освятил ее 1 июня епископ Михаил.

На протяжении всего XIX церковь постоянно страдала от стихийных бедствий. Так, в 1829 и 1830 ее повредили большие наводнения, обрушившиеся на город. В 1836, в связи с ветхим ее состоянием, из церкви вынесли всю утварь и храм запечатали до 1845. В 1879 церковь попала в зону знаменитого иркутского пожара, уничтожившего всю центральную часть города, и почти полностью сгорела.

Повреждения были столь значительны, что храм решили не восстанавливать. В перестроенном здании устроили богадельню для вдов и сирот духовного ведомства. С 1931 в здании разместилось общежитие медицинских работников, а с 1985 находился областной клуб кинолюбителей. В 1985 церковь принята под государственную охрану как памятник культуры местного значения (решение облисполкома № 149 от 25 марта 1985). Сейчас здание возвращено в иркутскую епархию.

Одноэтажный каменный компактно-центрический храм с ротондой, окруженной четырьмя равновысокими объемами. Первоначально, в соответствии с проектом, храм завершался куполом с небольшой маковичной главкой. После переделок ядро было увенчано восьмилотковым куполом с малым восьмериком. Значительно была изменена и планировочная структура памятника.

Фасадный декор храма очень скромен. Плоскости стен фланкированы широкими лопатками с выпусками скругленного угла между ними. Окна с лучковой перемычкой не имеют наличников, лишь в основании проемов выступают плоские подоконные плиты над прямоугольными лежачими нишами.

1905–1906 (Иркутск II (ст. Иннокентьевская)). 10 авг. 1896 неподалеку от скита Иркутского Вознесенского монастыря, от д. Боковой до левого берега Иркута, началось сооружение железной дороги. Из владений монастыря было отчуждено 53 десятины земли, на которой была построена железнодорожная станция, получившая название Иннокентьевской, по второму, бытующему в народе, названию монастыря.

В образовавшемся при станции поселке сначала, в 1899, построили деревянную часовню во имя Иннокентия I Епископа Иркутского, а затем в 1906 – молитвенный дом, переименованный вскоре в Иннокентьевскую церковь. Устроили церковь в деревянном здании пожарного обоза. Здание это возвел в 1905–1906 подрядчик П. Алканов.

Среднюю двухэтажную часть дома с наблюдательной вышкой занимала пожарная команда, левую одноэтажную – Иннокентьевская церковь, правую одноэтажную — арестантское помещение. Общая площадь здания была 51,24 кв.саж., из них под церковью было 16,8 кв.саж. В 1908 к зданию пристроили деревянную колокольню.

В сент. 1908, в виду увеличения поселка, насчитывающего до 5000 жителей, при Иннокентьевской церкви открыли самостоятельный приход. К приходу были приписаны две часовни в д. Боково во имя Георгия Победоносца и д. Подгородно-Жилкино. Согласно планам церковного строительства, в поселке предполагалось соорудить новую церковь на базарной площади, но к строительству так и не приступили. Иннокентьевскую церковь закрыли на основании постановления ВЦИК от 1 июля 1934. Она не сохранилась.

1913–1915 (ул. Профсоюзная (ул. Александровская)). Деревянная церковь, первая в городе Иркутске, из посвященных Иннокентию I Епископу Иркутскому была построена на средства Братства этого святителя (образовано в 1900-е). Заложили ее 20 окт. 1913 на Александровской улице Глазковского предместья (ныне ул.

Архитектура церкви была характерна для русского стиля второй половины XIX. Церковь по облику напоминала терем. Живописная композиция объединяла ярусный храм и стройную колокольню с высокими кровлями, резными крылечками, дополнительными шатриками и фронтончиками. Стены были сложены из бревен с обшивкой цокольной части и фриза дощечками. Карнизы украшались подзорами.

1858–1859 (совр. адрес ул. Профсоюзная, 45-а (ул. Александровская)). Причиной строительства послужило прошение жителей Глазковского селения, ранее причисленных в приход Троицкой церкви, которая располагалась в центре города, за рекой. В осенний и весенний периоды при отсутствии переправы через Ангару прихожане были лишены возможности посещать храм и в связи с этим обратились в Иркутскую Духовную Консисторию с просьбой разрешить построить собственную церковь.

Иркутский архиепископ Евсевий благословил строительство церкви, но поставил два условия, во-первых, чтобы церковь была каменной и, во-вторых, построена по проекту, утвержденному Иркутской Губернской Строительной комиссией. Возможно, проект составил иркутский архитектор Бельневский (известно, что он участвовал в составлении сметы и выборе площадки под храм). Возводилась церковь на пожертвования иркутского купца Я. С. Малкова.

Церковь заложили 27 апр. 1857, а 20 сент. 1859 освятили во имя Николая Чудотворца и Иннокентия Епископа Иркутского. Но небольшой однопрестольный храм оказался мал для довольно обширного селения, и спустя четыре года, 16 июня 1863, с северной стороны церкви пристраивается Успенский придел, освященный 28 апр. 1866. Средства на возведение придела пожертвовал «тамошний житель» И. С. Могилев, им же были поставлены позолоченный резной иконостас и новая утварь.

Церковь закрыли постановлением ВСКИК от 29 марта 1934. После значительных перестроек здание передали в ведомство иркутской киносети и устроили в нем кинотеатр «Заря». В настоящее время состояние храма аварийное, предполагается проведение реставрационных работ. В 1990 решением иркутского облисполкома (№ 73 от 22 февр. 1990) церковь объявлена памятником местного значения.

Николо-Иннокентьевская церковь была последней каменной церковью Иркутска, построенной в стиле классицизма. Компактность ее плана, лаконичное объемное построение и скромный декор свидетельствуют о новом рационалистическом подходе, не свойственном культовой архитектуре города, но получившем в дальнейшем широкое распространение в архитектуре сельских храмов.

Основа композиции – сочетание приземистого четверикового храма под двускатной кровлей (под одной небольшой главой) и четвериковой ярусной колокольни, увенчанной колпаком. Простому объему здания соответствует также и лаконичный декор фасадов: лопатки с прямоугольными филенками, подоконные ширинки, рамочные наличники.

Церковь Святителя Николая Чудотворца, 28-го Сибирского стрелкового полка

1819 (?) – 1822 (ул. Кузьмихинская (с. Кузьмихинское)). Появление церкви в селе Кузьмихинское (нынешний район поселка ГЭС в Иркутске) связано с романтической историей. В деревне в 1814 проживал на поселении богатый ярославский помещик А. Шубин, сосланный за порочащий честь офицера поступок. Здесь Шубин встретил и полюбил молодую красивую дочь простого казака, на которой женился.

Вскоре прощенный, он вернулся в армию и востановил свой офицерский чин. Выйдя в отставку, он приехал в Иркутск и в 1819 подал в Иркутскую Духовную Консисторию прошение разрешить ему, в месте его многолетнего страдания и искупления вины, построить каменную церковь, на что и получил благословенную грамоту.

Несколькими годами ранее, в 1811 иркутскому губернскому архитектору Я. А. Кругликову было поручено составление проекта на предполагаемую в селении церковь. Письменные документы не дают ясного ответа, был ли он действительно автором построенного храма, но очевидно, что замысел храма-ротонды в провинции того времени мог принадлежать только профессиональному архитектору.

В 1923 церковь передали в пользование обновленческой общины верующих. Еще в 1937 в ней проводились богослужения, но, вероятно, вскоре она была закрыта, так как в списках действующих церквей 1948 она не значится. В 1970-е здание было снесено.

Кузьмихинская Николаевская церковь являлась своеобразной постройкой, в архитектуре которой формы классицизма получили местную трактовку. Церковь не имела аналогов в культовой архитектуре Иркутска как прежних, так и последующих столетий. Двухъярусная ротонда храма завершалась пологим коническим колпаком с малым восьмериком над ним.

1910 (совр. адрес ул. Омулевская, 33-а (ул. Омулевского)). Николаевскую (нагорную) церковь заложили 21 февр. 1910 как церковь-школу, и 30 июля того же года киренский епископ Евсевий освятил ее во имя Николая Чудотворца. Возвели ее на средства церковного старосты кафедрального собора Ф. Ф. Кузнецова.

В дальнейшем здание использовалось только как церковь. Вероятно, из-за неброского внешнего вида, церковь в советский период просуществовала довольно долго и была закрыта одной из последних в Иркутске — постановлением горисполкома от 4 июня 1940. После перестройки в церковном здании устроили кинотеатр «Экран». В 1999 здание сгорело, уцелевшая после пожара часть была разобрана.

Небольшой храм (всего в три окна) дополняли более низкие прирубы алтаря и притвора. Перед западным входом было широкое как веранда крыльцо. Несложный силуэт с двухскатной кровлей напоминал простой жилой дом, и лишь ярусная колокольня, с низким глухим шатром и главка над алтарем выделяли его из рядовых строений улицы.

1740-е – 1767 (ул. Бограда (ул. Чудотворская). Церковная летопись повествует, что первоначально деревянная церковь была построена в 1703 выходцами из Великого Устюга, принесшими с собой в Иркутск икону Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев, давшей название самому храму. Каменная церковь была заложена в 1740-е (прошение на постройку поступило в 1741) на средства молодого иркутского купца М. И.

Глазунова, так же выходца из Великого Устюга. В августе 1748 деревянная церковь сгорела, а так как построение новой каменной не было еще окончено, то 10 ноября того же года (по другим данным 1749) освятили только один престол во имя Сретения Господня, расположенный в северном приделе. Впоследствии это престол был перенесен в нижний этаж главного храма и повторно освящен в 1779 г. (1845, 1890).

Главный престол во имя Прокопия и Иоанна Устюжских Чудотворцев был освящен 25 авг. (5 авг.?) 1767 г., вторично 7 окт. 1845. В северном приделе размещалось еще два престола – верхний во имя Параскевы Пятницы (27 ноября 1754, 16 июня 1846, 1890) и внизу во имя Иннокентия I Епископа Иркутского (1809, 1844).

Под колокольней был расположен пятый престол во имя Архистратига Михаила, освященный 17 июня 1765 и позже 23 авг. 1881. Строительство Чудотворской церкви начало серию своеобразных храмов сибирского барокко в Иркутске. Постройка обладала характерными стилистическими чертами, которые позднее стали доминирующими в культовом зодчестве Иркутска и определили самобытность местной школы.

Эта церковь была если не прямым, то близким аналогом многим каменным храмам XVIII – начала XIX в Иркутской епархии. Объемно-пространственная композиция с храмом типа малый восьмерик на четверике, соединенным более низкой трапезной с ярусной колокольней под шпилем, сделалась в дальнейшем традиционной.

В фасадах преобладали горизонтальные членения. Развитые горизонтальные тяги с составными кронштейнами, были дополнительно усилены широким рельефным поясом усложненного рисунка. Крупные окна были обрамлены перспективными наличниками.

В традициях древнерусского зодчества Чудотворская церковь была построена на высоком каменном подклете, который предназначался для складов. Но уже в ходе строительства была произведена некоторая перепланировка, и в нижнем подклетном этаже устроили невысокий храм. Это несоответствие использования подклета первоначальному замыслу сказалось в облике здания – нижний храм не имеет оконных проемов и отличается скупым декоративным убранством.

В 1879 церковь сильно пострадала во время пожара. В ее восстановлении принял активное участие священник Г. А. Шергин, собравший необходимые средства на исправления. Кроме того им был составлен проект фасада и плана возобновления храма, которые были утверждены губернским архитектором. В результате церковь приобрела новые формы венчающих частей, характерные для периода эклектики.

Обновленную церковь украсили иконы, выполненные московским мастером живописных работ Епанешниковым на средства братьев Александра и Константина Шушаковых. Церковь закрыли в 1930-е. С 1925 она состояла на учете как памятник архитектуры и охранялась государством, что было подтверждено постановлением СНК РСФСР и все же здание вскоре снесли. Сейчас на месте, где стояла церковь расположен трехэтажный жилой дом.

1910 (ул. Красноярская). Заложена иркутским архиепископом Тихоном 22 марта 1910 года на Архиерейской горе, вблизи полковых казарм – в память воинов полка, погибших в Порт-Артуре. Главным инициатором создания храма был священник П. Крахмалев. Строил ее архитектор Ф. Ф. Коштял по собственному проекту, утвержденному местными духовными и военными властями.

Церковь представляла собой довольно крупное деревянное сооружение длиною 20 саженей, шириною 8 саж., высотою 11 саж. (по другим сведениям соответственно 19, 6–8 и 13 саженей). Вмещала она около 1000 человек одновременно.

Церковь была построена в формах, характерных для периода эклектики, и соединяла в своей архитектуре различные стилевые направления, с преобладанием влияния древнерусской архитектуры. Она обладала оригинальной симметричной композицией, напоминающей храмы, построенные кораблем, но не в традиционном варианте, а с выраженным средокрестием.

На флангах протяженного храма с одной стороны высилась стройная шатровая колокольня, а с другой — массивная главка апсиды. Двухъярусное ядро храма завершалось вальмовой кровлей со щипцами по южному и северному фасадам. Несмотря на отсутствие глав, храмовому ядру удалось сохранить свое господствующее положение благодаря выразительной пластике и щипцам над входами.

В фасадах вертикальный ритм бревенчатых стен приглушен укрупненными пилястрами. Стены прорезаны оконными проемами различной формы и размеров: крупные арочные в нижнем ярусе и небольшие круглые в верхнем. Окна второго света имеют переплеты в форме георгиевского креста. В интерьере цилиндрический свод покоился на четырех крупных колоннах.

На стенах размещались 20 досок с именами воинов полка, погибших во время осады японцами Порт-Артура. Престол и жертвенник, насчитывающие тогда более 100 лет, были подарены храму от Иркутского мужского Вознесенского монастыря. Белый одноярусный иконостас с легкой позолоченной резьбой был украшен иконами, написанными художниками-офицерами с картин и рисунков В. М. Васнецова. В церковном здании также размещались служебные помещения с отдельными входами (библиотека, аптека и др.). До наших дней церковь не сохранилась.

Церковь свв. Апостолов Петра и Павла

1910, 1918–1920 (совр. адрес ул. Гоголя, 42 (ул. Гоголевская)). Первоначально деревянная Петропавловская церковь была построена в 1910 на территории военных лагерей в д. Михалево. В 1918 церковь перевезли с разрешения ликвидационной комиссии большевиков в г. Иркутск. Место под строительство определили в Глазковском предместье и 11 июня того же года освятили его.

Борьба за власть, происходившая в городе в эти дни, приостановила строительство храма. В июле 1918 захватили чехословацкие войска, а 6 окт. в Глазково заложили Петропавловский храм, посвятив его памяти чехословацких войск и войск Сибирского Временного правительства, погибших за освобождение Сибири.

Закрыли церковь на основании постановления ВСКИК от 17 ноября 1929, в здании разместили сначала пионерский клуб, затем склад. В 1990-е церковь передали в Иркутскую епархию. В 1995 здание было демонтировано для реставрации, но проект не был реализован, так как пожар уничтожил все разобранные конструкции.

Это редкий образец стилизаторского модерна, не характерного для культовой архитектуры Иркутской губернии. Первоначальная объемная композиция здания сочетает одноэтажный монументальный храм и вертикаль ярусной колокольни. Объем храма составляет структурное целое, с рукавами планировочного креста, объединенное многоскатной кровлей с полувальмами.

Приемы модерна в объемной композиции соседствуют с мотивами древнерусской архитектуры. Петропавловская церковь отличается крупномасштабностью объемов и элементов декора. Выразительная пластика открытого бревенчатого сруба, при отсутствии декора подчеркнута разнообразной формой и размерами оконных и дверных проемов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм