Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото.

Картины Рафаэля в Эрмитаже

Италия, 1478–1480 годы

Второе название происходит по фамилии владельцев картины. При каких обстоятельствах произведение великого Леонардо попало в Россию, до сих пор неизвестно. Существует легенда, что семейство Бенуа купило ее у бродячего цирка. Шедевр достался Марии Сапожниковой (после замужества — Бенуа) в наследство от отца.

Италия, около 1504 года

«Мадонна с Младенцем» — одно из ранних произведений Рафаэля. Александр II приобрел эту картину в Италии у графа Конестабиле для любимой жены Марии Александровны. В 1870 году этот подарок обошелся императору в 310 тысяч франков. Продажа работы Рафаэля возмутила местную общественность, однако у итальянского правительства не было средств, чтобы выкупить картину у владельца. Собственность императрицы сразу же была выставлена в здании Эрмитажа.

Один из самых крупных и уж точно самый известный представитель искусства эпохи Возрождения. Самое крупное собрание его работ включая знаменитую «Монну Лизу» (Джаконда) хранится во французском Лувре. В эрмитаже представлены два его полотна: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Названия даны по именам бывших хозяев картин, архитектора Леонтия Николаевича Бенуа и у итальянского герцога Литта.

Здание: Большой Эрмитаж, 2-й этаж, зал № 214

Рафаэль Санти известный итальянский живописец, архитектор и график несмотря на свою непродолжительную жизнь, 37 лет оставил после себя богатое наследие. Самой большой условно его работой в Эрмитаже являются знаменитые «Лоджии Рафаэля» скопированные по заказу Екатерины II с галереи Папского дворца в Риме.

Здание: Новый Эрмитаж, залы № 227 и 229

Сейчас в мире осталось 14 картин, написанных непревзойденным мастером Леонардо да Винчи. В Эрмитаже выставлены две его Мадонны: «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Вторая из них считается самым лиричным изображением Богоматери, которое когда-либо изображали на холсте. Мастеру удалось передать женскую нежность, материнскую любовь, которую любящая мать испытывает к своему малышу. В 1864 году полотно было куплено у владельца Миланской картиной галереи графа Литта. Это сокровище Эрмитажа.

Тициан

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото.

Италия, около 1554 года

Полотно Тициана Екатерина II приобрела в 1772 году. Картина написана по мотивам мифа, в котором царю Акрисию предсказали, что он умрет от руки собственного внука, и чтобы избежать этого, он заточил свою дочь Данаю в темницу. Однако находчивый бог Зевс все же проник к ней в виде золотистого проливного дождя, после чего Даная родила сына Персея.

Екатерина II была просвещенным монархом, обладала прекрасным вкусом и отлично понимала, что именно надо приобретать для своей коллекции. В Эрмитаже есть еще несколько картин с подобным сюжетом. Например, «Даная» Фервилта и «Даная» Рембрандта.

Творчество Тициана представлено в Эрмитаже восемью произведениями, среди них «Кающаяся Мария Магдалина». Первую версию картины художник написал по заказу в 1560 году, но она произвела такое впечатление на современников, что Тициану пришлось написать еще три варианта, в каждом из которых менялся задний план, положение рук и головы героини.

Тициан Вечеллио самый яркий представитель венецианской школы эпохи Возрождения. В коллекции Эрмитаж находятся 8 картин принадлежащих его руке. Самые известные из них: «Даная», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».

Здание: Большой Эрмитаж, 2-й этаж, зал № 221

Эль Греко (Доменикос Теотокопулос). Апостолы Петр и Павел

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото.

Работы испанских мастеров представлены более чем ста шестидесятью картинами. Это собрание является самым большим за пределами Испании. Одна из картин Эль Греко — «Апостолы Петр и Павел». Это полотно, написанное в 1592 году, по разным причинам было предано забвению почти три столетия. Она наполнена тайным смыслом и загадочными символами, о которых спорят специалисты.

Испания, между 1587–1592 годом

Картину подарил музею в 1911 году Петр Дурново. За несколько лет до этого Дурново показывал ее на выставке императорского общества поощрения художеств. Тогда об Эль Греко, которого считали весьма посредственным художником, заговорили как о гении. В этом полотне живописец, который всегда был далек от европейского академизма, оказался особенно близок византийской иконописной традиции.

Рембрандт ван Рейн. Возвращение блудного сына

Рембрандт Харменс ван Рейн является одним из самых известных живописцев всех времён и, уж точно самым известным голландским художником. В коллекции Эрмитажа находятся по разным данным от 14 (Википедия) до 23 его работ. Самые лучшие картины мастера в музее:  «Даная», «Возвращение блудного сына». По факту получается, что две из трёх топовых работ художника хранятся в России, третья «Ночной дозор» находится в Государственном музее Амстердама.

Здание: Новый Эрмитаж, зал № 254

Голландия, около 1668 года

Одну из самых известных и узнаваемых картин Рембрандта Екатерина II купила в 1766 году. Евангельская притча о блудном сыне волновала художника на протяжении всей его жизни: первые рисунки и офорты на этот сюжет он создал еще в 1630–40-е годы, а за написание картины взялся в 1660-е. Полотно Рембрандта стало вдохновением и для других творческих личностей.

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото.

Этому художнику посвящен целый зал. Каждое из полотен, представленных на всеобщее обозрение, привлекает и завораживает. В числе самых знаменитых шедевров значится «Даная». Сюжет этой картины – явление Зевса в виде струй золотого дождя к девушке, заточенной в подземелье. Его можно увидеть в творчестве многих художников, в том числе и Тициана.

Холст на протяжении длительного времени приводил в замешательство искусствоведов, потому что на нем ярко прослеживались два стиля исполнения. Лишь когда в распоряжении экспертов оказался рентгенограф, стало все ясно. Изначально мастер изобразил свою жену — Саскию, которая позировала ему для многих работ.

Видимо скорбь художника по почившей супруге была очень сильна. На полотне появилась старуха служанка, а выражение лица ангела стало страдальческим. Несмотря на то, что Даная не вписывается в современные каноны красоты, она считается воплощением женственности и чувственности.

Ужасная история случилось в прошлом веке с «Данаей». Субботним июньским днем 1985 года мужчина из экскурсионной группы узнал от гида, что «Даная» является одной из самых ценных картин Эрмитажа. Недолго думая, он облил полотно серной кислотой и дважды ударил по нему ножом. Казалось, что бесценный шедевр был утрачен навсегда, ведь было практически разрушено около 30% картины.

Караваджо

Италия, 1595–1596 годы

Караваджо — известный мастер барокко, перевернувший своим «погребным» светом сознание нескольких поколений европейских художников. В России хранится лишь одна его работа, которую художник написал еще в юные годы. Для картин Караваджо характерна некая драма, есть она и в «Лютнисте». В нотной тетради, изображенной на столе, записана популярная в то время мелодия мадригала Якова Аркадельта «Вы знаете, что я вас люблю». А треснувшая лютня в руках юноши — символ несчастной любви. Полотно приобрел Александр I в 1808 году.

В Эрмитаже представлена всего одна работа Караваджо «Юноша с лютней». Некоторые исследователи полагают, что имеют дело с копией оригинала. Много лет произведение выставлялось как «Лютнистка». Тщательно исследовав произведение и биографические сведения, подтвердилась оригинальность, а значит, на ней реально изображен юноша, а прототипом послужил друг художника — Марио Миннити.

Томас Гейнсборо

В нашей стране есть лишь одно полотно, принадлежащее кисти английского художника Томаса Гейнсборо, и оно выставлено в Эрмитаже. Речь идёт о «Даме в голубом». На нем запечатлена герцогиня Елизавета де Бофор. Здесь она — сама женственность и изящество. Тем удивительнее, что ее мать слыла ярой активисткой британского движения «синий чулок».

Питер Пауль Рубенс. Портрет камеристки инфанты Изабеллы

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото.

Питера Пауля Рубенса можно назвать самым ярким и самым известным фламандским (бельгийским) живописцем. Его руке принадлежит более 3000 картин многие из которых выполнены совместно с учениками и коллегами, самым знаменитым из которых был Антонис ван Дейк. В коллекции Эрмитажа насчитывается 22 полотна и 19 эскизов мастера. Самые знаменитые из них: «Вакх», «Персей и Андромеда», «Снятие с креста».

Здание: Новый Эрмитаж, зал № 247

Фландрия, середина 1620-х годов

Несмотря на название, считается, что это портрет дочери художника — Клары Серены, умершей в 12 лет. Картина создана уже после смерти девушки. Художник тонко выписал и пушистые волосы, и нежную кожу лица, и задумчивый взор, от которого невозможно отвести глаза. Перед зрителем возникает одухотворенный и поэтический образ.

Картину в коллекцию Эрмитажа приобрела Екатерина II в 1772 году.

Ренуар

В Эрмитаже выставлено несколько полотен, принадлежащих кисти Ренуара. Одна из них — «Портрет актрисы Жанны Самари». Произведение наполнено светом, лучезарные оттенки и переходы вызывают неподдельное восхищение. Однако история шедевра драматична. Едва написанная картина чуть не была потеряна. Ренуар писал ее для выставки, и, зная, что краски не просохли, не стал покрывать лаком.

Анри Матисс

Эрмитаж обладает большой коллекцией произведений Матисса, состоящей из 37 работ. Они попали сюда из частного собрания коллекционера Сергея Щукина. Он скупал картины непопулярных тогда художников, спасая первых от сожжения, а последних от голодной смерти. Щукина называли «собирателем хлама» и «несведущим в искусстве человеком». После революции коллекция была национализирована и передана в Эрмитаж.

Время все расставило по своим местам. Жаль, что сегодня нет в живых в тех, кто столь нелестно отзывался об истинном ценителе прекрасного и вечного. Московский купец Сергей Иванович Щукин творил историю, коллекционируя произведения искусства. Впоследствии именно его собрание стало основой для экспозиции французской модернистской живописи в Эрмитаже и Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Но вернемся к великому мастеру. Одна из самых его известных картин — «Танец». Исполнение в стиле “ню” и с использованием трех красок – синей, зеленой и оранжевой, создает атмосферу семейного тепла и одновременно радости бытия. Сейчас она признана величайшим образцом модернизма.

Вышеназванный коллекционер был восхищен данной работой 1909 года. Он заказал подобное творение у художника. И уже спустя год «Танец» украшал интерьер парадной лестницы особняка мецената. Вследствие национализации его картинной галереи советской властью, вторая авторская версия «Танца» оказалась в Эрмитаже. Первая же находится в Нью-Йорке.

Франция, 1909–1910 годы

Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Фото.

Картина была создана по заказу Сергея Щукина, известного русского коллекционера французской живописи XIX — начала XX века. Композиция написана на тему золотого века человечества, и потому на ней изображены не конкретные люди, а символические образы. Матисс вдохновлялся народными плясками, которые, как известно, хранят в себе ритуальность языческого действа.

Эдгар Дега. Площадь Согласия (Виконт Лепик с дочерьми, переходящий площадь Согласия)

Франция, 1875 год

Картина «Площадь Согласия» была перевезена в Россию после Второй мировой войны из Берлина — там она хранилась в частном собрании. Полотно интересно тем, что, с одной стороны, это портрет, а с другой — типичная для импрессионистов жанровая зарисовка из жизни города. Дега изобразил своего близкого друга, аристократа Людовика Лепика, вместе с двумя дочерьми.

Многофигурный портрет до сих пор хранит в себе немало загадок. Неизвестно, когда и при каких обстоятельствах картина была создана. Искусствоведы предполагают, что работа была написана в 1876 году и не на заказ. Другой подобной картины ни до, ни после художник не писал. Нуждаясь в деньгах, он продал все же полотно графу Лепику, и до конца XIX века о нем не знали. После падения Берлина в 1945 году шедевр в числе других «трофейных» произведений был отправлен в Советский Союз и оказался в Эрмитаже.

Картины Клода Моне в Эрмитаже

В Эрмитаже около 250 работ французских мастеров, творивших на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Среди них важное место занимают работы Клода Моне. Его произведение «Дама в саду Сент-Андресс» стала обложкой каталога работ этого художника, собранных по всему миру. Удивительным фактом всегда останется для потомков — умение художника тончайшим образом предавать свето-цветовую игру.

Еще один шедевр – «Мост Ватерлоо. Эффект тумана». Сюжет полотна открывается на расстоянии. Вблизи все тонет в одном фиолетовом фоне. Лишь с двухметровой дистанции через плотный туман просачиваются загадочные очертания каменного моста, по телу могут пробежать мурашки от ощущения свежести и движения воды.

Этот яркий французский художник, не только один из основателей импрессионизма, но и сам этот термин возник с лёгкой руки журналиста Луи Леруа из за его картины «Впечатление. Восходящее солнце» описывающей восход солнца в порту Гавра. Самые известные из его полотен в коллекции Эрмитажа:  «Дама в саду» и «Мост Ватерлоо. Эффект тумана».

Здание: Здание Главного штаба, зал № 403

Пикассо

Коллекция музея была бы неполной без работ великого мастера Пикассо. Музей располагает 31 произведением мастера, среди которых поражают всякое воображение такие картины, как «Танец с покрывалами», «Любительница абсента» и многие другие. Несмотря на то, что образы в работах Пикассо облечены в формы “скульптурности” и несколько “примитивизированны”, они обладают магией. Как описывают эксперты, труды художники относятся к архаичному искусству, поэтому являются бесценными шедеврами.

Кандинский

Большой Эрмитаж стал как бы продолжением Малого Эрмитажа

Еще ярчайшим представителем русского авангардизма и одним из основоположников абстракционизма, полотна которого выставлены в самых известных музеях мира, является русский живописец — Василий Васильевич Кандинский. В Эрмитаже отдельный зал посвящен творчеству этого художника. Его «Композиция VI» привлекает яркими красками и размашистыми мазками. Картина как нельзя лучше предает атмосферу начала прошлого века, когда в стране и в мире происходили глобальные перемены.

Эрмитаж — это не просто музей — это сокровищница мирового искусства. Здесь каждая картина — шедевр, каждый художник — гений, каждое полотно — загадка.

Германия, 1913 год

В Эрмитаже есть целый зал, посвященный творчеству Василия Кандинского. «Композиция VI» была создана в Мюнхене в мае 1913 года — за год до начала Первой мировой войны. Динамичная яркая картина написана свободными и размашистыми мазками. Первоначально Кандинский хотел назвать ее «Потоп»: в основу абстрактного полотна лег библейский сюжет.

В материале использованы иллюстрации с официального сайта Государственного музея «Эрмитаж»..

Малевич

Одна из самых известных в мире работ русского авангардизма принадлежит Казимиру Малевичу. Знаменитый «Черный квадрат» с момента своего появления является источником непрекращающихся споров и полемических рассуждений среди художественной элиты и обычных зрителей. Сегодня можно смело заявить, что налицо – явный супрематизм.

Данное направление было основано в авангардистском искусстве как разновидность абстракционизма в 1910-х годах и самим Малевичем. Для выражения идей используются простейшие геометрические формы и очертания. Сочетание разных красок и фигур под воздействием внутреннего движения образует уравновешенные композиции.

Северный павильон Малого Эрмитажа

Своей работой Малевич дал толчок формированию и развитию нового направления не только в художественном, но и дизайнерском искусстве.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector