Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

ГЛАВНОЕ

  • Историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское»‒ это уникальные коллекции сокровищ, предметов искусства и быта.
  • Бывшая резиденция русских великих князей и царей сохранила атмосферу XVI-XVII веков.
  • В музее регулярно проводятся выставки, ярмарки, фестивали, музыкальные шоу, концерты под открытым небом и исторические реконструкции.
  • Храм Вознесения, жемчужина древнерусской архитектуры, предлагает выставку «Тайны церкви Вознесения».
  • Создана вся необходимая инфраструктура для отдыха, как летом, так и зимой.
  • По всей территории установлены справочные таблички на русском и английском языках и шрифте Брайля.

Коломенское – это местность на юге Москвы, которая на протяжении многих веков была великокняжеской и царской резиденцией. В наши дни здесь работает историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник «Коломенское». Его уникальные коллекции сокровищ, произведений искусства и подлинных предметов быта ежегодно привлекают сюда тысячи посетителей.

В Коломенском можно просто отдохнуть от городского шума и суеты; аллеи парка и частично сохранившиеся царские сады переносят посетителя во времена XVI или XVII вв и помогают многое понять о своей истории.

Внутренний шик

Знаете ли вы? Согласно легенде начало строительства этой церкви произошло по случаю рождения Ивана Грозного, хотя никаких документальных подтверждений этому найдено не было.

Церковь Вознесения была построена

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

, она стала первой каменной шатровой церковью в России. Многие факты указывают на то, что в ее строительстве принимали участие архитекторы из Италии.

Много веков церковь простояла практически нетронутой. Во времена Советской власти она, как и большинство других строений дворцового села Коломенское, была «вручена» музею-заповеднику, образованному здесь

здесь снова начали проводить богослужения, а в 2007 году была полностью завершена длительная реставрация храма, после чего он вновь засиял в своей первозданной красоте.

Внутреннее убранство храма не сохранилось до наших дней, только форма галерей имеет первоначальный вид.

Одной из первых перестроек церкви был ремонт в 1570-х годах. Тогда перестелили плитку — сменили белую красной.

Часто претерпевало изменения «царское место». Сам храм оставался домовым храмом  для царской семьи.

внутреннее убранство храма Вознесения не сохранилось, однако можно увидеть изначальную форму галерей.
Внутреннее убранство храма Вознесения не сохранилось, однако можно увидеть изначальную форму галерей.

Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале, по русским летописям Петром Фрязином или Петром Малым) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.

Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника великого князя Ивана Грозного.Из легенды можно почерпнуть лишь то, что храм каким-то образом был связан с рождением наследника, но возвести сооружение столь сложных конструкций и большого объёма за два года, прошедшие с сентября 1530 г.

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

Сразу после окончания двухгодичного срока епитимьи, выпрошенной Василием III для очищения от греха двоеженства, к папе римскому явились послы великого князя. По его просьбе Климент VII отпустил в Москву архитектора Анибале для строительства моленных церквей в соответствии с моленной программой. В Москву архитектор приехал в начале лета 1528 года и через 2-3 недели уже приступил к работе.

Место для церкви Вознесения выбрали на крутом берегу, в основании которого бил ключ, считавшийся чудодейственным. Это соответствовало итальянским трактатам о выборе места, по ним ключ отнесен к особенно целебным, поскольку располагался на «зимнем востоке». Первоначально заложили «Т»-образный фундамент для храма без подклета, но трехпрестольный. Подобная планировка реализована в селах Острове и Беседах.

С западной стороны была заложена звонница, подобная дьяковской. Под разновысотные объёмы были заложены фундаменты разной глубины. По трактатам они должны были составлять одну шестую часть высоты объёмов здания. По глубине заложения фундаментов можно сделать гипотетическую реконструкцию. Высота основного храма определяется в 42,5 метра, высота приделов в 24,6 метров. Высота западного притвора в 14,4 метра.

Вероятно, осенью 1528 года фундамент был завершен. По завершении фундамента отказались от первоначального замысла, так как от родника церковь оказалась бы скрытой крутым берегом, а от церкви родник не виден. Для зрительной связи понадобилось храм поставить на высокий подклет. Это повлекло за собой кардинальную переработку макета.

В 1529 году по уточненному замыслу делали подклет. В начале лета стали выкладывать звонницу, совмещенную с северным крыльцом, но от второго варианта отказались, как и от первого западного варианта. Возможно, ещё не решена была общая планировка усадьбы. К середине лета 1529 года все общие решения были приняты.

Деревянная дьяковская церковь с престолами Зачатия Иоанна Предтечи, Зачатия Анны и Константина и Елены уже стояла почти готовая (была освящена, первой из всех моленных церквей, до конца 1529 года). Только с конца 1529 г., когда появилась первая моленная церковь Зачатия Иоанна Предтечи, в которой стали совершаться моления о чадородии, можно было подумать о появлении наследника.

Вероятно, в 1530 году строили четверик. В следующем году делали кокошники и восьмерик. В завершающий 1532 год сделали шатёр. Вероятно, только по окончании шатра поставили столбы 2-го яруса папертей с резными капителями, паперти покрыли тесовыми кровлями, на южном крыльце поставили звонницу, настелили полы по мотиву руста из треугольных керамических плиток в церкви и из квадратных плиток на папертях.

С начала 1530 года стали готовиться к появлению на свет наследника. В связи с рождением Ивана Грозного в августе 1530 г. было создано «царское место» на белокаменном овальном основании. На место его поставили в 1532 году вместе с настилкой пола на паперти. При установке «царского места» для его резной спинки в уже готовой стене четверика пришлось сделать выемку в полкирпича.

Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. О росписи интерьера церкви не известно. Упоминаемое в XVII веке поновление «стенного письма», возможно, относится к росписи восточного фасада церкви возле «царского места». Первоначальный пол церкви из керамических треугольных белых и серых плиток утрачен в 1570-е годы.

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

При ремонте XVI века первоначальные плитки были перевернуты поврежденной лицевой стороной вниз, обнажились не политые белым ангобом задние стороны. Именно так и тогда в интерьере появились «красные» плитки. Дополнительно к плиткам, использованным вторично, были сделаны более толстые плитки серого и чёрного цвета.

Одновременно с ремонтом пола появились, сохранившиеся до настоящего времени, царские врата. Вероятно, тогда же был утрачен керамический пол на папертях. С. А. Гаврилов предполагает, что обнаруженные при археологических работах серые квадратные плитки с ковчегом могли снять с пола папертей церкви Вознесения.

В XVII веке поновляют иконы в иконостасе и небольшую фреску на восточном фасаде над «царским местом». По упоминаниям разных лет трудно представить, какая роспись была здесь первоначально. Упоминаются образа Вселенских святых, Московских чудотворцев, Саваофа. Роспись сохранялась нетронутой до 1884 года, когда фрески были уничтожены, а на их месте, на стене, обитой цинковыми листами, появилась масляная живопись.

Следующий большой ремонт, вероятно, проводили одновременно со строительством дворца Екатерины II, перестройкой и надстройкой ансамбля Передних ворот под руководством и по чертежам князя П. В. Макулова в 1766—1767 годах. Во время этого ремонта были сняты ренессансные белокаменные резные капители со столбов второго яруса галерей, были сделаны парапеты с ширинками (до сих пор публикуются реконструкции «первоначального» вида церкви с этими парапетами).

Тогда же появился кирпичный пол «в ёлку» и в основание сени «царского места» были уложены верхом вниз наиболее сохранившиеся резные блоки от капителей. На ренессансных капителях водрузили новый кирпичный парапет с белокаменными гранеными столбиками и плоской крышкой, не заслонявшей оконного проема над «царским местом».

В 1836 году по рисунку архитектора Е. Д. Тюрина над «царским местом» появилась бочка с гипсовым орлом, кованая решётка и гипсовые детали на парапете. Бочка закрыла половину окна, скрыв первоначальный замысел.

В 1866—1867 годах проводился ремонт под руководством архитектора Н. А. Шохина. Тогда впервые в южной грани верхнего восьмерика был сделан пролом и монтирована дверь. Легенда о существовании там в древности помещения не подтвердилась, но продолжает повторяться почти во всех публикациях по церкви Вознесения.

При Шохине была разобрана первоначальная белокаменная глава и сделана более плоская из металла по железному каркасу. Первоначальная глава была сделана из трех рядов белокаменных блоков. Она была более выпуклой, но не намного. По обмеру Шохина, глава была выше всего примерно на 30 см. Тогда же лестница-стремянка была снята с основания креста и пропущена через новый пролом внутрь верхнего восьмерика.

При архитекторе Н. Ф. Кольбе в 1873 году были перелицованы новым кирпичом (клейма «ШМ») стены подклета, настелены новые полы на папертях из больших аршинных белокаменных плит. Одновременно были переделаны крыши над папертями. В качестве материала использовали доски и брус взятый от разобранного в 1872 году дворца Александра I.

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

В 1840 году началось строительство каменной Георгиевской церкви, а иконостас от предыдущей деревянной поставили на западной паперти церкви Вознесения. Однако престола на паперти здесь никогда не было.

Летней загородной усадьбой московских правителей Коломенское служило с XIV в. Уникальный архитектурный ансамбль Коломенского складывался на протяжении XVI—XVII вв. Коломенское было любимой резиденцией царя Алексея Михайловича, в 1668 году царь возвел здесь для себя огромный деревянный дворец, названный современниками восьмым чудом света.

Жизненный путь церкви

Точная дата возведения храма, к сожалению, не известно. Точно лишь достоверно, что она была построена уже в 1532 году. Существует несколько версий периода заложения этого храма. Одна гласит, что это было сделано в 1529 году, а иная – в 1530 году. Этот храм положил начало новому периоду возведения храмов. К сожалению, подобный стиль в строительстве прекратили использовать в средине XVII века после реформы Патриарха Никона.

Здание находится в Царском Селе. По приданию этот населенный пункт был создан переселенцами из г. Коломна в 1237 году. Тогда множество семей сплавлялись на лодках вверх по реке, спасаясь от разрушительного наступления хана Батыя. Об этом событии присутствуют некоторые упоминания в грамоте Ивана Калиты (1339 г.).

С приходом в эти места московского князя Василия Первого эти места превратились в дворцовые. Здесь несколько раз перестраивались царские дворцы. Самым величественным и красивым из них был, построенный в 1768 году Алексеем Михайловичем. К сожалению, его со временем разобрали, но прежде провели замеры.

По наиболее известной версии, основателями села Коломенское в XIII в. были жители старинного подмосковного города Коломна, переселившиеся сюда во время нашествия татарского войска Батыя на Русь. Но история этой местности намного древнее: в начале первого тысячелетия нашей эры здесь жили дьяковцы – племя, которое предположительно имело финно-угорское происхождение.

На протяжении последних пятисот лет Коломенское было дворцовым селом, его впервые упомянул в своем завещании основатель династии московских князей, внук святого князя Александра Невского князь Иван Данилович (по прозвищу Калита). С тех пор вплоть до начала XX в. Коломенское принадлежало царям и императорам России.

Почти каждый новый правитель оставлял о себе память в Коломенском возведением одного или нескольких зданий. Здесь любили проводить время царь Иван Грозный и царь Алексей Михайлович, бывали московские князья Дмитрий Донской и Иван Калита. Даже Крымский хан Девлет-Гирей во время набега на Москву разместил свою ставку в Коломенском.

На обширном Кожуховском поле во времена юности Петра I проводились «потешные баталии» со штурмами крепостей; фактически, здесь в конце XVII в. было положено начало созданию российской петровской гвардии нового образца. В новое время в Коломенском жили императрица Екатерина II и ее внук – император Александр I.

Архитектура и достопримечательности церкви

Для возведения Вознесенской церкви был приглашен итальянский архитектор Пьетро Антонио Солари (в летописях значится как Петрок Малой или Петя Фрязин).

Первоначальный проект был таким, что храм и ключ получались закрытыми друг от друга, это требовало доработки. В 1529 году был утвержден новый план строительства, от старого остался вырытый фундамент.

Храм Вознесения Господня – первый шатровый храм на Руси

Изначально для строительства было выбрано на берегу реки, где бил ключ, который считался чудодейственным.

Церковь построена в виде белокаменной башни, вершиной которой является шатер, таких строений на Руси ранее не было. И являет собой «икону в камне», символизируя собой Вознесение Иисуса Христа на горе Елеон.

Определить стиль архитектуры довольно сложно. В ней присутствуют и пилястр с капителями (характерно для Раннего Возрождения), и готические вимперги, и классические русские кокошники. Понизу храм опоясывают галереи гульбища.

Фото пилястр  храма Воскресения. Пилястры – колонны, преобразованные в украшения.
Фото пилястр  храма Воскресения. Пилястры — колонны, преобразованные в украшения.

В 1530 году стали готовится к появлению наследника, ввиду этого было сделано «царское место». Его вырубали в уже имеющейся стене, тем самым уменьшив толщину стены.

Высота храма – 62 метра, он являлся самым высоким православным сооружением. При этом за счет своей архитектуры, церковь кажется парящей в воздухе и совсем невесомой.

Ввиду своей высоты, церковь Вознесения в Коломенском также служила дозорной башней, с нее хорошо была видна южная граница княжества.

По легенде, в одном из помещений храма, само помещение пока еще не найдено, расположена знаменитая библиотека Ивана Грозного, которая досталась ему  от его византийской бабушки.

До сих пор Вознесенская церковь является неоспоримым шедевром мирового зодчество. С 1994 года храм входит в список наследия ЮНЕСКО. Это говорит о том, что все мировое культурное сообщество высоко ценит данное сооружение.

С 1994 года храм Вознесения Господня входит в список наследия ЮНЕСКО
С 1994 года храм Вознесения Господня входит в список наследия ЮНЕСКО

Храм стоит на искусственной скале из уложенных в глубокий котлован и скрепленных раствором блоков известняка. Дальняя от склона строна фундамента заглублена больше передней и служит своеобразным якорем, удерживая здание от сползания в реку. Подклет, нижний четверик, стоящий на нем восьмерик и шатер построены из крупноразмерного кирпича и богато украшены. Главный «столп» словно вырастает из ряда тройных кокошников, его фасады украшают пилястры и узкие окна.

Доминанта всего архитектурного ансамбля — граненая пирамида шатра, словно устремляющаяся прямо в небо. На него наброшена «сетка» из ограненных белокаменных бусин. Пропорции строения так тонко рассчитаны, что оно кажется невесомым, хотя толщина стен подклета достигает 4 м.

Имя архитектора неизвестно, хотя есть версия, что стройкой руководил итальянец Пьетро Анибале как раз в это время находившийся в Москве. Подтверждением служат не только характерные для Ренессанса полуколонны и пилястры, но и найденная на одном из них надпись готическим шрифтом с указанием даты строительства по европейскому календарю.

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском
Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

Вид сверху на церковный компекс

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

В храме наряду с шатром были применены пристенные пилоны, что позволило построить огромное здание невиданных пропорций, с «летящей» архитектоникой. Постройка была осуществлена с размахом и значительными материальными затратами. В истории русского зодчества храм остался произведением, с точки зрения его формального совершенства, единственным и неповторимым.

Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами.

На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готическиевимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

Как показал С. С. Подъяпольский , в здании имели место многочисленные «ренессансные» элементы (ордера, порталы с прямыми архитравными перекрытиями проемов, «ренессансная» прорисовка готических вимпергов и пр.). В отношении готических элементов (общей столпообразности и многих элементов декора, прежде всего самих вимпергов) исследователь полагал, что Петрок Малый применил их как стилизацию под «местную» архитектуру, так как уловил в предшествовавшем ему древнерусском зодчестве дух готики.

На галерее располагается монументальный трон, снаружи приставленный к восточной стене церкви и повернутый спиной к алтарю.

На заросшем деревьями пространстве рядом с Казанским собором в XVII в. стоял знаменитый Коломенский деревянный дворец – «восьмое чудо света», по отзывам современников. Его построили при царе Алексее Михайловиче в 1668 г., в нем было 270 помещений! В этом дворце родилась внучка Алексея Михайловича ‒ дочь Петра Первого императрица Елизавета Петровна. Однако к концу XVIII в. деревянный дворец обветшал и был разобран по приказу императрицы Екатерины II.

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

В наше время можно увидеть воссозданный дворец в юго-восточной части музея-заповедника в составе выставки памятников древнерусского зодчества. Это уникальная историко-художественная реконструкция; одно и немногих мест, в которых можно увидеть удачный пример редкого сочетания традиций деревянного зодчества допетровской Руси и канонов западноевропейской архитектуры.

В его оформлении удивительным образом переплелись самые разные материалы, техники, стили – их гармоничное сочетание и высокий уровень исполнения стали сами по себе самостоятельным явлением в культуре. Интерьеры дворца кропотливо воссоздавались по многочисленным мемуарам и описаниям в документах тех лет.

Всего в экспозиции представлено 24 интерьера Хором Государя царя, царицы и царевичей. Все помещения поражают воображение роскошью и разнообразием: затейливая резьба по дереву, горящая эмаль, красочная живопись, богатые ткани и ковры и др. В росписях используются традиционные для Руси краски и орнаменты;

В районе небольшой речки Жужи развернута выставка памятников древнерусского деревянного зодчества. Среди ее шедевров посетитель увидит деревянный храм св. Георгия (1685 г.), Моховую башню Сумского острога, ворота Николо-Корельского монастыря XVII в., башню Братского острога, перевезенную из Сибири, ‒ старейшие сохранившиеся деревянные постройки России. Их смог спасти от разрушения и вывезти в Коломенское в 1923 г. основатель музея Петр Дмитриевич Барановский.

Посмотреть конюшенный двор, усадьбу пасечника, аптекарский огород, водяную мельницу, комплекс Соколиного двора и попробовать себя в роли ремесленника на мастер-классе можно в Этнографическом центре, экспозиция «Усадьба коломенского крестьянина» (дом, хозяйственные постройки традиционного крестьянского двора) и «Усадьба кузнеца».

Постоянная экспозиция реликвий Коломенского открыта в «Атриуме» ‒ массивном здании, которое встречает посетителя при входе в музей-заповедник со стороны ст. м. Коломенское». На выставке «Мастера. Техника и искусство русского строителя XIV ‒ XIX веков» представлена продукция мастеров Древней Руси: каменщиков, плотников, столяров и т.д.

Церковь Вознесения является уникальным архитектурным шедевром XVI века.

Знаете ли вы? Она стала не только первой шатровой каменной церковью, но считается также, что и вообще первой шатровой церковью в России. Предполагают, что даже деревянные шатровые храмы начали строить уже после Коломенской церкви.

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

Строение очень красивое. Этот белокаменный изящный храм устремляется вверх, к свету, своим восьмигранным шатром, высота которого достигает 41 метра.

Архитектура церкви богато украшена как снаружи, так и внутри. Несмотря на всю изящность и торжество, храм имеет довольно небольшие размеры (его главный зал ограничивается 8,5 на 8,5 метров). Это объясняется тем, что церковь строилась как «домашняя» для семьи правителя, и большие размеры были ей ни к чему.

В архитектуре Вознесенской церкви легко заметить много элементов итальянской эпохи ренессанса, что, собственно, и стало причиной предположения об участии итальянских мастеров в ее строительстве.

Ныне вы можете полюбоваться не только архитектурными, но и культурно-историческими достопримечательностями церкви, т. к. в ее стенах расположились увлекательные музейные экспозиции.

Вы сможете увидеть:

  • Старинный тябловый иконостас;Церковь Вознесения в Коломенском и ее достопримечательность - Старинный тябловый иконостас
  • Царские врата, которые являются точной копией врат XVI века;Церковь Вознесения в Коломенском и ее достопримечательность - Царские врата
  • Царские врата XIX века;Церковь Вознесения в Коломенском и ее достопримечательность - Царские врата XIX века
  • Выставку «Тайны церкви Вознесения», работающую постоянно в церковной подклети.Церковь Вознесения в Коломенском и ее достопримечательность - выставка Тайны церкви Вознесения

Важно! Дворцовое подмосковное село Коломенское имеет древнюю и богатую историю, которая отображена во многих его строениях и памятниках, сохранившихся до наших дней. Очень советую не ограничиваться осмотром Вознесенской церкви, но посетить также и другие ценные объекты в Коломенском.

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

Вид сверху на церковный комплекс

Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико — чуть более 100 квадратных метров. Вокруг храма расположена двухъярусная галерея-гульбище с тремя высокими лестницами-всходами.

На фасадах углы церкви оформлены вытянутыми плоскими пилястрами с капителями в духе раннего Возрождения. Между ренессансными пилястрами сделаны остроконечные готические вимперги. На основной крестообразный объём церкви поставлен восьмерик, в нижней части оформленный рядами больших килевидных арок в традиционном московском стиле, а выше украшенный сдвоенными ренессансными пилястрами. Храм перекрыт шатром с чётко выделенными рёбрами.

ГОСУДАРЕВ ДВОР

К Дворцовым (Передним) воротам Коломенского с севера примыкают Приказные палаты (царская канцелярия), просторные здания которых теперь используются для проведения экспозиции «Вехи истории Коломенского». На ней представлены интересные образцы декоративно-прикладного искусства, иконописи, утвари, хозяйственных предметов и архитектурные детали, происходящие из царской усадьбы и соседних сел.

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

Прекрасно сохранился Фряжский погреб. В этом уникальном памятнике архитектуры XVII в. проходят костюмированные экскурсии-приемы, показывающие быт и традиции царской резиденции. Также неподалеку от Передних ворот можно увидеть здание деревянной Медоварни XVII в., которая была перевезена с территории бывшего села Преображенского.

В архитектуре храма совмещено несколько стилей: Раннее Возрождение, готика и русская классика

Реставрация храма Вознесения Господня в Коломне закончилась в 2007 году.
Реставрация храма Вознесения Господня в Коломне закончилась в 2007 году

В ходе реставрации храма была обнаружена стоянка татаро-монгол, а также стало известно о неоднородности платформы, на которой стоит храм.

«С западной стороны ее толщина составляет девять метров, а с восточной около пяти. При этом более толстая часть врезается в склон холма, что обеспечивает дополнительную устойчивость, а храм фактически «зависает» в воздухе. В связи с этим я преклоняюсь перед мыслью строителей, которая для XVI века была очень прогрессивна», — сказал Ягунов,  заведующий сектором реставрации и восстановления памятников Московского государственного объединенного музея-заповедника.

По документам XVI века был воссоздан иконостас и царские врата.

Первую попытку историко-архитектурной оценки церкви сделал архитектор Н. А. Шохин по завершении ремонтных работ 1866—1867 годов в публикации 1872 г. Он ошибочно отнес второй ярус галерей к поздним перестройкам и эта ошибка держалась целое столетие.

Проводивший в 1914—1916 годах первые реставрационные работы на памятнике, архитектор Б. Н. Засыпкин впервые провёл археологическую разведку территории, выполнил обмеры фрагментов памятника, фотофиксацию деталей и работ, в 1915 году впервые раскрыл ценные архитектурные детали церкви: северный портал и «царское место».

О результатах исследования памятника П. Д. Барановским в 1930-е гг. ничего не известно. Возможно, под его руководством были догипсованы спинка «царского места» и правая колонка северного портала. В. Н. Подключников, на основе своих наблюдений, а также данных Б. Н. Засыпкина и И. В. Рыльского, в 1941 г.

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

Серьёзное изучение памятника стало возможным с началом реставрационных работ, проводившихся в 1970-80 гг. С 1972 г. по 1982 г. их вел Н. Н. Свешников, с ним работали: А. Г. Кудрявцев в 1975-80 гг. и в 1974-82 гг. — С. А. Гаврилов, продолживший исследования в 1983-90 годах. Результаты работы этого коллектива кардинально изменили представление о памятнике, и прежде всего, о его папертях и крыльцах, которые ошибочно принято было относить к поздним перестройкам, искажающим первоначальный облик памятника.

При кратком обследовании крыши папертей в 1979 году обнаружили доски с большими фрагментами обоев и брус с различными врубками от разобранных коломенских дворцов. В 1985 году завершено исследование пола и анализ историко-архивных материалов с графической реконструкцией иконостаса XVI века. С XVIв по 1867 год иконостас располагался от северной двери до южной. Н.

В комплексе с архитектурным исследованием проводилось археологическое исследование территории памятника под руководством археолога Л. А. Беляева. В 1970-е годы вокруг церкви Вознесения был снят культурный слой высотой до метра. В 1990-м году были вырыты 3 археологических шурфа, в которых обнаружили свыше 400 фрагментов резьбы от капителей столбов и от порталов церкви.

Всего в 1986-1997-е годы архитектором С. А. Гавриловым атрибутированы свыше 2,2 тысяч фрагментов резьбы с привязкой их к декору церкви. Им же были атрибутированы находки Б. Н. Засыпкина. В публикациях упоминалась «резьба от более ранней церкви, стоявшей на месте церкви Вознесения». Однако, это утверждение опровергнуто исследованием всех архитектурных деталей, поднятых из культурного слоя и хранящихся в фондах музея-заповедника. Никаких следов от более раннего храма археологическое исследование территории церкви Вознесения не обнаружило.

Серьёзное опасение вызывает состояние памятника, стоящего на оползневом берегу. В 1970-е годы под видом укрепления берега строили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства, засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 метра выше родников. Наиболее крупные оползни под церковью Вознесения произошли в 1981 и 1987 годах.

Церковь Вознесения в Коломенском очень красива и необычна

Вместо серьёзного изучения оползневого берега и противооползневых мероприятий в конце 1980-х противооползневое наблюдение было ликвидировано. Весь объём церкви Вознесения расколот осевыми трещинами на четыре блока (по наблюдениям архитекторов Б. Н. Засыпкина в 1914—1916 годы и архитектора С. А. Гаврилова в 1970-1990-е годы).

Вместо серьёзного изучения состояния памятника решили залицевать трещины кирпичом. По сведениям главного архитектора музейного объединения О. Ягунова в 2003—2007 годах для перелицовки было использовано 40 тысяч штук кирпича. Со слов О.Ягунова, самоцелью восстановление первоначального облика не было, так, например, крыши над галереями сохранили, открытыми делать не стали.[8].

Деревянные конструкции крыш над папертями (использованные от разобранных коломенских дворцов) были полностью уничтожены при последней «реставрации» в 2002—2005 годы без необходимого исследования и фотофиксации.

При кратком обследовании крыши папертей в 1979 году обнаружили доски с большими фрагментами обоев и брус с различными врубками от разобранных коломенских дворцов. В 1985 году завершено исследование пола и анализ историко-архивных материалов с графической реконструкцией иконостаса XVI века. С XVI века по 1867 год иконостас располагался от северной двери до южной. Н.

Серьёзное опасение вызывает состояние памятника, стоящего на оползневом берегу. В 1970-е годы под видом укрепления берега строили бетонную набережную для повышения уровня воды в целях судоходства, засыпали грунтом древние родники. Берег заболотился, образовались промоины на 2 метра выше родников. Наиболее крупные оползни под церковью Вознесения произошли в 1981 и 1987 годах. Вместо серьёзного изучения оползневого берега и противооползневых мероприятий в конце 1980-х противооползневое наблюдение было ликвидировано.

Весь объём церкви Вознесения расколот осевыми трещинами на четыре блока (по наблюдениям архитекторов Б. Н. Засыпкина в 1914—1916 годы и архитектора С. А. Гаврилова в 1970-1990-е годы). Вместо серьёзного изучения состояния памятника решили залицевать трещины кирпичом. По сведениям главного архитектора музейного объединения О.

Церковь Вознесения Господня в селе Коломенском под Москвой является уникальным архитектурным и историческим памятником

Ягунова в 2003—2007 годах для перелицовки было использовано 40 тысяч штук кирпича. Со слов О.Ягунова, самоцелью восстановление первоначального облика не было, так, например, крыши над галереями сохранили, открытыми делать не стали.. Вся информация о работах на церкви Вознесения за 2001—2007 годы полностью закрыта. Научные исследования церкви генпроектировщиком ЦНРПМ были перепоручены фирме КРЕАЛ.

Деревянные конструкции крыш над папертями (использованные от разобранных коломенских дворцов) были полностью уничтожены при последней реставрации в 2002—2005 годы без необходимого исследования и фотофиксации.

ХРАМ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Храм Казанской иконы Божией Матери был построен в середине XVII в. как домовый храм царя в память освобождения Москвы от поляков и являлся символом новой династии – царей Романовых. В XVII в. храм был соединен деревянными переходами с дворцом. Храм действующий. Чтобы в него попасть, посетители поднимаются по старинной высокой лестнице, накрытой шатровым крыльцом.

В этом древнем храме можно поклониться знаменитой чудотворной иконе «Державная Богоматерь». Сразу после строительства церковь была богато украшена, но, к сожалению, ее убранство не сохранилось. Полы в царские времена выстилались в холодное время года войлоком; иконы в основном хранились в резных киотах.

Современная роспись возникла пятнадцать лет назад и совершенно изменила восприятие внутреннего пространства. Изначально на стенах не было никакой живописи. Пятиярусный иконостас также появился сравнительно недавно. В главном храме обращает на себя внимание деревянная скульптура «Христос в темнице».

В 60-е годы XVIII в. царский двор перенесли на новое место, и церковь стала приходским храмом Коломенского.

Статус

Здание входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское»; Всемирное наследие ЮНЕСКО (с 1994 года).

Церковь Вознесения в Коломенском и ее достопримечательность - икона Богородицы Державная

Был вновь освящён 8 декабря 2000 года; с 1994 года в церковном отношении имеет статус храма Патриаршего подворья. В конце 2007 года была окончена реставрация, и подклетный ярус храма был открыт для посещений.

Здание входит в комплекс музея-заповедника «Коломенское»; Всемирное наследиеЮНЕСКО (с 1994 года).

Был вновь освящён 8 декабря2000 года; с 1994 года в церковном отношении имеет статус храма Патриаршего подворья. В конце 2007 года была окончена реставрация, и подклетный ярус храма был открыт для посещений.

АНСАМБЛЬ ВОЗНЕСЕНСКОЙ ПЛОЩАДИ

Выйдя из Передних ворот, посетитель попадает на Вознесенскую площадь, где стоят Водовзводная башня, храм Георгия Победоносца и Георгиевская колокольня.

Водовзводная башня – это уникальное сооружение XVII в.: единственная сохранившаяся до наших времен древнерусская водонапорная башня, с которой был когда-то соединен водопровод, снабжавший водой царский дворец и кухни. Башня также служила воротами, ведущими в Вознесенский сад и село Дьяково. В наши дни здесь развернута выставка «Государево водовзводное дело».

Главной церковной реликвией является икона Богородицы Державная, чудесным образом обнаруженная в подклети церкви в 1917 году в день отречения от престола Николая II.С этим связана удивительная история. В феврале 1917 года крестьянке, проживавшей в соседнем селе, приснилось 2 чудесных сна, которые направили ее искать икону в Коломенской церкви.

Придя в храм и рассказав свою историю священнику, крестьянка получила поддержку в лице батюшки.Они вместе спустились в церковный подклет, где нашли самую большую, старую и почерневшую от пыли икону (как и снилось женщине). А когда они ее осторожно обмыли, им открылся Державный образ Божьей Матери.С тех пор икона хранилась в храме и часто мигрировала в соседние селения, т. к. многие хотели прикоснуться к чудотворному образу. С этой иконой связано немало историй об исцелении и чудесах.

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

Знаете ли вы? Коломенское издревле также славилось обилием чудотворных источников с целебной водой. Один из них располагается рядом с Вознесенской церковью, он называется «Кадочкой».

Разное

В подвале храма 2 марта 1917 года была обретена, согласно донесению митрополита Московского Тихона Святейшему Синоду, икона Божией Матери «Державная», с 1990 года находящаяся в соседнем Казанском храме.

В подвале храма 2 марта 1917 года была обретена, согласно донесению митрополита Московского ТихонаСвятейшему Синоду[9], икона Божией Матери «Державная», с 1990 года находящаяся в соседнем Казанском храме.

ЦЕРКОВЬ УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Еще одним важным храмом Коломенского является церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Это одна из самых больших загадок это древнего места. Считается, что она была построена в 1540-е гг. в честь небесного покровителя царя Ивана Грозного, и в этом храме царь отмечал свои именины. Эта уютная церковь помнит еще шаги великого царя.

Церковь чуть удалена от основных объектов Коломенского, утопает в зелени и тишине. Но больше всего она поражает своими размерами. К центральному восьмигранному столпу высотой 34 метра примыкают четыре восьмигранных башнеобразных придела, 17 метров высотой. Соединяет всю композицию крытая обходная галерея.

Храм несколько раз реставрировался для воссоздания первоначального облика. И каждая последующая реставрация оставляла еще больше вопросов, чем предыдущая. К примеру, в центральном столпе расчищены первоначальные росписи, значение которых до сих пор не раскрыто.

Коломенское

В Коломенском сохранились старинные дубы, которые помнят еще русских царей Алексея Михайловича и его сына Петра I. Возле набережной реки расположены пруды, в которых, по преданию, разводили рыбу для царского стола.

Рядом со старинными дубами расположены «половецкая баба» ‒ антропоморфная фигура из камня, выполненная в XI ‒ XII вв., и огромный валун – Борисов камень, отмечавший в XIII в. границы одного из западнорусских княжеств, и другие исторические раритеты.

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

В музее-заповеднике есть и особые священные места, традиционно связанные с народными верованиями и приметами. Так, в глубине Голосова оврага можно увидеть два огромных кварцитовых валуна ‒ Девий камень и Гусь-камень. Считается, что они покровительствуют соответственно женщинам и мужчинам. Известно, что в средние века к Девьему камню приходили женщины, которые желали забеременеть и долгое время не могли этого сделать.

Коломенское когда-то было царской резиденцией и вотчиной, а сегодня это красивейший памятник истории и культуры с огромной территорией в 390 гектаров в составе объединенного Московского государственного музея-заповедника. На юго-востоке парк выходит на набережную Москвы-реки, с пристани отходят прогулочные теплоходы. Большая часть территории — это нетронутая природа: лес, овраг, холм, спуск к реке, но много и историко-архитектурных достопримечательностей.

Экскурсионно-художественные программы в Коломенском включают в себя театрализованные представления, встречу хлебом-солью, чаепития с блинами, катания на лошадях и другие увеселения. На Масленицу и Рождество развертываются масштабные народные гуляния, но и в обычный день здесь приятно просто побродить.

Излюбленная резиденция великих русских правителей, Коломенское, сегодня входит в Московское государственное объединенное художественное историко-архитектурное и природно-ландшафтное музей-заповедник.

Расположился он на высоком берегу Москвы реки в южном районе столицы, и добраться туда можно прямо на метро. Площадь усадьбы Коломенское с прилегающей территорией составляет 390 гектаров, а история создания удивительна.

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

Коломенское

Так, первые свидетельства о том, что в этой местности жили люди, относятся еще к каменному веку — V-III тыс. до н.э. Уже в I веке н.э. на территории находились поселения финно-угров. Согласно преданию, село основали жители города Коломны, когда бежали от хана Батыя в 1237 году. Батый сжег их родной город, и люди облюбовали для нового поселения эту часть Подмосковья.

В Средние века здесь встречались войска союзников после Куликовской битвы. Согласно легенде, князь Дмитрий Донской и Владимир Храбрый возвели в Коломенском храм в честь Георгия Победоносца по этому поводу.

В 1339 году великий царь Иван Калита завещает село как свою собственность потомкам, и с тех пор Коломенское становится вотчиной Московских великих князей и царей.

Церковь Вознесения

Церковь Вознесения входит сегодня в список культурного наследия ЮНЕСКО, и неслучайно: это настоящее архитектурное чудо, выдающийся образец храмового зодчества на Руси.

Столпообразное строение высотой 62 метра помогали возводить итальянские зодчие, и это заметно по нетипичному для русской архитектуры декору внутри. Стены храма достигали толщины в 3 метра. Единый вертикальный массив церкви уходил вверх, суживаясь и заканчиваясь конусообразным шатром из кирпича с главкой и крестом.

Шатер высотой 40 метров и стал главной достопримечательностью строения — это уникальная находка зодчества того времени, определившая вектор развития строительства церквей в России на несколько веков вперед.

При всей своей внушительности снаружи, изнутри храм небольшой. Церковь Вознесения Господня задумывалась как домовая – во время богослужения внутри присутствовала только царская семья и близкие к правителю князья. Сегодня здание действует по своему прямому назначению — в нем проводят богослужения, его можно помещать в дни христианских праздников и просто для молитвы.

В начале XVI века Коломенское развивается быстрыми темпами, становится летней резиденцией великих князей.

С приходом к власти Ивана Грозного, в соседнем селе Дьяково разворачивается строительство церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи. Историки придерживаются гипотезы о том, что возводили храм по случаю венчания правителя на царство в 1547 году. Спустя 5 лет Грозный ведет через Коломенское войска в походе на Казань, а после, уже в 1564 году, удаляется сюда с семьей и заселяется в усадьбу — «потешный дворец».

Храм Казанской Богоматери

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

Новый этап истории современного музея наступает в XVII веке, при царе Михаиле Федоровиче.

В 1640 году по его приказу здесь возводят летнюю резиденцию — деревянный дворец. В память избавления Москвы от поляков царь приказывает заложить каменную пятиглавую церковь — и в 1649 году здесь строят потрясающе красивый храм Казанской Богоматери. Именно с этим фактом связано ежегодное отмечание праздника Казанской иконы Богоматери, который приходится на 4 ноября.

Расцвет села приходится на период царствования сына Михаила Федоровича — Алексея Михайловича Романова. Он так полюбил Коломенское, что постоянно перестраивал и расширял отцовскую резиденцию, проводил здесь официальные церемонии, занимался соколиной охотой.

По его приказу в 1667 году возводят деревянный дворец на 270 палат, соединяемых многочисленными переходами и сенями. Отдельные терема достигали высоты в 30 метров. Мужская половина дворца включала терем царя и царевичей, а также парадные сени; женская половина — терема царицы и царевен.

Строительство роскошного здания с тремя тысячами окон завершается осенью 1673 года, а осветить дворец приезжает патриарх Питирим. За удивительный экстерьер дворец прозвали восьмым рукотворным чудом света.

Дворец царя Алексея Михайловича

После смерти правителя, во дворце бывали цари Петр и Иван, царевна Софья Алексеевна, царица Наталья Кирилловна — и всем полюбилась постройка. Когда же дворец стал постепенно разрушаться, Петр I приказал подвести под него новый фундамент.

Как видим, уже к концу XVII века в Коломенском сложился архитектурный ансамбль Государева двора: деревянный дворец, каменная церковь Казанской иконы Божьей Матери (строения соединялись крытым переходом, хозяйственными и служебными подсобными помещениями), Дворцовые (Передние) ворота, по которым осуществлялся въезд на сам Государев двор, а также церковь Вознесения.

Ансамбль дополнятся палатами Приказной избы (дворцовой канцелярии), Палатами на погребах, где хранились заморские вина, а также Сытным двором, где готовили алкогольные напитки – квас, пиво, мед. Реставраторы воссоздали между этими погребами Поваренную палату. Хозяйственные постройки резиденции находились около Спасских ворот.

Достопримечательности Коломенского

Безусловно, отдельного внимания в Коломенском заслуживают сады. С XVII века их здесь было шесть: Красный, Казанский, Новый, Вознесенский, Большой и Дьяковский. Здесь выращивали кедры и пихты, грецкие орехи, а еще — бесчисленные сорта яблок и груш, разные сорта вишни, кусты малины, заросли смородины и крыжовника, лечебные травы. В части Вознесенского сада разбили дубовую рощу.

В наше время сохранились лишь Казанский, Дьяковский и Вознесенский сады. Но и они занимают существенную часть территории парка. Особенно красивы сады в конце мая, в период бурного цветения яблоневых деревьев.

Что же касается дальнейшей истории Коломенского, то после кончины царя Алексея Михайловича роль резиденции померкла.

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

Петр I нечасто наведывался сюда, но о селе не забывал. Так, именно здесь он собирал войска после Азовского похода в 1696 год и отсюда шел на Москву. Отсюда же после Полтавы отправлялся в столицу в 1709 году со шведскими пленными. Последнее посещение Петром Коломенского датируется 1724 годом.

Домик Петра I

С переносом столицы из Москвы в Санкт-Петербург, село постепенно ветшало. Деревянный дворец Алексея Михайловича приходил в упадок тоже, и даже когда после визита Екатерины II в 1762 году его отремонтировали, пригодным к жизни он не стал.

Поэтому в 1767 году постройку разобрали до фундамента, предварительно сделав все необходимые замеры и рисунки. А затем, уже в 1766 году, выстроили новый — по чертежам князя П.В. Макулова, напротив церкви Вознесения. Два нижних этажа нового дворца были каменными, а верхние — из дерева. Когда Екатерина II наведывалась в Москву, она останавливалась здесь.

После смерти императрицы ее внук Александр I запретил разбирать уже порядком обветшавшую постройку, но во время войны 1812 года дворец все равно уничтожила французская армия.

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

В 1825 году при Николае I дворец вновь перестроили — по имеющимся чертежам и проекту архитектора Е.Д. Тюрина. Спустя полвека ремонтировали крышу, меняли деревянные конструкции.

По инициативе известного архитектора Петра Барановского, в 1923 году на базе села создается музей-заповедник Коломенское.

Архитектурные памятники

Барановский стал его первым директором, разыскал и привез сюда в 1920 — 1960-х годах другие выдающиеся памятники деревянного зодчества: медоварню из Преображенского, домик Петра I из Архангельска, Моховую башню Сумского острога с Белого моря, Ворота Николо-Корельского монастыря, башню Братского острога из Сибири.

При Барановском строениям вернули исторический облик так близко к оригиналам, как это было возможно. Денно и нощно реставраторы убирали следы предыдущих восстановительных работ, чтобы воссоздать аутентичный вид.

И сегодня результатом проведенных работ могут впечатляться тысячи туристов ежедневно: в Коломенском оказались собранными деревянные постройки из различных районов России, и буквально за каждой из них скрывается удивительная история.

В 1971 году Коломенское становится государственным музеем-заповедником. Здесь хранят находки эпохи неолита, редкие печатные издания, уникальную коллекцию старинной печной керамики, фрагменты уничтоженных в разное время храмов.

Экспозиции Коломенского

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

С 2004 года функционирует экспозиция «Вехи истории Коломенского» в комплексе Дворцовых ворот. На выставке по истории села и его окрестностей можно обнаружить древнейшие иконы, портреты, книги и изразцы, оружие и предметы быта, а еще – церковные колокола.

  • Эта удивительная церковь расположилась в Москве, на высоком холме правого берега Москвы-реки, в пос. Коломенском по адресу: просп. Андропова, 39.
  • Контактный телефон:  7(499)7828917.
«царское место» находится в углублении восточной стены алтаря.
«Царское место» находится в углублении восточной стены алтаря

ДОМИКИ ПЕТРА I

В 2013 г. в Коломенском в составе выставки появился «Голландский домик царя Петра I» ‒ воссозданный в натуральную величину оригинальный домик XVII в. в Зааандаме, в котором царь жил во время пребывания в Нидерландах в 1697 г., где обучался кораблестроению на местной верфи. Здесь представлены две комнаты с воссозданными интерьерами, портретами царя и его жены, графикой, а так же иконой Спаса Нерукотворного, которую Петр I всегда брал с собой в военные походы.

АКТИВНЫЙ ОТДЫХ

Помимо бесчисленных архитектурных и исторических памятников, в Коломенском доступен для посещения очень ухоженный парк, прекрасная прогулочная набережная, где имеется вся необходимая инфраструктура для отдыха как летом, так и зимой: кафе и киоски с едой и сувенирами, бесплатные туалеты. Повсюду установлены справочные таблички, где информация дублирована на английском языке, а также шрифтом Брайля.

На территории Коломенского есть речная пристань. В летнее время по нижнему течению Москвы-реки курсируют речные трамвайчики, и есть возможность совершить небольшую речную прогулку, поднявшись на борт речного судна с пристани в музее-заповеднике.

В Коломенском можно кататься зимой на лыжах и коньках, а летом крутой склон оврага используется для полетов с парашютом начинающих планеристов. В парке работает множество аттракционов для детей, а еще в летнее время в Коломенском проходят фестивали исторических реконструкций, музыкальные шоу, ярмарки меда и концерты на открытом воздухе.

Московский государственный объединенный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник

Экспозиция размещена во Дворце царя Алексея Михайловича – воссозданном памятнике русской деревянной архитектуры XVII века (Карта-схема музея-заповедника). Это образец особого стиля, суть которого в успешном симбиозе искусства традиционной, допетровской Руси и Западной Европы. Дворец отличает высокий уровень исполнительского мастерства, декоративность и звучная, бравурная художественная полифония, обеспеченная разнообразием примененных приемов и материалов. Вместе они создают праздничное, жизнерадостное ощущение, которое сродни чудесной сказке.

Дворец, названный современниками восьмым чудом света, сохранился в народной памяти и многочисленных документах, мемуарах, описях, графических листах, живописных полотнах, обмерных чертежах и моделях в архивах и музеях России и Западной Европы. В основе художественного решения интерьеров лежало глубокое изучение, как исторических источников, так и самого широкого спектра исторических аналогов, однако ведущее место в работе творческого коллектива художников, архитекторов и научных сотрудников музея-заповедника было отдано исторической достоверности и документальной точности.

Экспозиция размещена в 24-х воссозданных интерьерах Хором Государя царя, Хором Государыни царицы и Хором царевичей, художественный образ каждого из них строится на основе взаимодействия архитектуры и убранства с функциями помещения: парадные залы для проведения торжественных приемов, пиров и празднеств, личные жилые покои.

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

“Царский пир в Столовой палате дворца царя Алексея Михайловича”

В Столовой палате дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском вы сможете увидеть, как трапезничала царская семья во второй половине XVII века.

Мультимедийная часть выставки, «оживляя» царское застолье с участием всех действующих лиц пира, погружает посетителя в атмосферу, настроение придворной церемонии.

Возрастная категория 6

На территории Коломенского сохранилось большое число архитектурных, природных и археологических памятников. Почти все они были отреставрированы и приведены в порядок. Некоторые постройки перевезены сюда из других мест. Есть действующие храмы, в исторических зданиях устроены музейные экспозиции. О самых интересных памятниках истории расскажем ниже.

  • Дворец царя Алексея Михайловича, заложенный в 1667 году и разобранный после 1767 года, построили заново в 2010 году. Деревянный дворец в свое время был шедевром деревянного зодчества и поражал всех, кто его видел, внешним видом и богатым внутренним убранством. Современный вариант полностью копирует облик дворца, но он не полностью деревянный — железобетонные конструкции сооружения покрыты снаружи бревнами. В концертном зале «Театральная хоромина» с сентября по июнь проводятся концерты и фестивали старинной, классической и джазовой музыки.
  • Церковь Вознесения Господня (1532) служила летней домовой церковью русских царей в XVI—XVII вв. Здесь находится Великая Чудотворная икона Державной Богоматери. Храм включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и находится в совместном ведении церкви и музея. В нижнем этаже развернута постоянная экспозиция.
  • Передние ворота, построенные в 1672-73 гг., встречали иностранных послов, прибывающих на прием к царю Алексею Михайловичу. Сейчас здесь открыта выставка «Вехи истории Коломенского».
  • Домик Петра I («Государевы светлицы») — единственный в Москве мемориальный музей, посвященный царю-реформатору. В нем на острове Маркове государь прожил 2 месяца, наблюдая за постройкой оборонительной крепости, которая должна была защитить от шведов Архангельск. В Коломенское строение, бывшее под угрозой разрушения, привез Барановский. В Домике воссозданы интерьеры эпохи Петра.
  • Музей деревянного зодчества был создан П. Д. Барановским. Для посетителей открыта Моховая башня Сумского острога; отреставрированы башня Братского острога (XVII в.), проездная башня Николо-Корельского монастыря (XVII в.), церковь Святого великомученика Георгия Победоносца (1685 г.).
  • Церковь Казанской иконы Божией матери (XVII в.), построенная на месте прежней деревянной церкви, соединялась с дворцом закрытой галереей-переходом. Действующий храм.
  • Церковь Святого Георгия (сер. XIX в.) с Колокольней (XVI в.) отреставрированы в 2006 г.
  • Водовзводная башня была построена в 70-е годы XVII в. для обеспечения водой царской резиденции, здание одновременно использовалось как проездные ворота. Сегодня здесь размещена экспозиция «Государево водовзводное дело».
  • Дворцовый павильон (1825) — единственное, что осталось от дворца императора Александра I начала XIX века. В павильоне размещаются выставки.
  • Фряжский погреб — памятник архитектуры XVII в. — предназначался для хранения вин и других продуктов, не требующих «ледяного» хранения.

Коломенское

Церковь Вознесения

Домик Петра I

В 2008 году здесь провели масштабную реставрацию памятников деревянного зодчества. На территории бывшего села Дьяковское выстроили макет дворца Алексея Михайловича, частично воссоздав интерьеры.

Церковь Вознесения – уникальное сооружение в Коломенском

Комплекс дополнили действующей кузницей и конюшней, усадьбой пасечника и водяной мельницей. В постройках XVI — XIX века развернули экспозиции и выставки.

Яблоневые сады

Сегодня это не только музей, но и настоящая жемчужина столицы. Старинная дубовая роща и яблоневые сады, целебные родники и камни, обладающие магической силой — все это притягивает и манит туристов.

Своим посетителям музей-усадьба Коломенское предлагает не просто прогуляться и посмотреть на архитектурные памятники — но погрузиться в жизнь усадьбы, прочувствовать на своем опыте историческое прошлое, приобщиться к культуре и быту того времени.

На официальном сайте комплекса можно найти подробную информацию о предлагаемых экскурсионно-художественных программах.

Особенности посещения церкви Вознесения

Территория: ежедневно с 1 апреля по 31 октября 7.00-22.00, с 1 ноября по 31 марта 8.00-21.00; экспозиции музея: ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме понедельника. Веб-сайт.

В парк запрещено проходить, а точнее проезжать на роликах или велосипедах. При такой большой территории это существенный недостаток.

Знаете ли вы? В наше время Вознесенская церковь является одновременно и частью Коломенского музея-заповедника и патриаршего подворья.

  1. Церковная деятельность здесь была восстановлена в 1994 году, спустя 2 года после этого церковь была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  2. Музейная экспозиция работает со вторника по воскресенье с 10:00 до 18:00, по субботам – с 11:00 до 19:00. По понедельникам она закрыта.
  3. Билеты можно приобрести в музейных кассах с 10:00 до 17:30 (в субботу с 11:00 до 18:30), а также на сайте Коломенского музея.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector