Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Культурно-историческое значение Коломенского царского дворца

Царская резиденция является памятником культуры архитектурного наследия, деревянного зодчества. Убранство внутренних покоев воспроизводит уклад и традиции жизни нескольких поколений царских особ. Реставрационные работы максимально приближены к эпохе XVII века.

Экспозиции содержат подлинные иконы, мебель, утварь. Царский дворец Алексея Михайловича являет собой памятник исконно русского самобытного искусства Московского царства, подтверждает красоту, силу и мощь России допетровской эпохи.

Деревня Коломенское располагалась в Подмосковье и являлась царской вотчиной. Здесь самодержцы отдыхали, охотились, развлекались. Быт облагораживался постройкой часовен, церквей, хором.

Коломенский дворец носит название села, которое в настоящее время стало частью столицы. Ансамбль строений, парк, прилегающая территория, имеет статус «Государственный архитектурный музей-заповедник» и охраняется законом.

Первый царь из рода Романовых, Михаил Федорович любил проводить свободное время в Коломенской летней резиденции.

Свою привязанность он передал наследнику Алексею Михайловичу, который будучи страстным охотником, сделал дворец местом отдыха, встреч и проведения охот.

Взойдя на престол, он производил постоянные перепланировки и перестройки здания, а ставши отцом, возводил пристройки, расширяя и облагораживая его, шестнадцать раз – по числу наследников.

В 1667 году царь принял решение заменить отдельно стоящие постройки и переходы между ними единым архитектурным ансамблем.

2 мая был заложен первый камень в белокаменный фундамент нового дворца. Строительные работы поручили архитекторам-плотникам из простолюдинов Семену Петрову и Ивану Михайлову. К осени общестроительные работы были завершены.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Строение украшалось горельефной и прорезной резьбой, чешуйчатая кровля расписывалась красками и сусальным золотом. На протяжении двух лет иконописцами Симеоном Ушаковым и Богданом Салтановым писалась внутренняя отделка по грунтовым полотнам.

Окончание строительства и освещение царских хором состоялось в августе 1672 года. Коломенский дворец с 270 комнатами, величественным убранством, тремя тысячами слюдяных окон, дорогой отделкой, представлял собой сказочное сооружение, вершину красоты и роскоши.

Дворец воплотил в себя образцы старорусского стиля: разноцветного, яркого, пестрого. Произведение строительного мастерства было принято считать «восьмым чудом света».

Ансамбль состоял из построек разной величины и вида: башенки, терема, шатры и бочки. Деревянные постройки основательно держались на каменном фундаменте, навесы крыльца подпирались витыми и резными столбами. Каждый элемент конструкции содержал резьбу, роспись или керамику.

Внутренние стены терема украшались росписью, печи – затейливыми изразцами, пестрые ткани и ковры покрывали лавки. С постройкой Санкт-Петербурга, Москва в 1703 году перестает быть столицей государства российского. Вотчина в Коломенском пустеет, ветшает и приходит в аварийное состояние.

Мыльня в Коломенском

Во время правления Екатерины II, здание подверглось пристальному анализу, была рассчитана величина затрат, необходимых для проведения реконструкции. Цена оказалась неподъемной для казны, дворец решили снести.

Мудрая правительница приказала архитектору Ивану Мичурину до начала демонтажа провести обмеры, сделать чертежи и модель царских хором, а освободившееся место облагородить посадкой деревьев.

Идея восстановления Коломенского царского дворца возникала в России в конце XIX века, в 30-50 годы. И только в 1990 году она нашла поддержку и возможность. Но к этому времени, модель дворца, хранившаяся в Оружейной палате, была утрачена, и чертежи сохранились не в полном объеме.

Помогли результаты раскопок, проводимых на месте нахождения дворца. Был найден белокаменный фундамент, по угловым точкам которого восстановлено очертание здания. Замеры, в точности совпали с архивными чертежами XVIII в. Оформление проектной документации закончилось к 2002 году, и начались реставрационные работы.

Место прежнего расположения дворца к моменту реставрации заняли разросшиеся дубы, липы, акации, которые сами стали составлять историческую ценность. Было принято решение о смещении восстанавливаемой постройки в сторону села Дьяково на 1 км. Также изменено соответствие здания к сторонам света на 90 градусов.

Строительный материал хором отличается от первозданного. Каркас выполнен с применением железобетонных конструкций, что увеличивает износостойкость, жесткость. Внешняя отделка соответствует оригинальному деревянному зодчеству и скрывает современные материалы.

Росписи внутри хором максимально близки к оригинальным шедеврам. Гравюры, изображения представителей животного мира и людей, подлинные иконы и убранство помещений, создают ощущение реального переноса в мир прошедшей эпохи и жизни царской семьи.

Дворец был обеспечен системой водостока. Это были половинки толстых выдолбленных бревен, подвешенные к краю кровли. Такая система не украшала легкий ажурный дворец и после реставрации принято решение систему не воспроизводить.

Печи после реконструкции имею натуральный вид, но действием отопления не обладают. Дымовые трубы на крыше отсутствуют за ненадобностью.

Зодчество XVII века сохраняло традиционный русский стиль, и строительный материал – дерево. Художественной доминантой являлись здания церквей, соборов и колоколен. Коломенский дворец также является ярким представителем деревянной дворцовой архитектуры.

Царские покои с разнообразием кровель, оригинальной компоновкой срубов, расположением крыльца, окон, не только сохранил традиции народной культуры, но и внес нововведения в планирование и отделку.

В ансамбле отмечается появление светского начала в архитектуре. Жилые хоромы теперь не отделялись от иных построек, наоборот ставились на обзор. Фасады хором были обшиты тесом, роспись стен и потолков внутренних покоев до постройки палат в Коломенском, не применялась. Архитектурный памятник вобрал в себя народные обычаи строительства и отделки, а также роскошь, богатство, великолепие знати.

Мастера из народа смогли создать постройку радости, праздника, вложить в нее ощущения мечты, сказки. Выкрашенные изумрудной краской с позолотой кровли всего комплекса, отражаясь в водной глади Москвы-реки, оказывали потрясающее впечатление на иностранных послов, поднимавшихся по склону к царскому дворцу.

Усадьба в Коломенском пронизана многовековой историей православного духа. Здесь можно познакомиться с бытом царей, убранством жилищ, оригинальным стилем деревянной архитектуры. Пяти уровневый дворец олицетворяет величие и широту власти русского царя и российского государства в целом.

Вниманию посетителей представляются:

  • царский кабинет;

    Коломенский царский дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Музей, фото, история
    Царская комната в Коломенском дворце

  • опочивальня;
  • престольная палата;
  • думская палата;
  • помещения мыльни.

Посещение резиденции не оставляет никого равнодушным.

Коломенский дворец сооружен в стиле русского деревянного зодчество. Его размеры соответствуют 100 на 80, высота 50 м. Здание состоит из пяти уровней высоты. Планировка постройки ассиметричная, помещения отличаются между собой назначением, размером площади, оформлением, утварью. Все строго соответствует укладу жизни и традициям того времени.

Лицевые стороны зданий украшены наличниками с резьбой из множества разноцветных деталей. Фасады обшиты тесом с элементами, имитирующими камень.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

Но верхом деревянного зодчества является кровля. Крыши царских хором выполнены в виде большой главы, шатра с четырьмя гранями, крестовой бочки, большого и малого шатра с восьмью гранями. Кровля покоев царицы имеет форму большой бочки и трех шатров: двух больших и одного малого. Свод светлиц царевен и царевичей венчают восемь шатров.

Несмотря на различность форм, размеров, высоты отдельных частей, кровля представляет собой единый своеобразно скомпонованный комплекс. Вся площадь крыши выложена деревянной черепицей. Каждая дощечка изготавливалась отдельно (в XVII веке вручную топором). Кровля окрашена цветом изумруда.

Вход через главное крыльцо вел в парадную мужскую часть дворца. Именно здесь по обе стороны красного крыльца находятся охранные пушки. Ступеньки лестницы разделены площадками, носившими названия рундуков. На росписи потолка первой площадки расположились персонажи: лев, мифический единорог, мировое дерево.

Мифология расшифровывает данное три по характерным признакам: сила, мощь, величие – льву; мудрость, чистота, вечность – единорогу; мировое дерево — райскому началу. Это геральдическое три, воссоздает рай на земле, чего пытался добиться тишайший царь.

Двери в резиденцию украшены гербами всех царских вотчин и титулов царя Алексея Михайловича.

Восстановительными работами руководил Иван Ильич Глазунов, ему принадлежит художественное видение внутреннего оформления царских покоев. Фрески, иконы, росписи в своей основе соответствуют мотивам XVII века, но содержат отпечатки собственного видения современного художника.

Расположение комнат максимально выдержано и соответствует историческим справкам. Оконные проемы затянуты слюдой, которая является прозрачным природным минералом, и передает достоверность возрождаемой эпохи.

В рабочей комнате (кабинете) царя Алексея Михайловича установлена модная и необходимая в те времена вещь – шкафчик с большим количеством секретных ящиков, носивший название «кабинет». В нем хранили письменные принадлежности. Это имитация кабинета начала XVII столетия, доставленного из Италии.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском

На столе расставлены шахматы. Лежат копии книг и рукописей, раскрытое Евангелие изданного в 1663 году, очки.

Кожаные турецкие обои на стенах кабинета в оригинале были итальянского происхождения. Иконы развешаны по всему периметру комнаты их возраст соответствует оригиналу дворца. Присутствие иконы святых Бориса и Глеба имеет смысловую основу – в день этих праведников был заложен первый камень в основание дворца.

Стены комнаты Петра I декорированы сукном зеленого цвета. Голландский шкаф с посудой – настоящие работы мастеров XVII-XVIII века. Рукописи Петра I, лежащие на столе – факсимильные копии. Духу эпохи соответствуют книги по арифметике и географии. Украшенная изразцами печь – историческая реконструкция.

Пища, предназначенная к подаче на царский стол, первоначально доставлялась в просторное помещение – сени, за которыми находилась Столовая палата. По длине комнаты размещались скамьи и поставцы, на которых ставились готовые блюда. Стены сеней обтянуты красным сукном.

История дворца

Необычных историй, связанных с дворцом не так много. Достойной внимания является притча о появлении на свет будущего царя Петра I в Коломенском, а не в Теремном дворце Московского Кремля. Возможно, это связано с большой привязанностью самого царя к летней резиденции.

Здесь в парке он рос, играл, постигал азы грамоты. В память об этом времени вековые дубы в парке носят название «петровские». В покоях летней резиденции также долгое время проживала Наталья Нарышкина – матушка государя.

Интересным историческим фактом является отсутствие строительных работ на месте бывшей царской усадьбы. 300 лет оно просуществовало нетронутым архитекторами и строителями, хотя в стране за эти годы произошла масса исторических и политических событий.

Вход во дворец украшают параллельно стоящие пушки, отлитые в период северной войны и установленные Петром I. Их наличие вызывает много вопросов. Залп огнестрельного оружия, расположенного в непосредственной близости к деревянным строениям, мог вызвать пожар. Очевидно, они имели иное, не оборонительное назначение.

Оригинальным использованием исторических хором сегодня, является предоставление помещения для торжественной государственной регистрации браков. Приобрести статус мужа и жены в царских палатах, имеющих вековую историю, является не только сказочным ритуалом, но и ответственным событием для молодоженов.

Коломенский царский дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Музей, фото, история

Издревле подмосковное село Коломенское было вотчиной московских князей. Летописи сообщают о наличии дворца уже в XIV веке, жил здесь и Иван Грозный. Даже когда царствующая династия сменилась, первый Романов — Михаил Федорович — продолжил традицию предшественников. Хоромы были расширены, дворец реконструирован по разумению нового царя.

Строительство продвигалось весьма быстрыми для того времени темпами, отделочными работами руководил известный иконописец Симон Ушаков. Сусальное золото и краски, которые использовались для отделки, закупались за рубежом. Недолго прожил Алексей Михайлович в новом дворце, после его смерти власть перешла к его сыну — Федору Алексеевичу, последний несколько перестроил здание.

Однако после восшествия на престол Петра Великого столица была перенесена в Санкт-Петербург. Дворец стал постепенно приходить в упадок, так как последующие венценосные особы не уделяли этой загородной резиденции внимания. Спустя много лет Коломенское посетила Екатерина II, энергичная императрица приказала составить смету ремонта, однако состояние хором в то время уже оставляло желать лучшего, в связи с этим было решено вместо реконструкции построить новый дворец. Но перед тем как разобрать хоромы, специалисты сделали его чертежи, благодаря которым и стало возможно последующее восстановление.

Воссоздание дворца стало возможным не только благодаря чертежам — история сохранила рисунки, литографии, описания, ставшие теми драгоценными крупицами, которые использовали в своей работе историки и реставраторы. Нынешний дворец стоит не на том месте, где был прежде. Дело в том, что к тому времени, когда было принято решение о реставрации, вековые деревья уже возвышались на месте восьмого чуда света — так называли современники царскую резиденцию.

И хотя здание построено совсем недавно, его интерьеры, украшения и прочие детали были выполнены с особой тщательностью. Это проявляется в любой мелочи, например, в XVII веке еще не было привычных нам стекол, вместо них в то время применяли слюду и реставраторы воссоздали слюдяные оконницы. Фасады дворца украшены великолепными фигурными композициями, необычными наличниками и многоцветными резными деталями. Однако есть и отступления — нынешний дворец не полностью деревянный, он построен из железобетонных конструкций, которые покрыты бревнами.

Экспозиции дворца

Основная экспозиция — историко-художественная реконструкция, представленная 24-мя интерьерами, которые позволяют окунуться в жизнь и быт государственных особ той эпохи.

Царский дворец в Коломенском делится на две половины — мужскую и женскую, имеющие отдельные входы, здесь можно осмотреть хоромы царя, царицы и царевичей.

В Столовой палате дворца можно увидеть, как проходил настоящий царский пир с его размахом и величием. Посетители знакомятся с традиционными яствами и роскошным убранством стола. В Думной палате проходили совещания боярской Думы. Глядя на царский трон и расположенные по бокам от него лавки, на которых сидели бояре, можно почувствовать, какие судьбоносные решения принимались в стенах царской резиденции.

На женской половине помимо интерьеров также представляет интерес выставка подлинных предметов, относящихся к XVII веку — икон, кованых изделий, фрагментов изразцовых печей — все это передает уровень мастерства и фантазии умельцев того времени.

Коломенский царский дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Музей, фото, история

Кроме того, в музее есть и временные выставки, к примеру, посвященные народным художественным промыслам.

Сильной чертой музея является интерактивность, которая погружает посетителей в историческое прошлое и делает их участниками событий, происходивших в хоромах в давние времена. Для детей в стенах дворца проводятся разнообразные по сюжету игры-путешествия, которые в развлекательной форме помогают узнать много интересного об истории страны. За участие в некоторых даже дарят грамоты и небольшие сувениры.

Жизнь дворца насыщена и культурной программой — в «Театральной хоромине» проходят музыкальные концерты и спектакли для детей.

Хоромы доступны для самостоятельного осмотра, в залах размещена информация, дающая представление об истории, жизни и быте царских особ. Для составления более полного впечатления можно воспользоваться аудиогидом или приобрести билет на экскурсию для сборных групп. Сотрудники музея разработали множество тематических экскурсий (в том числе театрализованных) в зависимости от возраста и интересов посетителей.

Цены на билеты во дворец в Коломенском

Вход на территорию парка «Коломенское» бесплатный.

  • Вход на женскую половину дворца: взрослые — 250 руб., пенсионеры — 100 руб.
  • Экспозиция «Сокровища русского искусства»: взрослые — 150 руб., пенсионеры — 50 руб.
  • Комплексный билет на посещение мужской половины и сменной выставки в Галерее у Хором царевичей: взрослые — 300 руб., пенсионеры — 100 руб.
  • Комплексный билет, позволяющий посетить мужскую и женскую половины, а также сменную выставку в Галерее у Хором царевичей: семейный (в выходные для группы до 4 чел.) — 850 руб., взрослые — 400 руб., пенсионеры — 100 руб.

Коломенский царский дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Музей, фото, история

Приобрести билеты можно как в кассе музея, так и на официальном сайте объединенного музея-заповедника.

Где находится, как добраться

Ближайшая к музею «Коломенское» станция метро — «Каширская», после выхода из вагона стоит посмотреть на указатели выхода из метро. Нужное направление — музей «Коломенское». Выйдя из метро, необходимо дойти до проспекта Андропова и перейти его по подземному переходу. Дорога от метро до парка занимает примерно 5–7 минут.

До дворца можно дойти и от метро «Коломенская», но это займет больше времени. Нужно найти на указателях в метро выход к музею «Коломенское», затем пройти вдоль проспекта Андропова до входа в парк.

Также до музея можно добраться на машине или воспользоваться услугами такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett и другими.

Видеообзор дворца с высоты

Коломенский дворец царя Алексея Михайловича находится в Москве, на проспекте Андропова, дом 39, строение 69. Чтобы попасть сюда, нужно воспользоваться услугами подземного сообщения.

Выйдя на станции Каширская, нужно преодолеть одноименное шоссе и проспект Андропова. Обзору представится заветный уголок.

Территории заповедника около дворца

Попасть в Коломенский дворец можно через Задние и Передние ворота. Первые вели на хозяйственный двор. Через них завозились продовольствие, покупки, товары для нужд людей, живущих в хоромах.

В Парадных воротах принимались гости, через них происходил торжественный выезд. На север от них расположилась канцелярская изба, к югу – палата охраны и кухня. В пределах парадного двора находится церковь для домашнего богослужения.

Коломенский царский дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Музей, фото, история

Покинув государеву усадьбу и выйдя к Москве-реке, можно увидеть величественное первозданное строение Церкви Вознесения. Храм с шатровым перекрытием достигает 60 м в высоту. Невдалеке расположился храм Георгия Победоносца и колокольня. Очень красивые пейзажи на Москву-реку наблюдаются с площади Вознесения.

Чуть дальше от царских палат сохранилась постройка Водовзводной башни, отвечающей за водоснабжение государевой резиденции. От группы зданий Александровского дворца сохранился только Дворцовый павильон. Кухня и пекарня также прекратили свое существование, от них остались только отреставрированные фундаменты.

Далее дорогу преграждают Садовые ворота. За ними находятся вековые дубы, помнящие долгую историю земли московской.

Музей под открытым небом имеет и привезенные экспонаты:

  • каменная Половецкая баба;
  • пограничный «Борисов камень»;
  • башня Братского острова;
  • медоварня;
  • Святые ворота Николо-Карельского монастыря;Коломенский царский дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Музей, фото, история
  • дом Петра Первого с устья Северной Двины.

Перейдя пределы Голосового оврага можно увидеть храм, воздвигнутый по распоряжению Ивана Грозного в ознаменование появления на свет сына Ивана. Украшением заповедника являются сады, которым уже достаточно много лет. Но все они ежегодно приносят обильные плоды.

Коломенский царский дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Музей, фото, история

Поодаль видны дома жителей села Дьяково. В парке расположены экспозиции жизни простых людей.

Интересные факты

  1. Годом основания деревни Коломенское принято считать 1230 год. Территорию заселили выходцы из Коломны, укрывшиеся от войска татарского хана.
  2. Храм Георгия Победоносца заложен в XVI века полководцем Дмитрием Донским после победы на поле Куликовом.
  3. Церковь Вознесения Господня хранит память о рождении царя Ивана Грозного.
  4. Село Дьяково – самое древнее поселение московской области, которое явилось началом археологических изысканий на данной территории.Коломенский царский дворец Алексея Михайловича в Коломенском. Музей, фото, история
  5. Вдохновителем создания первого в России музея под открытым небом был архитектор Барановский. Сейчас здесь находятся памятники деревянной архитектуры из различных областей и краев страны.
  6. Голосов овраг таит в себе петлю времени. Существуют архивные записи с рассказами очевидцев о различии течения времени на дне оврага. Попадая в него на несколько часов, люди возвращались спустя десятилетия.
  7. Ручей, берущий начало из верховья оврага имеет температуру 1,5 градуса, хотя обычная температура родников 4- 8 градусов выше нуля. Вода в ручье не замерзает даже в суровые зимы.
  8. Нахождение мистических камней: нижний – предающий мужскую силу, верхний – оберегающий женское начало – материнство.
  9. Исторический памятник на могильном кургане половцев относится к XI-XII вв. и символизирует собой тело мужчины, хотя носит название «половецкая баба».
  10. Рельефное расположение высоких холмов переходящих в равнину, наличие парков, потрясающих видов на Москву-реку является уникальным природным явлением.
  11. Фруктовые сады на территории парка состоят из тысячи плодоносящих деревьев. Особенно впечатляют сорта бордовых яблок, ароматных и сочных на вкус, растущих в непосредственной близости царских хором.
  12. Сохранившимся постройкам дворовых крестьян царя уже более 300 лет.
  13. Этнографический комплекс представлен сооружениями мельницы с водяным механизмом, подворье крестьянина, помещение для содержания лошадей и производства кузнечных работ.

Режим работы

Музей-заповедник открыт для посетителей шесть дней в неделю:

  • начало работы парка 8.00, окончание 21.00;
  • начало работы музея 10.00, окончание 18.00 в период с 30 сентября по 31 марта; выходной день – понедельник;
  • начало работы музея 10.00, окончание 18.00 в период с 1 апреля по 29 сентября; с 11.00 до 19.00 – в субботу; выходной день – понедельник.

В дни праздников режим работы уточняется отдельно.

Восстановленный дворец, его облик и внутреннее убранство является идентичной копией произведения мастеров XVII века. Почитатели старины могут испытать чувство глубокого удовлетворения и наслаждения от реставрационных работ художников современности, а также увидеть подлинные экспонаты прошлой эпохи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм