Современное состояние
В храме ежедневно проводятся богослужения. По будням в 8 часов — исповедь и Божественная литургия, в 18 часов — вечернее богослужение. В воскресные и праздничные дни служатся две Божественные литургии (в 7 и 10 часов). Для детей и их родителей действует воскресная школа.
Для желающих петь в церковном хоре проводятся занятия по вокалу и церковному пению. В субботу и воскресенье народный хор принимает участие в пении на молебнах и панихидах.
Каждое воскресенье после поздней литургии проводятся беседы с настоятелем храма священником Романом Богдасаровым о годовом богослужебном круге, церковном уставе и насущных жизненных проблемах.
В молодёжном клубе при храме каждую неделю проводятся встречи, на которых обсуждаются актуальные вопросы жизни православных христиан.
Паломнической службой храма осуществляются поездки к святыням Православия в России и за рубежом.
Храм на постоянной основе окормляет духовно и материально около трехсот многодетных и малообеспеченных семей, инвалидов и людей в тяжёлой жизненной ситуации.
Посвящениеправить
Савватий, постриженик Кирилло-Белозерского монастыря, — один из первых монахов-отшельников, поселившихся в 1429 году на Большом Соловецком острове вместе с тотемским монахом Германом Зосима — монах новгородского происхождения, после смерти Савватия в 1435 году присоединившийся к Герману, и основавший вместе в ним в 1436 году Соловецкий монастырь Житие Зосимы и Савватия было написано в 1503 году в Ферапонтовом монастыре митрополитом Спиридоном по заказу новгородского архиепископа Геннадия, а в 1547 году на московском соборе установлено общецерковное почитание святых Зосимы и Савватия В XVII веке святые обретают большую популярность на Севере, особенно усилившуюся после Соловецкого восстания 1657—1676 годов в среде старообрядцев1
Климент I — апостол от семидесяти, четвёртый епископ папа римский в конце I века Широко почитался в Киевской Руси как один из первых христианских проповедников в русских землях на территории современного Крыма, куда был сослан, и где принял мученическую смерть Святитель Руси Кирилл перенёс часть мощей Климента из Херсонеса в Рим, что, как считается, способствовало признанию идеи просвещения славян на родном языке Владимир Святославич, святитель Руси, в 988 или 989 году перенёс остававшиеся в Херсонесе мощи святого Климента в Киев, в Десятинную церковь, первый каменный храм Киевской Руси Сын Владимира Ярослав Мудрый был похоронен в херсонесской гробнице святого Климента, сохранившейся в Софийском соборе до сих пор В раннем средневековье мощи святого Климента были единственной и главной отечественной святыней
Духовенство
- Почётный настоятель храма протоиерей Владимир Тимаков (род. 16.1.1929);
- иерей Роман Богдасаров;
- протоиерей Анатолий Стрельников — руководитель курсов «Введение в Православие»;
- иерей Георгий Хозяшев — духовник молодёжного клуба «Адриан и Наталия»;
- иерей Илия Воронков — осуществляет тюремное служение в СИЗО-7;
- иерей Евгений Бадыло — руководитель воскресной школы храма;
- диакон Андрей Молчанов — преподаватель воскресной школы;
- диакон Виталий Отрошенко — ведущий молодёжного клуба «Адриан и Наталия»;
- пономарь Николай Зинченко — сотрудник сектора по взаимоотношением с Росгвардией Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами[5].
Историяправить
В Писцовой книге 1627 года упоминается
Церковь священномученика Климента папы Римскаго да преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чюдотворцов — древена-клецки, а в церкви божие милосердие образы, и книги, и ризы, и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье — приходных людей, а под церковию и около церкви земли в дл 40 с, поперег по переду 28 с, позади по берегу 20 с: у церкви служить поп Лука да дьякон Венедикта да пономарь Ермолка2 |
В начале XVII века в этом месте находились дворы нескольких северных монастырей — Кирилло-Белозерского при котором позднее появилась Кирилло-Иоанно-Богословская церковь3, Спасо-Прилуцкого, Спасо-Печенгского, Соловецкого и Сийского2
Со второй половины XVII века были выстроены каменные палаты монастырский подворий и соляных дворов Церковь Зосимы и Савватия первоначально принадлежала Соловецкому подворью
Отношения с Росгвардией
Указом патриарха Кирилла № ПК-01/230 от 2 февраля 2018 года[6] настоятель храма священник Роман Богдасаров назначен на должность заведующего сектором Росгвардии Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами.
С 1 апреля 2018 года храм во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове имеет статус духовного центра по окормлению сотрудников Росгвардии, работающих в столице[7].
Архитектура и интерьерыправить
В плане нижний этаж делится на две сводчатые палаты, сообщающиеся между собой широкой аркой С севера и запада имеются поздние двухэтажные кирпичные пристройки, в которых располагаются лестницы на второй этаж Первоначальные входы в церковь располагаются по центральной оси с западного фасада и со стороны алтаря Во втором этаже перекрытия плоские
Церковь очень испорчена пристройкою паперти — двухэтажною в русском стиле, ужасных аляповатых форм; пристройка нарушает всю композицию сооружения В нижнем храме два чудесных киота, раннего классицизма — между колонок среди пик овалы Икона 1796 года Феодосия Тотемского в одном медальоне Иконостас церкви очень любопытный — стиля faux-gothique В алтаре за иконостасом сохранились чугунные плиты пола Хороша здесь икона праздников, из мелких частей Паникадило с фигурами ангелов одно из лучших в Вологде При подъеме в верхнюю церковь — на лестнице — виден прелестный деревянный, резной киот В куполе храма чудная орнаментация В иконостасе хорошей формы рококо, живопись достаточно приятная: по оливково-коричневому тону, с золотыми обрамлениями, положены амуры и венки»5 |
В 1781 году приход церкви насчитывал 35 дворов Количество прихожан, по данным на 1892 год, составляло 204 человек В 1873 году церковь Зосимы и Савватия была приписана к церкви Богородицы на Нижнем Долу
- Набережная р Вологды Дом генерал-губернатора, церковь Зосимы и Савватия и Красный мост Гравюра 1855 г
- Дом губернатора и церковь Зосимы и Савватия со стороны Плац-Парадной площади на фото 1887 г Виден западный портал до пристройки неорусской трапезной
- Театр «Теремок» в здании Зосимо-Савватиевской церкви вид со стороны апсиды Фото 2009 г
В XX веке церковь Зосимы и Савватия подверглась коренным перестройкам В 1928—1929 годах храм был закрыт и переоборудован под клуб печатников и металлистов «Красный луч» Сломаны колокольня и глава В здании располагалась Вологодская филармония Позже церковь была реконструирована архитектором В С Баниге, при этом перестроена и лишена декора неорусская пристройка-паперть, сделано шатровое восьмигранное покрытие алтарной части С 1966 года в здании располагается Вологодский театр кукол «Теремок»
Фотографии
-
Храм Зосимы и Савватия
-
Храм Зосимы и Савватия
-
Памятник царевичу Дмитрию
-
Храм Зосимы и Савватия
-
Храм Зосимы и Савватия
-
Зима на церковном дворе
Примечанияправить
- ↑ Минеева С В Ранние старообрядческие чудеса преп Зосимы и Савватия Соловецких // Древняя Русь Вопросы медиевистики — 2001 № 35 — С 55—61
- ↑ 12 Список с писцовой книги города Вологды, сделанный в 1629 году — Вологда: Типо-литография Шахова и Клыкова, 1904
- ↑ свящ А Лебедев Кирилло-Иоанно-Богословская церковь — Вологда, 1901 — 42 с
- ↑ Бочаров Г, Выголов В Вологда Кириллов Ферапонтово Белозерск — 3-е — М: Искусство, 1979 — 354 с
- ↑ 12 Лукомский Г К Вологда в её старине — репринт 1914 г — Пг: Сириус, 1914 — 365 с
Церковь Зосимы и Савватия соловецких
История церкви началась в ХVII веке, когда деревня Гольяново была царской вотчиной. Строительство церкви преподобных Зосимы и Савватия соловецких началось по указу царя Алексея Михайловича в 1662 году.
Первый деревянный храм простоял двести лет, и в числе его прихожан были не только гольяновцы, но и жители соседних деревень.
В дальнейшем эта земля неоднократно переходила из рук в руки, и XIX век Гольяново встретило в статусе имения князей Трубецких.
Они перебрались сюда после Отечественной войны 1812 года, так как остальные их усадьбы были разорены французами.
С их переселением Гольяново преобразилось: княжеская чета украсила свои владения прекрасным парком и прудом, а старая Зосимо-Савватиевская деревянная церковь была разобрана, и на ее месте возвели новый кирпичный храм. Он был освящен в 1842 году. Строительство полностью финансировали князья Трубецкие.
В советское время церковь была закрыта. Пока район Гольяново был пригородом Москвы, здесь располагались совхоз и животноводческая ферма. Храм Зосимы и Савватия был превращен в фабрику макаронных изделий, а колокольня переделана в вытяжную трубу.
В 60-х годах бывшее село стало микрорайоном столицы, которому макаронная фабрика была уже не к лицу. Ее ликвидировали, а в церкви организовали склад химикатов.
Близлежащая территория превратилась в самую настоящую помойку: отходы вывозили редко, и к 1990 году, когда храм был возвращен Церкви, здесь царила ужаснейшая разруха.
Силами множества добровольцев территория была расчищена, стены отмыты от грязи, а первая служба перед временным иконостасом состоялась уже через неделю!
С тех пор расписание богослужений претерпело много изменений, но церковь открыта каждый день для всех желающих, и богослужения совершаются дважды в день – утром и вечером.
Адрес: . Москва, ул. Байкальская, 37А
Проезд: от м. «Щелковская» автобусами 3 или 68 до остановки «Аптека»