География
Город расположен на западном берегу Каспийского моря, на реке Суходол[21], к северу от устья реки Рубас, там где горы Большого Кавказа ближе всего подходят к Каспийскому морю, оставляя лишь узкую трёхкилометровую полосу равнины. Замыкая её, город образовывал так называемый Дербентский или Каспийский проход.
Город расположен на западном берегу Каспийского моря, на реке Суходол, к северу от устья реки Рубас, там где горы Большого Кавказа ближе всего подходят к Каспийскому морю, оставляя лишь узкую трёхкилометровую полосу равнины; замыкая её, город образовывал так называемый Дербентский или Каспийский проход.
Названия
Дербентская цитадель
Нарын-Кала
и древние сооружения внутри цитадели.
Дербент от перс.دربند Дарбанд — «Закрытые (связанные) врата», был известен у различных народов под разными названиями.
Для древних греков и римлян Дербент был Каспийскими или Албанскими воротами, под этим же названием город известен в персидских и сирийских источниках III—VI вв. Семён Броневский писал:«Сей промежуток, занятый строением города Дербента, известен был древним то под именем pillae Caspiae то под именем pillae Albaniae, то есть Каспийских и Албанских ворот.»[42].
Одно из ранних названий — Верóй-пахр — «Грузинский страж». (среднеперс.Wērōy-pahr, сир. ܘܪܦܐܗܪܓ Wirōpahrg, арм. Իւրոյ Պարհակ Iwroy Parhak, греч. Ιβηρες)[43]
Раннесредневековые закавказские авторы называли его Воротами Чора (Джора), крепостью, городом Чога, Чол, воротами гуннов, иногда морскими воротами или Дарубанди(დარუბანდი), а византийские — укреплением Тзор, Тзур (Цур).
Позднее, видимо с VI века персы стали именовать город Дербентом (дер — дверь и бенд — преграда, застава), а сирийцы — воротами Торайе, арабы — Баб аль-абвабом (ворота ворот), Баб ал-хадидом (железные ворота), грузины — Дегвис кари (морские ворота), монголы — Кахулга (ворота), тюрки — Демир капы (железные ворота), русские — Дербентом[23].
По сказаниям древних историков, город Албана, лежавший между реками Албанус и Кассы, можно принять за Дербенд; реки Албанус — за Самур, а Кассы — за Манас, протекающие между Буйнаком и Тарками[44][45].
Дербент был переименован в Баб-аль-Абваб (аль-Баб) после арабского завоевания в начале VIII века. Фигурировал под этим названием в арабской историко-географической литературе. Оно на некоторое время получило распространение также и в иранской и тюркоязычной литературе. После падения арабского Халифата и образования самостоятельных государств в регионе город стал называться на старый лад, Дербентом.
Дербент был известен у различных народов под разными названиями: Албана, Албанские ворота, Каспийские ворота, Морские ворота, Ворота Чора (Джора), Цур (Сур), Баб аль-абваб («ворота ворот»), Баб ал-хадид («железные ворота») и другими.
По сказаниям древних историков, город Албана, лежавший между реками Албанус и Кассы, можно принять за Дербенд; реки Албанус — за Самур, а Кассы — за Манас, протекающие между Буйнаком и Тарками.
Семён Броневский писал:«Сей промежуток, занятый строением города Дербента, известен был древним то под именем pillae Caspiae то под именем pillae Albaniae, то есть Каспийских и Албанских ворот.».
Арабское наименование города — Баб-аль-Абваб, часто даётся в сокращённой форме как аль-Баб. Баб-аль-Абваб (аль-Баб) буквально означало Главные (Большие) Ворота, Ворота ворот. Назван так по причине роли, которую играл Дербент в геополитике раннего Средневековья, являясь важнейшим стратегическим пунктом на торговых путях из Европы в Азию.
Дербент был переименован в Баб-аль-Абваб (аль-Баб) после арабского завоевания в начале VIII века. Фигурировал под этим названием в арабской историко-географической литературе. Оно на некоторое время получило распространение также и в иранской и тюркоязычной литературе. После падения арабского Халифата и образования самостоятельных государств в регионе город стал называться на старый лад, Дербентом.
Хронология
Карта Дербента 1830 года.
Дербентский историко-архитектурный музей
- Примерно с V-IV веков до н. э. на месте Дербента располагалось кочевая стоянка маскутских (массагетских) племён.
- Примерно во II веке до н. э. на месте стоянки был построен город, известный в античных и средневековых источниках как Чола.
- С конца I века до н. э. Чола — столица племенного союза маскутов (массагетов), часто называемого в исторических источниках Царством Маскут.
- С I века н. э. Чола, как и всё царство маскутов, в вассальной зависимости от царей Кавказской Албании.
- В VI веке н. э. сасанидский шах Кавад, подчинив маскутов власти сасанидов, начал перестройку и укрепление Чолы.
- В VI веке н. э. сасанидский шах Хосров Ануширван полностью завершил перестройку крепости Чолы, заодно сменив её название на Дербент. Крепость охраняла проход между Кавказскими горами и Каспийским морем, находящийся на пути между Европой и Передней Азией, что и отражено в названии: иранское «Дербенд» означает «узел дорог».
- Какая-то часть евреев в этот период переселяется из Персии в Дербент. Начало становления общины евреев, первых монотеистов в регионе.
- В 630-х годах Дербент захватили хазары.
- При великом князе Кавказской Албании, Джаваншире, Дербент, как и вся область Маскут, присоединён к Кавказской Албании.
- С 652 года Дербент в составе Халифата. В городе строились мечети, сюда переселены 24 000 сирийцев, город разбит на магалы, подавляющая часть жителей принимает ислам.
- 730 год — принятие иудаизма хазарами (предположительно, под влиянием евреев Дербента).
- В VIII веке Дербент — крупный военно-политический центр Кавказа, в котором находилась резиденция наместника халифа. В 10 в., с распадом Халифата, Дербент становится центром независимого эмирата.
- С IX века Дербент под влиянием государства Ширваншахов.
- В 1071 году город оккупировали сельджуки.
- С XII века Дербент в составе государства Ширваншахов, находившегося в вассальной зависимости от государствa Ильдегизидов
- В XIII веке Дербент, как и всё государство Ширваншахов, завоёван монголами.
- В XVI — начале XVIII веков Дербент — в составе Сефевидское государство.
- С 23 августа по 6 сентября 1722 года — Пётр I находился в Дербенте.
- С 1743 год центр Дербентского ханства государства Сефевидов и Афшаров, резиденция Надир-Шаха.
- В XVIII веке со смертью Надир-шаха Дербентское ханство провозгласило свое независимость.
- В XVIII веке Дербент с ханством присоединён Фатали ханом Кубинским к Кубинскому ханству.
- В 1796 году Дербент завоёван русскими войсками (См. Штурм Дербента).
- В 1806 годуМехти II, шамхал Тарковский, стал и ханом Дербентским[46].
- В 1813 году присоединён к Российской империи.
- В 1837 году открылось первое русское учебное заведение в Дагестане — Дербентское уездное училище.
- С 1840 года Дербент — уездный, а с 1846 года — посадский город.
- В конце 1840-х годов открылась мусульманская школа, переведённая в 1855 году в Темир-Хан-Шуру.
- С 1840-х годов переживал быстрый экономический подъём, связанный, в частности, с выращиванием марены — растения, из которого получали дешёвый краситель. В XIX в. были развиты также садоводство, виноградарство и рыбный промысел.
- В 1898 года через Дербент прошла железная дорога Порт-Петровск (ныне Махачкала) — Баку.
- С 70-х годов ХХ-го века — репатриация евреев Дербента в Израиль.
- 19 сентября 2015 года — празднование 2000-летия города Дербента (дата присвоение статуса «город»).
Население
На 1 января 2018 года по численности населения город находился на 138 месте из 1113[70]городов Российской Федерации[71].
- Этнический состав
о сведениям немецкого путешественника Адама Олеария, посетившего Дербент в 1638 году, этнический состав города был следующим: жители верхней части состояли из [тюркских] племён аюрумлу и койдурша средняя часть была заселена персами (современные таты), а нижняя часть — совершенно лишена домов, но как говорят раньше была заселена греками.[73][цитата не приведена 248 дней]. По данным русского историка С. М. Броневского в Дербенте
В 1860—1870 гг. к населению Дербента добавились горские евреи и русские, но азербайджанцы продолжали численно преобладать[75]. Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Эфрона, издававшегося в конце XIX — начале XX веков,
Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа (выпуск 11, 1891) указывал, что татар в городе чуть менее 2/3 всего населения — 9 490 человек. Остальное население состояло из евреев (2 003 человека), русских (1 745 человек), армян (947 человек) и представителей других национальностей (133 человек).[77]
По данным переписи 1897 года в городе проживало 14 649 чел. из которых своим родным языком указали татарский (азербайджанский) — 9 767 чел., еврейский — 2 181 чел., русский (в том числе малорусский и белорусский) — 1092 чел[78].
Согласно Энциклопедии ислама в начале 20 века этно-религиозный состав населения города был следующим: 57 % — мусульмане, 18 % — русские, 16 % евреи и 7 % армяне[79].
Год переписи | 1897[80] | 1939[81] | 1959[82] | 1970[83] | 1979[84] | 1989[85] | 2002[86] | 2010[87] |
лезгины | 133 (0,9 %) | ↗1 678 (4,9 %) | ↗4 589 (9,7 %) | ↗6 477 (11,4 %) | ↗11 013 (16,3 %) | ↗16 993 (21,8 %) | ↗32 955 (32,6 %) | ↗40 188 (33,7 %) |
азербайджанцы | 9 767 (66,7 %) | ↗8 734 (25,6 %) | ↗11 190 (23,6 %) | ↗14 381 (25,3 %) | ↗17 875 (26,5 %) | ↗21 600 (27,7 %) | ↗32 064 (31,7 %) | ↗38 523 (32,3 %) |
табасараны | н. д. | ↗152 (0,4 %) | ↗1 522 (3,2 %) | ↗3 296 (5,8 %) | ↗6 183 (9,2 %) | ↗8 776 (11,3 %) | ↗15 606 (15,4 %) | ↗18 839 (15,8 %) |
даргинцы | 95 (0,6 %) | ↗769 (2,3 %) | ↗1 591 (3,4 %) | ↗2 340 (4,1 %) | ↗2 835 (4,2 %) | ↗3 242 (4,2 %) | ↗5 582 (5,5 %) | ↗6 692 (5,6 %) |
русские | 1 004 (6,9 %) | ↗11 211 (32,9 %) | ↘11 284 (19,8 %) | ↗12 310 (26,0 %) | ↘10 404 (15,4 %) | ↘7 644 (9,8 %) | ↘5 073 (5,0 %) | ↘4 450 (3,7 %) |
агулы | н. д. | н. д. | ↗30 (0,1 %) | ↗492 (0,7 %) | ↗62 (0,1 %) | ↗1 147 (1,5 %) | ↗2 956 (2,9 %) | ↗3 775 (3,2 %) |
армяне | 621 (4,2 %) | н. д. | н. д. | н. д. | н. д. | н. д. | н. д. | 1 367 (1,2 %) |
горские евреи / евреи | 2 181 (14,9 %) | ↗7 604 (22,3 %) | ↗11 399 (20,4 %) | ↘9 218 (13,7 %) | ↗11 500 (14,4 %) | ↘7 002 (7,0 %) | ↘1 724 (1,7 %) | ↘1 345 (1,1 %) |
рутульцы | н. д. | н. д. | 8 (0,1 %) | 8 (0,1 %) | ↗236 (0,4 %) | ↗392 (0,5 %) | ↗716 (0,7 %) | ↗921 (0,8 %) |
аварцы | 278 (1,9 %) | ↘182 (0,5 %) | ↘107 (0,2 %) | ↗398 (0,7 %) | ↗772 (1,1 %) | ↘271 (0,3 %) | ↗442 (0,4 %) | ↗541 (0,5 %) |
кумыки | н. д. | 275 (0,8 %) | ↗443 (0,9 %) | ↗539 (0,9 %) | ↗829 (1,2 %) | ↘441 (0,6 %) | ↗552 (0,5 %) | ↘473 (0,4 %) |
лакцы | 97 (0,7 %) | ↗120 (0,3 %) | ↗252 (0,5 %) | ↗361 (0,6 %) | ↗526 (0,8 %) | ↘451 (0,6 %) | ↘436 (0,4 %) | ↗472 (0,4 %) |
таты | 8 (0,1 %) | н. д. | ↗385 (0,7 %) | ↗959 (9,4 %) | ↗1 503 (1,9 %) | ↗6 186 (6,2 %) | 314↘ (0,3 %) | …↘ |
другие | 473 (3,2 %) | 3 327 (9,8 %) | 3 571 (7,5 %) | 7 584 (13,3 %) | 3 339 (5,0 %) | 3 775 (4,8 %) | 2 611 (2,6 %) | 1 614 (1,4 %) |
всего | 14 649 (100 %) | 34 052 (100 %) | 47 318 (100 %) | 56 869 (100 %) | 67 422 (100 %) | 77 851 (100 %) | 101 031 (100 %) | 119 200 (100 %) |
Согласно последним данным переписи населения, в г. Дербенте преобладающим большинством являются народы лезгинской ветвинахско-дагестанской семьи — 53,5 %. В Дербенте проживает самая большая шиитская диаспора в России.
Еврейская община
Евреи начали селиться в Дербенте ещё в античные времена и во время хазарского правления составляли важный элемент города[88]. В состав горских евреев вошли также более поздние переселенцы из Ирана, Ирака и Византии.[89]
Еврейская община была описана такими путешественниками, как Вениамином из Туделы (XII век) и Вильгельмом из Рубрукуса (XIII век). В XVIII веке евреи подверглись гонениями во время войн Персии с Россией и персидский шах Надир заставил многих евреев принять ислам.
Широко известная история, подобная той, что показана в художественном фильме Багдадский вор, судя по легенде, произошла в Дербенте. В средневековый Дербент прибыли мошенники из Багдада. Убедив местных евреев в скорейшем приходе Мессии (Машиаха), и дождавшись пока люди вышли из своих домов и собрались на городской площади, гастролёры из Багдада прошлись по всем домам и обокрали их.
После завоевания Дагестана Россией многие евреи сосредоточились в Дербенте и город стал религиозным центром горских евреев. В 1897 году в городе проживало 2200 евреев (15 % населения), в 1903 году в городе проживало 3500 евреев, в 1989 году — 13 000. После распада СССР в 1991 году большинство евреев иммигрировало из города и в 2002 году в городе насчитывалось 2000 евреев. В городе работает синагога и общинный центр[90].
Главный раввин Дербента Овадия Исаков находится на должности с 2004 года. 25 июля 2013 неизвестный совершил покушение на раввина возле его дома. Раввин был доставлен в больницу с огнестрельными ранениями в тяжёлом состоянии. Было установлено, что инцидент является террористическим актом, что привело к опасениям местных евреев относительно возможности повторного нападения[91].
Промышленность
- Дербентский коньячный комбинат. Предприятие было построено ещё в 1902 году как завод, а затем (в 1960 г.) стало комбинатом[92]. Выпускает коньяки разных марок.
- Дербентский завод игристых вин. Открыт в 1977 году[93]. Завод является единственным в России по выпуску шампанского в сувенирных и даже хрустальных бутылках.
- Дербентский консервный комбинат. Построен в 1930 году[94].
- Дербентский мясокомбинат. Основан на базе скотобойни[95].
- Дербентский молочный комбинат. Начал свою работу в 1937 году[96].
- Дербентский хлебозавод. Работает с 1936 года[97].
- Завод «Электросигнал». Функционирует с 1959 года[98].
- Дербентский строительный комбинат был построен в 1951 году. Занимается сборкой панельных домов[99]. Предприятие находится в хорошем состоянии и выстроило в городе уже целый микрорайон.
- НИИ «Волна». Научно-исследовательский институт занимается разработкой и производством авиационных аппаратов внутренней связи для самолётов гражданской авиации[100].
Герб Дербента
Герб Дербента, утверждённый в 2013 году
Герб Дербентского уезда утверждён царским правительством21 марта1843 года[103] вместе с другими гербами Каспийской областиРоссийской империи, к которой относился тогда город. Позже эта символика на протяжении 170 лет была гербом города Дербент.
Флаг города пока не утверждён[104].
Описание старого герба
«В первом золотом поле (повторяющем часть герба Каспийской области) находится — стоящий тигр; во втором золотом поле — вылетающий струями из земли воспламенённый газ; в третьем серебряном поле — старая крепостная стена с воротами, упирающаяся с одной стороны в хребет гор, а с другой —примыкающая к морю, в четвёртом серебряном поле — переплётшиеся корни растения марены и несколько стеблей мака, перевязанных золотой верёвкою».
Марена и мак изображены в знак того, что жители с большим успехом занимаются обрабатыванием первой и разводят последний для приготовления из него лечебного опиума (ширяк)[105]. Окультуривание марены — источника ценного красителя — миру подарил житель Дербента Келбалай Гуссейн[источник не указан 2153 дня].