Что такое африканские маски 🚩 африканские маски и их значение 🚩 Разное

Для чего африканцы использовали маски

Магические атрибуты надевались во время совершения обрядов. Ритуальные танцы и театрализованные действа с использованием масок сопровождали важные события в жизни человека и были залогом успеха в крупных начинаниях. Свадебные ритуалы давали надежду на счастливый брак, обильное потомство и достаток. Похоронные обряды с масками готовили душу умершего человека к переходу в иной мир.

Костюмированные обряды инициации означали переход подростков во взрослую жизнь. В мероприятиях для юношей задействовали маски с военной символикой. Женские магические атрибуты напоминали о грядущей семейной жизни и хозяйственных обязанностях. Маски защищали человека от злых духов.

Маленькие экземпляры превращались в нательный оберег и носились на шее или поясе. «Настроение» маски согласовывалось со сферой ее применения. В Либерии маски в виде головы разъяренного зверя носили представители властей в племенах Либерии.

Служитель, облаченный в пугающую «форму», вызывал у народа страх и смирение. Для Абоми, короля Бенина, маска заменяла портрет умершей матери. Предмет был выполнен в виде лица миловидной женщины.

Интересные факты про африканские маски

Надевать и вырезать маски имели право только мужчины. Сам процесс их изготовления носил большую таинственность, до этого события необходимо было прочитать заклинания, совершить жертвоприношения. Никто не должен был видеть, как работает мастер, поэтому он уходил из селения рано утром в укромное место.

Что такое африканские маски 🚩 африканские маски и их значение 🚩 Разное

Надевали маску чаще всего представители знати. Она наделяла человека властью и непререкаемым авторитетом, давала ему особые полномочия. Члены племени поклонялись и безоговорочно повиновались человеку в маске. Чаще всего она имела угрожающий вид, особую раскраску и большие размеры.

Были и такие маски, которые хранились в жилищах простых людей. Они могли использоваться для общения с духом умершего родственника, который давал советы в сложной ситуации, предсказывал будущее. Такие маски имели спокойный вид, глаза изображались закрытыми.

Маски колдунов навевали мистический страх, так как благодаря действиям и внешнему виду обладателя маски, присутствующие входили в состояние транса.

Сегодня африканские маски уже не имеют той силы воздействия на людей, которой они обладали прежде. Сейчас они рассматриваются как произведения искусства или просто сувениры для туристов.

. Ее можно рассматривать как элемент социальной жизни и образное воплощение религиозных поверий, как принадлежность своеобразного театрального действа — ритуального танца и, наконец, как произведение искусства.

Африканские маски. Часть 3.

Что такое африканские маски 🚩 африканские маски и их значение 🚩 Разное

. Они получили распространение у народов тропической Африки, главным образом ее западного побережья от Мали до Анголы включительно. Кое-где они до сих пор играют большую роль в общественной жизни, а чаще всего являются принадлежностью праздничного карнавала.

— результат многовековых напластований идеологии, примитивной, порой реакционной, и в то же время они — свидетельство необычайной художественной одаренности африканских народов. Свободный полет фантазии их творцов рождает формы и образы то реальные, то фантастические, самые неожиданные, бесконечно многообразные и невообразимо причудливые.

По тому, как выглядит маска, из какого материала сделана и какие цвета использовались при раскрашивании, коренные жители Африки могут определить не только регион, из которого пришла маска, но иногда и мастера.

Для представителей отдельных племен черного континента характерны агрессивные, воинственные маски, например, для племени Бамбара (государство Мали).

Более чем распространены зооморфные африканские маски. Они славятся своим разнообразием и красотой отделки. Чаще всего эти маски символизируют священное тотемное животное племени. Иногда маска выполняется в виде головы животного, чьи качества хотел бы привлечь ее носитель.

Довольно часто маски отражают гендерные отличия носителей: они бывают ярко выраженными мужскими или женскими. Чтобы подчеркнуть символизм и увеличить степень воздействия маски, ее декорируют натуральными волосами или вставляют настоящие зубы.

К сожалению, фото африканских масок практически не передают их причудливой самобытности и предельной экспрессии.

Мода на африканский стиль в интерьере продолжает набирать популярность. Обычно это очень самобытный интерьер, выполненный в натуральных оттенках и с использованием эко-материалов. Хорошо в дизайн таких помещений вписываются стилизованные деревянные скульптуры, текстильные покрытия на полу и, конечно, ритуальные африканские маски на стену.

Что такое африканские маски 🚩 африканские маски и их значение 🚩 Разное

Подлинные маски (кроме высокой цены и редкости) часто несут в себе скрытый мистический смысл, да и выглядят достаточно устрашающе. В качестве альтернативы можно изготовить африканскую маску своими руками.

Для работы понадобится папье-маше (смесь, сделанная из бумаги, строительного клея ПВА, и нескольких ложек натурального льняного масла), твердая основа, по форме похожая на маску, кисти, черная акриловая краска, перламутровая эмаль для придания блеска.

На основе формируем будущее лицо маски, прорабатываем глаза, рот, придавая лицу африканские черты. Желательно сделать выражение маски максимально эмоциональным. Ждем, пока масса застынет, тщательно шлифуем ее до абсолютно гладкой поверхности.

Для украшения можно использовать бусины, твердые макаронные изделия, цветные нити, семечки. Создав образ, покрываем маску черной акриловой краской. Возможно, понадобится несколько слоев краски, чтобы поверхность стала выглядеть однородной. Финальным штрихом будет нанесение эмали. Стильное уникальное украшение интерьера готово!

Африканские маски из дерева (фото, демонстрирующие многообразие первобытного искусства, представлены далее в статье) имели свои особенности. Племена воспроизводят внешность по-разному. Изображения бывают объемными и плоскими, схематично-упрощенными и реалистичными.

Существуют и внутриплеменные различия масок:

  • Персонаж-прототип. Маски повторяют внешность людей, животных или изображают мифологические существа.
    Африканские маски из дерева. Фото, значение ритуальные, настенные, животных, людей. Легенды
  • Социальные различия. Маски мужчин и женщин разграничены. Для закрытых сообществ предусматриваются собственные ритуальные атрибуты. Пример – маски воинов или ясновидцев.
  • Целевое назначение. Облик маски связывается с обрядом, для которого она предназначена. Лик погребальных атрибутов спокойный и скорбный. Маски для костюмированных празднеств изображают веселье.
  • Способ ношения нателе. Существуют маски для сокрытия лица и надевания на голову или тело.

Образцы народного искусства отражают творческую индивидуальность мастера-резчика. Изготовитель работает в русле традиции, сложившейся в племени, одновременно развивая собственный почерк.

Детали со смыслом усиливают мощь ритуального объекта и эффективность магического обряда. Распространенные детали африканских масок получили научную трактовку.

Элемент Значение
Круглые глаза настороженность, гнев
Маленький рот рассудительность, сдержанность
Массивный подбородок сила, власть
Большой рот
Крупные зубы
Длинный нос чуткость
Склоненная фигура могущество хозяина маски
Высунутый язык общение с потусторонним миром
Короткие насечки-раны продолжение сложной судьбы предков
Прямые полосы преемственность поколений и поддержка отцов
Металлические пластины символ защиты, присутствующий на военных масках
Зеркальное стекло отражение опасности
«Шахматная» черно-белая клетка баланс между миром людей и духов

В Африке ритуальные объекты считаются живыми существами. Маски заслуживают уважительного и осторожного обращения со стороны человека. Изделия с изображением божества воспринимаются как дар самого могущественного существа. Природные материалы, использованные в изготовлении маски, усиливают связь с верховными покровителями.

Для переселения духа в новый ритуальный объект устраивается специальный ритуал. Успешность процедуры можно проверить. Африканцы считают, что «живая» маска по ночам издает вой и скрипы. Самые сильные магические атрибуты хранят взаперти и выносят из дома только при необходимости. Маска извлекается из укрытия для проведения обряда или избавления от постигших несчастий.

Существует и легенда-предостережение для коллекционеров африканских масок. Чтобы избавиться от тяжкой болезни, член африканского племени должен сам вырезать маску. Работа сопровождается чтением заклинаний.

Ради выздоровления создатель продает заговоренную маску. Вместе с предметом искусства покупатель приобретает и тяжкую болезнь автора. В итоге коллекционер масок умирает, а резчик полностью выздоравливает.

Что такое африканские маски 🚩 африканские маски и их значение 🚩 Разное

Мораль истории: не стоит приобретать экзотический предмет, если обстоятельства его происхождения неизвестны. Другой повод отказаться от покупки – грязь и дефекты на поверхности маски. Изношенный вид указывает на то, что ритуальный предмет использовался в обрядах и впитал негативную энергию участников действа.

Первобытное искусство повлияло на становление международного искусства. Сегодня следы африканской экзотики обнаруживаются во всех частях света.

В чем проявляется взаимодействие цивилизаций:

  • Маски современного производства иногда декорируются пуговицами.
  • Бразильский карнавал и африканские костюмированные ритуалы имеют общие корни.
  • Сложные обрядовые действа племен Нигерии сопоставимы с европейским театром.
    Африканские маски из дерева. Фото, значение ритуальные, настенные, животных, людей. Легенды
  • «Африканские маски из дерева» — фото, прославившие Ман Рэя. В 1926 г. художник-сюрреалист создал серию снимков, где модель позирует рядом с экзотическими объектами из Африки.
  • Геометрические и крестообразные насечки на языческих изделиях – черты заимствования из христианской и мусульманской культур.

Африканские маски из дерева – магический атрибут, которые выглядит впечатляюще даже на фото. Произведения первобытного искусства, простые и эффектные одновременно, вдохновляют художников и становятся объектом желания для коллекционеров. Скрытый смысл и чудесные способности масок продолжают волновать человечество на протяжении многих веков.

История возникновения

Начало изготовления и использования ритуальных африканских масок прослеживается со времен палеолита. Например, в пещерах ЮАР сохранились наскальные росписи, изображающие охотника в костюме птицы и с ритуальной маской на лице. В дальнейшем у каждого племени возникали свои традиции изготовления ритуальных масок.

Наиболее массово изготавливали и использовали маски племена, ведущие оседлый образ жизни. У древних родов охотников-собирателей, которые постоянно кочевали с места на место, ритуал создания и поклонения маскам был менее распространен.

Самые ранние сведения о ритуальных масках обнаружены в пещерах Сахары. Это наскальные рисунки, созданные в 5 тысячелетии до н. э. Первобытные фрески изображают сцену охоты. Ловец птиц изображен одетым в маску с клювом и перьями. Аналогичный камуфляж до сих пор используется южноафриканскими охотниками.

Изготовление ритуальных объектов развилось у оседлых африканских народов. В обществе, где четко разделены функции земледельцев и ремесленников, резчик масок превратился в самостоятельную профессию. Мастера по созданию культовых объектов пользовались уважением соплеменников и совершенствовали навыки, не отвлекаясь на другие обязанности по хозяйству.

Африканские костюмированные ритуалы интересовали путешественников-иностранцев. Сведения о масках встречаются в европейских и арабских источниках XIV-XVII в. В XVIII-XIX в. наступает период колонизации Африки. Вторжение сопровождалось обращением аборигенов в христианство и ислам. Древние языческие культы искоренялись.

Ритуальные маски уничтожались самими африканцами или колонизаторами. Иногда новые религии переплетались с местными верованиями. Языческие атрибуты продолжали существовать и обогащались деталями, заимствованными из христианства и ислама.

В начале XX в. мистические объекты аборигенов обрели новую жизнь. Европейцы и американцы оценили эстетические достоинства наивного искусства Африки. Художники-модернисты Пикассо, Модильяни, Матисс воспроизводили на картинах геометричные контуры экзотических масок. В XXI в. ритуальные маски продолжают использоваться африканскими народами, которые сохранили первобытный строй.

Африканские маски из дерева, фото и оригиналы которых вдохновили живописцев, можно увидеть в музеях Европы и Америки. Экзотические артефакты выставляются на аукционах и пополняют частные коллекции ценителей. Дешевые копии деревянных масок можно купить в туристических лавках Африки и магазинах этнических аксессуаров для дома.

Формы и размеры масок

Параметры самых маленьких артефактов – 15-19 см. Это нательные обереги-подвески в виде миниатюрных масок. Наиболее распространенный вариант — маски 30-60 см в высоту. Деревянное изображение представляет лицо или звериную морду в натуральную величину. Параметры характерны для налобных и лицевых масок, деревянных шлемов.

Африканские маски. Часть 3. фото

Нательные маски по размеру приближены к фигуре человека. Образец – «беременные» обереги-«щиты», повторяющие форму груди и живота женщины на сносях. Самые большие маски достигают 6 м в высоту. Гигантские ритуальные атрибуты характерны для племен Гвинеи. Средний вес маски – 60 кг.

, материалы, из которых они сделаны, и манера их выполнения. Но смысл их всегда магический. Маски не только отражали содержание местных верований; они были необходимой принадлежностью секретных обществ родовой знати, своего рода мужских клубов, деятельность которых носила в значительной мере культовый характер.

: от грубого лубка и очень условной стилизации до талантливого гротеска и реалистического воспроизведения натуры. Богатые оттенки творчества африканцев вызывают порой неожиданные ассоциации с модными течениями современного западного искусства (экспрессионизм, кубизм, абстракционизм). Многие словно вырубленные топором образцы напоминают чудовищного робота.

Упрощенные и огрубленные черты маски отнюдь не говорят об отсутствии мастерства: тот же народ, может быть, те же руки вырезают из дерева чудесные скульптуры. Некоторые детали могут быть вызваны чисто техническими соображениями; трубчатая форма глаз позволяет носителю маски сохранить инкогнито, а ящичный рот, как рупор, меняет и усиливает голос.

Но даже гротескные фантастические маски нередко поражают умелой лепкой детали — рта, носа, глазных орбит. Черты масок воспроизводят племенные признаки (отмечаются, например, прически и приемы татуировки). В тех случаях, когда маска передает черты реального и конкретного персонажа — царя, вождя, предка, — мы безусловно имеем образцы портретной скульптуры.

Видео об африканских масках из дерева

Ритуальное облачение не только скрывает тело человека, но временно лишает танцора его человеческой личности. Маска придает носителю черты того персонажа, черты которого воспроизводит. Под звуки обрядовой музыки танцор впадает в транс. Он впускает в свою душу могущественное существо и становится посредником между людьми и высшими силами.

С помощью костюмированных обрядов люди общаются с потусторонним миром. Через танцора-медиума в маске соплеменники привлекают охотничью удачу, благодарят божественных покровителей и просят у них поддержки в сельскохозяйственных работах, войне и охоте.

Маска отождествляется с человеком, божеством или животным. Цвет имеет значение. Черные маски распространены повсеместно: в Африке цвет ассоциируется с жизнью. Белые маски – атрибут траура.

Деревянные изображения женщин демонстрируют представление африканцев об идеале красоты – миндалевидные глаза, маленький подбородок, длинные ресницы. Прослеживаются следы портретного сходства: погребальные маски женщин, умерших в молодости, миловидны и дополнены следами слез.

Налобная маска в виде антилопы олицетворяет божество Чивару – покровителя сельского хозяйства. В Африке распространены изображения обезьяны. Животное считается образцом для подражания, так как ему свойственны физическая ловкость и гибкий ум.

Маска зверя с негативными качествами призывает человека контролировать слабости. Маски с гиеной используются в воспитательных обрядах для мальчиков. Надевая маску, юноша подавляет в себе пороки гиены – глупость, жадность и прожорливость.

Сочетание человеческих и звериных черт в 1 изделии нацелено на обретение животной силы и смелости. В племени сенуфо маски представителей власти снабжены символами угрозы — рогами антилопы и зубами крокодила.

Для африканцев маска является отображением конкретного духа или божества, обратившись к которому можно получить поддержку. Одевший ее человек становится равным по силе существу, к которому обращается.

Африканские ритуальные маски очень сложные и многобразные. Несмотря на кажущуюся пестроту, все маски выполняются по издавна заведенным канонам. Каждая линия рисунка, каждый символ исполнен глубокого смысла.

Что такое африканские маски 🚩 африканские маски и их значение 🚩 Разное

Например, толстые надутые щеки маски считаются символом плодородия и изобилия. А изображение животного или птицы над человеческим лицом маски передает ее носителю основные характеристики животного. Часто маски дополняют рогами буйвола или антилопы, клыками кабана или другими атрибутами животного мира.

Ритуальные маски используются шаманом или вождем племени для общения с миром духов или при проведении погребальных обрядов. Без них не обходятся ни обряд посвящения юношей, ни начало охоты, ни вызов дождя. И для каждого ритуала используются свои, исполненные символизма, маски.

Довольно часто маски используются как средство воздействия на людей. Многие маски хранятся в тайных священных местах, где их никто не видит. На больших праздниках шаман или вождь одевают маску, дополняют ее ритуальным одеянием из пальмовых волокон, трав и цветных перьев и начинают сложный танец. Часто маски бывают очень устрашающими и сюрреалистическими. Конечно, на неискушенных жителей это производит огромное впечатление.

Используются маски и для устрашения непокорных. Например, традиционная маска, выполненная в виде головы быка не имеет никакого отношения к охоте или сельскому хозяйству. Пряча лица под такими масками, африканские стражи порядка воздействуют на жителей в случае беспорядков или бунта. Страх перед ними настолько велик, что толпа часто разбегается при виде нескольких таких масок.

Африканские маски и их значение очень разнообразны: от устрашающих тотемных до оберегающих беременных женщин специальных нательных масок.

как элемента активного, излучающего жизненную силу, требует предельной экспрессии. Стремясь подчеркнуть определенные свойства маски, прибегают к любым средствам — стилизуют реальный образ, утрируют те или иные черты (например, подклеивать натуральные волосы и вставляют настоящие зубы).

По представлениям древнего человека мир был населен духами умерших предков, растений, животных. Именно они управляли жизнью людей. Одни духи были благосклонны к членам племени, другие насылали болезни, голод, войны, грозные явления природы. Надевая маску во время ритуала, танцоры, колдуны или вожди племени общались с духами, пытались их задобрить, обмануть и отвести все неприятности от племени. Внешний вид африканских масок мог рассказать посвященным о социальном статусе владельца, о роде его занятий и о духах, которым он поклоняется.

Маски обожествленных животных считаются самыми древними. Каждый род, племя или другая группа людей имели своего покровителя из окружающего мира. Это могли быть животные, растения или их части, а также ветер, солнце, вода. Через тотем в нужный момент осуществлялась связь рода с духовными предками. Маска, в свою очередь, являлась посредником между человеком и обожествленным предметом, к которому порой даже прикоснуться, взглянуть на него запрещалось.

Один раз в год племена проводили обряд инициации. Смысл его заключался в том, что подростков посвящали в секреты взрослой мужской и женской жизни. Мальчикам, например, присваивалось тайное имя, менялись обязанности подростков. Перед проведением обряда молодым людям предстояло пройти много испытаний.

Загадочные маски на пляже (5 фото)

Надеть маску и сыграть определенную роль – большая ответственность. Танцор в маске не имел права оступиться, упасть, допустить оплошность, это могло привести к расправе над ним. Ведь человек в маске дает временное пристанище духу, поэтому и сам он уже не является обычным человеком.

Необычайно многообразны формы и размеры масок

. Лицевая маска снабжена отверстиями для глаз, изредка — для рта. Иногда делают подвижную нижнюю челюсть; пасть, снабженная длинными зубами из тростника, может при этом открываться и с шумом захлопываться. Лицевая маска закрепляется сеткой или системой шнурков, продетых в верхний край маски и подвязанных двумя лентами на груди или к поясу.

Танцор, кроме того, придерживает зубами деревянный стержень, соединяющий боковые края маски. Маски-шлем, покрывая всю голову, не требуют завязок. Есть маски в виде головного убора, укрепленные на круглой плетеной шапочке в горизонтальном или наклонном положении. Существуют маски, которые носят на лбу, и массивные маски, опирающиеся на плечи.

При столь большом разнообразии конструкций не удивительно, что по размерам маски бывают от нескольких сантиметров (маски-подвески, «маски дубликаты») до 70 — 80 см; если же принять в расчет всякого рода навершия — до 10 м (например, «большие маски» догонов, употребляемые в исключительных случаях). Вес масок достигает иногда 30 кг (такую маску несут два или несколько человек) и определяет ритм танца, стремительные или плавные движения танцоров. Тяжелая маска позволяет лишь с трудом переставлять ноги.

Материалом для масок служит главным образом дерево различных пород. Процесс изготовления сопровождается заклинаниями и небольшими жертвоприношениями. Для обработки дерева применяют простейшие инструменты — тесло и гибкий нож или скобель из узкой полоски железа с двумя ручками. Готовые изделия зачищают шершавым листом или наждачной бумагой.

Предохраняя дерево от губительного действия тропического климата, его пропитывают маслами и полируют; отсюда — приятная глянцевая фактура. Маски окрашивают красной, черной и белой краской растительного и минерального происхождения (например, красная — охра, черная — обугленные зерна плодов, растертые и разведенные отваром танина, белая — из смеси извести, толченого риса, а также помета змей и ящериц).

Создание жуткой маски (28 фото)

, пантеон местных богов (персонификация сил природы — земли, воды, неба) и обожествляемых предков. Дух-посредник в образе маски привлекается к участию в хозяйственных делах и общественных событиях. Каждый дух, а стало быть, и маска, ведает особой сферой деятельности. Одни призваны оберегать плоды на деревьях и зерно в кладовых, другие — вызывать дождь;

маски необходимы в обряде инициации, которым отмечается половая зрелость юношей и девушек; употребляют их и в погребальном ритуале. Некая «материнская маска» выступает как судья, законодатель и пророчица, а также ночной сторож, охраняющий село от ведьм и леопардов. Некоторые маски изображают духов легендарных вождей и предков. Современные маски представляют порой шарж или изображают высокопоставленных лиц.

Необычайно многообразны формы и размеры масок

Наиболее распространены лицевые маски. Их делают с отверстиями для глаз и (иногда) для рта. В сложных ритуальных масках изготавливают подвижную нижнюю челюсть.

Африканские маски могут передавать большой диапазон эмоций: от восторга и счастья до страха. Но чаще всего лица масок делают устрашающими, воинственными. Такие изображения должны передавать силу и агрессию своим носителям.

Прикрепляют лицевую маску к голове с помощью сложной системы кожаных ремешков, а еще дополнительно ее подвязывают к поясу. Это обосновано немаленьким весом маски, сделанной из цельного куска дерева и украшенной камнями и рогами животных.

Церемониальные маски Боливии

Очень популярны при проведении ритуальных танцев маски-гребни. Они более легкие, но не менее выразительные. Эти маски выглядят как возвышающийся над головой носителя гребень, выполненный в виде животного или человека.

Отдельно выделяются большие нательные маски-доски. Их используют при проведении значительных ритуалов, например, при сборе урожая или посвящении молодежи во взрослую жизнь. Вес такой маски может достигать 30 кг, переносить ее могут несколько человек. Известна огромная маска «сириге» народа Догонов, которая в высоту достигает 6 метров. Только очень сильный и опытный танцор сможет плясать в ней ритуальный танец.

Чаще всего для изготовления масок используют местные породы дерева. Для обработки материала используют простейшие инструменты, часто выполненные из мягкого металла. Для придания африканским маскам из дерева необходимой гладкости их полируют шершавыми листьями. Только в последнее время мастера начали использовать наждак. Поэтому изготовление маски — это не такой быстрый процесс.

Чтобы предохранить древесину маски от быстрого разрушения, ее пропитывают специальными маслами или соком растений. Иногда заготовку маски долго коптят над костром, тогда она приобретает глубокий черный цвет.

Окрашивают их с помощью натуральных растительных красок и пигментов. Для украшения масок и придания уникальности используют раковины, бусины, зубы и рога животных, цветные перья.

Изготавливают традиционные маски не только из дерева. Мастера используют также слоновую кость, украшая ее искусной резьбой. В некоторых районах Ганы ритуальные маски отливали из бронзы и золота.

Визуальные особенности масок объясняются их принадлежностью к разным народам и спецификой использования – погребальные, свадебные и охотничьи атрибуты выглядят неодинаково.

Странные маски

В чем проявятся различия:

  • Способ трактовки персонажа. Внешность часто изображается с намеренным искажением черт. Например, в племенах чокве у масок большие лбы и узкие глаза-щели.
  • Настроение. Военным маскам придается грозное выражение. Погребальные экземпляры выглядят умиротворенными или печальными.

    Африканские маски из дерева. Фото, значение ритуальные, настенные, животных, людей. Легенды
    Африканские маски из дерева, как видно на фото, могут передавать эмоции.

  • Расцветка. Многочисленны черные и темно-коричневые маски. Реже встречаются глиняно-красные и белые экземпляры.
  • Символические элементы – геометричные насечки, цветная роспись и детали прически. Выразительный декор помогает исследователям установить «национальность» маски. Например, изделия Гвинейского племени сепик украшены цветными узорами из линий и точек.

(бывают маски мужские и женские) или животного. В пантеон масок входят все известные в Африке млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся и насекомые. Зооморфные маски обычно сильно стилизованы.

Различные народы Африки вносят в искусство маски свои образы, свои особые черты. Каждый клан выполняет маски в индивидуальной, часто тотемистической форме. Стилизованные маски моси (Верхняя Вольта) изображают антилопу с длинными рогами или представляют узкую вертикальную пластину с резным полихромным орнаментом.

Для бага (Гвинея) характерны маски в виде женского бюста, которые носят на плечах. Удивительны маски экои, живущих на стыке юго-восточной Нигерии и Камеруна. Здесь деревянные головы, обтянутые кожей антилопы, изображают покойных членов секретного общества Экпо. Их зрачки и зубы выложены листовым железом, голова часто увенчана причудливо завитыми рогами.

Представляя материальное воплощение духа в образе живых существ, маска в то же время является носителем отвлеченного понятия: силы, изобилия, плодородия, богатства и т. п. Эти понятия укладываются в определенные символы или выражаются наглядными средствами. Например, признаком богатства считаются толстые, надутые щеки.

Если функции духа усложнены или в них различаются какие-то оттенки, маску наделяют дополнительными аксессуарами, синтезируя два или несколько образов. Человеческая маска часто увенчана птичкой, дополнена рогами антилопы, кабаньими клыками, птичьим клювом. У йоруба и ибо (Нигерия) многофигурные композиции образуют над маской высокую пирамиду. Маски экои и других племен бывают двуликими, выражая, быть может, всеведение духа, созерцающего прошлое и будущее, даже тройными.

Маска сочетается с костюмом из волокон рафии или ткани

. Это может быть туника, панталоны, юбка. У догонов юбки из фибры бывают короткие, до колен, — красные, желтые, черные, а длинные — всегда черные. К юбке полагается нагрудная опояска, тоже из фибры, с плетеными бретельками, иногда украшенными раковинами каури. Если изображается женский персонаж, на груди закрепляют две половинки плода баобаба, окрашенные в черный цвет. Иногда тело укрывают шкурой, даже перьями. Лицо под маской прикрывают капюшоном в форме головного убора или завесой с щелями для глаз.

По существу

Разнообразие материалов

Дерево – наиболее распространенное сырье для ритуальных объектов. Материал без труда можно добыть в африканских лесах. Дерево считается естественным обиталищем добрых духов. Готовые маски пропитываются растительными экстрактами для защиты от насекомых-паразитов.

Африканские маски коронованных особ изготавливаются не только из дерева, но и из слоновой кости. Материал редкий, поэтому изделия из него распространены мало. На фото костяную маску можно отличить по светло-молочному оттенку поверхности.

Природные материалы, применяемые для декора изделий:

  • Раковины каури.
  • Сухие цветы и растительные волокна.
  • Медь.
  • Глиняные бусины.
    Африканские маски из дерева. Фото, значение ритуальные, настенные, животных, людей. Легенды
  • Зубы и рога животных.
  • Натуральные красители используются для нанесения орнаментов. Источники пигментов – экстракты растений, глина и экскременты животных.

Маски эмоциональны и динамичны

, они воспроизводят сложную гамму чувств, тончайшие оттенки настроений. Маски смеются, плачут и строят гримасы. Нередко они принимают зловещее выражение, свирепый отталкивающий вид. Угрожающий характер масок связан с их функциями: деятельность некоторых обществ строилась на запугивании непосвященных, кое-где практиковались человеческие жертвоприношения.

Обращение с масками зависит от места и времени. Маски хранят в укромных святилищах и пещерах или в хижине главы общества. Иногда — они предмет культа, окропляемые кровью и маслом. Личность носителя маски в торжественных обрядах скрыта от непосвященных; на празднествах по окончании танца маски снимаются и мастерство исполнителей обсуждается присутствующими.

Молодые люди перед обрядом инициации часто сами вырезают себе маски и выбирают характер танца. Кое-где выполнение масок являлось предметом соревнования, и лучшие произведения поощрялись присуждением особого почетного титула. Это способствовало проявлению новых форм, все более причудливых и разнообразных.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм
Adblock detector