Архангельский собор Московского Кремля

Монастыри и храмы Московской области

На месте Архангельского собора еще в 1247-1248 годах во времена Михаила Ярославича, брата святого князя Александра Невского, была построена деревянная церковь во имя Архангела Михаила. При Иване Калите в 1333 году был сооружен новый белокаменный храм. По одной из версий его построили в знак благодарности за избавление Руси от голода из-за неурожая ржи в то лето.

В сентябре 1933 года храм был освящён. К началу 16 века церковь обветшала. Тогда под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового в 1505-1508 гг. на месте старого храма строится новый. Для поминовения князей и царей здесь были служители, совершающие панихиды. Здание несколько раз реставрировалось.

В 18 веке работы проводились дважды, поскольку храм находился в аварийном состоянии. В 1772 году по проекту Баженова для укрепления здания была сооружена Южная пристройка. Как и другие храмы, после Отечественной войны 1812 года здание пришлось восстанавливать. Оклады и украшения с икон были украдены французскими солдатами.

Иконы первых двух ярусов иконостаса использовались как скамейки и кровати. После войны убранство храма и иконостас были обновлены. Изготовлены резные царские врата. С 1955 года в здании храма работает музей. В начале 1980-х годов завершилась очередная реставрация храма. Были отремонтированы каменные надгробия и иконостас, внешнее и внутреннее убранство. В начале 19 века после сноса церкви Рождества Иоанна Предтечи к северной стороне храма был перенесен придел святого мученика Уара.

Архангельский собор Московского Кремля
Архангельский собор Московского Кремля

Соборная площадь Московского кремля, 1797 год.

Архангельский собор Московского Кремля
Архангельский собор Московского Кремля

Восточный фасад Архангельского собора с наружными приделами, 1882 год. (фото

Николая Найденова

)

Первый деревянный Архангельский собор в Кремле возник на месте нынешнего, возможно, ещё во время княжения Михаила Хоробрита, брата Александра Невского, в 1247—1248 годах.

В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью. Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года.

Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном[1]:10. С 1599 года по 1765 год при соборе состояли особые архиереи, обязанностью которых было совершать панихиды во дни поминовения князей и царей.

Согласно Высочайшему повелению, Святейший Синод указом от 23 февраля 1895 года за № 809 передал Архангельский собор из епархиального в Придворное ведомство со всем имуществом, капиталом и (временно) причтом[4].

Архангельский собор Московского Кремля

К торжествам по случаю 300-летия дома Романовых (1913), в соборе были проделаны большие работы по реставрации и благоустройству, в частности, по рисунку великого князя Петра Николаевича была сооружена сень над гробницей царя Михаила Федоровича с 2-я массивными лампадами. Император Николай II, прибыв в Кремль 24 мая 1913 года, прошёл в Архангельский собор и возжёг лампады[5][6].

Архангельский собор Московского Кремля
Архангельский собор Московского Кремля

Храмовый образ Михаила Архангела (начало XV века)

Храм пятиглавый, шестистолпный, пятиапсидный, восьмипридельный с узким, отделённым от него стеной помещением в западной части (на втором ярусе — хоры, предназначавшиеся для женщин царской семьи). Выстроен из кирпича, декорирован белым камнем. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения (ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах, многопрофильные карнизы). Первоначально главы храма были крыты чернолощёной черепицей, стены, вероятно, были окрашены красным, а детали — белым[7].

В интерьере — росписи 1652—66 (Фёдор Зубов, Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров и др.; реставрированы в 1953—55), резной деревянный позолоченный иконостас XVII—XIX вв. (высота 13 м) с иконами XV—XVII вв., паникадила XVII в.

В соборе находятся фрески XV—XVI веков, а также деревянный иконостас с иконами XVII—XIX веков. Стенопись XVI века была сбита и написана вновь в 1652—1666 по старым прорисям иконописцами Оружейной палаты (Яков Казанец, Степан Рязанец, Иосиф Владимиров).

Всего в соборе 54 погребения, включая раки святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского, 46 белокаменных орнаментированных надгробий 1636—37, бронзовые остеклённые футляры (1903).

В 1928 в крипту подвальной палаты южной пристройки Архангельского собора были перенесены также погребения женщин из династии Рюриковичей и Романовых (прежде родственницы великих князей и царей покоились в снесённом соборе Вознесенского монастыря).

Архангел Михаил, предводитель небесного воинства, почитался на Руси как покровитель князей, поэтому в княжеских городах-резиденциях обязательно старались возвести храм во имя архангела Михаила. Не была исключением и Москва. Еще в 12 веке на месте нынешнего Архангельского собора стояла древняя церковь Михаила Архангела.

Архангельский собор Московского Кремля

Первый белокаменный храм Михаила Архангела был построен Иваном Калитой в 1333 году в память от избавления от «морового поветрия» (чумы). В этом же храме в 1340 году Иван Калита в последствии и был погребен.

С тех пор архангельский собор стал усыпальницей московских великих князей и царей, уступив при Петре I функцию государственного некрополя Петропавловскому собору в Петербурге.

Первоначальный Архангельский собор, расписанный в 1399 году Феофаном Греком, был «по ветхости» разобран в 1505 году для строительства нового храма. Возродить новый Архангельский собор было поручено приехавшему в Москву итальянцу, известному в России под именем Алевиза Нового, или Алевиза Фрязина.

Алевиз (полное имя его неизвестно; есть гипотеза, что это был веницианский скульптор и архитектор Алевизе Леиберти ди Монтаньяно) прибыл в Москву через Крым в 1504 году из Венеции. Его сопровождали русский посол Ларев и дьяк Кочаров.

Из-за литовско-русской войны путешественники не могли ехать через Литву, и вынуждены были податься сначала в Молдавию, а затем в Крым. Здесь их задержал хан Менгли-Гирей, для которого «архитектор Алевиз» построил «железные ворота Демир-Хапу» в ханском дворце в в Бахчисарае.

Архангельский собор Московского Кремля

В Москве прибывшего 10 ноября 1504 года Алевиза стали именовать Алевизом Новым.

Дело в том, что до него в Москве уже работал итальянец «Алевиз» — Алоизио да Какркано, он же Алевиз Фрязин Миланец, инженер из Милана, участвовавший в строительстве Московского Кремля.

Всего Алевиз Новый построил в Москве 11 каменных церквей, но из них сохранился только Архангельский собор. Остальные либо не сохранились, либо в позднейшее время были переделаны до неузнаваемости.

Для Алевиза весьма трудной задачей было приспособить привычные ему ренессансные мотивы к совсем незнакомой форме здания. Пятиглавый шестистолпный архангельский собор, оконченный в 1509 году, стал одним из самых нарядных зданий Московского Кремля. Это второй по величине Кремлевский собор.

В частности, к нему прибегли строители Новодевичьего монастыря и Успенского собора в подмосковном Дмитрове.

Архангельский собор Московского Кремля

Некоторые позднейшие исследователи отмечают, что смешение разнородных архитектурных принципов несколько повредило целостности общего облика Архангельского собора, но тем не менее этот изящный храм настолько пришелся по душе москвичам, что в течение почти столетия он служил образцом для других церковных и светских построек. Многие элементы Архангельского собора были использованы при строительстве Грановитой палаты, Благовещенского собора, теремного дворца в Кремле.

Порталы храма обильно украшены растительным орнаментом. Первоначально собор окружала открытая арочная галерея, а закомары были украшены островерхими белокаменными пирамидками. Галерея, вероятно, была разобрана в 17 столетии.

Исключение составляют князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похоронен в Успенском соборе, а также Борис Годунов. Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Дмитрием Самозванцем и отвезены в Троице-Сергиеву лавру.

Здесь же находится могила полководца М.В. Скопина-Шуйского. Здесь же похоронен император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы. И здесь же были упокоены мощи святых мучеников князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 году.

В Архангельском соборе погребены и Петр Ибрагимович, царь Казанский и царевич татарский Александр Сафагиреевич, сын царицы Сумбеки, — зримое свидетельство того, что, по словам русского духовного писателя А.Н.

В 1333 году, за одно лето, Иван Калита построил новый каменный храм — по обету, в благодарность за избавление Руси от голода, вызванного пошедшей в рост и не давшей зёрен рожью.

Новый Архангельский собор был освящён митрополитом Феогностом 20 сентября 1333 года.

  • Главной святыней храма является его икона, которая изображает деяния Архангела Михаила. Ее ценность не только в «почтенном» возрасте (около 6-7 столетий), но и в художественном мастерстве авторов.
  • Расположен здесь и чудотворный образ Богоматери, называемый «Благодатное небо». Считается, что написана она в Литве, а в Россию ее привезла княгиня София Витовтовна. Этот образ особо почитаем теми, кто молится об исцелении от болезней.
Икона Архангела Михаила в Архангельском соборе

Икона Архангела Михаила

Архангельский собор и его чудотворный образ Богоматери, называемый Благодатное небо

Чудотворный образ Богоматери «Благодатное небо»

  • Благодаря асимметричному расположению куполов собор выглядит просторным и не громоздким. Архитектурные особенности архангельского собора, где просматриваются и византийские черты
  • На сегодняшний день службы здесь проходят несколько раз в год. Службы в Архангельском соборе проходят несколько раз в год
  • На стенах над саркофагами размещены условные портреты правителей. На стенах над саркофагами в Архангельском соборе размещены условные портреты правителей

Архангельский собор Ивана Калиты

Уже в 14 веке на Руси случилось несчастье — неурожай ржи. Тогда же начался голод и с целью избавления от него князь Московский Иван Калита дал обет возвести храм. В то время количество церквей в Москве прибавилось — были уже построены храм св. Иоанна Лествичника, Успенский собор и храм Спаса на Бору.

Архангельский собор Московского Кремля

Вид на собор с запада

Также известно, что в том храме были достроены приделы, названные в честь святых, имена которых соответствовали именам сыновей князя: Андрея Критского и Симеона Столпника. Кстати, сыновья Калиты были захоронены в том же Архангельском соборе. Также точно известно, что в 70-х годах 15-го столетия храм пополнился ещё двумя приделами Воскресения Господня и апостола Акилы. Эти приделы были построены из дерева, и они сильно пострадали во время крупного пожара 1475 года, который охватил весь Московский Кремль.

Однако уже в 1481 году приделы Воскресения Господня и Акилы-апостола было решено заменить на каменные. Буквально через год работы по реконструкции были выполнены и в сентябре того же года приделы были освящены. Трудно что-либо говорить о месте возведения обновлённых приделов из камня, так как совершенно неизвестно расположение прежних пределов из дерева и тем более не известно, были ли построены новые приделы на месте старых.

Вид на собор от Благовещенского собора

Под конец правления Московского князя Ивана III собор св. Архистратига Михаила обветшал настолько, что встал вопрос об его реконструкции. Дело в том, что собор сильно пострадал ещё от одного события — сильного удара молнии в 1450 году. Поэтому в мае 1505 года князь Иван III Васильевич только и успевает, что повелеть разобрать старый собор и заложить новый.

Интересным моментом в истории постройки нового собора является приглашение для этой цели архитектора из Милана Алевиза Фрязина, в то время считавшимся авторитетным мастером. Основными архитектурыми элементами в версии «фрязинского» собора стало традиционное пятиглавие — точно такое же, какое использовал Фиорованти при постройке Успенского собора, и крестово-купольная система с полуциркульными сводами.

Вид собора с Соборной площади

Также в соборе присутствуют характерные для эпохи Ренессанса архитектурные элементы светского толка. При строительстве Архангельского храма использовался белый камень, высота собора состаляет — 21 метр.

Монастыри и храмы Московской области

  • На сегодняшний день богослужения проводят достаточно редко, фактически он функционирует как музей.
  • Посетить собор можно с понедельника по среду и с пятницы по воскресенье, в четверг здесь выходной.
  • Открыт он с 10.00 до 18.00, а график работы касс сдвинут на час: открываются они в 9.00, а закрываются в 17.00.

    Обратите внимание, что туристы могут посетить не только Архангельский собор, но и другие сооружения Кремля по единому билету. Также предлагаются услуги гида, который расскажет о богатой истории этого храма.

  • Учащиеся и студенты, а также члены многодетных семей и другие граждане, относящиеся к льготным категориям, могут побывать здесь бесплатно – ежедневно, если вы просто хотите прогуляться по территории, не заходя в музеи.
  • По вторникам можно попасть и в музеи: оплата не взимается с членов многодетных семей, учащихся по профессиональным образовательным программам, с посетителей младше восемнадцати лет. Это правило действует только для граждан России.

    Важно! Вход с габаритными вещами, животными, велосипедами или скутерами запрещен. Исключение составляют детские коляски.

В 40 км к западу от Москвы, в Истре расположен другой монастырь, построенный по подобию Иерусалимского, и за это сходство названный Новоиерусалимским. Всего же в Подмосковье насчитывается более 20 православных обителей.

Архангельский собор Московского Кремля

Примечательно, что несмотря на перипетии последних столетий, войны, которые не обошли Московскую область стороной, здесь сохранились очень древние церкви.

Ново-Никольский собор в Можайске

Самыми старыми храмами в Подмосковье считаются построенные во второй половине XIV века — Никольская церковь в селе Каменское и Храм Иоанна Предтечи на Городище в Коломне. В начале XV века были возведены Рождественский собор и Успенский собор на Городке в Звенигороде, а также Староникольский собор и храм Иоакима и Анны в Можайске.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства Архангельского собора

Существующий собор был сооружён в 1505—1508 гг. под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового на месте старого собора XIV века и освящен 8 ноября 1508 года митрополитом Симоном.

С 1599 года по 1765 год при соборе состояли особые архиереи, обязанностью которых было совершать панихиды во дни поминовения князей и царей.

С 1743 года по 1883 год был кафедральным храмом Московской епархии.

С 1771 по 1801 год протоиереем собора был Пётр Алексеев, крупный лексикограф, автор «Церковного словаря».

Восточный фасад Архангельского собора с наружными приделами, 1882 год.

Согласно Высочайшему повелению, Святейший Синод указом от 23 февраля 1895 года за № 809 передал Архангельский собор из епархиального в Придворное ведомство со всем имуществом, капиталом и (временно) причтом.

Архангельский собор Московского Кремля

К торжествам по случаю 300-летия дома Романовых (1913), в соборе были проделаны большие работы по реставрации и благоустройству, в частности, по рисунку великого князя Петра Николаевича была сооружена сень над гробницей царя Михаила Федоровича с 2-я массивными лампадами.

Император Николай II, прибыв в Кремль 24 мая 1913 года, прошёл в Архангельский собор и возжёг лампады.

Пятистолпная церковь имеет пять алтарных апсид и восемь приделов. Она выстроена из кирпича и обладает красивым белокаменным декором. Так как собор строился мастером из Италии, в его отделке широко применены мотивы итальянского Ренессанса. Храм украшают многопрофильные карнизы, пилястры с растительными капителями, а его полукруглые закомары оформлены выразительными «раковинами».

В самом начале Архангельский собор Московского Кремля был покрашен в красный цвет, а его отделка выделена белым. В наши дни церковь целиком белая. Центральный луковичный купол покрыт позолотой, а окружающие его шлемовидные купола имеют серый цвет.

Массивные столпы делят внутреннее пространство на три нефа. Перед алтарём стоит покрытый позолотой деревянный четырёхъярусный иконостас высотой 13 метров, который вырезали в XVII веке. Самые древние иконы на нём были написаны в XV столетии.

Внутри храма сохранились настенные росписи XVII века, выполненные известными изографами Фёдором Зубовым, Фёдором Козловым, Яковом Казанцом, Силой Савиным, Степаном Резанцем, Сидором Поспеевым, Гурием Никитиным и Иосифом Владимировым. Из документов известно, что в работе по оформлению храма участвовало более 90 талантливых художников.

Главной темой монументальных фресок стал союз между государством и Церковью. Роспись этого храма задумана, как оформление некрополя, поэтому на стенах можно увидеть фигуры великих князей и царей, а на сводах — их небесных покровителей и сцены из земной жизни Иисуса Христа. Все старые росписи были открыты от более поздних наслоений и отреставрированы в 1950-е годы.

Описывая архитектурные особенности Архангельского собора московского Кремля, следует подчеркнуть, что построен он в традиционном для русского зодчества стиле с элементами венецианского строительства. При этом архитектор впервые в истории интерпретировал строение кремлевского Успенского храма.

  • Основой строения является прямоугольник, в западной части которого – четыре придела. Здание выполнено из кирпича. У него пять глав, которые смещены к востоку и расставлены асимметрично. При этом барабаны куполов различаются по диаметру. Благодаря такому приему создается впечатление простора и особой легкости строения.Архангельский собор московского кремля и его архитектура
  • Венецианская архитектурная традиция прослеживается в ордере из двух ярусов, который размещен на фасадах, а также в полукруглых фронтонах, ордерных пилястрах, многопрофильных карнизах. Такая ордерная декорация была впервые использована для декора внутреннего пространства храма.Архангельский собор и его фасад
  • Очень интересно и само убранство храма внутри. Поскольку Архангел Михаил, которому и посвящен собор, у христиан считается проводником душ умерших, а также покровителем князей и витязей, которые проявили чудеса героизма на военном поприще, атмосфера в храме отличается торжественностью, но при этом несколько сумрачная. Ученые сходятся во мнении, что первоначальный вариант строения не был украшен изнутри росписью, а появилась она в середине XVI века, о чем свидетельствуют фрески, сохранившиеся в предалтарной части с южной стороны.Убранство внутри Архангельского собора
  • Нынешняя роспись датируется XVII веком, причем прорись делали лишь четыре иконописца, а вот росписью занималось более девяти десятков мастеров. Поскольку в некрополе Архангельского собора покоится немало царей и князей, их символические портреты также размещены на стенах. Здесь есть как библейские сюжеты, повествующие о жизни Архангела Михаила, так и легендарные, посвященные борьбе князей с захватчиками.
    Изначальный иконостас, который соорудили при возведении Архангельского собора московского Кремля, сгорел в середине XVI века, но через сто лет резчики царя создали новый. Большинство образов, размещенных в иконостасе, выполнены в этот же период. Особого внимания заслуживает икона, изображающая Архангела Михаила. Она датируется XIV-XV веками. Некоторые исследователи называют ее лучшим образцом русской иконописной школы.Архангельский собор и его фрески и роспись
  • Что касается усыпальницы, первоначальное расположение захоронений неизвестно – после разбора храма в 1505 году их расставили по-новому: с южной стороны разместили великих князей, с запада – удельных, а возле северной стены – опальных. Через полтора века достроили еще один придел, где также сделали царскую усыпальницу – именно здесь похоронены Иван Грозный, Александр Невский.Архангельский собор и его усыпальница где похоронены Иван Грозный, Александр Невский и другие

В основном храм сооружен в традиционно русском стиле. В плане — прямоугольник, вытянутый по оси восток – запад. Построен из кирпича с белокаменными деталями. Это пятиглавый шестистолпный крестовокупольный храм, с узкими щелевидными окнами. Пять глав храма смещены к востоку. Их барабаны имеют различный диаметр и расставлены асимметрично. Так архитектор сумел создать впечатление динамики и свободы.

При строительстве храма была впервые использована интерпретация архитектуры Успенского собора Московского Кремля. В западной части были устроены палати, в которых разместились 4 придела. В архитектуре прослеживаются элементы венецианского стиля. Если посмотреть на фасады, то видим, что здесь применен двухъярусный ордер, что характеризует Венецианскую архитектуру.

Закомары (полукруглые или килевидные завершения стены здания) выполнены в виде полукруглых фронтонов, известных в Венеции в 15 веке. В обработке стен широко использованы мотивы зодчества итальянского Возрождения — ордерные пилястры с растительными капителями, «раковины» в закомарах и многопрофильные карнизы.

При устройстве внутреннего пространства Алевиз Новый впервые внёс в интерьер  храма ордерную декорацию. В середине 16 века с восточной стороны был пристроен одноглавый храм Покрова Богородицы. Позже симметрично был построен придел в честь Обретения главы Иоанна Предтечи.

Роспись Архангельского храма выполнялась в период с 1652 по 1666 годы выдающимися иконописцами Оружейной палаты. Иконостас собора — четырехъярусный, его иконы в основном написаны в 1679–1681 годы. Древнейшая икона «Архангел Михаил в деяниях» создана русским мастером в конце XIV века.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector