Храм Абу-Симбел в Египте – жемчужина египетского зодчества

Поездка в Абу-Симбел

Скала Абу-Симбел расположена на западном берегу озера Насер, в 280 километрах к югу от Асуана и в 40 километрах севернее суданской границы. Из Асуана туда идёт дорога, используемая туристическими автомобилями, перемещающимися колонной, и общественными автобусами в другое время. К памятнику можно также добраться по воздуху или по воде.

Особенно замечательны комфортабельные круизы, позволяющие посетить и другие достопримечательности Египта на озере Насер (Вади эс-Себуа, Амада и Каср-Ибрим). И хотя большинство туристов посещает Абу-Симбел с однодневной экскурсией из Асуана, здесь легко можно остаться на ночь.

Thomas Cook, Misr Travel и другие агентства предлагают ежедневные экскурсии из Асуана по цене 95 долларов за автобус с кондиционером для группы из десяти человек. В то же время недорогие гостиницы, вроде Nubian Oasis и Noorhain, предлагают поездки в тесных микроавтобусах за 35-55 фунтов с человека.

Те и другие передвигаются в колонне туристических машин, которая покидает город в 4.30, через три с половиной часа прибывает в Абу-Симбел и отправляется обратно в 10.00. Такая программа позволяет почувствовать себя в сердце пустыни, но это означает, что сотни туристов прибывают в одно и то же время, заполняя храмы.

Если вы хотите насладиться ими в одиночестве и остаться в Абу-Симбеле на более долгий срок, в течение дня из Дсуана ходят пять общественных автобусов (20 египетских фунтов за 4 часа езды), которыми путешественники могут воспользоваться, убедившись, что в одной машине находится не больше четырёх туристов. Рейсы организуются Автобусной компанией Верхнего Египта и частной фирмой El-Gouna.

В обоих случаях отправной точкой является главная автобусная станция. Те, у кого больше средств, могут сэкономить время благодаря перелёту и заодно полюбоваться неповторимым видом озера Насер и Абу-Симбела. Программа полётов из Асуана и Луксора планируется Egypt Air в соответствии со спросом.

В оживлённые периоды совершается дюжина перелётов, и всего около трёх – когда туризм на спаде. Большинство людей выбирает перелёт из Асуана с возвращением в тот же день (за 658 египетских фунтов, включая пересадки в аэропорту). Если вы хотите остаться на ночь, вы должны выбрать рейс 11.15. Для тех, кто имеет больше времени и денег, комфортабельные круизы в Абу-Симбел – лучший способ осмотреть озеро Насер и храмы так, как их видели фараоны.

Храмовый комплекс Абу-Симбел – неудобный объект для фотосъёмки. Огромный фасад нужно снимать утром, пока он не скрылся в тени, и требуется широкоугольный объектив, чтобы снимок вышел удачным. Фрагменты, впрочем, могут быть отображены телеобъективом (который к тому же помогает не передержать кадр при диафрагме 1-1,5).

Чтобы фотографировать Абу-Симбел с воздуха, садитесь на левую сторону лайнера и пользуйтесь по меньшей мере 200-миллиметровым телеобъективом со специальным фильтром. В зависимости от того, как много туристических групп посещает памятник, могут возникнуть трудности с фотографированием внутренних помещений храма. За использование фотоаппарата или видеокамеры плата не взимается, однако фотографирование со вспышкой запрещено.

  • Городские службы Абу-Симбела

Приблизительно в двух километрах от храмового комплекса расположен современный город Абу-Симбел (что по-арабски означает «Отец колоса»). Он выглядит заброшенным, пока вы двигаетесь мимо аэропорта, но за главной площадью делается весьма живописным со своими разбросанными вокруг скалистого мыса улье подобными домами и тёмно-красными зарослями олеандра.

Это приведёт вас к телефонной станции, аптеке и банкам (они не снабжены банкоматами и не работают в пятницу). Вам нужно проследовать мимо почтового отделения и туристической полиции за углом, прежде чем вы минуете городской совет и достигнете облицованной камнем галереи сувениров, которая находится перед центром для посетителей и билетными кассами храмов – приблизительно в пятнадцати минутах ходьбы.

Если вы решите остановиться в городе, единственный недорогой вариант для вас – Abu Simbel Village, небольшой приятный комплекс сдаваемых комнат с кондиционером, телевизором, холодильником и ванными помещениями, в 200 метрах от главного перекрёстка в противоположном от храмов направлении, за отелем Eskalen.

Поесть вы можете в отеле Eskaleh, где все блюда готовят из экологических продуктов, выращенных в собственном саду; примерная стоимость обеда 30-40 фунтов, или в Seti Abu Simbel, где обед вам обойдётся в 45-65 фунтов, включая алкоголь. В Wady El Nile и других уличных кафе можно попить чай или кофе, но еда там, скорее всего, окажется не очень свежей.

В маленькой больнице на пути к Abu Simbel Village есть хирург, но нет анестезиолога. Возможно, она существует только потому, что президент Садат владел загородной резиденцией в Абу-Симбеле. На круизных судах туристы сами могут чувствовать себя как VIP-персоны, поскольку практически лишены возможности отойти от судов без вооружённого полицейского сопровождения.

  • Светомузыкальное представление

Храм Абу-Симбел в Египте – жемчужина египетского зодчества

Пассажиры круизных судов тратят большую часть времени своего пребывания в Абу-Симбеле на посещение ночного светомузыкального представления (стоимостью 55 фунтов без студенческой скидки), начинающегося в 18.30, 19.45 и 21.00 зимой и часом позже летом. Не волнуйтесь по поводу того, на каком языке будет вестись шоу.

Комплекс Мединет-Абу

В состав комплекса Абу-Симбел входят две постройки – Большой храм и Малый храм. Памятник на сегодня является чуть ли не одним из самых исследованных сооружений Древнего Египта. В 1950-х годах его местоположение попало под зону затопления в результате образования нового водохранилища. За спасение наследия взялась ЮНЕСКО. Трудом 50 стран Абу-Симбел был полностью разобран, и за четыре года перебрался на более высокое место.

Макет-сравнение былого и текущего расположения храмового комплекса

При исследовании постройки ученые пришли к интересным заключениям. Так, например, было выяснено, что линии фасадов храмов были выстроены вдоль трещин в скальном грунте, а при укладке песчаника использовалась окись железа, что сделало его менее подверженным разрушению. 

Комплекс был возведен во второй половине Нового царства – примерно в 1260х годах до нашей эры. Чувствуется традиции оформления гробниц, но общая картина этой эпохи показывает об упадке искусства.

Дэвид Робертс - колоссы Абу-Симбела. 1838 год

Что представляет собой храм? Сам по себе храм огромный. Он состоит из двух залов: Большого и Малого. Комплекс храмов был построен в трещинах скалы, а при использовании песчаника древние египтяне применили окись железа, который охранял храмы от повреждений времени.

В период Нового царства зародилась новая традиция в культуре, а именно возводить поминальные храмы. Они строились отдельно, и не были напрямую связаны с заупокойным комплексом фараона.

Первый такой храм возвел Рамсес III на западном берегу Нила, в местности Мединет-Абу, что недалеко от города Луксор. Небольшой по размерам заупокойный комплекс обнесен стеной с башнями, и стал ярким примером поминального храма правителей Нового царства.

Большое внимание египтяне уделяли обеспечению водой, и к величественному храму фараона был прорыт канал, и даже имелась пристань у стен храма.

Храм Солнца Рамсеса II

Отметившись в центре для посетителей, где можно узнать, как храмы были перемещены на свои нынешние места, гости должны обойти холм, чтобы оказаться лицом к лицу с великим храмом Солнца (ежедневно 6:00-17:00 и позже, если самолёты садятся в вечернее время; 55 фунтов, для студентов 27 фунтов, плюс 4 фунта вознаграждения гиду и 2 фунта местного сбора).

Яркий контраст между красным цветом скалы и зеленовато-голубой водой потрясает больше, чем чисто выметенный фасад, который выглядит менее романтично, нежели задыхающийся под песком Абу-Симбел на гравюрах девятнадцатого столетия. Несмотря на всю тщательность реконструкции и воссоздание ландшафта, трудно не воспринимать его как что-то искусственное.

Хотя Ра-Хорахти, Амон-Ра и Птах также упоминаются в числе божеств-покровителей храма, они несомненно уступают Рамсесу, богу-фараону, которого придворные почитают как «могучего льва, чьи когти велики, а рёв ужасен». Он правил 67 лет, умер в 96-летнем возрасте, породив множество сыновей, большая часть которых умерла раньше него.

На фасаде храма выделяются четыре восседающих на троне колосса Рамсеса II, своей двадцатиметровой высотой превосходящие колоссы Мемнона в Фивах (правда, один из них лишился верхней половины в результате землетрясения 27 года до нашей эры). Стопы и ноги статуй грубо исполнены, однако торсы и головы высечены превосходно. Лицо левой фигуры по-настоящему красиво.

Между колоссами находятся изображения царской семьи, не превышающие колен Рамсеса. Налево от безголового колосса стоит мать фараона, Мут-Туйа. Царица Нефертари помещена с правой стороны от него. Принц Аменхерхепшеф – между ногами колосса. На правой ноге той же фигуры имеется надпись, свидетельствующая о том, что греческие наёмники участвовали в нубийской кампании саисского царя Псамметиха II (в 590 году до нашей эры).

храм абу симбел в египте

Фасад также украшен помещённой в нишу статуей Ра-Хорахти, держащего скипетр уадж и фигуру Маат. Эта композиция представляет собой изобразительную передачу начала имени Рамсеса, Усер-Маат-Ра. Точно так же вырезанные по бокам царские рельефы, представляющие бога с изображениями Маат, в действительности символизируют фараона Рамсеса, поклоняющегося своему обожествлённому «я».

Венчает фасад высокий карниз, украшенный бабуинами, поклоняющимися восходящему солнцу. По сторонам колоссальных тронов, обрамляя вход в храм, парные божества Нила сплетают геральдические папирус и осоку вокруг иероглифа со значением «объединять». Изображённые под ними вереницы пленников разделены между севером и югом. Азиаты изображены на северном (правом) троне, нубийцы – на его южном (левом) двойнике.

  • Гипостиль и святилище храма

Схематическое деление вновь обнаруживается в Гипостильном зале, обрамлённом по обеим сторонам четырьмя колоннами, перед которыми находятся десятиметровые статуи Рамсеса в виде Осириса, держащего скипетры в форме крюка и цепа (лучшей является последняя фигура справа). Ниже потолка, расписанного парящими грифами, стены заполнены изображениями военных походов царя, от Сирии до Нубии.

На стенах входа Рамсес поражает хеттских и нубийских пленников перед Амоном-Ра (слева) и Ра-Хорахти (справа), сопровождаемый своими восемью сыновьями и девятью дочерьми, а также своим «ка». Но наиболее впечатляющие рельефы находятся на боковых стенах (все направления приводятся в расчёте на то, что вы стоите лицом к задней части храма).

Основываясь на ложных сведениях, полученных от вражеских шпионов, Рамсес готовится атаковать город и вызывает вниз с высот свои резервные части. Ждавшие этого хетты переходят вброд реку, сминают одно подразделение египетского войска и рассеивают другое, чтобы окружить царя, который собственной силой пробивает себе выход из ловушки. Заключительная сцена заставляет считать спорной победу египтян, поскольку Рамсес не смог взять город.

Несмотря на это, противоположная стена изображает его штурмующим сирийские крепости в своей колеснице (обратите внимание на удвоение руки, которое некоторые рассматривают как попытку создания эффекта анимации), метающим копьё в ливийцев и возвращающимся домой со связанными жителями Нубии. На задней стене он дарит их Амону, Мут и самому себе (слева), а пленных хеттов – Ра-Хорахти, львиноголовой богине и своей собственной божественной персоне (справа).

Восемь боковых помещений зала, которые, возможно, использовались для хранения предметов культа и нубийской дани, украшены сценами приношения даров. Рельефы меньшего колонного зала показывают Рамсеса и Нефертари воскуряющими фимиам перед храмом и ладьёй Амона-Ра (слева) и Ра-Хорахти (справа). Проходим через одну из дверей в задней стене, минуем поперечный вестибюль и оказываемся в центральном святилище.

Храм Рамсеса II (Абу Симбел) в Египте

Его пять культовых статуй, когда-то покрытых золотом, а ныне изуродованных, ожидают прикосновения солнечных лучей 22 февраля и 22 октября. На 21 февраля приходится день рождения Рамсеса. 21 октября – день его восшествия на трон. Однако перемещение Абу-Симбела сдвинуло время этих явлений солнца на один день.

Колоссы Мемнона

На месте, где сейчас возвышаются огромные скульптурные изваяния фараона Аменхотепа III, стоял храм, воздвигнутый в честь этого правителя XVIII династии.

От древнего храма, вход в который и охраняли эти две статуи, практически ничего не осталось, и судить о его монументальности мы можем только по размерам скульптур.

Намного позже колоссы были названы в честь героя Троянской войны Мемнона, имя которого буквально означает «правитель утренней зари». Колонны сильно повреждены и требуют полной реставрации.

Храм Хатхор царицы Нефертари

Чуть дальше на север от храма Солнца расположен меньший скальный храм царицы Нефертари, где она отождествляется с богиней Хатхор, супругой бога Солнца в течение дня и его матерью во время возрождения на рассвете. Как и в храме Рамсеса, высеченный в скале фасад напоминает наклонный пилон (чей карниз был обрушен).

Его поверхность подчёркивается секциями восходящих контрфорсов, разделяющих шесть исполинских статуй Рамсеса и Нефертари (каждая больше 9 метров высотой), которые кажутся возникшими из скалы. Всех их сопровождают две меньшие фигуры царских детей, которые стоят в тени, едва доставая до колен родителей.

Наиболее интересные рельефы находятся в зале с квадратными колоннами, украшенными головой Хатхор. Грани последних показывают царскую чету общающейся с богами. На передней стене Нефертари наблюдает, как Рамсес поражает врагов Египта. На боковых стенах она наравне с ним участвует в ритуалах, появляясь впереди Анукет (слева) и Хатхор (справа).

Ниша святилища содержит разрушенную статую Хатхор, представленной в виде коровы. Выше грифы охраняют картуши с именем Нефертари. На боковых стенах царица подносит ладан Мут и Хатхор (слева), пока Рамсес поклоняется изображениям самого себя и Нефертари (справа). Преобладание жёлтого цвета в росписях может указывать на титул Хатхор «Золотая».

  • Наблюдение за птицами в Абу-Симбеле

Благодаря своему расположению близ большого водоёма, окружённого пустыней, недалеко от Тропика Рака, Абу-Симбел представляет условия для жизни как местным африканским, так и перелётным видам птиц. Среди редких видов – розовоспинный пеликан, африканский клювач, камышовый баклан, африканский водорез, пёстрая трясогузка, розовоголовый голубь.

Покуда настоящие знатоки будут выискивать их с помощью биноклей, случайные наблюдатели могут заметить лишь пару великолепных особей на земле около центра для посетителей, а также близ гостиниц Nefertari и SetiAbu Sîmbel. Лучшее время для наблюдения за птицами – брачный сезон в конце января – начале февраля.

Египетский Храм Хатшепсут

На трех скальных террасах в долине Дейр эль-Бахри в XV в. до н.э. был выстроен величественный заупокойный храм прославленной царицы Египта Хапшесут.

Он был возведен египтянином Сенмутом, а на строительство сложного архитектурного сооружения, высеченного прямо в скалах, ушло 9 лет. На то время культовая постройка являлась настоящим шедевром архитектуры, на площадках которого располагались озера и росли деревья.

Вход в храм украшал портик, по обеим сторонам которого находились статуи самой царицы с головами Осириса.

Эдфу

Типы египетских храмов менялись с течением времени, и уже в эпоху поздних царств стали возводить сложные архитектурные конструкции. Так храм Эдфу, начало строительства которого началось примерно в 237 году до н.э., стал вторым по величине после Карнакского.

Интерьер Малого храма в Абу-Симбел

Храм возвели в честь бога Хора, статуя которого установлена во внутреннем дворе. Высота пилонов достигает 36 м, а внутренний двор окружают 32 колонны.

Стены Эдфу украшены сценами из древнеегипетских мифов, а также посвящениями богу Хору и фараонам.

Храмы острова Филе

Красивейший остров посреди Нила считался у египтян священным, ведь именно на нем, согласно преданиям, был захоронен Осирис. Он считался неприступным, так право находиться на нем имели только посвященные жрецы.

На острове были выстроены культовые сооружения. В начале IV столетия до н.э., первый храм в честь богини Хатхор возвел фараон Нектанеб I. Во времена императора Траяна был возведен знаменитый киоск императора, который и являлся, вероятно, главным входом в огромный храм Исиды.

Кроме того, на чудесном острове сохранились пилон с колоннадой, но большой храм богини Исиды практически не сохранился.

Ком Омбо

В долине Нила в городе античной эпохи Нубит был выстроен уникальный храм, в котором справляли культы двум древнеегипетским божествам.

Симметричный храм строился в течение почти 150 лет, с 180 по 47 годы до н.э., когда Египет находился под властью Птолемеев. Храм имел два входа, у которых посетителей встречали величественные скульптуры божеств, справа — могущественный Гор с головой сокола, а слева стоял с головой крокодила грозный Себек.

Если рассматривать архитектурные особенности сооружения, то это, по сути, два храма, которые зеркально отображают друг друга.

Храм Калабша

Внутри храма Рамсеса II (Абу-Симбел)

В период римского владычества, примерно в 30 году н.э., в честь нубийского бога солнца Мандулиса был выстроен большой храм на правом берегу священного Нила.

Это было довольно большое сооружение, шириной в 22 м и длиной 76 м. Строительство началось в правление императора Октавиана Августа, но до конца архитектурный замысел так и не довели.

Как и многие памятники архитектуры Древнего Египта, храм перенесли в ходе строительства Асуанской плотины.

Храм Мандулиса/Калабша – это эллинистическо-римская версия более раннего сооружения XVIII династии, посвящённого нубийскому богу плодородия Марулу, которого греки называли Мандулисом. Во времена Птолемеев египетское господство над Нубией было довольно призрачным и зависело от доброй воли могущественной нубийской державы с центром в Мероэ возле Четвёртых порогов в 400 километрах к югу от Абу-Симбела.

Ненадолго вернув прежнюю силу империи, римляне при Диоклетиане оставили большую часть Нубии, пойдя на сделку с местными правителями, обязавшимися охранять южную границу Египта. Храм, бывший частью последнего имперского города к югу от Асуана, сохранил свидетельства такого рода опеки со стороны местных князей и государств, наследовавших царство Мероэ.

  • Дорога, двор и фасад храма Мандулиса

Приближаясь к построенному из песчаника храму с обратной стороны, вы никогда не узнаете, сколь сильное впечатление производит каменная мощёная дорога, идущая от самого берега и использовавшаяся паломниками в те дни, когда Калабша была местом исцеления, как Идфу или Дендера. По неизвестным причинам низкий пилон храма стоит под небольшим углом к зданию. Этот изъян компенсируется наличием трапециевидного двора, колонны которого расположены теснее друг к другу с более короткой южной стороны.

Абу-Симбел с высоты птичьего полёта

Первая группа достойных упоминания рельефов встречается на фасаде гипостиля в дальнем конце двора. Традиционная композиция слева от входа представляет Хора и Тота, окропляющими царя священными водами. Зато на правой стене выбит указ, запрещающий пускать в храм свинопасов с их животными (издан в 249 году нашей эры).

  • Гипостиль и святилище храма Мандулиса

Гипостиль, лишённый к настоящему времени крыши, примечателен своими колоннами с богато украшенными капителями в виде цветов. Вызывают интерес и несколько рельефов на задней стене. Слева от входа кто-то из Птолемеев подносит венцы Хору и Мандулису, а Аменхотеп II (основатель храма XVIII династии) совершает возлияния Мандулису и Мину. С противоположной стороны безымянный царь повергает врага пред лицом Хора, Шу и Тефнут.

В следующем вестибюле обратите внимание на фигуры, персонифицирующие египетские номы, размещённые под изображением царя, предлагающего вино Осирису и дары полей Исиде и Мандулису (около лестницы, ведущей в пронаос или внешний вестибюль), и не слишком часто появляющееся изображение обожествлённого Имхотепа (ниже на левой стене храма или внутреннего вестибюля).

Святилище по размеру походит на вестибюли. Как и в них, здесь некогда стояли две колонны. На задней стене вы можете обнаружить (слева направо) императора, подносящего лотосы Исиде с юным Хором и молоко Мандулису с Уаджит, а затем курящего фимиам первым двум и подносящего лотосы вторым.

Культовой статуи бога не сохранилось, однако Мандулис вновь появляется в обеих частях изображения, покрывающего заднюю стену храма: в роли царя, с короной фараона, скипетром и знаком анх (справа), и в виде бога, чью украшенную рогами барана корону венчают солнечный диск, урей и страусиные перья (слева).

Из внешнего вестибюля храма можно попасть к лестнице, ведущей на крышу, где находится уменьшенная версия святилищ Осириса, обнаруженных в других комплексах. Вид на озеро Насер и высотную плотину поверх храмового двора открывается просто ошеломляющий. Небольшой проход между зданием храма и окружающей его стеной ведёт к неплохо сохранившемуся ниломеру.

Луксорский Храм

В южной части Фив был выстроен величественный храм в честь бога Амона-Ра. Кроме верховного божества Древнего Египта в нем поклонялись также царице неба Мут и сыну Амона Хонсу. Он стал ярким примером архитектурного стиля Нового царства.

Центральная часть строения была возведена при фараоне Аменхотепе III, а его последователи достроили двор, окруженный 74 клонами. Здание являлось местом проведения фестиваля Опет, на который собирались жители Верхнего Египта.

Храмы Древнего Египта

Во время празднеств статуи божеств торжественно переносили из карнакских храмов, которые были соединены мощеной дорогой с луксорским. Сегодня посещение этого места является важнейшей частью туристических маршрутов по Египту.

Карнакский храм

Сейчас, по сохранившимся архитектурным элементам, можно только представить какой могущественный был храм, возведенный в честь древнеегипетской триады божеств — Амона, Мут и Хонса.

Карнакский храмовый комплекс основали приблизительно в 3200 году до н.э, и он стал главным святилищем египтян. Каждый фараон считал своим высшим долгом внести свой вклад в архитектурный облик храмов. Так, фараон Иниотеф I воздвиг здесь восьмигранную колонну, а Хапшесут создала отдельное святилище в честь богини Мут.

Самым значительным строением комплекса является храм бога Амона-Ра, выстроенный фараонами XVIII династии.

Сложно описать красоту древнеегипетских храмов. Величественные и монументальные культовые сооружения древних египтян предназначались богам, а также возводились, чтобы показать могущество государства. Все обряды и ритуалы в стенах этих сакральных мест проводили жрецы, а само слово «храм» в Древнем Египте изображалось иероглифом, который буквально обозначал «дом, в котором проживают боги».

Храмовые комплексы Древнего Египта давно вошли в сокровищницу мировой культуры, став молчаливыми свидетелями истории, которые, впрочем, многое могут рассказать о далеком прошлом человечества.

Храм Мандулиса (Калабша) в Египте

Автор статьи: Валерий Скиба

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector