Собор Монреальской Богоматери, Монреаль

История строительства собора

Итак, в 1824 году на ее месте было принято решение построить новый собор в виде базилики неоготического стиля, который смог бы вместить множество людей. Неоготика – это архитектурный стиль популярный в XVIII-XIX веках, подражающий особенностям средневековых строений. Для проектирования и постройки был приглашен известный американский архитектор Джеймс О. Доннел.

Строительство и украшение собора подошло к концу в 1888 году. Своими очертаниями Собор Монреальской Богоматери отдаленно напоминает Собор Парижской Богоматери во Франции, но, тем не менее, у него очень много собственных особенностей стиля. Усилия архитектора и художников, вложенные в строительство и отделку Нотр-Дам де Монреаль буквально потрясают.

За полвека они смогли соорудить главное украшение Монреаля, которое в наши дни внесено в перечень национального достояния Канады. Свою главную задачу – вместить как можно больше желающих послушать проповедь – базилика определенно  выполняет. Присутствовать на церковной службе одновременно могут 9 тысяч человек.

Здание

Кафедральный собор Монреале входит в особую группу сицилийских памятников — она характеризуется неповторимым смешением различных культур: норманнской (североевропейской), местной (ведущей свою историю с античности), комниновского возрождения (Византия, чрезвычайно мощное артистическое воздействие) и исламского искусства.

Монреальский собор сочетает две главные тенденции южноитальянской архитектуры — суровая мощь и праздничное великолепие[5].

Неповторимое убранство базилики

На фасаде снаружи расположены три фигуры, которые по замыслу скульптора должны символизировать страну, провинцию и город, то есть Канаду, Квебек и Монреаль.  Две башни-близнецы по бокам достигают высоты 70 метров и носят типичные средневековые названия:

  • Настойчивость;
  • Сдержанность.

Уникальным дополнением к собору является его главный колокол, который был специально доставлен из Британии. Громкость колокольного звона такова, что его слышно на 25 километров в округе. Вес колокола достигает 10 тонн.

Внутреннее убранство базилики потрясает своим разнообразием и изяществом форм. Многочисленные колонны и арки устремляются ввысь, как будто открывая посетителю лестницу в небо. Лазурные своды собора, украшенные золотыми звездами, символизируют католические небеса. Алтарь причудливо украшен резными деревянными скульптурами, изображающими библейских пророков.

Собор Монреальской Богоматери, Монреаль

Прекрасно расписанные витражи специально для базилики были созданы во Франции. Повсюду посетителей окружают настоящие произведения искусства из мозаики, которые изображают историю религиозного становления Канады. Главным художником, отвечающим за внутреннюю отделку собора, был канадец Виктор Бурго.

В соборе установлен огромный орган. В нем 7 тысяч труб. Турист, посещая базилику, время от времени может надеяться попасть на знаменитый органный концерт или выступление церковного хора. К тому же здесь можно увидеть знаменитостей, которые проводят в храме свои свадьбы.  Сегодня Нотр-Дам де Монреаль возвышается над старой исторической частью города и служит его главным украшением, неизменно восхищающим туристов.

Адрес: 110 Rue Notre-Dame Ouest, Montréal, QC H2Y 1T2, Канада

Телефон: 1 514-842-2925

Официальный сайт

Фасад

Апсида собора с ложными арками и инкрустациями

Апсида собора с ложными арками и инкрустациями

Собор Монреальской Богоматери, Монреаль

Наружные стены обращённой на восток апсиды украшены заимствованным из арабского искусства мотивом из переплетающихся ложных арок и инкрустаций из рыжей лавы и вулканического туфа. Переплетение накладных стрельчатых арочек образует прихотливый орнаментальный узор, что создаёт ритмическую дробность форм и способствует достижению декоративно-зрелищного эффекта.

Этот типично арабский декор был усвоен норманнским архитекторами и присутствует и в других крупных норманнских соборах Сицилии — в Палермо и Чефалу, но именно в Монреале этот декор достиг своего совершенства. Основными оттенками являются коричнево-жёлтый цвет лавы и серо-чёрный — туфа, кроме того, разнообразие вносят горизонтальные вставки красного кирпича и белой штукатурки.

Узор из переплетающихся арок состоит из трёх горизонтальных рядов в главной апсиде и двух — в боковых апсидах. Ширина ложных арок во всех рядах одинакова, а высота арок увеличивается с каждым более высоким рядом. Благодаря этому приёму создаётся впечатление утончённости и воздушности конструкции апсид[4].

Главный (западный) фасад

Главный (западный) фасад

Этот же мотив повторён на главном — западном фасаде собора. Пристроенный в XVIII веке западный портик частично скрыл этот декор, так что в настоящее время ложные арки из лавы присутствуют на западном фасаде только в верхней части.

Западный фасад собора ограничен в пространстве двумя мощными башнями, что напоминает внешний облик более раннего собора в Чефалу. Эти башни заимствованы из романской архитектуры заальпийских стран, однако они превосходят свои прототипы грузностью, тяжеловесностью и суровым лаконизмом форм.

Северный фасад собора с портиком Гаджини

Северный фасад собора с портиком Гаджини

Левая (северо-западная) башня так и не была достроена, а в 1664 году на ней установили зубчатую колокольню[4]. Правая (юго-западная) башня сохранилась со времени Вильгельма II Доброго за исключением венчавшего её шпиля, уничтоженного ударом молнии в 1807 году и так и не восстановленного. В результате западный фасад собора оказался несимметричным.

Существовавший здесь четырёхколонный портик обрушился 24 декабря1770 года и был заменён на новый, обладающий прекрасными пропорциями, исполненный по проекту Антонио Романо скульптором Игнацио Марабитти. Три полукруглые арки портика покоятся на четырёх колоннах с дорическимикапителями. Новый портик нарушил, с одной стороны, типично норманнский облик собора, а, с другой стороны, придал целостность несимметричному фасаду.

Кафедральный собор Монреале вид сверху.jpg

Северный фасад собора был существенно изменён в 1547 году, когда к нему был пристроен ренессансный портик работы Джованни и Фацио Гаджини. Портик образован из одиннадцати арок, покоящихся на двенадцати тонких колоннах. Капители коринфского ордера гармонируют с тонкими колоннами, придавая конструкции лёгкость и изящество.

Южный фасад собора выходит на сохранившийся норманнский клуатр монастыря, являющийся сам по себе важным архитектурным памятником.

Фрагмент северного портала

Фрагмент северного портала

Западный портал собора работы Бонанино Пизани

Западный портал собора работы Бонанино Пизани

Примечательны главные (западные) и боковые (северные) бронзовые врата собора. Они являются первыми на Сицилии и одними из первых в Южной Италии вратами итальянского, а не византийского происхождения.

Северный портал изготовлен в 1186 году южноитальянским мастером Баризано из Трани, а барельефы ещё содержат типично византийские мотивы. Автор оставил своё имя на панели, изображающей святого Николая[4].

Западный портал был изготовлен Бонанино Пизано (то есть из Пизы) и доставлен на Сицилию морем. Он имеет 42 панно на темы Ветхого и Нового Заветов с надписями на вульгарной латыни, при этом панно гораздо более реалистичны и лишены византийских условностей. Сюжеты панно охватывают библейскую историю от сотворения Адама и Евы до Вознесения Христова.

Врата увенчаны двумя панно с изображением Христа во славе (слева) и Богородицы в окружении Ангелов (справа). Нижние панно изображают пару львов (слева) и грифонов (справа). Здесь же автор оставил своё имя и год завершения работы. Западный портал Монреале высотой 7,8 метра и шириной 3,9 м является самым большим из сохранившихся в Западной Европе церковных врат XII века[4].

Интерьер

Главный неф и апсида собора

Главный неф и апсида собора

Собор представляет собой подобие трёхнефной итальянской базилики, но главный неф гораздо шире и выше боковых нефов. Главный неф завершается обширной апсидой с ценным алтарём французского ювелира Луи Валадье. Боковые приделы также заканчиваются апсидами, но уже меньшего размера.

Собор Монреальской Богоматери, Монреаль

Главный неф отделен от каждого из приделов девятью колоннами с резными капителями, на которых покоятся стрельчатые арки. Семнадцать из восемнадцати колонн собора выполнены из гранита, а одна (первая справа от главных западных врат) — из зелёного мрамора. Изначально эта единственная мраморная колонна была второй в правом ряду и только в 1837 году была перемещена на нынешнее место[4].

Пол собора был выложен палермитанским мастером Бальдассаре Масса из белого таорминскогомрамора с порфировыми и гранитными вставками.

Мозаики нижнего ряда южной стены — история Ноя (продолжение)

Мозаики нижнего ряда южной стены — история Ноя (продолжение)

Резные и богато украшенные деревянные перекрытия потолка были выполнены арабскими мастерами при Вильгельме Добром и напоминали потолки фатимидскихмечетейЕгипта и Магриба. Оригинальный потолок был полностью уничтожен пожаром11 ноября1811 года и восстановлен по сохранившимся рисункам в первой половине XIX века.

В правой ветви трансепта в 1595 годуархиепископМонреале Лодовико II де Торрес устроил ренессансную капеллу в честь святого Кастренция — небесного покровителя Монреале. В алтаре капеллы под высоким балдахином почивают мощи святого Кастренция, переданные Вильгельму Доброму архиепископом Капуи в качестве свадебного дара.

Лодовико Торрес выражал желание быть погребённым в основанной им капелле, но умер в 1609 году в Риме и похоронен там. В капелле находится только мраморная статуя архиепископа. В конце правой ветви трансепта существует вход в капеллу святого Бенедикта, в которой находятся мраморные барельефы работы Джованни Марино и Игнацио Марабитти.

Барочная капелла Распятия

Барочная капелла Распятия

В левой части трансепта по проекту иезуита Анджело Италия ди Ликата в 1690-1692 годах была устроена барочная капелла Распятия, освящённая в 1692 году архиепископом Монреале Хуаном Роано.

В целом интерьер современного собора сохранил в значительной степени тот вид, который сложился к моменту смерти основателя — Вильгельма Доброго (1189). В интерьере собора перемешались черты романской архитектуры, арабского прикладного (потолки) и греческого церковного (мозаики) искусства. Более поздние пристройки находятся в ветвях трансепта и пространственно отделены от основного внутреннего пространства собора.

Саркофаг Вильгельма II Доброго (1575)

Саркофаг Вильгельма II Доброго (1575)

Вильгельм II Добрый изначально предназначал собор Монреале в качестве королевской усыпальницы. Сразу после завершения первого этапа строительства в 1183 году в соборе была погребена мать Вильгельма II Маргарита Наваррская. Вслед за этим в Монреале были перенесены останки отца короля — Вильгельма I Злого (из Палатинской капеллы в Палермо) и братьев — Рожера Апулийского (из собора Палермо) и Генриха Капуанского (из церкви Марии Магдалины в Палермо).

Смерть Вильгельма II Доброго, не оставившего наследников, и развернувшаяся борьба за престол чуть было не помешали исполнению желания самого Вильгельма II быть похороненным в Монреале. Могущественный архиепископ Палермо Уолтер Милль приказал поместить саркофаг короля в соборе Палермо. После долгой борьбы за королевский гроб между архиепископами Палермо и Монреале останки Вильгельма II всё-таки упокоились в соборе Монреале, но первоначальный саркофаг остался в Палермо и был впоследствии утрачен[2].

Гробница Маргариты Наваррской

Гробница Маргариты Наваррской

Commons-logo.svg

Гробницы Маргариты Наваррской и её сыновей Рожера и Генриха находятся в северном приделе собора. Они были серьёзно повреждены во время пожара 1811 года и небрежно восстановлены в начале XX века .

Саркофаг Вильгельма I Злого (1183)

Саркофаг Вильгельма I Злого (1183)

Тело Вильгельма I Злого покоится в южном приделе собора в роскошном порфировом саркофаге, сравнимом с королевскими гробницами Палермо. Саркофаг был также повреждён в 1811 году, но тщательно восстановлен. После пожара саркофаг вскрывали и обнаружили, что тело короля прекрасно сохранилось, а лицо его было покрыто густой чёрной бородой, некогда наводившей ужас на подданных.

Поскольку первоначальный саркофаг, предназначенный для Вильгельма II, остался в Палермо, останки монарха были помещены в новую мраморную гробницу в 1575 году архиепископом Лодовико I де Торрес.

В 1270 году в соборе был погребён французский король Людовик Святой, брат сицилийского короля Карла Анжуйского. Впоследствии мощи Людовика Святого были перенесены в Сен-Дени, но в Монреале была оставлена урна с сердцем и внутренностями святого. Они помещены в боковом алтаре, посвящённом Людовику Святому, в северном приделе собора.

Мозаики собора

Бог создаёт солнце, луну и звезды — мозаика верхнего ряда южной стены

Бог создаёт солнце, луну и звезды — мозаика верхнего ряда южной стены

Главной достопримечательностью собора Монреале являются 130 мозаик, покрывающих практически все внутренние стены собора на площади около 10 000 м². По площади и целостности замысла мозаики Монреале являются одним из крупнейших мозаичных циклов мира. Большая часть мозаик выполнена в рекордно короткие сроки между 1183 и 1189 годами.

Вильгельм II преподносит собор Монреале в дар Богородице — мозаика над архиепископским троном в соборе

Имена авторов мозаик неизвестны, а их национальное происхождение вызывает споры. Авторами мозаик могли быть как мастера, приглашённые из Константинополя, так и местные мастера, хоть и находившиеся под влиянием византийского искусства. В пользу «константинопольской» версии говорят типично греческие одеяния Христа, Божией Матери и архангелов и греческие подписи ряда мозаик в апсиде.

Хронологически данные мозаики принадлежат к комнинскому периоду византийского искусства. Тем не менее, основные характерные особенности изобразительного языка этих мозаик таковы: распластанность, безобъемность фигур, дробная сеть драпировок, линии мелкие и частые. В фигурах нет повышенной экспрессии, нет динамики, образ более мягкий и декоративный (по сравнению с предшествующими сицилийскими мозаичными циклами)[6].

Фигуры становятся грузными, тяжеловесными, утрачивается выразительность жестов, складки одежд становятся неподвижными. Лица становятся объёмными — исчезает повышенная одухотворённость византийских ликов. В изображениях явственно чувствуется романское начало, проявившееся и в архитектуре собора: от немного грубоватых образов веет суровым спокойствием.

Сотворение Евы из ребра Адама — мозаика верхнего ряда западной стены

Сотворение Евы из ребра Адама — мозаика верхнего ряда западной стены

Большинство исследователей, тем не менее, поддерживают традиционную версию об изготовлении мозаик в период между 1183 и 1189 годами[2].

Мозаичный цикл в нефе носит след новых веяний, пробудившихся в искусстве XIII века: канонический дух начинает уступать место более свободной интерпретации библейских событий, в изображении уже в некоторой степени проявляются черты творческой личности художника. Впервые в южноитальянском искусстве трактовка текста Писания получает повествовательную окраску.

Христос коронует Вильгельма II — мозаика над королевским троном в соборе

— мозаики апсиды, представляющие Христа Вседержителя в Его небесной славе,

— мозаики главного нефа (Книга Бытия),

— мозаики пресбитерия и (частично) трансепта — земная жизнь Христа или «праздничный» цикл,

— мозаики боковых нефов — чудеса Христовы,

Алтарь с частью мощей Людовика Святого в соборе Монреале

— мозаики трансепта (частично) — жития Апостолов Петра и Павла.

Помимо сюжетных мозаик по стенам собора (в арках, под кровлей, в хорах) расположено большое число мозаичных икон святых — в полный рост или по пояс (в медальонах). Арки богато украшены мозаичными узорами, напоминающем о влиянии арабской культуры на мозаичистов Монреале.

Мозаики апсиды

Всю конху главной апсиды занимает огромное изображение ХристаПантократора (Вседержителя). Пальцы правой руки Спасителя сложены для благословения, в левой руке Он держит Евангелие, открытое на стихе: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12), написанном на латинском и греческом языках.

Образ Христа Пантократора широко распространён на православном Востоке и был перенят норманнской архитектурой (соборы в Чефалу, Мессине, Палатинская капелла). Отличие монреальского Пантократора от других подобных образов в том, что руки Спасителя широко распростёрты и как бы обнимают всех находящихся во храме.

Христос Вседержитель в апсиде собора

Христос Вседержитель в апсиде собора

Мозаичист, работавший над апсидой, расширил её пространство за счёт примыкающего пресвитерия с целью получить достаточное место для воплощения заказанной ему большой и сложной программы. А чтобы обозначить границы нового компартимента, на лицевой стороне триумфальной арки он изобразил мозаикой (как часть иконографии святых столпников) те скульптурные колонны, которые в реальности стоят в соборе Чефалу, послужившем ему образцом, воспроизведя даже их колористическую гамму[7].

Образ Христа Пантократора огромен: голова Спасителя вместе с бородой имеет высоту более 3 метров, правая рука простирается на 7 метров, а всё изображение имеет высоту 7 метров, а в ширину — 13,30 метров[4].

Окружают образ Пантократора расположенные в медальонах ближней полуокружности восемь ветхозаветныхправедников и пророков (Нафан, Даниил, Илия, Давид, Соломон, Самуил, Гедеон и Елисей) и ещё один образ Спасителя — Христос Эммануил. Дальний полукруг образуют Небесные Силы — архангелыРафаил, Михаил, Гавриил и Уриил, шестикрылые Херувимы и Серафимы, взывающие «Свят, свят, свят Господь Бог Саваоф» (Ис. 6:3), а также традиционное византийское изображение Престола уготованного.

Под образом Христа Пантократора расположены ещё два мозаичных ряда. Верхний ряд — это традиционный византийский Деисис: в центре на троне Богородица с Младенцем и справа от неё — Архангел Гавриил, АпостолыПавел, Андрей, Матфей, Марк, Фома, Симон Зилот; слева — Архангел Михаил, Апостолы Пётр, Иаков, Иоанн Богослов, Лука, Варфоломей, Филипп[4].

Нижний ряд (слева направо) — мученица Агата, отец восточного монашества преподобный Антоний Великий, священномученик Власий Севастийский, , традиционно чтимый бенедиктинцамиМартин Турский, первомученик архидиакон Стефан, священномученикПётр Александрийский, священномученик Климент Римский, святительСильвестр Римский, священномученик Фома Кентерберийский, великомученик архидиакон Лаврентий, один из патронов Сицилийского королевстваНиколай Мирликийский, западный Отец Церкви Иларий Пиктавийский, отец западного монашества Бенедикт Нурсийский, равноапостольная Мария Магдалина[4].

Восстановленный после пожара 1811 года фатимидский потолок собора

Две фигуры продолжают нижний ряд святых за пределами апсиды — это симметрично расположенные образы двух столпников — Симеона и Даниила.

Предваряющие алтарную часть обширные хоры ограничены двумя триумфальными арками, на одной из которых вновь изображены Архангелы Михаил и Гавриил, а на второй — сцена Благовещения. По обе стороны первой (ближайшей к апсиде) арки помещены изображения двенадцати ветхозаветных пророков и праведников, предсказавших воплощение Сына Божиего: Иаков, Захария, Малахия, Иона, Иезекииль, Моисей (с правой стороны арки), Исайя, Аввакум, Иеремия, Амос, Авдий и Иоиль (с левой стороны).

Большинство мозаик апсиды — типично византийские, надписи — греческие (Христос Пантократор, ближайший полукруг ветхозаветных праведников, Деисис, сцена Благовещения) и латинские (дальний полукруг Сил Небесных, нижний ряд святых, арка с Архангелами).

На хорах дважды встречается мозаичное изображение основателя собора Вильгельма Доброго: над королевским троном мозаика изображает коронацию Вильгельма Христом (параллель с аналогичной сценой в Марторане, где Христос коронует Рожера II), а над архиепископским троном — на мозаике Вильгельм преподносит Богородице построенный им собор.

Содержит собор и память о супруге Вильгельма II — Иоанне, дочери Генриха II Английского, бывшего вольным или невольным виновником смерти Бекета. Именно с её влиянием связывается появление в числе известных и широко почитаемых святых, изображённых в апсиде, Фомы Кентерберийского, то есть Томаса Бекета, всего через двадцать лет после его мученической кончины. Это самое раннее из известных изображений Томаса Бекета за пределами Англии.

Всё пространство над стрельчатыми арками главного нефа (южная и северная стороны нефа) и его задняя — западная стена покрыты мозаиками, иллюстрирующими Книгу Бытия. Качество изображения и сама композиция мозаик главного нефа значительно отличается от мозаик апсиды. Мозаики главного нефа лишены художественной перспективы, человеческие фигуры непропорционально сложены, достаточно условны пейзажи и архитектурные детали.

  • Верхний ряд южной стены — Дух Божий носится над водами (Быт. 1:1-2), отделение света от тьмы (Быт. 1:3-5), создание небесной тверди (Быт. 1:6-8), отделение суши от моря и создание растений (Быт. 1:9-13), сотворение светил (Быт. 1:14-18), сотворение птиц, пресмыкающихся и рыб (Быт. 1:20-23), сотворение зверей и Адама (Быт. 1:24-27), покой седьмого дня (Быт. 2:2-3), Бог вводит Адама в рай и даёт заповедь о древе познания (Быт. 2:15-17), пребывание Адама в Раю;
Monreale creation.jpg
Monreale creation Adam.jpg
Monreale god resting after creation.jpg
Monreale adam entering.jpg
Сотворение птиц, пресмыкающихся и рыб Сотворение Адама Седьмой день Бог вводит Адама в рай
  • Верхний ряд западной стены — сотворение Евы из ребра Адама (Быт. 2:21-24), пребывание прародителей с Богом в раю (Быт. 2:25);
Monreale creation Eva.jpg
Monreale adam eva meeting.jpg
Сотворение Евы Встреча Адама и Евы
  • Верхний ряд северной стены: искушение Евы (Быт. 3:1-5), грехопадение Адама и Евы (Быт. 3:6-7), изобличение грехопадения (Быт. 3:7-20), изгнание из рая (Быт. 3:21-24), Адам обрабатывает землю, Ева прядёт, жертвоприношениеКаина и Авеля (Быт. 4:3-7), убийство Авеля Каином (Быт. 4:8), обличение Каина (Быт. 4:9-15), смерть Каина от руки Ламеха (апокрифический сюжет — намёк на Быт. 23-24), Бог повелевает Ною построить ковчег (Быт.  6:13-21) ;
Monreale photo ru Sibeaster16.jpg
Vertreibung aus dem Paradies-Cattedrale di Monreale.jpg
Abel and Cain offer their sacrifice to God.jpg
Monreale cain and abel.jpg
Cain after Abel's murder.jpg
Грехопадение прародителей Изгнание прародителей из рая Авель и Каин приносят жертвы Богу Убийство Авеля Каином Бог обличает Каина
Noah moreale01.jpg
Noah permits the animals'pair to come into the Ark.jpg
Babel tower construction (Monreale).jpg
Abraham bends down before the Three Angels.jpg
Abraham and the Three Angels.jpg
Ной строит ковчег Ной выпускает животных из ковчега Строительство Вавилонской башни Авраам поклоняется Трем Ангелам Авраам служит Трем Ангелам
  • Средний ряд западной стены: два Ангела пребывают в доме Лота в Содоме и горожане требуют у Лота выдать гостей на поругание (Быт. 19:1-11), Лот с дочерьми бежит в Сигор, жена Лота обратилась в столп, Содом поражён Богом (Быт. 19:15-26);
  • Нижний ряд северной стены: Бог повелевает Аврааму принести в жертву сына (Быт. 22:1-2), Авраам приносит в жертву Исаака, Ангел останавливает руку Авраама (Быт. 22:9-13), слуга Авраама встречает Ревекку у колодца (Быт. 24:11-27), Ревекка и раб Авраама едут навстречу Исааку (Быт. 24:62-67), Исаак оправляет Исава на охоту и обещает благословить его, Ревекка подслушивает мужа (Быт. 27:1-5), Иаков обманом получает благословение Исаака, предназначенное Исаву (Быт. 27:18-30), Иаков бежит из родного дома (Быт. 27:42-45), Иаков во сне видит лестницу до неба и сооружает алтарь в Вефиле (Быт. 28:11-22), Иаков борется с Ангелом и получает имя Израиль(Быт. 32:24-30).
Abraham offer his son as sacrifice.jpg
Rebecca and Abraham's slave.jpg
Isaak gives blessing to Jacob (Monreale).jpg
Monreale-Jacob runs away from home.jpg
Monreale-Jacob's staircase.jpg
Жертвоприношение Авраама Раб Авраама и Ревекка у колодца Исаак благословляет Иакова Иаков бежит из родного дома Лестница Иакова
Искушение Христа в пустыне

Искушение Христа в пустыне

Клуатр монастыря

Восточная колоннада клуатра

Восточная колоннада клуатра

Вид на южный фасад собора из клуатра

Вид на южный фасад собора из клуатра

Фонтан в юго-западном углу клуатра

Фонтан в юго-западном углу клуатра

Вид на клуатр из северо-западного угла

Вид на клуатр из северо-западного угла

К южной стороны собора примыкает возведённый по воле Вильгельма II Доброгоклуатр (внутренний двор) некогда существовавшего бенедиктинского монастыря[5], являющийся наряду с самим собором ценнейшим памятником норманнской архитектуры. Композиция клуатра напоминает аналогичные внутренние дворики собора Чефалу и монастыря Сан-Джованни-дельи-Эремити (Палермо), но значительно превосходит их по масштабу замысла.

Благовещение, притча о богаче и Лазаре, Самсон убивает льва, Самсон в доме блудницы из Газы), сцены из повседневной жизни (сбор урожая, охота), рыцарские поединки, языческие сюжеты (в том числе поклонение Митре), традиционные для Средних веков фантастические чудовища, изображение самого Вильгельма II, подносящего собор Богородице.

Поцелуй Иуды

Детальное изучение 208 капителей позволило профессору Роберто Сальвини (1962)[4] определить, что работы по устройству клуатра были выполнены группой из пяти мастеров, предположительно из Прованса. Сальвини идентифицировал мастеров по их излюбленным темам.

— Мастер Миссии Апостолов (англ. Master of the Mission of the Apostles) — автор 34 капителей. Стиль этого мастера определяется примечательными лицами персонажей, чётко обрисованными одеждами и тщательно выполненными контурами фигур, придающими им объём и внутреннюю теплоту.

— Мастер Посвящения (англ. Master of the Dedication) — автор 30 капителей. Его произведения отличаются тонкостью работы резца и точностью выполнения деталей, так что фигуры кажутся сжатыми наподобие средневековых миниатюр.

— Мастер Путти (англ. Master of the Putti) — автор 70 капителей, отличающихся разнообразием растительных орнаментов.

— Мастер Орлов (англ. Master of the Eagles) — автор 40 капителей, примечательных орнитологическими мотивами.

— Марморариус — автор оставшихся 34 капителей, в работах которого «усердие и терпение заменяют недостаточные мастерство и фантазию»[4]. Этот мастер остался единственным, оставившим своё имя потомкам (на одной из колонн северного ряда им вырезано: «Ego romanus filius Constantinus Marmorarius»)

Поверх арок выложен из лавы и известняка волнистый фриз. Над фризом расположен прерывающийся на уровне капителей бордюр, предназначенный для установки балок, поддерживавших временные навесы на случай непогоды.

В юго-восточном углу клуатра находится колонное ограждение, кьострино, с фонтаном, типичным для мусульманской (Магриб и Испания) архитектуры. По местному преданию, вода была подведена сюда по повелению Вильгельма II Доброго.

Собор Монреале в мировой культуре

Christ

С момента постройки собор Монреале занял уникальное положение среди кафедральных соборов Западной Европы, став «градообразующим» для своего города. Построенный буквально на пустом месте, среди охотничьих угодий, собор сразу стал центром большого архиепископства, и город Монреале возник вокруг своего собора.

С архитектурной точки зрения, собор Монреале является наиболее совершенным и наименее искажённым последующими перестройками памятником арабо-норманнской архитектуры на юге Италии. Влияние собора ощутимо во внешнем облике построек последнего периода норманнской эпохи (собор Палермо, церкви Маджионе (Палермо) и Санти-Пьетро-э-Паоло-д’Агро). Мозаики собора представляют собой один из наилучших образцов византийского искусства XII века.

Благодаря пожалованиям Вильгельма II Доброго Монреале представлял собой богатый фьеф, желанный для прелатов из влиятельных семей Европы. В разное время кафедру Монреале занимали представители семей Медичи, Фарнезе, Орсини, Колонна, Борджиа, Арагонского королевского дома. Все они, хоть часто и не живя в своей епархии, способствовали украшению своего собора.

  • архиепископ Арнольд де Реза (умер в 1324 году), собравший важнейшие исторические документы о строительстве собора в книге Codex Rexac, экземпляры которой находятся в Ватиканской библиотеке и Семинарской библиотеке Монреале,
  • кардинал-архиепископ Алессандро Фарнезе,
  • кардинал-архиепископ Лодовико II де Торрес (умер в 1609 году), выпустивший в 1596 году в Риме под псевдонимом Джан Луиджи Лелло книгу «Descrizione del Tempio e monastero di S. Maria Nuova», выдержавшую множество последующих изданий,
  • Доменико Бенедетто Гравина (18071866), последний настоятель монастыря Монреале, руководивший работами по восстановлению собора после пожара 1811 года, опубликовавший в 1859 году двухтомную работу «Il Duomo di Monreale»[4].
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм