Что посмотреть в Марракеше. Смотрим жемчужину Юга за 48 часов.

Город Алауитов

Следующий день, когда бы он у вас не начался после бурной ночи, лучше всего начать со знакомства с красными кварталами, составляющими старую часть города. И надо сказать, здесь шумно. То тут, то там проносятся мопеды, сигналят автомобили, постоянно кричат торговцы, с непривычки первое время можно впасть в легкий ступор.

Спокойствие можно найти в риадах – традиционных марроканских домах-дворцах. Внутри, как правило, они имеют внутренний дворик, оборудованный садом и фонтанчиком, и представляющий собой отличное место, чтобы отдохнуть и поразмышлять.После короткого перекуса в одной из многих местных кафешек, стоит прогуляться до мечети Кутубия, являющейся самой высокой в Марокко, со своей высотой в 69 метров.

Уже ближе к вечеру, сходите на крупнейший рынок Марракеша, с не самым простым для русского уха названием, Jemaa el Fna. Здесь вы найдете все, чем богат арабский мир: овощи, фрукты, приправы, масла, одежда, разные аксессуары, в том числе для дома. Самый настоящий рай для любителей базаров и толкучек.

Равнина к югу от реки Тенсифт в южной части Марокко, где расположен Марракеш, была заселена со времен неолита, о чём свидетельствуют многочисленные каменные орудия труда, обнаруженные при археологических раскопках[1].

До середины XI века регион был под контролем берберского племени маграва (англ.)русск., чьей столицей был город Агмат (англ.)русск. (он был столицей южной части страны со времен Идрисидов)[2][3]. В 1058 году Агмат завоевала династия Альморавидов, установив господство над южной частью страны. Но эмир Абу Бакр ибн Умар вскоре решил, что Агмат перенаселён и непригоден быть столицей.

Что посмотреть в Марракеше. Смотрим жемчужину Юга за 48 часов.

Будучи лемтунами (могущественное берберское племя, входившее в конфедерацию племён Санхаджи[4]), Альморавиды искали в регионе новое место, которое бы более соответствовало их привычному образу жизни. После консультаций с союзными местными племенами масмуда (англ.)русск. Альморавиды приняли решение о строительстве новой базы на нейтральной территории, между территориями племён Бани Хейлана и Бани Хезмира[5][6].

Альморавиды разбили лагерь на западном берегу реки Иссиль, которая стала границей с территорией соседних племён. Местность была открытой и пустынной, там не было «ни одного живого существа, кроме газелей и страусов и никакой растительности, кроме деревьев хурмы и колоцинтов»[5]. В нескольких километрах к северу от нового лагеря протекала река Тенсифт, а к югу располагалась равнина Хауз с обширными пастбищами.

Примерно в дне езды на запад располагалась плодородной речная долина реки Нифис, которая стала житницей города. Поскольку финики являются одним из главных продуктов рациона лемтунов, вокруг лагеря, были высажены финиковые пальмы, которые практически не растут в Марокко к северу от границы пустыни Сахара[7].

Вопрос о точной дате основания города до настоящего времени остаётся спорным. Летописцы Ибн Аби Зар (англ.)русск. и Ибн Хальдун датируют его 1061-62 годами, в то время как Ибн Идхари (англ.)русск. приводит другую дату — 1070 год[K 1]. Вероятно, Марракеш возник в начале 1060-х, когда Абу Бакр и вожди Альморавидов раскинули на этом месте свои походные шатры, которые стояли там, пока в мае 1070 года не был возведён первый каменный дом, Каср аль-Хаджар («Замок из камня», где находилась казна Альморавидов и форт)[9][10].

В начале 1071 года Абу Бакр был отозван в Сахару для подавления восстания, и в это время по распоряжению его двоюродного брата (и в конечном счёте — преемника) Юсуфа ибн Ташфина в городе были возведены первые каменные мечети[K 2]. В городе развернулось строительство глинобитных домов, постепенно заменявших походные шатры.

Что посмотреть в Марракеше. Смотрим жемчужину Юга за 48 часов.

Для изготовления кирпичей использовались местные краснозёмы, придавшие зданиям Марракеша характерный красный цвет, за что город стали называть «Марракеш аль-Хамра» («Красный Марракеш»)[13][14]. Строительство зданий велось, повторяя контуры первоначального палаточного лагеря, из-за чего город приобрёл необычный вид: растянутый средневековый городской центр с редкими палатками, высаженными рядами пальм и оазисами[15][16].

Стена Альморавидов, насаждения пальм и Высокий Атлас на горизонте

Стена Альморавидов, насаждения пальм и

Высокий Атлас

на горизонте

Юсуф ибн Ташин заложил мост через реку Тенсифт для налаживания сообщений между Марракешем и северной частью Марокко, в то же время город был связан главным образом с южной частью страны. Горы Высокий Атлас, расположенные к югу от города, всегда имели жизненно важное значение для Марракеша. Контроль за горными перевалами Высокого Атласа имел решающее значение для связи Марракеша с регионом Сус, долиной реки Драа, и обеспечения доступа к пустыне Сахара, через которую велась торговля солью и золотом.

По некоторым оценкам, Альморавиды сознательно оставили широкую равнину Хауз между Марракешем и предгорьями Высокого Атласа для того, чтобы при появлении облаков пыли, свидетельствующих о приближении противника, заблаговременно принять меры для защиты города[17]. Тем не менее, за длительную историю города неоднократно возникали ситуации, когда тот, кто владел Высоким Атласом, в конечном счете устанавливал контроль и над самим Марракешем.

В XVII веке другой клан шерифов — Алауиты — утвердился в Тафилалете (регион Сиджильмаса), дав начало династии, правящей в Марокко до настоящего времени. После смерти Шарифа ибн Али (англ.)русск. его сын Мухаммед II аль-Асгар расширил господство клана на местном уровне[135]. Около 1659 года один из братьев аль-Асгара, Мулай Рашид ибн Шериф был изгнан из Тафилалета и поселился в Таза.

Стремясь взять реванш и подчинить себе всю страну, Мулай Рашид в ходе военной кампании 1663-64 годов сверг и убил своего брата, в битве при Мекнесе (1664) одержал решающую победу над войсками суфийского братства Дила, после чего в 1666 году захватил Фес и провозгласил себя султаном, положив тем самым конец династии Саадитов.

После двухлетней войны в 1669 году ему удалось разгромить племя шабана и захватить Марракеш, что привело к распространению власти алауитов на весь Марокко[136][137], за исключением прибрежных районов. Мулай Рашиду, как правило, приписывают возведение в Марракеше святыни и мечети Кади Ийяда, куда были перенесены останки его отца Шарифа ибн Али. В ней также похоронены два других представители династии — Мулай Сулейман и Мухаммед IV[138].

После смерти Мулай Рашида в апреле 1672 года знать Марракеша отказалась присягнуть его брату Мулаю Исмаилу ибн Шерифу, который был наместником в Фесе, и вместо него привели к власти племянника Мулай Рашида — Ахмада ибн Муриза[139][140][141]. Мулай Исмаил выступил с войском на Марракеш, разгромил ибн Муриза и вошёл в город в июне 1672 года.

Ибн Муриз бежал в регион Сус, откуда, в свою очередь, выступил в 1674 году, отбил Марракеш и закрепился в нём. Мулай Исмаил после этого начал двухгодичную осаду города, которая завершилась падением Марракеша в июне 1677 года[142][140]. Ибн Муриз вновь скрылся в регионе Сус и предпринимал ещё несколько попыток вернуть Марракеш, пока не был убит в 1687 году [142][140].

После взятия Марракеша Мулай Исмаил перенёс столицу в Мекнес, где были возведены дворцы с обстановкой и утварью, вывезенной из Марракеша, отчего последний пришёл в запустение. Большая часть Касбы в Марракеше лежала в руинах, как и большинство других дворцов Саадитов в городе. Дворец эль-Бади был демонтирован и практически полностью перевезён в Мекнес, медресе Абу аль-Хасана постигла та же участь [142][140][143].

Наряду с этим Мулай Исмаил перенёс в Марракеш многие могилы суфийских святых, и возвёл несколько гробниц (святынь) для них. Мулай Исмаил поручил суфийскому шейху Абу Али аль-Хасану аль-Юси выбрать из числя суфийских святых семерых, которые должны служить в качестве святых покровителей Марракеша. В течение одной недели в конце марта, паломники в обязательном порядке должны посетить святыни всех семерых святых, обходя их против часовой стрелки[39][120][144]. Это гробницы:

  1. Юсуфа ибн Али ас-Санхаджи (ум. 1197), в непосредственной близости от ворот Баб Агмат на юго-востоке города;
  2. Кади Ийяда (1083—1149), внутри Баб Эйлан на востоке;
  3. Абу аль-Аббаса аль-Сабти (ум. 1204), к северу от Баб Тагжут, путь паломников проходит далее на юг через середину города;
  4. Мухаммада ибн Сулеймана аль-Джазули («Сиди Бен Слиман», ум. 1465), к югу от предыдущей;
  5. Абд аль-Азиза аль-Табба («Сиди Абдель Азиз эль-Харрар», ум.1508), к западу от мечети Бен Юсефа;
  6. Абдаллы аль-Газвани («Сиди-эль-Мулей ксур», ум.1528), ниже мечети аль-Муассин и снова выход в город, через ворота Баб аль-Робб, к западу от Касбы;
  7. Абд аль-Рахмана аль-Сухейли («Сиди-эс-Сухейли», ум.1185), за границами города на юго-западе.
Гробница Абу аль-Аббаса аль-Сабти, одного из святых покровителей Марракеша

Гробница Абу аль-Аббаса аль-Сабти, одного из святых покровителей Марракеша

В 1699—1700 годах Мулай Исмаил разделил Марокко на многочисленные земельные наделы, в каждом из которых правил один из его сыновей. Этот эксперимент окончился неудачей, поскольку некоторые из сыновей султана использовали свои наделы как ресурс для мятежей против отца. Один из сыновей султана, Мухаммед Мулай аль-Алем, поднял восстание против отца и захватил Марракеш.

Мулай Исмаил понял свою ошибку и, отбив Марракеш, вернул себе все наделы, выделенные ранее сыновьям[145]. Но после смерти Мулая Исмаила в 1727 году, в стране вновь воцарился хаос, в течение нескольких следующих десятилетий власть в Марокко постоянно переходила из рук в руки[146]. В 1750 году Марракеш захватил Абдалла ибн Исмаил (англ.)русск.

Карта Марракеша,1830 год.

Карта Марракеша,1830 год.

Придя к власти, Мохаммед III бен Абдаллах сохранил Марракеш в качестве столицы де-факто и сам поселился в ней[148]. В это время бо́льшая часть города, в частности, Касба, лежала в руинах[149][150]. Мохаммед III развернул в городе обширное строительство: перестроил Касбу практически с нуля, на развалинах старых дворцов Саадидов возвёл королевский дворец Дар аль-Махзен (также известный как Каср аль-Ахдар, или «Зелёный дворец», благодаря его внутреннему саду «Арсат аль-Нил», названному в честь Нила) и рядом с ним — дворец Дар аль-Байда («Белый дворец»).

В качестве подарка для каждого из четверых своих сыновей по достижению ими совершеннолетия Мохаммед выделил в городе земельные налелы — аль-Мамун, аль-Хасан, Муса и Абдельсалам. Мохаммед III также расширил стены Марракеша северу от Баб Тагжута, включив в черту города мечеть и храм одного из покровителей города Сиди-Бель Аббас аль-Сабти[151]. Большая часть современной Медины Марракеша сохранилась в том виде, который приобрела после застройки Мохаммеда в конце XVIII века.

Этимология[ | ]

Марракеш — искажённое испанское произношение названия «Марокко» (исп. Marruecos). В прошлом Марокко было известно на востоке под именем «Марракеш» и до сих пор так называется в некоторых мусульманских странах.

Столица государств Альморавидов и Альмохадов

Империя Альморавидов занимала территорию современных Марокко, Алжира и юго-западной Испании (аль-Андалус). Из-за бесплодия земель в окрестностях города, Марракеш выполнял функции политической и административной столицы империи, в то время как город Агмат, располагавшийся всего в тридцати километрах от него, играл роль экономического и образовательного центра империи[18].

Ситуация стала меняться во время правления эмира Али ибн Юсуфа (1106—1143), который широко развернул развернул в Марракеше строительство зданий и инженерной инфраструктуры. При ибн Юсуфе в западной стороне города был возведен новый великолепный дворец в андалузском стиле, соединённый коридором со старым зданием Каср аль-Хаджар.

Также при ибн Юсуфе в городе была введена в строй система гидротехнических сооружений, разработанных инженером Абд Аллах ибн Юнус аль-Мухандисом, которая обеспечивала снабжение города значительным запасом воды, создавая предпосылки для дальнейшего роста города[19]. По распоряжению эмира также было построено несколько фонтанов для омовения и мечеть Бен Юсефа (англ.)русск.

— крупнейшая мечеть в империи Альморавидов[20]. Новая мечеть и окружающие её рынки располагались в центре города. Город пересекали две главных осевых улицы, заканчивающиеся четырьмя монументальными воротми: ворота Баб аль-Хамис (север), Баб Агмат (северо-восток), Баб Дуккала (северо-запад) и Баб аль-Нфис (юго-запад)[21].

Знаменитые кожевни Марракеша действуют и в наши дни

Знаменитые

кожевни

Марракеша действуют и в наши дни

Благодаря хорошему снабжению города водой и активному строительству, Марракеш привлекал всё большее число купцов и ремесленников. Широко развернулось кожевенное производство, ставшее самой известной отраслью экономики города[22][23]. Благодаря этому сафьян, выделанный из козлиной шкуры, в английском языке именовался «марокканская кожа» (англ.

Moroccan leather). Мастерские «грязных» ремёсел — кожевенного, гончарного, красильного — располагались в восточной части города, на другом берегу реки Иссиль, отчасти из-за вони, отчасти из-за потребности в воде реки[24]. Развернутая в городе система орошения позволила разбить новые сады, виноградники и оливковые рощи, что способствовало производству оливкового масла, которое располагалось в северной части города[21].

Марракеш также приобретал функции финансового центра империи — с 1092 года в городе началась чеканка золотых динаров, хотя длительное время она велась параллельно с работой монетных дворов в Сиджильмасе и Агмате[26]. Хотя, в отличие от других марокканских городов, по указу эмира евреи не имели права жить в Марракеше, город регулярно посещали еврейские купцы из Агмата, которые возвели еврейский квартал за пределами городской черты[K 3].

В духовном же и образовательном плане влияние Марракеша в империи было не столь значительно. В Марракеш переместились придворные юристы и богословы, но в городе не было медресе, и репутацией центров образования и науки империи Альморавидов пользовались такие города как Фес, Кордова, а также соседние Агмат и Сиджильмаса[27].

Первоначально Марракеш не имел защитных сооружений, первые крепостные стены были возведены только в 1120-х годах[28][29]. Эти стены были 6-метровой высоты, с двенадцатью воротами и многочисленными башнями, сооружение стен было закончено к моменту первого нападения Альмохадов на город[K 5].

Что посмотреть в Марракеше. Смотрим жемчужину Юга за 48 часов.

Движение Альмохадов зародилось как религиозное братство, основателем и идеологом которого был самопровозглашённый махдиИбн Тумарт. В 1121 году Ибн Тумарт был признан имамом несколькими племенами масмуда и объявил начало священной войны против объявленных отступниками Альморавидов. В 1128 году Альмохады предприняли первую осаду Марракеша, но не смогли овладеть им.

В начале 1130 года Альмохады вновь осаждали Марракеш в течение месяца, но были разгромлены Альморавидами в битве при аль-Бухара («аль-Бухара» означает «озеро», от орошаемых садов к востоку от города, где произошла битва). На протяжении следующих 15 лет Альмохады подчинили себе всю территорию империи, и в 1146 году начали осаду Марракеша — последнего оплота Альморавидов[30].

После одиннадцати месяцев осады, в апреле 1147 года, Марракеш пал. Халиф Альмохадов Абд аль-Мумин отказался войти в побеждённый город, поскольку считал, что городские мечети были неправильно ориентированы (их михрабы на несколько градусов отклонялись от направления на Мекку). После захвата города Альмохады разрушили в Марракеше все мечети Альморавидов[31], единственным сооружением эпохи Альморавидов в городе, уцелевшим до наших дней, является Кубба аль-Баадийин.

После захвата Марракеша Альмохады сохранили свою духовную столицу в Тинмеле (англ.)русск., в горах Высокий Атлас, а Марракеш сделали новым административным центром своей империи. Период господства Альмохадов отмечен сооружением в городе многих монументальных зданий. В центре города, возле развалин бывшей мечети Бен Юсефа, была построена новая мечеть.

На развалинах дворца эмира по распоряжению Абд аль-Мумина возвели первую мечеть Кутубия, хотя вскоре после сооружения она была снесена из-за ошибки ориентации[K 6]. Вторая мечеть Кутубия была построена по приказу сына Абд аль-Мумина, Абу Якуба Юсуфа, строительство было завершено в 1197 году. Эта мечеть с 69-метровым минаретом сохранилась до настоящего времени и является крупнейшей мечетью Марракеша.

Абу Якуб Юсуф также построил укреплённую цитадель (касба), к югу от медины Марракеша, у ворот Баб Агну (англ.)русск.[32][33]. Касба в течение многих столетий служила в качестве правительственного центра Марракеша, в ней располагались дворцы правителей, гаремы, казначейства, склады оружия и казармы.

Альмохады за время своего правления значительно расширили систему водоснабжения Марракеша, включая создание системы ирригационных каналов, соединявших источники воды гор Высокого Атласа с равниной Хауз[35]. Эта система каналов позволила разбить парк Менара и сады Агдаль (англ.)русск. на западе и юге города соответственно.

Большая часть архитектуры Марракеша времён Альмохадов имеет аналоги в городах Аль-Андалуса и Рабате. Строители, сооружавшие здания в государстве Альмохадов с обеих сторон Гибралтарского пролива, использовали аналогичные конструкции и украшения[36][37], например Хиральда в Севилье и незаконченный минарет Хасана в Рабате (аналог Кутубии)[38].

Что посмотреть в Марракеше. Смотрим жемчужину Юга за 48 часов.

Именно во времена Альморавидов и Альмохадов благодаря названию «Марракеш» страна Марокко получила своё название в иностранных источниках. Название «Марракеш» было известно в Западной Европе в латинизированной форме «Maroch» или «Marrochio», и государство Альмохадов в латинских источниках обычно именовали как «Королевство Марракеша» (Regnum Marrochiorum)[41]. Вплоть до XIX века, Марракеш в иностранных источниках часто именовали «город Марокко»[42].

После смерти халифа Юсуфа II в 1224 году в государстве Альмохадов начался период нестабильности. Марракеш стал оплотом ветви Альмохадов — потомков Ибн Тумарта, которые стремились захватить власть у правящей семьи — потомков Абд аль-Мумина, которые имели свою базу в Севилье. В ходе междоусобных столкновений Марракеш многократно переходил из рук в руки.

Одним из самых заметных событий в междоусобной войне стал захват Марракеша севильским халифом Абд аль-Вахид ар-Рашидом в 1226 году, с последующей резнёй шейхов племен потомков Ибн Тумарта и их семей, а также осуждения учения Ибн Тумарт в мечети в касба[43][44]. После смерти аль-Мамуна в 1232 году его вдова пыталась возвести на престол своего сына, опираясь на поддержку армии Альмохадов и испанских наемников, обещая в случае успеха отдать Марракеш им на разграбление.

Изображение Марракеша на карте 1413 года

Изображение Марракеша на карте 1413 года

Междоусобные войны Альмохадов привели к потере ими аль-Андалусы в ходе Реконкисты, и приходу к власти в северо-восточной части Марокко новой династии — Маринидов. Берберский клан зената (англ.)русск., из которого происходили Мариниды, был выходцем из Ифрикии, и в 1210-х годах прибыл в Таза[45]. Некоторое время Мариниды разжигали междоусобную борьбу Альмохадов, одновременно накапливая силы и подчиняя себе север страны. К 1260 году под контролем Альмохадов оставались лишь немногочисленные территории к югу от Марракеша.

Эмир Маринидов Абу Юсуф Якуб аль-Хакк (англ.)русск. впервые осадил Марракеш в 1262 году, но эта попытка взять город окончилась неудачей. Тогда он заключил сделку с Абу Дабусом, кузеном халифа Альмохадов Умара аль-Мустафика, который решил организовать переворот и свергнуть своего кузена при поддержке аль-Хакка, чтобы самому стать халифом Альмохадов.

Абу Дабус захватил Марракеш в 1266 году, но отказался передать его Маринидам. Мариниды окончательно взяли город в сентябре 1269 года[46][47][48]. Остатки войск Альмохадов отступили к Тинмелю — своей духовной столице в горах Высокий Атлас — и продолжали сопротивление, пока не были окончательно разгромлены в 1276 году[49].

Подчинив Марракеш, Мариниды не стали переносить туда двор правителя, провозгласив своей столицей город Фес на севере страны. Марракеш утратил статус столицы империи, став фактически «региональной столицей» на юге. Это привело к запущенности города, поскольку Мариниды вкладывали средства главным образом в развитие Феса и других северных городов[50][51][52][53].

Карта Марокко начала XVI века

Карта Марокко начала XVI века

География[ | ]

Город расположен у подножья Атласских гор, в 330 км к юго-западу от Рабата и в 240 км от Касабланки. Средние высоты на территории города составляют около 450 м над уровнем моря. Наивысшей точкой в окрестностях города является гора Джбель Тишка (3240 м.), расположенная к юго-востоку от Марракеша и вершины которой круглый год покрыты снеговой шапкой.

Климат и природа

Данный город является одним из самых жарких в стране. Средняя температура воздуха в летнее время днём здесь поднимается до 38–40 °С, а ночью падает до 24 °С. Конечно же, лютых зим в этом регионе не бывает, они отличаются довольно комфортной температурой в 15 °С днём и 8 °С ночью.

Климат Марракеша

Зачастую туристы планируют поездки в Марракеш во время летних каникул, однако, это не самый подходящий период для прогулок по окрестностям города, поскольку в это время здесь стоит утомительная жара, которая не даст вам сполна насладиться всеми прелестями одного из самых больших марокканских городов. Лучшим временем для поездки в Марракеш является весна или осень, когда погода не слишком жаркая.

Прогноз погоды

суббота
01.06

ясно

37°C

31 … 37°C

7%

юз, 4 м/с

воскресенье
02.06

легкий дождь

38°C

29 … 38°C

57%

з, 3 м/с

понедельник
03.06

легкий дождь

39°C

30 … 39°C

100%

з, 3 м/с

вторник
04.06

ясно

31°C

22 … 31°C

0%

сз, 5 м/с

среда
05.06

ясно

26°C

20 … 26°C

0%

с, 3 м/с

четверг
06.06

переменная облачность

23°C

18 … 23°C

25%

с, 4 м/с

Погода в Марракеше на 10 и 14 дней на «Погода.Туристер.Ру»

Погода в Марракеше по месяцам

Отзывы по месяцам

История[ | ]

Город был основан примерно в 1060 году Абу Бакром ибн Умаром из династии Альморавидов, и на протяжении столетия служил столицей сначала Альморавидам, а с 1147 года — пришедших им на смену Альмохадов. Золотой век Марракеша приходится на правление Якуба аль-Мансура (1184—1199), который выстроил мечети Кутубия и Эль-Мансурия. 70-метровый минарет мечети Кутубия до сих пор остаётся символом Марракеша.

В 1269 году Марракеш перешёл под власть Маринидов, которые перенесли столицу в Фес. В XVI веке Саадиты вернули ему столичные функции. В городе сохранился руинированный дворец Эль-Бади и комплекс гробниц этих правителей.

В 1912 году Марракешем овладели сахарские повстанцы во главе с аль-Хибой, но город был вскоре отвоёван французами и до 1956 года входил в состав французского протектората Марокко. Фактическое управление городом находилось в руках феодального семейства аль-Глауи, один из представителей которого (Тами аль-Глауи) инициировал в 1953 году свержение султана Мухаммеда V.

На протяжении всей своей истории Марракеш соперничал с Фесом за право быть главным городом Марокко, страна неоднократно распадалась на две независимые части со своими столицами — Фесом на севере и Марракешем на юге. Выбор города Рабат столицей современного Марокко можно рассматривать как компромисс между этими двумя соперничающими городами.

Топ-10 самых интересных достопримечательностей

  1. Медина, иначе говоря — старый город, окруженный крепостной стеной. Он состоит из узких и запутанных улочек, множества магазинчиков, сувенирных лавок, кафе. Здесь же расположены главные площадь, мечеть и ворота города. В медине находятся все исторические памятники и храмы.Марракеш. Достопримечательности на карте, фото, описание, что посмотреть, экскурсии
  2. Площадь Джемаа-эль-фна — в самом центре медины, все дороги ведут к ней. Днем это просто большой рынок, на котором продается множество сувениров, одежды, украшений, предметов интерьера. В основном они изготовлены местными ремесленниками и имеют характерный колорит. Вечером же этот рынок оживляется ещё больше. Его наполняют факиры, заклинатели змей, музыканты, танцовщики и просто попрошайки. Открываются и лавки, предлагающие различные блюда местной кухни и свежевыжатые соки. За свою яркость и неповторимость площадь Джемаа-эль-фна внесена в список культурного наследия ЮНЕСКО.
  3. Мечеть Кутубия, в переводе «Мечеть книготорговцев». Главная и самая высокая мечеть города, видимая практически из любой его части. Размеры храма позволяют находиться в нем одновременно до 20 тысяч человек. Но вход в сам храм разрешен только правоверным мусульманам.
  4. Дворец Бахия, в переводе «Дворец красавицы». Он был построен в конце XIX века для визиря султана Си Муссы, его 4 жен и 24 наложниц. Строился он не сразу, а постоянно, расширяясь. Поэтому в итоге он разросся до площади в 8 га и внутри стал напоминать лабиринт. Дворец скромен снаружи, но по-восточному роскошны его отделка и интерьер.
  5. Мечеть и медресе Бен-Юсефа. Мечеть является самой старой постройкой всего Марокко и Марракеша, в частности. В XVI веке к ней была пристроена медресе. Посещать, правда, её могут только мусульмане.Марракеш. Достопримечательности на карте, фото, описание, что посмотреть, экскурсии
  6. Музей марокканского искусства Дар Си Саид. Он находится в старом городе, во дворце Дар-Денебхи. В составе две основные экспозиции — современное искусство и старинные экспонаты. В первом выставлены современные картины, гравюра, скульптура, иногда проводятся выставки работ местных ремесленников. Второй же содержит уникальные предметы большой исторической и культурной ценности.
  7. Усыпальница Саадитов. Построена была в XVI веке как мавзолей — для захоронения членов семьи династии султана. После окончания их правления через 150 лет, гробница оказалась заброшенной. В начале XX века ее случайно увидел французский летчик и к 1917 году была проведена реставрация. Сейчас она открыта для посещений.
  8. Сады Мажорель. Их создатель — французский художник Жак Мажорель. Приехав в Марракеш для излечения от болезни, он создал себе в нем студию и стал наполнять пространство вокруг неё дивными растениями. Постепенно сад увеличивался и занял площадь около 1 га. После запустения, связанного со смертью художника, вторую жизнь саду дал кутюрье Ив-Сен Лоран, чей прах хранится здесь же вместе с небольшой его коллекцией.
  9. Музей Берта Флинта (Тискивин). Профессор искусств Берт Флинт в 1957 года переехал в Марокко из Голландии. Он изучал традиции, быт, искусство и культуру коренного народа Марокко — берберов. А после многочисленных поездок в разные уголки страны собрал большую коллекцию украшений, ковров, изделий из кожи, глины, дерева и металла, картин. С 1996 года вся коллекция представлена в музее его имени, который находится в стенах медины.
  10. Красильни Шуара. Это большие производственные площади, на которых происходит обработка и окраска кожи животных по традиционным технологиям, не меняющимися веками. Марракеш. Достопримечательности на карте, фото, описание, что посмотреть, экскурсииТуши коз, ягнят и коров поочередно вымачивают в различных растворах, все вручную, под открытым небом. Очень колоритно выглядят многочисленные чаны разного цвета и сами рабочие, особенно если смотреть на процесс с верхних террас. При производстве есть и магазин, где можно приобрести уже готовые изделия.
Флаг ЮНЕСКО Всемирное наследиеЮНЕСКО, объект № 331
рус.англ.фр.

Что посмотреть в Марракеше. Смотрим жемчужину Юга за 48 часов.

Медина Марракеша, причисленная в 1985 году к памятникам Всемирного наследия, зовётся «красным городом» по причине рыжеватого оттенка глинобитных зданий и укреплений. В сердце медины — площадь Джемаа аль-Фна. Здесь можно увидеть акробатов, сказочников, продавцов воды, танцоров, музыкантов. За старым городом простирается протяжённая пальмовая роща. Марракеш вообще славится своими садами и парками. Среди них следует выделить оливковую рощу Менара и обнесённые оградой сады Агдал площадью 405 га.

Главная достопримечательность и сердце Марракеша — его древняя медина — невероятный лабиринт из тысяч узких улочек и переулков, стоящих стена к стене домов, лавок, медресе, хамамов, караван-сараев и дворцов из восточных сказок. Ось, вокруг которой вращается этот гигантский муравейник — площадь Отрубленных голов, по-арабски Джема-эль-Фна.

Это одновременно и рынок, и гигантская сцена, куда, как и сотни лет назад, ближе у заходу солнца приходят марракешцы, чтобы посмотреть на заклинателей змей, факиров, жонглеров, глотателей огня, купить лечебных снадобий у берберских целителей, пообщаться с мудрыми толкователями Корана, понаблюдать за темнокожими танцорами гнауа в ярких одеждах, впадающих в транс под бой барабанов.

Вот уже 8 веков медина засыпает и просыпается под возгласы муэдзина с 69-метрового минарета мечети Кутубия. 4 позолоченных шара на ее вершине — плата одной из жен султана за недозволенный стакан воды, выпитый ею до захода солнца во время Рамадана.

Вход во все мечети Марракеша разрешен только мусульманам.

Что посмотреть в Марракеше. Смотрим жемчужину Юга за 48 часов.

В тугом клубке улочек медины непременно стоит отыскать медресе Али-бен-Юсефа — настоящий шедевр арабской архитектуры. Основанное султаном Абуль-Хасаном, оно 400 лет было лучшей школой Магриба, где изучали Коран и законы ислама.

Медину плотным кольцом окружают мощные глинобитные стены высотой до 9 м. Прорубленные в них ворота Баб-эль-Робб ведут к гробницам династии Саадидов с великолепным Залом двенадцати колонн. Через них можно пройти к мавзолею мусульманского святого Сиди бель Аббеса, ворота Баб Ахмат ведут к дворцу Бахия, самому роскошному в Марракеше.

В 20 веке во дворце Бахия гостила еще одна красавица — Жаклин Кеннеди.

  1. Отдаться круговерти безумной жизни колоритной площади Джема-эль-Фна.
  2. Переночевать в традиционном отеле-риаде и почувствовать себя средневековым магрибцем.
  3. Понять, откуда черпал вдохновение Ив Сен-Лоран, очутившись в Садах Мажореля.
  4. Приобрести сувенир на память.

Есть несколько особенных мест, которые обязательно нужно посетить, если вы приехали на выходные или в отпуск в Марракеш. Эти достопримечательности не оставят вас равнодушными и запомнятся надолго.

Современность

После смерти эль-Глауи обширные земельные наделы его клана в Марракеше и вокруг города были национализированы[230]. Марракеш продолжал развиваться в основном на запад, современный центр города сформировался главным образом вокруг проспекта Мухаммеда V, соединяющего Медину с Гелизом, на котором расположены мэрия, офисы банков и крупных компаний.

Отели, жилые комплексы, включая эксклюзивные роскошные виллы, расположены в Пальмери, к востоку от города. Дар-аль-Махзен (Королевский дворец) в касбе, значительно реконструированный по распоряжению короля Хасана II, продолжает служить в качестве вспомогательной резиденции монарха[231][232]. Мелах, после утраты значительной части еврейского населения после массовой эмиграции марокканских евреев в Израиль после 1948 года, стал меньше отличаться от остальной части Медины[233][234][235].

С момента обретения независимости Марракеш остаётся культурной и туристической столицей страны, в то время как Рабат является столицей политической, Касабланка — экономической, Фес — интеллектуальной столицей Марокко[236].

Марракеш стал привлекательным местом для туристов — сначала в качестве престижной «зимовки» для богатых европейцев, но вскоре стал привлекать куда более широкие круги путешественников. В 1960-х годах город стал модным местом для посещения в среде хиппи, своего рода «Меккой хиппи», привлекая многочисленных западных рок-звёзд, музыкантов, художников, режиссёров и актёров[237].

Доходы от туризма в Марокко с 1965 по 1970 год выросли вдвое. Ив Сен-Лоран, The Beatles, The Stones и Жан-Поль Гетти провели значительное время в городе; Ив Сен-Лоран купил здесь недвижимость и реконструировал сад Мажорель[238][205]. Из-за наплыва в город хиппи в начале 1970-х годов жители города стали проявлять недовольство тем, что их страна используется в качестве «родника контркультуры».

Collage Marrakech.jpg

В статье в американской газете The Nation 1973 года сообщалось, что марокканские власти начали преследовать западных граждан с длинными волосами [239]. К середине 1970-х годов возникшие в городе колонии наркоманов были ликвидированы[240]. В городе развернулся строительный бум, шло сооружение риад и дворцов в национальном стиле[238].

С 1970-х годов в городе действуют различные учреждения ООН, что способствовало росту международного признания города. В 1982 году ЮНЕСКО объявило район старого города Марракеш объектом Всемирного наследия[241]. В 1980-х годах французский предприниматель Патрик Геран-Эрме (англ.)русск. приобрёл в городе виллу Айн Касиму (англ.)русск.

, построенную в XIX веке семьёй Льва Толстого; сейчас эта вилла является частью Polo Club-де-ла-Palmarie[205]. 15 апреля 1994 года в городе было подписано Марракешское соглашение о создании Всемирной торговой организации[242], а в марте 1997 года Всемирный Водный Совет организовал здесь Первый Всемирный водный форум, в котором приняли участие около 500 человек из многих стран[242].

В 2010 году в городе произошёл взрыв газа[243]. 28 апреля 2011 года на площади Джемаа аль-Фна старого города была взорвана бомба, в результате теракта погибло 15 человек, в основном иностранцы, а также разрушено расположенное рядом кафе[243].

Фотогалерея[ | ]

Примечания

  1. Objets préhistoriques:Paléolithique-Néolithique d’Algérie(Sahara) et du Maroc(Sahara-Oued Beth) (фр.). Дата обращения 29 января 2016.
  2. Messier, 2010, p. 35.
  3. Levi-Provençal, 1987.
  4. Берзина, 1998.
  5. 12Ибн Идхари, Bayan al-Mughrib, цит. по Levtzion and Hopkins, 1981, p.226-27
  6. Messier, 2010, p. 41.
  7. van Hulle, 1994, p. 10.
  8. Messier, 2010, p. 201.
  9. Levtzion and Hopkins, 1981, pp. 226—27.
  10. Messier, 2010, pp. xii, 41-42.
  11. Messier, 2010, pp. 53—56.
  12. Lamzah, 2008, p. 57.
  13. Meakin, 1901, p. 289.
  14. Lamzah, 2008, p. 36.
  15. Messier, 2010, pp. 42—59, 85.
  16. Julien, 1931, p. 82.
  17. Messier, 2010, p. 41—42.
  18. Messier, 2010.
  19. Messier, 2010, p. 122—23.
  20. Messier, 2010, pp. 123—24.
  21. 123Messier, 2010, p. 126.
  22. 12Cenival, 1987, p. 297.
  23. 1234Cenival, 2007, p. 321.
  24. Messier, 2010, pp. 125—26.
  25. Wilbaux et al, 1999.
  26. Messier, 2010, p. 87.
  27. 12Cenival, 2007, pp. 298,322.
  28. Bosworth (1989: p.592)
  29. Park and Boum, 1996, p. 238.
  30. Cenival, 2007, pp. 296, 324.
  31. Messier, 2010, p. 168.
  32. Julien, 1931, p. 126.
  33. Lamzah, 2008, p. 58.
  34. Julien, 1931, p. 127.
  35. Montalbano, 2008, p. 711.
  36. Julien, 1931, pp. 126—29.
  37. Casamar Pérez (1992); Ewert (1992)
  38. Barrows, 2004, p. 85.
  39. 1234Cenival, 1987, p. 298.
  40. Lamzah, 2008, p. 59.
  41. Например, в письме 1246 letter папы Иннокентия IV.
  42. Meakin, 1901, p. 199.
  43. 12Cenival, 1987, p. 300.
  44. 12Cenival, 2007, p. 324.
  45. Julien, 1931, pp. 163—64.
  46. Julien, 1931, pp. 167—68.
  47. 12Cenival, 1987, p. 301.
  48. 12Cenival, 2007, p. 325.
  49. Julien, 1931, p. 170.
  50. 123456Bloom and Blair, 2009, p. 466.
  51. Ghachem-Benkirane and Saharoff, 1990, p. 34.
  52. Levtzion, 1977, p. 360.
  53. Julien, 1931, pp. 187—90, 193.
  54. 12Julien, 1931, p. 188.
  55. 12Cornell, 1998, p. 128.
  56. Cornell, 1998, p. 140.
  57. 12Cenival, 1987, p. 305.
  58. Julien, 1931, p. 172.
  59. Cenival, 2007, pp. 301, 325-326.
  60. 12Julien, 1931, p. 174.
  61. Julien, 1931, p. 177.
  62. Julien, 1931, p. 181.
  63. Julien, 1931, pp. 174, 183-84.
  64. Cornell, 1998, p. 163.
  65. Julien, 1931, pp. 174,184.
  66. 12Julien, 1931, pp. 174, 185.
  67. 123Park and Boum, 1996, p. 239.
  68. Park and Boum, 1996.
  69. Julien, 1931, pp. 174, 199.
  70. 12Levtzion, 1977, p. 400.
  71. Julien, 1931, pp. 197—98.
  72. Cornell, 1998, p. 123ff.
  73. Julien, 1931, p. 198.
  74. Cornell, 1998.
  75. Julien, 1931, p. 199.
  76. Ghachem-Benkirane and Saharoff, 1990, p. 36.
  77. Levtzion, 1977, p. 397—98.
  78. Abun-Nasr, 1987, p. 207.
  79. Julien, 1931, p. 201—02.
  80. Levtzion, 1977, p. 398.
  81. Rogerson, 2009, p. 205ff.
  82. Manso, 1872, p. xvff.
  83. Cenival, 1987, p. 302.
  84. Cenival, 2007, pp. 326—327.
  85. Manso, 1872, p. xxii.
  86. Julien, 1931, p. 202.
  87. Rogerson, 2009, p. 215.
  88. Levtzion, 1977, pp. 398—99.
  89. Manso, 1872, p. xx.
  90. Julien, 1931, p. 206.
  91. Levtzion, 1977, p. 399.
  92. Manso, 1872, p. xxv.
  93. 12Rogerson, 2009, p. 216.
  94. fl. 18r
  95. (1896 ed., v.2 p.262). Finished c. 1526.
  96. Leo Africanus (1892 ed., p.264, p.270)
  97. Cenival, 2007, pp. 302, 326-327.
  98. 12Levtzion, 1977, p. 401.
  99. Manso, 1872, p. xxiv.
  100. Ghachem-Benkirane and Saharoff, 1990, p. 39.
  101. El Fasi, 1999, p. 104.
  102. Julien, 1931, p. 207.
  103. Levtzion, 1977, p. 403.
  104. Levtzion, 1977, p. 405.
  105. Abun-Nasr, 1987, p. 156.
  106. El Fasi, 1999, p. 106.
  107. Abun-Nasr, 1987, pp. 155—56.
  108. Levtzion, 1977, pp. 406—07.
  109. Abun-Nasr, 1987, pp. 157,212-13.
  110. The last great Muslim empires: history of the Muslim world by Frank Ronald Charles Bagley, Hans Joachim Kissling p.103
  111. Levtzion, 1977, p. 407.
  112. Abun-Nasr, 1987, p. 213.
  113. Julien, 1931, p. 208.
  114. Lamzah, 2008, pp. 53—54.
  115. Lamzah, 2008, p. 60.
  116. Cenival, 1987, p. 299.
  117. Cenival, 2007, pp. 322—323.
  118. Gottreich, 2007.
  119. Ghachem-Benkirane and Saharoff, 1990, p. 40.
  120. 12Cenival, 2007, p. 322.
  121. Levtzion, 1977, p. 409.
  122. Abun-Nasr, 1987, p. 214.
  123. El Fasi, 1999, pp. 107—09.
  124. Julien, 1931, pp. 210—11.
  125. Levtzion, 1977, pp. 409—410.
  126. Abun-Nasr, 1987, pp. 215—16.
  127. Julien, 1931, pp. 212—13.
  128. Levtzion, 1977, p. 410ff.
  129. Abun-Nasr, 1987, p. 216ff.
  130. Julien, 1931, p. 213ff.
  131. Funck-Brentano, 1987.
  132. Julien, 1931, pp. 217—18.
  133. 123Park and Boum, 1996, p. 240.
  134. El Fasi, 1999, pp. 111—12.
  135. El Fasi, 1999, p. 112.
  136. Julien, 1931, p. 226.
  137. El Fasi, 1999, p. 113.
  138. Rogerson, 2000, p. 116.
  139. Julien, 1931, pp. 228—9.
  140. 123456789El Fasi, 1999, p. 114.
  141. Cenival, 2007, p. 303, 328.
  142. 1234567Julien, 1931, p. 229.
  143. Ghachem-Benkirane and Saharoff, 1990, p. 60.
  144. Gottreich, 2007, p. 117.
  145. El Fasi, 1999, p. 118.
  146. Julien, 1931, pp. 240—41.
  147. Julien, 1931, p. 241.
  148. Julien, 1931, p. 243.
  149. Cenival, 1987, p. 304.
  150. Cenival, 2007, p. 330.
  151. Bloom and Blair, 2009, p. 456.
  152. Julien, 1931, pp. 229, 245.
  153. Pennell, 2000, p. 30.
  154. Pennell, 2000, p. 24.
  155. Park and Boum, 1996, pp. 138—39.
  156. Abun-Nasr, 1987, p. 309.
  157. Park and Boum, 1996, p. 138.
  158. El Glaoui, 2004, p. 14.
  159. Gottreich, 2007, p. 124.
  160. Burke, 1976, p. 203.
  161. Park and Boum, 1996, pp. 8—9.
  162. Pennell, 2000, p. 134.
  163. Katz, 2006.
  164. Pennell, 2000, p. 135.
  165. См. также ‘Marrakesh‘ в 1911 Encyclopedia Britannica
  166. Pennell, 2000, p. 139.
  167. Burke, 1976, pp. 120—22.
  168. Abun-Nasr, 1987, p. 370.
  169. Pennell, 2000, p. 147.
  170. Park and Boum, 1996, pp. 133—34.
  171. Pennell, 2000, pp. 149—51.
  172. El Glaoui, 2004, p. 11.
  173. Pennell, 2000, pp. 150—51.
  174. Park and Boum, 1996, p. 131.
  175. Burke, 1976, p. 190.
  176. Pennell, 2000, p. 156.
  177. Burke, 1976, pp. 190—93.
  178. Pennell, 2000, pp. 155—56.
  179. Porch, 1982, p. 261.
  180. 12Pennell, 2000, p. 157.
  181. Burke, 1976, p. 200.
  182. Maxwell, 1966, p. 298.
  183. Burke, 1976, p. 177.
  184. Hoisington, 1995, p. 94.
  185. 123Park and Boum, 1996, p. 153.
  186. Porch, 1982, p. 264.
  187. Hoisington, 1995, p. 45.
  188. Park and Boum, 1996, pp. 153—54.
  189. Cornet, 1914, pp. 1, 11.
  190. 123Burke, 1976, p. 204.
  191. Porch, 1982, pp. 266—67.
  192. Hoisington, 1995, p. 46.
  193. Katz, 2006, p. 253.
  194. Cornet, 1914.
  195. Hoisington, 1995, p. 96.
  196. Cornet, 1914, pp. 50, 53.
  197. Cornet, 1914, p. 55.
  198. 12Abun-Nasr, 1987, p. 371.
  199. Hoisington, 1995, p. 100.
  200. 12Pennell, 2000, p. 184.
  201. Park and Baum, 1996, pp. 136—37.
  202. 12El Glaoui, 2004.
  203. 12van Hulle, 1994, p. 52.
  204. Katz, 2006, p. 255.
  205. 1234Howe, 2005, p. 46.
  206. van Hulle, 1994, pp. 52—53.
  207. van Hulle, 1994, pp. 53—54.
  208. Ghachem-Benkirane and Saharoff, 1990, p. 72.
  209. Ghachem-Benkirane and Saharoff, 1990, p. 74.
  210. 123Borghi and Camuffo, 2010, pp. 139—49.
  211. Ghachem-Benkirane and Saharoff, 1990.
  212. 12Ghachem-Benkirane and Saharoff, 1990, p. 76.
  213. 12van Hulle, 1994, p. 50.
  214. 12McKenna, 2010, p. 114.
  215. El Glaoui, 2004, p. 15.
  216. 12Park and Boum, 1996, p. lxvii.
  217. Abun-Nasr, 1987, p. 388.
  218. Waterbury, 1970, pp. 36—37.
  219. Larui, 1985, p. 112.
  220. 12Abun-Nasr, 1987, p. 389.
  221. McKenna, 2010, p. 115.
  222. Pennell, 2000, p. 268.
  223. McKenna, 2010, pp. 115—16.
  224. Park and Boum, 1996, p. lxviii.
  225. Abun-Nasr, 1987, p. 391.
  226. McKenna, 2010, pp. 116—17.
  227. Abun-Nasr, 1987, pp. 391—92.
  228. Hoisington, 2004, p. 109.
  229. McKenna, 2010, p. 117.
  230. Park and Boum, 1996, p. 137.
  231. van Hulle, 1994, p. 122.
  232. Ghachem-Benkirane and Saharoff, 1990, p. 77.
  233. Gottreich, 2007, pp. 132—37.
  234. Pennell, 2000, pp. 310—11.
  235. Sales, 2007, p. 87.
  236. Borghi and Camuffo, 2010, p. 139.
  237. Christiani, 2010, p. 38.
  238. 12Sullivan, 2006, p. 8.
  239. Edwards, 2005, p. 348.
  240. Hardy, Vorhees, Edsall, 2005, p. 146.
  241. Shackley, 2012, p. 43.
  242. 12Water Resources and International Law. — Academie De Droit, Martinus Nijhoff Publishers, 30 June 2002. — P. 71. — ISBN 978-90-411-1864-6.
  243. 12Morocco: Marrakesh bomb strikes Djemaa el-Fna square (неопр.). BBC (28 April 2011). Дата обращения 28 октября 2012.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector