Достопримечательности Шлиссельбурга. Адреса, отзывы, фотографии, описание


Крепость «Орешек»

    Крепость получила своё название от старого русского имени города — Орехов. Находится в историческом центре Шлиссельбурга на острове Ореховый у истока Невы. Построена в XIV веке, сильно перестраивалась при Петре I. В настоящее время частично разрушена, но полным ходом идёт реставрация. Уже восстановлены башни и несколько стен.
Крепость была соединена со Шлиссельбургом паромной переправой, сейчас в период навигации здесь активно курсируют частники.

Подробнее… | 
Оставить отзыв

Адрес: на острове в устье Невы (показать на карте)


Собор Благовещения Пресвятой Богородицы

    Построен в 1764 году на месте обветшавшей деревянной церкви 1726 года. Имеет архитектурные черты барокко. В советское время была снесена верхняя часть колокольни, сейчас идёт восстановление.

Оставить отзыв

Адрес: Красный просп., 2 (показать на карте)


Собор Рождества Иоанна Предтечи

    В XVII веке шведы здесь устроили деревянный католический храм, который в 1702 году, после взятия города русскими войсками, был перестроен в православный собор. В 1705 здесь состоялось чудотворное явление двух икон, после чего храм стал местом паломничества. В конце века на его месте возвели каменный собор, который вскоре пришёл в негодность. Существующая ныне церковь строилась с 1826 по 1831 год. В советское время была заброшена и практически превратилась в руины.

Оставить отзыв

Адрес: находится на территории крепости (добраться можно от пристани на частной лодке) (показать на карте)


Церковь Николая Чудотворца

    Раньше здесь стояла деревянная церковь, которую после постройки Благовещенского собора перенесли в село Гавсарь. В 1770 году на её месте построили каменный храм в стиле барокко, дошедший до наших дней в почти неизменном виде. Сейчас идёт реставрация частично утраченной колокольни.

Оставить отзыв

Адрес: Красный просп., 2 (показать на карте)


Часовня Казанской иконы Божией Матери

    Эта нарядная часовня в стиле классицизм была возведена в 1864 году по проекту архитектора Г. Ершова.

Оставить отзыв

Адрес: Красный просп. (возле собора) (показать на карте)

Дорога

Мурманское шоссе – популярное направление, и планируя поездку в Шлиссельбург следует учитывать возможные сложности на дороге. Это могут быть пробки, например в пятницу вечером, когда горожане стремятся уехать из пыльного города на свои загородные владения, то же самое можно сказать о вечере воскресенья, когда та же весёлая компания будет стремиться вернуться обратно в город. Это могут быть и дорожные работы, как было в нашем случае – из-за ремонта дороги пробка растянулась в районе Разметелево на несколько километров.

Из альтернативных вариантов существуют автобусы, которые точно так же могут застрять в пробке наравне с другими автомобилями. Автобусы отходят от станции метро Улица Дыбенко и идут по Мурманскому шоссе, есть ещё альтернативный автобусный маршрут, по левому берегу Невы, он длиннее примерно на час из-за большого количество остановок, эти автобусы отходят от станций метро Пролетарская и Рыбацкое.

Но мы-то отправляемся в автомобильное путешествие, поэтому, вырвавшись из пробки на прямое и ровное шоссе со свеженьким асфальтом, включаем пятую передачу и весело доезжаем до моста через Неву, где держимся в правом ряду, чтобы сразу после моста уйти по указателю направо, под мост и в Шлиссельбург. Внимание! Кто поедет в первый раз, внимательно смотрите за указателями, чтобы не уехать в Кировск или обратно в Санкт-Петербург.

Далее всё время едем по главной дороге, и, проехав по узкому-узкому мостику, сворачиваем налево, к пристани. Ориентир – памятник Петру I, ведь именно Петр I отвоевал крепость у шведов, и было это в 1702 году, тогда ещё и Санкт-Петербурга-то не было. Изучив карту заранее и запомнив дорогу, заблудиться практически невозможно. Останется только найти место и припарковать автомобиль, у нас с этим сложностей не возникло.

Крепость Орешек

Крепость Орешек расположена на острове Ореховый, поэтому далее нам предстоит водная переправа. На пристани расположен ларёк, в котором продают билеты туда-обратно, а рядом дежурит продавщица мороженого. Мороженое – интересная вещь: она, в отличие от горячих пирожков, сезонная – летом в жару мороженое на вес золота, ну, или, серебра уже точно.

Музей Крепость Орешек работает ежедневно, с 1 мая по 31 октября. Цена билетов на пароход может меняться со временем, во время нашего посещения она составляла 250 рублей для взрослых и 200 рублей для льготников, а для детей до 7 лет билет покупать не надо, достаточно купить только мороженое. Крупными, очень крупными буквами на стене было написано объявление, которое гласило, что цена на билет указана туда и обратно, видимо, работники устали повторять ответ на один и тот же вопрос.

Под этим объявлением повешено ещё одно, поменьше, в котором предупреждали, что на месте нужно будет дополнительно оплатить экскурсию, поэтому нужно приготовить ещё 180 рублей, учащиеся и пенсионеры войдут в крепость за 80 рублей. Бесплатно войти в крепость, как мы поняли, не получится никому, разве что тем самым детям до 7 лет, которые уже успеют к тому времени своё мороженое доесть. По какой причине понадобилось устраивать продажу билетов в двух местах и собирать две очереди – не понятно. Создание рабочих мест?

Достопримечательности Шлиссельбурга. Адреса, отзывы, фотографии, описание

На дворе середина июня, притом ясный субботний день – самое популярное туристское время, – поэтому очередь на пароходик собралась приличная. Но пугаться большой очереди не стоит – два пароходика непрерывно курсируют туда и обратно, лихо перевозя этот немаленький поток туристов. Вполне возможно, что в будние дни движение пароходов будет не столь интенсивное. Мы же стояли минут 15, не более.

Самые козырные места – на открытой палубе, их туристы занимают в первую очередь, все остальные помещаются в закрытую часть пароходика – там жарко, тесно и душно, к тому же с непривычки страшновато, так как ты находишься почти вровень с уровнем воды.

Приехав на место и оплатив экскурсию, мы тут же от этой самой экскурсии отстали и просто гуляли по острову самостоятельно. Наученный горьким опытом запретов в других местах, я сильно опасался за свой штатив, однако оказалось, что в тот день до меня и до моего штатива никому не было никакого дела, и я с удовольствием поснимал множество серий HDR, никому не мешая и камеру со штатива не снимая вообще.

При входе в крепость

С XVIII века крепость Орешек использовалась как политическая тюрьма, поэтому, как мы поняли, рассказ экскурсовода в основном идёт про тюрьму. Оказавшись в мрачном здании тюрьмы, мы тут же из него вышли – снимать не хотелось. Хотя многие с удовольствием позировали на фоне одиночных камер, нам это занятие показалось мало интересным. Так что фотографии здания тюрьмы у меня нет.

В годы Великой Отечественной войны город Шлиссельбург был оккупирован и разрушен, в то же время сама крепость в течение 500 дней держала героическую оборону, не позволив фашистам переправиться на правый берег Невы. 25 сентября 1941 года в районе города кораблями Ладожской военной флотилии был высажен и погиб Шлиссельбургский десант. 18 января 1943 г. город был освобожден 67-й армией Ленинградского фронта в ходе операции под названием «Искра».

Достопримечательности Шлиссельбурга. Адреса, отзывы, фотографии, описание

В стенах старой церкви сейчас мемориал

Самое интересное в крепости Орешек на втором этаже, куда ведёт крутая-крутая лестница справа от входа. Наверху очень красиво, мы провели там около часа, не меньше. Во все стороны открываются красивые виды, свет из окон создает очень необычный разноцветный эффект на полу, здесь можно снять много интересных портретов и пейзажей.

Карта-схема. Многих изображенных объектов на ней сегодня нет

Справа лестница наверх

Ступеньки очень крутые

что посмотреть в шлиссельбурге

Здесь стена делает поворот на 90 градусов, идеальное место для портретов

Механизм, который поднимает металлическую ограду при входе в крепость

В отличие от Староладожской или Копорской крепостей, вокруг крепости Орешек можно гулять за крепостными стенами, обходя её вокруг. Нам очень понравился вид с трактором и разрушенным современным зданием, которое оказалось на переднем плане перед разрушенным старинным зданием крепости.

Выход из крепости на берег

Вокруг крепости можно гулять

Видимо, данный заборчик должен означать, что прохода дальше нет. Однако все пошли, и мы пошли…

Вид башни с пристани

В обратный путь


Памятник морякам

    Представляет собой якорь, снятый с какого-то судна. Установлен возле моста через Староладожский канал. Отсюда хорошо видны шлюзы.

Оставить отзыв

Адрес: ул. Жука, возле Петровского моста (показать на карте)


Памятник Петру I

    Пётр Первый, благоустраивая новую столицу — Петербург, немало внимания уделял и его окрестностям. В Шлиссельбурге он построил канал для обхода Ладожского озера во время штормов и модернизировал крепость для защиты Невы от иноземных захватчиков.

Подробнее… | 
Оставить отзыв

Адрес: ул. Жука, рядом с пристанью (показать на карте)

Где пообедать?

Шлиссельбургская крепость

Прогулка на свежем воздухе на обдуваемом ладожскими ветрами острове помогает нагулять хороший аппетит, а на пристани как раз висит большой плакат, на котором написано, как проехать в столовую. У кого как, но у лично у меня при слове “ресторан” воображение рисует дорогой интерьер, официантов в белых передниках и астрономический счёт, при слове “кафе” представляешь небольшое помещение и чай с булочками, а вот слово “столовая” совершенно однозначно и бескомпромиссно обещает горячий домашний обед по приемлемой цене.

Большое просторное помещение на втором этаже, ровные ряды столиков, покрытых белыми скатертями, квадратная кафельная плитка на полу, лёгкий полумрак, создаваемый шторами на больших окнах во всю стену, и никого! Мы были в столовой одни, и это в самое что на есть обеденное время в жаркий субботний день.

Продавщица, пока никого не было, времени даром не теряла – я заметил книжку с надписью “Белые ночи” на обложке – Фёдора Михайловича надо знать и любить, тем более, на дворе те самые Белые ночи и стоят. Привычным движением берём подносы и ставим их на рельсы, перед нами огромный выбор блюд! Та самая сметана в стакане, та самая варёная картошечка с укропом, тот самый холодный борщ, овощной салат, и так далее и так далее, словом, самая настоящая любимая столовская еда!

Не могу сдержать эмоций, ведь наши два подноса еле вместили всё, что мы заказали и за что мы в итоге заплатили около 400 рублей за двоих. Друзья, я не понимаю, откуда берутся такие цены, но если будете в Шлиссельбурге, заходите в столовую (не помню как называется, на пристани есть карта) – не пожалеете.

После погружения в атмосферу 1980-х нас не покидало ощущение, что в Шлиссельбурге время остановилось. Небольшие дома, детские площадки, кто-то сушит бельё на веревке, бабушки на скамейках – всё такое зелёное, старое и знакомое с детства, как будто это наши бабушки сидят на скамейках, и это мы играем в песочнице и качаемся на качелях вверх и вниз, вверх и вниз, вверх и вниз… По дороге до моста можно остановиться и полюбоваться Невой, справа по ходу движения к Мурманскому шоссе есть много красивых мест для стоянки.

Вернуться в Санкт-Петербург можно не по Мурманскому шоссе, а по левому берегу Невы. В этом случае можно посетить мемориал Невский Пятачок, посмотреть деревянную церковь в Павлово, искупаться в карьерах около станции Геройское, но это уже совсем другая история и тема нового путешествия.


Ладожское озеро

    Самое крупное пресноводное озеро в Европе, тянется с севера на юг примерно на 220 километров и с запада на восток на 140. В старину имело другое название — Не́во. Из-за частых штормов в XVIII-XIX веках вдоль южного берега были прорыты каналы (начинаются в Шлиссельбурге), по которым ходили суда. В черте города из озера вытекает река Нева, впадающая затем в Балтийское море.

Оставить отзыв

Адрес: лучший вид открывается с крепости «Орешек», или с пристани на противоположном берегу Невы (показать на карте)


Новоладожский канал

    К середине XIX века старый канал уже достаточно обмелел, к тому же его устаревшие шлюзы не позволяли проходить большим судам. В связи с этим был прорыт новый канал, названный в честь императора Александра II Освободителя (сейчас носит название «Новоладожский канал»). Канал до сих пор используется для прохода маломерных судов во время шторма на Ладожском озере.

Подробнее… | 
Оставить отзыв

Адрес: ул. Новоладожский канал (показать на карте)


Река Нева

    Единственная река, вытекающая из Ладожского озера. Имеет протяжённость всего 74 километра, при этом её полноводность сравнима с Волгой. Нева как бы является регулятором уровня воды озера, связывая его с Балтийским морем. На берегах Невы расположены четыре города: Шлиссельбург, Кировск, Отрадное, Санкт-Петербург — и несколько десятков других населённых пунктов. Река судоходна на всём протяжении, является частью Волго-Балтийского водного пути и Беломорско-Балтийского канала.

Подробнее… | 
Оставить отзыв

Адрес: (показать на карте)


Староладожский канал

    Был построен по приказу Петра Первого для обхода Ладожского озера во время штормов. Имеет протяженность около 117 км и проходит по южному берегу озера. Первоначально назывался «канал Императора Петра Великого». Сейчас канал сильно обмелел и уже не используется. Интерес представляют его шлюзы.

Оставить отзыв

Адрес: ул. Староладожский канал (показать на карте)


Железнодорожный вокзал «Петрокрепость»

    Станция открыта в 1896 году при строительстве Ириновской железной дороги. Расположена на пути из Санкт-Петербурга к посёлку Невская Дубровка. Сюда следуют пригородные поезда с Финляндского вокзала.
Рядом установлен монумент «Стальной путь», входящий в Зелёный пояс славы, посвящён железнодорожникам Великой Отечественной войны. Интерес представляет и само здание вокзала, построенное в готическом стиле.

Оставить отзыв

Адрес: пос. Шереметьевка, левый берег Невы (показать на карте)

Объектов: 13, фотографий: 27

Памятники Шлиссельбурга: Петру I

Разрушенные строения

Это уникальный исторический и архитектурный памятник XIV–XX веков. Крепость Орешек в Шлиссельбурге, основанная в 1323 году на Ореховом острове, являлась форпостом на границе с воинственной Швецией. В XIV–XVII веках защитникам крепости приходилось не раз выдерживать яростные штурмы неприятеля. После девятимесячной осады в 1612 году крепость пала, и на протяжении последующих девяти десятков лет она находился под властью Швеции.

В этот период крепость Орешек в Шлиссельбурге получила название Нотебург. Однако в 1702 году ее отвоевали русские войска в ходе Северной войны и вновь переименовали в Шлиссельбург.

В 1928 году в крепости открылся музей, ставший филиалом музея Октябрьской революции в Ленинграде. Просуществовал он недолго – в 1939 году его закрыли, а экспонаты перевезли в Ленинград. В годы ВОВ защитникам крепости удавалось ценой невероятных усилий держать оборону крепости 500 тяжелейших дней и ночей. Артиллерийские обстрелы частично уничтожили многие ее строения.

В 1965 года крепость Шлиссельбурга вошла в состав, а точнее, стала филиалом Государственного музея истории (Ленинград). Были проведены масштабные реставрационные работы в зданиях старой и новой тюрьмы, восстановлены Государева, Головина и Королевская башни, несколько участков крепостной стены, полностью расчищен Государев бастион.

Реставрационные работы продолжаются в крепости и в настоящее время. Она является главной достопримечательностью Шлиссельбурга, поэтому на ее описании мы остановимся подробнее.

Ее еще называют башней Нарышкина. Она расположена в северо-восточном углу крепости. Ее бойницы выполнены в форме раструбов. Они направлены на Ладожское озеро и предназначались для обстрела противника, высаживающегося на берег из судов.

По мнению специалистов, это наиболее интересный объект крепости. И сегодня многие из них уверены, что эта вежа стала идеальным фортификационным сооружением. Попасть внутрь этой башни можно лишь через проезд, находящийся в первом ярусе строения, имевший изогнутую под прямым углом форму. Этот на первый взгляд несколько необычный подход к строительству сделал его практически неуязвимым для тарана, что было новаторством для самого уязвимого места в других крепостях. Кроме того, проезд закрывался воротами и коваными решетками, опускавшимися на вход с разных направлений.

Перед въездной аркой был прорыт глубокий ров. Через него перебрасывался легкий подъемный мост. Петр I распорядился, чтобы на Государевой башне был закреплен ключ, символизирующий город Шлиссельбург.

Староладожский канал

Это сооружение находится в юго-восточной части крепости, а ее бойницы направлены в сторону города. Название башни объясняется тем фактом, что именно на ней поднимали крепостной флаг в XVIII и XIX веках. Башня сегодня является исторической и государственной достопримечательностью Шлиссельбурга, хоть и получила серьезные повреждения в годы войны.

Работа скульптора М. М. Антокольского установлена у Петровской пристани в 1957 году, к 250-летнему юбилею Ленинграда. Царь представлен в горделивой позе, облаченный в парадный мундир Преображенского полка, в ботфортах и треуголке. Его грудь украшают лента и звезда ордена Андрея Первозванного.

Левой рукой Петр I держит подзорную трубу, а правой опирается на трость. Этот памятник представляет интерес еще и потому, что это первый монумент, установленный царской особе в годы советской власти.

Искусственные каналы города

Город раскинулся на левом берегу Невы, в окружении двух вырытых искусственно каналов – Староладожского (построен во времена Петра I) и Новоладожского.

Они создавались для выполнения исключительно важных задач для города Шлиссельбурга в Ленинградской области. Одна из них заключается в замыкании водной системы. Это достигается путем соединения истока Невы с рекой Волхов.

Вторая задача, которую они с успехом выполняют и сегодня, заключается в защите городка от беспокойного нрава Ладожского озера, которое снискало себе славу непредсказуемого и опасного, поскольку во время шторма в озере нередко поднимаются волны высотой до 6 метров.

Музей корабельных орудий

К сожалению, в наши дни каналы находятся в плачевном состоянии. Особенно удручающий вид имеет самый древний из них – Староладожский канал Шлиссельбурга. В летнее время он практически полностью покрывается слоем тины.

Водный транспортный путь протяженностью 117 километров соединяет реки Волхов и Неву. Конечные шлюзы находятся в Новой Ладоге и Шлиссельбурге. В XVIII веке канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружение Европы. С появлением Новоладожского канала старый утратил свою значимость. Интересно, что вплоть до 1917 года страховые компании не страховали судна, отправлявшееся в Ладожское озеро.

Строительство канала началось в конце мая 1719 года со стороны Волхова. На церемонии открытия строительства Петр I собственноручно вывез три тачки грунта.

Благовещенский собор

Нельзя не сказать о культовых достопримечательностях Шлиссльбурга. После освобождения крепости от шведов Петр I дал распоряжение построить деревянную церковь. Он лично присутствовал при закладке храма осенью 1702 года. Однако спустя три года (1725) деревянная конструкция прогнила и была разобрана.

Новую каменную церковь на ее месте начали возводить в 1763 году. Средства для строительства были выделены дворянами Сибилевыми. Через год храм был освящен. К 1795 году к нему была пристроена с западной стороны колокольня, а к столетнему юбилею храму был присвоен статус соборного. В 1882 году в соборе проводился капитальный ремонт, в 1900 году в нем появилось печное отопление, а в 1903 была обновлена роспись купола. Эту работу выполнил художник Флоридов.

В советское время собор был закрыт (1935) и в нем устроили склад продуктов. Колокольню переоборудовали и использовали для прыжков с парашютом. Но вопреки всем запретам в соборе вновь стали проводить богослужения. Это произошло в годы оккупации Шлиссельбурга (1941-1944). Официально в лоно церкви храм был возвращен в 1990 году, и практически сразу же началась его реконструкция. Однако и сегодня она не завершена из-за недостатка средств.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector