Адмиралтейство — история и фотографии

История

Самая первая верфь была построена в городе на Неве в 1703 году, она находилась на месте современной Петропавловской крепости. Во время ее использования стало понятно, что ресурсов этой верфи не хватает для нужд Санкт-Петербурга, поэтому Петр I приказал спроектировать и построить новую верфь на острове, находящемся между двух рек — Нева и Мойка (которая раньше называлась река Мья).

29 апреля 1706 года произошло знаменательное событие — с новой верфи-крепости был спущен на воду первый корабль. Спуск корабля на воду здесь каждый раз являлся праздником, сопровождающимся выстрелами из пушек, салютом и криками «ура». А ведь всего за время правления Петра I с Адмиралтейской верфи было спущено 262 военных судна.

В 1717 году на верфи был прорыт новый канал, который назвали по имени крепости — Адмиралтейским. Использовался он для поставки материала для строительства кораблей. Образовавшийся в результате строительства новых каналов остров стали именовать Новая Голландия. На нем были выстроены специальные склады, защищенные от пожаров.

в 1727 году было решено отреставрировать здание Главного Адмиралтейства. Архитектор Коробов разработал такой проект, который сохранил бы изначальный исторический облик достопримечательности. В 1806 году Адмиралтейство вновь было перестроено, на этот раз архитектором являлся известный Захаров, который использовал для обновления здания стиль русского классицизма.

Всю свою историю здание Адмиралтейства имело отношение ко флоту. В нем располагались в свое время и учебные заведения для моряков, и другие различные морские учреждения: это и уже упомянутая Адмиралтейств-коллегия, а также Высшее Военно-морское инженерное училище, Училище корабельной архитектуры и Морское министерство.

Как добраться

Сейчас здание Адмиралтейства, находящееся в самом центре города Санкт-Петербург на набережной главное его реки Невы в непосредственной близости от Дворцовой площади, принадлежит командованию ВМФ, поэтому экскурсии внутри не проводятся, осмотреть памятник архитектуры можно только снаружи. Также туристам для прогулок доступен Александровский сад и Адмиралтейская набережная.

Доехать до этой достопримечательности можно как на петербургском метро, сесть на линии 5 и выйти на станции Адмиралтейская, так и на других видах общественного транспорта: автобусы 1, 7, 10, 11, 24 и 191 останавливаются непосредственно около комплекса Адмиралтейства на остановке остановка Дворцовая площадь.

Адмиралтейство на google-панорамах

Адмиралтейство на google-панорамах: вид сверху

Адмиралтейство - история и фотографии

Видео Адмиралтейства

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге стоит на пересечении 3-х основных направлений: Невский проспект, Вознесенский проспект и Гороховая улица.

Если целью является не само Адмиралтейство, а прогулка с обзором достопримечательностей города на Неве, то туристы имеют возможность добраться сюда пешком. Дойти до него можно от Зимнего дворца или стрелки Васильевского острова, ориентируясь на золотистый шпиль. Путь составит около 12 мин;

  • от станции метро «Невский проспект»

Добраться до главного здания Адмиралтейства можно и от станции «Невский проспект». Можно пройтись пешком. Для этого, выйдя из метро, необходимо двигаться вдоль Невского проспекта к Дворцовой площади, ориентируясь на шпиль здания. Путь займёт 14 мин. Если сезон для прогулки выбран неудачно, то можно сократить время маршрута, доехав до Малой Морской улицы на автобусах (191, 24, 7) или троллейбусах (1, 10, 11, 7). Путь займёт около 10 мин;

  • от станции метро «Адмиралтейская»

Это самый простой и быстрый маршрут. Чтобы добраться до Адмиралтейства, необходимо доехать до станции «Адмиралтейская» и выйти со стороны улицы Малая Морская. По ней следует идти до Гороховой улицы и свернуть вправо. После чего необходимо пройти через Александровский сад и выйти к зданию Адмиралтейства, ориентируясь на золочёную иглу. Путь от метро займёт около 10 мин.

Архитектура здания Адмиралтейства

Первоначальное Адмиралтейство

Главное Адмиралтейство в Санкт-Петербурге считается одним из самых значительных исторических памятников архитектуре. Изначально здание, являющееся в наше время Главным Адмиралтейством, имело функцию верфи, использовавшейся для постройки и ремонта военных судов (отсюда и пошло название — Адмиралтейство).

Архитектором Адмиралтейской верфи был сам Петр I, он собственноручно нарисовал план будущего строения, которое должно было выглядеть как огромная буква П, длиной около 425 метров, а шириной — 213 метров. По проекту внутри двора находилась «государева контора» — главное здание Адмиралтейства, по бокам которого располагались дополнительные пристройки в один этаж, выполненные из дерева.

Через несколько лет в 1711 году к главному зданию была пристроена высокая башня с тонким возвышающимся шпилем с флюгером, ставшая впоследствии главным символом Санкт-Петербурга. В этой части Адмиралтейства заседала и управляла флотилией Адмиратейств-коллегия. В центре комплекса в свое время были расположены различные помещения для ремонта или постройки судов. В этом же месте была специальная камора для проектирования кораблей, в которой располагались чертежники и архитекторы.

Окружала здание Адмиралтейства основательная стена, укрепленная земляными бастионами в количестве 5 штук, а также защищенная достаточно глубоким крепостным рвом, в котором вместо воды на дне были установлены несколько рядов острых кольев. Верфь с рекой Нева соединяло два канала — один внешний, а второй внутренний. Место, необходимое для обстрела вражеских кораблей, освободили вырубкой леса, и стали именовать — Адмиралтейский луг.

Современное Адмиралтейство включает в себя два корпуса в виде букв П. Главный фасад достопримечательности притягивает взгляд туристов своими основательными колоннами, а также аркой, над которой возвышается башня в несколько ярусов, украшенная куполом со шпилем и часами. Главное Адмиралтейство имеет три этажа, а фасад его украшен 56 статуями, 11 барельефами и более 300 различных видов лепнины.

№ 1 — Адмиралтейство          

Адмиралтейская крепость, построенная по чертежам Петра I

Строительство Адмиралтейства началось по приказу Петра Великого 5 ноября 1704 г. Связано это было не с архитектурным развитием города, а с развитием политическим. В начале XVIII века было необходимо создать сильную водную коммуникационную систему. Для этого было необходимо создать сильный флот.

Согласно распространённой легенде, место для флотилии было выбрано ещё во время строительства главного города Петра. Александр Меншиков обозначил место вместе с императором в мае 1703 г.

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Фото, история, описание, адрес
Сам Пётр строил и составлял чертежи для Адмиралтейства

Выбор был непростой, а потому Пётр I вместе со своим подвижником прошли нелёгкий путь по Неве от Орешка до входа в Финский залив. Они осмотрели все берега, прошлись по всем островам будущего города. Лишь через несколько недель они добрались до берега Невы, возле Заячьего острова. Здесь и решено было основать место для постройки и ремонта судов.

Адмиралтейство - история и фотографии

Первый чертёж Адмиралтейства был создан самим императором. «Адмиралтейский дом» являлся группой различных зданий, главные из которых были объединены в букву П. На площадке, между зданиями, располагались хозяйственные постройки, а возле Невы выстроились сооружения для строения кораблей.

На востоке П-образного строения располагался канатный сарай, а на западе раскинулись мастерские, в которых изготавливали паруса и мачты, конопатили днища кораблей.

Все сооружения Адмиралтейства были обнесены высоким земляным валом, перед которым вырыли ров. Через него перед центральным бастионом перекинули мост с подъёмными механизмами, а на его воротах возвели шпиль из дерева, обитый жестью. В таком виде здание простояло около 7 лет.

Адмиралтейский дом заложили в 1704 году. Изначально его построили как верфь по чертежам, подписанным Петром Первым. Здание постоянно перестраивалось на протяжении XVIII—XIX веков.

Через пару лет оно выглядело П-образно и представляло собой одноэтажную мазанку. Здесь были мастерские, кузницы, склады, службы морского ведомства. С 1709 года – еще и склад чертежей и моделей кораблей, выстроенных на верфи. Приказ Петра Первого обязывал корабельных мастеров делать модели парусников с передачей их в модель-камеру. Позже эта коллекция стала основой Морского музея, устроенного в здании Адмиралтейства.

Петровские времена не отличались спокойствием, и “город мастеров” являл собой крепость. Был окружен земляными бастионами, рвами с водой и обширной пустошью. В 1711 году Адмиралтейство изменило вид. Над ним появился шпиль, на шпиле – металлический кораблик. По одной версии, это силуэт первого парусника, вошедшего в свежеотстроенный Петров порт. По другой – копия пионера русского флота фрегата “Орел”, появившегося в допетровские времена.

Три флага на кораблике были выполнены из червонного золота, в носовой части хранился личный компас Петра Великого. Это легенда. В 1815 году в результате ремонта здания Адмиралтейства кораблик исчез навсегда. Его место занял другой. Он хранится в Морском музее. А башню венчает его точная копия 1886 года изготовления.

Здание Адмиралтейства не раз подвергалась реконструкции. В 1738 году оно стало каменным. Над воротами появились 72-метровые башня и позолоченный шпиль с кораблем. В остальном Адмиралтейство сохранило прежний, петровский облик. Пустошь, или Адмиралтейский луг — это место военных учений — в будни и народных гуляний — в праздники. Крепостные постройки, утратив свое значение, постепенно пришли в упадок.

Санкт-Петербург расстраивался, и к началу XIX века скромная Петровская верфь очутилась в центре столицы. К адмиралтейству сходились важнейшие магистрали. По соседству появились Зимний дворец и ряд пышных зданий. Стало слишком заметно, что детище Петра безвозвратно устарело.

В 1806 – 1823 годах его постигла беспощадная реконструкция. Архитектор Андриян Захаров оставил в облике башню со шпилем. Все остальное получило современное решение. Были выстроены два каменных корпуса буквой “П”, внешний и внутренний. Между ними проложен ров. Внешний — заняли чиновники морского и речного ведомств. Во внутреннем – продолжали работать мастеровые.

Классика и ампир гармонично соединились и «прижились» в архитектуре Адмиралтейства. Строгую геометрию щедро облагородили скульптуры и барельефы. Бесхозные сооружения форта снесли. На месте народных гуляний разбили бульвар. Ныне это Александровский сад.

Адмиралтейство образца 1823 года

Адмиралтейство - история и фотографии

Адмиралтейскую крепость в Санкт-Петербурге впервые перестроили в 1711 г. Над воротами было решено возвести шпиль с маленьким кораблём, созданный по чертежам голландского плотника Хармана ван Болоса, который специализировался на создании шпилей для самых разных сооружений.

Под кораблём установили золочёный шар. Внутри него – круглый, с раздавшимися вширь боками, золотой сосуд. В нём хранятся все виды золотых монет, которые были выпущены с 1703 г. В таком состоянии Адмиралтейство простояло больше 20 лет, сохранив все особенности того времени.

Вторая перестройка произошла в 1738 г. Работы велись, начиная с 1732 г. Главным архитектором, осуществляющим работы по перестройке здания, был реставратор Иван Кузьмич Коробов.

По проекту главного архитектора возвели каменную башню, на которой возвышался шпиль высотой 72 м. На позолоту шпиля израсходовали около 18 кг драгоценного металла. На золотистой игле был установлен корабль-флюгер, который и сегодня радует глаз гостей и жителей культурной столицы.

Чтобы шпиль простоял дольше, его нижнюю часть опустили внутрь строения, благодаря чему башня стала выглядеть изысканнее. Каменные корпуса сместили складские строения. Для завершения архитектурной композиции был возведён купол с 8-ю гранями. На нём с четырёх сторон установили циферблаты, что позволяло видеть время со всех окрестностей острова.

Со дня реконструкции на золотистый шпиль Адмиралтейства были ориентированы 3 основных направления: Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улица (в те дни Средняя Першпектива).

Изменения 1738 г. коснулись не только «Адмиралтейского дома» и близлежащих строений, но и территории вокруг него, в частности южной его части, называвшейся Адмиралтейским лугом. Это название продержалось до 2-й половины XVIII в. Здесь обучали солдат и устраивались общенародные мероприятия с гуляниями и угощением.

Ко 2-й половине XVIII в. канал крепости был сильно загрязнён и требовал быстрой очистки, провести которую было достаточно сложно в те времена. В канале стали скапливаться загрязнённые сточные воды, а потому очень скоро употреблять воду из крепостного канала стало невозможно.

Чтобы избежать сложностей с очисткой в дальнейшем, Елизавета I издала указ, в котором велела систематично чистить канал, а луг замостить.Мостили его вплоть до 1769 г. К тому времени границы Адмиралтейства, благодаря застройке, были определены чётко, и перед зданием развернулась Адмиралтейская площадь.

К началу XIX века облик города Петра изменился. На востоке от здания остались нереализованные территории вплоть до реки Мойки. Чтобы здание Адмиралтейства не выбивалось из общей композиции, было решено перестроить его таким образом, чтобы оно сочеталось с другими городским строениями Санкт-Петербурга.

Архитектор А. Д. Захаров должен был создать проект, который решил бы эту непростую унитарную задачу. Для создания и реализации проекта Захарову понадобилось 17 лет. В основу гениальной идеи архитектора легла легенда о непобедимости флота Российской империи.

Под руководством Захарова Адмиралтейство изменилось до не узнаваемости. Оно было перестроено почти полностью. От прежнего Адмиралтейства осталась лишь башня с золотистым шпилем, которая отлично дополняла новое архитектурное решение.

Захарову удалось сохранить общий план здания и при этом создать новое масштабное сооружение, которое и сегодня является главным зданием города, в котором сходятся 3 главных направления центра.

Адмиралтейство - история и фотографии

Архитектурный ансамбль по проекту Захарова представлял собой 2 корпуса (внешний и внутренний), так же по планировке напоминающих букву «П». Между зданиями был вырыт Адмиралтейский ров. Во внешний корпус были помещены учреждения управления флота России, а во внутреннем здании были реконструированы мастерские.

В центре находилась мощная, грандиозная башня с золотистым шпилем – всё, что сохранилось от проекта Ивана Коробова. Основание башни прорублено аркой, а в обоих крылах средней части установлены 12- и 6-колонные портики. На боковых фасадах также находятся портики.

Здания, обращённые лицевой стороной к Неве, повторяют основание главной башни. Их вершины увенчивают флагштоками со скульптурными изображениями дельфинов. Строгое членение композиции делает Адмиралтейство цельным и совершенным.

Во время создания новой композиции Адмиралтейства активно задействована и скульптура. На боковых портиках можно увидеть барельефы, изображающие награждение воинов и ремесленников богиней юстиции. По бокам от главной арки стоят на возвышенностях статуи нимф с глобусами.

Данная скульптурная композиция была создана Феодосием Щедриным. Парят над аркой богини Славы. Здесь же развернулся аллегорический барельеф «Заведение флота в России». Автором надарочных скульптурных композиций является талантливый мастер Иван Теребенёв.

По углам нижнего яруса установлены фигуры героев античной мифологии, над колоннадой расположилось 28 скульптурных аллегорий. Они символизируют 4 стихии, 4 времени года, 4 стороны света. Все скульптуры напрямую указывают на предназначение здания и на силу морской державы.

Вплоть до 1844 г. Адмиралтейство использовалось как главное здание, отвечающее за развитие флота Российской империи. Здесь же происходила и постройка корабельных суден. Но начиная с 1844 г. верфь была закрыта, а корабельное производство перенесено в другое место. А вот административная часть сохранилась и до наших дней.

Другие интересные места Санкт-Петербурга

  1. 5 спасённых кораблей. Первые суда, созданные на верфи, спускали по Ладожскому озеру. Под зорким взглядом Петра I до конечной цели дошло лишь 5 кораблей. Именно это дало возможность правильно выбрать место постройки новой верфи. Она была создана ближе к Балтийскому морю, что позволило ускорить процесс производства кораблей и сделать более доступными подходы к воде.
  2. Он строил Адмиралтейство сам. Согласно общепринятому мнению, именно Пётр Великий создал план строения Адмиралтейства. Он же принимал участие и в постройке, наравне со своими рабочими.
  3. Понизить шпиль, чтоб не разрушить здание. Архитектор И.К. Коробов опасался, что при перестройке здание будет недостаточно устойчиво, а потому внёс предложение понизить или вовсе убрать шпиль Адмиралтейства. Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Фото, история, описание, адресОднако старые служаки Адмиралтейства восстали против понижения шпиля. Восстали и победили. Коробов внёс поправки в свой проект, и шпиль остался на башне, являясь главным ориентиром в городе. Но для того, чтобы башня устояла, коробов спустил шпиль внутрь строения на 12 м.
  4. Что на самом деле скрывает шар? Во время перестройки 1928 г. в шаре на вершине шпиля были обнаружены газеты 1886 г. Чтобы дополнить коллекцию, архитекторы заложили несколько газет, которые выпускались в Ленинграде, и Конституцию СССР. Также в ларце сохранились письмена, в которых названы имена мастеров. Но сказать, так ли это на самом деле, однозначно нельзя, ведь, согласно легенде, созданной Петербуржцами, открыть шкатулку нельзя, ибо тайна механизма ушла в небытие вместе с её создателем.
  5. Сколько золота ушло на позолоту шпиля? Согласно легенде, на позолоту шпиля ушло 17,8 кг золота. Но это было не простое золото. Оно было добыто из дукатов, полученных императором Российской Империи Петром Великим от семи нидерландских провинций.
  6. Как зачехлили шпиль Адмиралтейства? В годы Великой Отечественной войны, в дни Блокады Ленинграда шпиль Адмиралтейства был зачехлён. Работа над этим длилась 15 дней. Ещё осенью была создана бригада альпинистов, которые должны были забраться на вершину башни и зачехлить все золочёные детали. Но прежде лейтенант-воздухоплаватель В. Г. Судаков должен был закинуть канат и закрепить блок на кораблике, что оказалось не так-то просто.
  7. Какой корабль явился прототипом золотого кораблика. Как известно, создатель кораблика-флюгера является архитектор Болос. Многие исследователи утверждают, что кораблик был выполнен по образцу корабля «Орёл», созданный ещё во времена правления Алексея Михайловича.
  8. Вера против светской культуры. Многие скульптуры Адмиралтейства были утеряны при реставрации Исаакиевского собора, службы которого были перенесены в здание Адмиралтейства. Священнослужители считали наличие нагих Богов на фронтонах здания богохульством, а потому в течение 40 лет вели борьбу с ними. Так вместо богов весенних месяцев на фронтонах появились Вера, Надежда и Любовь.
  9. Адмиралтейство – сигнальная каланча. Сразу после строения башня Адмиралтейства служила пунктом наблюдения при пожарной части. Но после того, как произошло наводнение 1777 г., когда погибло много народу, её сделали сигнальной. При подъёме воды по углам здания поднимали флаги, а ночью зажигались фонари и стреляли из пушки, гром которых был слышен даже в отдалённых уголках города на Неве.Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Фото, история, описание, адрес
  10. Всё возвратится на круги своя. По факту Адмиралтейская верфь существовала только до 1844 г. Но ей ещё предстояло вернуться. В годы Великой Отечественной войны именно здесь ремонтировались боевые корабли. И так же, как в Петровские времена, рабочие трудились по 16 ч в сутки.

Здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге является одной из главных достопримечательностей города.

И так же, как и несколько веков назад символизирует красоту и мощь Российского флота.

Адмиралтейство - история и фотографии

Оформление статьи: Мила Фридан

Адмиралтейство сегодня

Адмиралтейство в Санкт-Петербурге после перестройки 1823 г. подверглось реставрации ещё несколько раз. Работы велись в 1928 г. и с 1997 по 1998 гг. В 2018 г. в здании также проходили восстановительные работы.

  • В 1977 г. шпиль снова позолотили. В процессе позолоты в шар под кораблём установили особенную шкатулку, в котором хранится проект Конституции СССР.
Экскурсия Программа Время Цена
Адмиралтейство для детей и взрослых Данная экскурсия создана специально для тех, кто хочет посетить Адмиралтейство вместе с детьми.

Идеальный возраст детей – школьники, но и детям дошкольного возраста будет не менее интересно, чем взрослым и школьникам.

Экскурсанты вместе с гидом обойдут весь квартал, увидят здание Адмиралтейства, насладятся архитектурной красотой здания и узнают его историю.

Вместе с экскурсоводом посетители прогуляются по Александровскому саду, узнают, как менялся он со времён Петра Великого, что изменилось на этом месте, а что осталось прежним.

Вместе с гидом экскурсанты составят карту квартала и разгадают много таинственных загадок

1,5 ч Группа до 4 человек – 2 400 руб.

Если группа больше 4 человек, то стоимость экскурсии составляет 600 руб. с человека.

Обзорная экскурсия «Вечерний Петербург» Экскурсанты вместе с гидом посетят главные площади города, познакомятся с архитектурными ансамблями и памятниками, увидят Стрелку Васильевского острова, Адмиралтейство, проедут по Невскому проспекту, насладившись вечерними видами Санкт-Петербурга.

Гид расскажет об архитектуре города, расскажет о том, как жили знаменитые горожане.

1,5 ч Взрослый – 600 руб.

Студенческий – 500 руб.

Пенсионеры и инвалиды – 450 руб.

Школьники – 400 руб.

Дети до 7 лет – 200 руб. Иностранцы – 800 руб.

Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу (дневная) За короткое время экскурсанты прогуляются по культурному центру, проедут по Невскому проспекту и другим улицам «Адмиралтейского трезубца».

Экскурсанты увидят знаменитые архитектурные ансамбли и памятники города, узнают историю их создания.

1,5 ч Взрослый – 600 руб.

Студенческий – 500 руб.

Пенсионеры и инвалиды – 450 руб.

Школьники – 400 руб.

Дети до 7 лет – 200 руб.

Иностранцы – 800 руб.

Индивидуальные экскурсии на иностранных языках Программа обсуждается в каждом случае индивидуально.

Экскурсии проводятся на английском, немецком, арабском, корейском и иврите.

Около 1,5 ч Цена зависит от языка, на котором проходит экскурсия.

Английский, немецкий языки – от 3 200 руб.

Арабский, корейский, иврит – от 7 000 руб.

  • До 1939 г. в одном из корпусов адмиралтейства находился музей морского флота, который мог посетить каждый желающий, но сейчас многое изменилось.
  • С 1925 по 2009 гг. в здании было расположено Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского.
  • После развала Советского союза не раз поднимался вопрос о том, как использовать Адмиралтейство. В 2006 г. сюда планировали переместить Центральный военно-морской музей, чтобы использовать освободившееся помещение для открытия нефтяной биржи.
  • В 2007 г. в здание Адмиралтейства предложили перевести командование Военно-морского флота.
  • 31 октября 2012 г. Главный штаб ВМФ перебрался в главное здание Адмиралтейства официально.
  • В январе 2014 г. Шойгу поддержал систему приспособления корпусов Адмиралтейства для нужд ВМФ.
  • С 8 июня 2018 г. Для посещения Адмиралтейства требуется разрешение командования ВМФ, которое даётся в исключительных случаях и позволяет попасть только в часть здания со стороны ресторана. Остальная часть после переезда штаба ВМФ является государственной тайной.Адмиралтейство в Санкт-Петербурге. Фото, история, описание, адрес

Часы работы Адмиралтейства: с 10 до 18 ч

Стоимость экскурсии зависит от многих факторов, но примерную стоимость посетители могут увидеть, взглянув на таблицу, приведённую ниже.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Достопримечательности и туризм